Черные Властелины и Империи Ужаса (Толкиен, Мартин и прочее фэнтези)

Художественная литература
Аватара пользователя
Iss
Иерарх
Сообщения: 6487
Зарегистрирован: Пн ноя 12, 2007 19:10
Пол: Мужской

Re: Черные Властелины и Империи Ужаса (Толкиен и прочее фэнтези)

Сообщение Iss » Пн янв 28, 2019 00:05

С.Хвостенко

" Костенейте под землей
до поры, когда с зарей
тьма кромешная взойдет
на померкший небосвод... "

Слаб и жалок свет свечи
в нескончаемой ночи.
Булькнет темная вода:
жизнь - недолго, смерть - всегда.
Карауля всех во мгле,
смерть бессмертна на земле.
"Тьма кромешная взойдет
на померкший небосвод...

Чтобы властвовал один
в мире Черный Властелин!"

Беззаботным очагам
и бессильным ночникам
ночь погаснуть повелит:
холод вечен и велик.
Смерть - навечно, жизнь - на миг...
Равновесья хочет мир.
"Чтоб исчахли дочерна
солнце, небо и луна.

Чтобы властвовал один
в мире Черный Властелин!"

Трус, предатель и герой -
все под древнею горой
вечности погребены...
Пред забвеньем все равны.
Доблесть, верность, бой и труд -
все забудут. Все умрут.
Зло, добро, отвага, страх...
Обратится память в прах!

Чтобы властвовал один
в мире Черный Властелин!
http://www.kulichki.com/tolkien/ambar/eglador/jrrt/dark
Среди могил унылых и безвестных
Я принесу чудовищный оброк
Тебе, о страх земной, подземный рок
И бич небесный!

Аватара пользователя
Iss
Иерарх
Сообщения: 6487
Зарегистрирован: Пн ноя 12, 2007 19:10
Пол: Мужской

Re: Черные Властелины и Империи Ужаса (Толкиен и прочее фэнтези)

Сообщение Iss » Ср янв 30, 2019 17:57

Тут Муркока хотели? :)

Майкл Муркок не слишком известен молодым любителям фантастики, в последние десятилетия звезда его как бы приугасла. А между тем, в свое время работы этого писателя наступали на магазины и развалы настолько широким фронтом, что кому-то даже казалось — его книги обрели способность размножаться самостоятельно, и, словно птенцы кукушки, скидывали с полок тома остальных авторов.

Вклад Муркока в историю фантастики ничуть не меньше, чем вклад Толкина, Говарда, Ле Гуин. Пожалуй, вместе с ними и с Роджером Желязны Майкл Муркок составляет “Великую Пятерку”, “Могучую Кучку” писателей, наиболее повлиявших на мировое фэнтези. Парадоксально, но именно принадлежность к “великим” стала одной из причин нынешней малоизвестности Муркока. Сейчас у всех на устах произведения учеников Майкла — и последователей его учеников.


ПРАВИЛА МУЛЬТИВСЕЛЕННОЙ

Сферы миров плывут в безбрежном океане вечности. Каждая из сфер — отдельная Вселенная со своими законами, собственной историей, замкнутая в своей бесконечности. Этакие радужные мыльные пузыри, на оболочках которых переливаются красками хроники миллиардов эпох.
Все и сразу — здесь и Средиземье Толкина, и древние скандинавские мифы, и Упорядоченное Перумова, и реальная Земля, и тысячи, миллионы ее отражений, по каждому на любую фантазию или мысль. Такова Мультивселенная Майкла Муркока — финал долгой дороги, которую прошло миротворчество в фантастике. Дальше — некуда.

Изображение

Разнообразие Мультивселенной (иллюстрации Родни Мэттьюза).

