7 самых мрачных фильмов русского дореволюционного кино

Рецензии, рекомендации, мнения
Ответить
Аватара пользователя
Iss
Иерарх
Сообщения: 6655
Зарегистрирован: Пн ноя 12, 2007 19:10
Пол: Мужской

7 самых мрачных фильмов русского дореволюционного кино

Сообщение Iss » Вт окт 15, 2019 19:58

Ликующий Сатана и скачущие черти: 7 самых мрачных фильмов русского дореволюционного кино

Может показаться, что отечественный кинематограф дореволюционной эпохи состоял из одних лишь сентиментальных мелодрам и безыскусных комедий, снятых на потребу широкого зрителя, но это не так. Конечно, новый вид искусства обращался в первую очередь к массовой аудитории, однако при этом активно интересовался самыми темными сторонами человеческого бытия. Расшатанное мировоззрение эпохи Серебряного века было благодатной почвой для появления таких фильмов: чем меньше веры оставалось в сердцах, тем больше освобождалось в них места для мистики и всяческой чертовщины. В честь недели темных искусств «Нож» сделал для вас подборку из семи самых мрачных фильмов русского немого кино, трепещите.

1. «Ночь перед рождеством» Владислав Старевич, 1913

phpBB [video]


Владислав Старевич стал знаменитым благодаря своим удивительным куклам: мультипликатор, которого называют сегодня русским Тимом Бертоном, творил в начале прошлого века будущее кукольной анимации. В кадре его куклы выглядели как живые, и публика думала, что Старевич умеет тренировать насекомых. Впрочем, свой путь в киноиндустрии он начинал с игровых фильмов: «Страшная месть» (1912), «Путешествие на луну» (1912), «Руслан и Людмила» (1913)… Сохранились немногие из них. А вот фильму «Ночь перед Рождеством», экранизации любимого Старевичем Гоголя, повезло.

Снятый в последнем мирном году, это был фильм уходящей эпохи. Здесь героев представляют по именам в начальных титрах фильма, черт спускается с неба на веревочке, а вместо императрицы черевички вручает Вакуле князь Потемкин (в дореволюционном кинематографе запрещалось показывать членов царской фамилии). С чертями Старевичу всегда везло: в фильме «Ночь перед рождеством» черта играл роковой красавец Мозжухин, который в нужный момент уменьшался трудами режиссера и оказывался в кармане кузнеца.

В фильме «Пьянство и его последствия» (1913) с тем же Мозжухиным Старевич впервые использовал комбинированную съемку, чтобы создать на экране иллюзию того, что зловещий чертик выскакивает из бутылки и стращает героя во время белой горячки. Для раннего кинематографа такие фокусы были невероятно впечатляющими, только вот с приходом к власти большевиков про всякую нечистую силу в кино пришлось надолго забыть. Новые экранизации Гоголя появились на отечественном экране только спустя полвека.

5. «Сатана Ликующий» Яков Протазанов, 1917

phpBB [video]


Однажды в ненастную ночь в дом к пастеру Тальноксу постучался незнакомец — он попросил ночлега и медицинской помощи. Скоро выясняется, что путник был самим Сатаной, путешествующим по свету. Набожный пастор становится жертвой искушения, и Сатана подталкивает его сначала к воровству, а потом и к других грехам.

После Февральской революции был снят запрет на изображение прежде недопустимых сцен: на появление в кадре священнослужителей, на демонстрацию волшебства и мистицизма. Так появился на свет фильм «Сатана Ликующий». Протазанов почувствовал веяния своего времени и словно предсказал те трагические события, которые ожидали Россию вскоре. (В дореволюционной России кинематографисты вообще питали какое-то нездоровое пристрастие к фигуре Сатаны. Он появлялся в таких фильмах, как «Демон зла» (1915), «Исчадие ада» (1916), «Пан Твардовский» (1916), и других. Современные киноведы называют их «сатанинским циклом».)

Полностью тут:
https://knife.media/russian-satan-cinem ... Muvzp7tVGg
Среди могил унылых и безвестных
Я принесу чудовищный оброк
Тебе, о страх земной, подземный рок
И бич небесный!

Ответить

Вернуться в «Кинематограф»