Космическое Равновесие управляет жизнью и смертью мировых сфер, но не вмешивается в непрерывную борьбу Закона и Хаоса. Боги и демоны, колдуны, духи и монстры путешествуют между мирами, проникают сквозь окружающие их барьеры, странствуют по плоти сущего. И в каждой важной битве, в каждой значимой войне участвует Вечный воитель. Это всего лишь смертный, такой же уязвимый, как и мы все. Но, в отличие от нас, он — не просто личность, а один из архетипов Мультивселенной, одна из необходимых ее составляющих. В литературном смысле — это движущая сила повествования. В сюжетном — сотни, тысячи, мириады героев из разных миров и времен, которые, тем не менее — одно существо, перерождающееся, живущее как бы вне времени, вечное.

Великий герой служит Космическому Равновесию и восстанавливает его там, где одна из мировых сил нарушает баланс. Потому Воитель сражается то на стороне Закона, то на стороне Хаоса, то на стороне смертных. Воплощения Вечного воителя — главные герои романов Муркока. Пусть Воитель стремится стать обычным смертным — для вечного героя забвение и покой невозможны, а потому до конца времен он будет умирать, перерождаться и снова вступать в бесконечную битву между первоосновами. Он — острие меча, которым Мультивселенная воюет сама с собой.

http://old.mirf.ru/Articles/print536.html

Космическое Равновесие — мистическая сила, являющаяся одной из основ Мультивселенной в книгах Майкла Муркока.
Чаще всего Космическое Равновесие воплощается в виде огромных весов, на одной чаше которых незримо пребывает сила Закона, на другой — Хаоса (так оно описано, к примеру, в романе Муркока «Рыцарь Мечей», 1971 г.). Поэтому некоторые мудрецы Мультивселенной, называющие себя Рыцарями Равновесия (Сепирис, Дама Кричащей Чаши, Воин в Чёрном и Золотом, Моранди Паг и пр.) заняты тем, что поддерживают Равновесие, не давая ни Хаосу, ни Закону возобладать друг над другом.В поздних произведениях Муркока говорится, что стержень Весов образует Рунный Посох, а рычаг — Чёрный Меч, в то время как обе чаши — это воплощения Святого Грааля, но в ранних говорится, что и Рунный Посох, и Грааль — это всего лишь другое обличье Равновесия.


Термин «Космическое Равновесие» мог быть позаимствован Муркоком у Роберта Говарда: это словосочетание встречается в рассказе Говарда «Люди Чёрного Круга»


Хаос(Chaos) - нестабильная, постоянно меняющаяся материя, не способная принять постоянную форму. Повелевают ей Владыки Хаоса, создавая из неё всё, что им захочется. Стоит заметить, что Хаос не является синонимом понятия "зло", так же как Закон не является синонимом добра. Чтобы мир развивался гармонично должно присутствовать Равновесие между Хаосом и Законом. Символ Хаоса - восемь янтарных стрел, разлетающихся из одной точки.[/b]
Изображение

Асимметричный вариант символа хаоса, придуманного Майклом Муркоком
Изображение

Закон (англ. Law) — сила, противостоящая Хаосу, одна из основ Мультивселенной в книгах Майкла Муркока.
Иногда, как синоним к термину «Закон», Муркок использует слово «Порядок» (англ. Order), но очень редко. Закон- материя, находящаяся в статичном, застывшем состоянии, прямая противоположность Хаоса.Символ Закона - одинокая стрела, направленная вверх.

Изображение

Владыки Закона (Lords of Law) - боги, стоящие на стороне Закона. По характеру они холодны и рассчётливы, разум у них превалирует над чувствами. В книгах упоминаются четыре Владыки Закона: Донблас Творец Справедливости (высший из Владык Закона), Аркин, Шалод и герцогиня Миггея. Как и Владыки Хаоса, Владыки Закона подчиняются Космическому Равновесию.


По Муркоку, Закон и Хаос отнюдь не тождественны Добру и Злу (как можно подумать, исходя из самих названий): скорее, здесь уместна аналогия со строгой размеренностью классицизма (ей как раз и соответствует Закон), и буйной фантазией романтизма (ей соответствует такое же кипучее буйство Хаоса). Закон и Хаос, а также боги, в которых они воплощены, не могут существовать друг без друга; в романе «Дракон в мече» (1981 г.) капитан Корабля Судьбы прямо говорит Вечному Воителю Эрикезе, что, если бы существовал только один аспект Закона или только один аспект Хаоса, жизнь в Мультивселенной остановилась бы. Вечное противоборство этих двух сил, по Муркоку, и порождает разнообразие жизни. В то же время в произведениях Муркока показаны миры, где совсем нет богов и о противостоянии Хаоса и Закона никто ничего не знает.

Таким образом, Закон не является ни однозначным добром, ни однозначным злом — в нём есть и хорошие, и плохие стороны; однако чаще Муркок изображает Закон именно с отрицательной точки зрения: видно, что он больше симпатизирует Хаосу (так, любимый герой Муркока — Элрик из Мелнибонэ — слуга Хаоса; Эрикезе, хотя и выступает в конце концов на стороне Закона, одинаково скептически относится к обеим силам; собственно, единственный из героев Муркока, кто от начала до конца выступает на стороне Закона — это Корум, что не мешает ему, однако, выражать недовольство тем, что боги Закона используют смертных в своих целях, а также дружить с Элриком: ещё одно доказательство амбивалентного взгляда героев Муркока на противоборство сил).

В мире фон Бека — Германии XVIII века — противоборство Закона и Хаоса изображено как конфликт Бога и Люцифера, причём Люцифер ищет примирения с Богом.
Среди могил унылых и безвестных
Я принесу чудовищный оброк
Тебе, о страх земной, подземный рок
И бич небесный!

Аватара пользователя
Iss
Иерарх
Сообщения: 6487
Зарегистрирован: Пн ноя 12, 2007 19:10
Пол: Мужской

Re: Черные Властелины и Империи Ужаса (Толкиен и прочее фэнтези)

Сообщение Iss » Ср янв 30, 2019 18:04

Владыки Хаоса (Lords of Chaos) - боги, стоящие на стороне Хаоса. Так как Хаос воплощает чувства, а не разум, владыки Хаоса руководствуются сиюминутными побуждениями, а не трезвым рассчётом. В книгах упоминается множество владык Хаоса, но самых могущественных повелителей Хаоса трое: Чардрос Жнец, Мабелод Безликий и Слортар Древний. Из оставшихся чаще всех упоминаются Ариох и Ксиомбарг. Как и Владыки Закона, Владыки Хаоса подчиняются Космическому Равновесию.

Изображение

Ариох — персонаж книг Майкла Муркока, бог Хаоса.

Изображение

Имя «Ариох» встречается в Библии, Ариох (львиный - кстати, Корум попадает во дворец Ариоха через портал, носящий название Пасть Льва) — имя трех лиц:

а) (Быт.XIV, 9) — имя царя еласарского, современника Авраама, пораженного последним при долине Сиддиме;
б) (Дан. II, 14, 15) — начальник Навуходоносоровой стражи;
в) (Иудифь I, 6) — союзник Навуходоносора, ц. елимейского.

но возможно, что Муркок дал своему персонажу это имя из-за его созвучия с английским словом «a-riot» (беспорядочно), поскольку такое имя очень подобает богу Хаоса.

Внешность

Изображение

Ариох изображается Муркоком по-разному в зависимости от мира, где он пребывает. Так, в мире Элрика это — прекрасный, златовласый и златокожий юноша, а в мире Корума — ужасающий гигант, чем-то напоминающий современного бомжа, но он появляется и в другом виде, в одежде и с вооружением Элрика. В мире Илианы Гаратормской он вообще не имеет постоянного облика, колеблясь между обликом рептилоида и двумя человеческими. Элрику Ариох впервые явился в образе мухи, обладающей человекоподобными чертами лица.

В зал залетела муха. Она жужжала то здесь, то там, словно бы следуя линиям рун, совсем недавно нарисованных Элриком.

Муха замирала то на одной руне, то на другой.

«Наверное, она влетела в окно», – подумал Элрик.

Эта помеха раздражала его – и в то же время притягивала внимание.

Муха села на лоб Элрика. Большая черная муха – жужжание ее было до неприличия громким. Она потерла друг о дружку передние лапки и, словно бы проявляя особый интерес к этому бледному лицу, поползла по нему. Элрик вздрогнул, но прогнать муху у него не было сил. Когда она снова появилась в поле его зрения, он скосил на нее глаза. Когда он ее не видел, он чувствовал ее мохнатые лапки на своей коже. Потом она поднялась в воздух и, пролетев немного с прежним громким жужжанием, уселась вблизи носа Элрика. И тут Элрик увидел глаза насекомого. Это были те самые глаза – или не глаза? – которые он видел в ином измерении.

Он начал понимать, что это не какая-то обычная муха. У нее были черты, отдаленно напоминающие человеческие.

Муха улыбалась ему.

Своей осипшей глоткой и сухими губами он смог произнести одно-единственное слово:

– Ариох?

И тут муха обернулась прекрасным юношей. Прекрасный юноша заговорил прекрасным голосом – мягким, сочувственным, но в то же время мужественным. Его одежды словно были сделаны из жидких драгоценных камней, но они не слепили Элрика, потому что из них не исходило никакого света. На его поясе висел узкий меч, но шлема на явившемся не было, а вокруг головы мерцал красный огонь. Глаза у него были мудрые, глаза у него были старые, а если смотреть внимательно, то в них можно было увидеть древнее и абсолютное зло.


Ариох как наставник и покровитель Вечного Воителя

Ариох был связан с одной из инкарнаций Вечного Воителя — Элриком из Мелнибонэ — узами, напоминающими платоническую любовь. Он был его наставником и защитником, поскольку Элрик заключил с ним договор о том, что Ариох получит кровь и души всех тех, кого сразит Чёрный Меч. Не раз Ариох спасал Элрика от верной гибели, но не раз и отказывал ему в помощи, если был занят (потому что всё время враждовал с богами Закона). Несмотря на это, Элрик доверял Ариоху, а тот — Элрику, вплоть до самой последней войны между Хаосом и Законом в мире Элрика, когда Сепирис побудил Воителя восстать против Ариоха. До того момента, как Элрик поднял на него свой Меч, Ариох планировал сделать его одним из мелких божеств Хаоса в своём окружении.

Изображение

Ариох как противник Вечного Воителя

Во всех других инкарнациях Вечного Воителя, описываемых Муркоком (Корум, Илиана, Ульрих фон Бек), Ариох выступает как противник Воителя. Обычно его изгоняют в Лимб, разрушая телесную оболоску Чёрным Мечом или как-нибудь иначе (к примеру, Корум разрушает сердце Ариоха своим волшебным протезом). Несмотря на то, что тело Ариоха разрушалось много раз, он, видимо, всё же бессмертен, поскольку принимает участие во многих циклах развития Мультивселенной.
Среди могил унылых и безвестных
Я принесу чудовищный оброк
Тебе, о страх земной, подземный рок
И бич небесный!

Аватара пользователя
Iss
Иерарх
Сообщения: 6487
Зарегистрирован: Пн ноя 12, 2007 19:10
Пол: Мужской

Re: Черные Властелины и Империи Ужаса (Толкиен и прочее фэнтези)

Сообщение Iss » Ср янв 30, 2019 21:02

Ариох выходит в тройку так называемых Повелителей Мечей - трех Богов Хаоса, находящихся в особой связи. Сам Ариох- Валет Мечей. Королевой Мечей является Ксиомбарг - обычно выглядящая красивой молодой женщиной, но иногда принимающая и мужское обличье (делая каламбур из ее титула «Королева мечей»). Она склонна к изменению облика и носит гигантский меч. В «Буреносце» (один из романов об Эльрике) она едет на существе с головой льва и телом быка.
Изображение
Хотя она предпочитает облик красивой женщины, отмечается, что во время борьбы с Элриком она начала трансформироваться, возможно, из-за потери концентрации, и со временем стала похожа на насекомое.
Изображение
Король Мечей - Мабелод Безликий, самый могущественный из троицы. Появляется с лицом, постоянно находящимся в тени, или просто с голой кожей вместо лица.
Изображение
Изображение

Среди других, наиболее значимых, Богов Хаоса:

Слотар Старый - самый старший из Повелителей Хаоса. Несмотря на свое имя он выглядит стройным, красивым и полным молодости.


Чардрос Жнец - - один из трех самых старых Повелителей Хаоса , похожий на Мрачного Жнеца . Он упоминается как повелитель разрушения и красоты.

Пайрай является Владыкой Хаоса, который правит океанскими глубинами в Мире Эльрика . Он выглядит как гигантское красное существо, похожее на осьминога, а его душа хранится в голубом кристалле на его голове. Моряки, которые тонут в море, попадают в его флот Хаоса. Одним из предзнаменований конца света является восхождение флота Хаоса на поверхность.
Изображение
Среди могил унылых и безвестных
Я принесу чудовищный оброк
Тебе, о страх земной, подземный рок
И бич небесный!

Аватара пользователя
Iss
Иерарх
Сообщения: 6487
Зарегистрирован: Пн ноя 12, 2007 19:10
Пол: Мужской

Re: Черные Властелины и Империи Ужаса (Толкиен и прочее фэнтези)

Сообщение Iss » Ср янв 30, 2019 21:15

Майкл Муркок, в отличие от большинства авторов фэнтези, пренебрегает детальными описаниями. Пожалуй, единственная подробно описанная его вселенная — Молодые королевства, мир самого известного героя Муркока — Элрика Мелнибонийского.

Придумывая этот мир, Майкл Муркок не стремился создать что-то реалистичное или исторически достоверное. Наоборот, он смешивал реалии различных стран и народов — здесь можно встретить черты Японии, итальянских городов-государств раннего средневековья, арабского востока и греческого Крита.
Изображение

География мира Элрика необычна. Есть три континента, названных без особого мудрствования Западным, Восточным и Южным, и несколько крупных островов — вот и вся суша. Зато весь мир «плавает» в море окружающего Хаоса, и понятие Край мира здесь — не абстрактная фраза, а очень даже определенное место на карте. И практически во всех этих землях за время своих скитаний побывал Элрик, последний император-чародей Мелнибонэ.

Изображение

Остров Мелнибонэ — последний осколок империи, которая на протяжении десяти тысяч лет правила миром. Магией и мечом мелнибонийцы покоряли народ за народом, уничтожая непокорных и обращая в рабство побежденных. Основной силой были огромные золотые барки, созданные при помощи колдовства, а также помощь драконов, чьей поддержкой мелнибонийцы заручились еще в те времена, когда об империи никто и не думал. Мелнибонийские правители заключили договоры со всеми элементалями, со всеми сверхъестественными союзниками, с какими только было можно, и за тысячелетия накопили огромные магические знания. Но даже такая сила не спасла империю от упадка. Когда он начался, можно только гадать, но в результате порабощенные страны одна за другой восставали против власти императоров-чародеев. На момент начала Саги об Элрике только остров Мелнибонэ напоминает о былом величии. Собственно Молодыми королевствами называются все земли, кроме самой Империи.

Майкл Муркок рассказывает несколько вариантов истории Острова Драконов. Один, который упоминается в книгах, гласит, что некогда Владыки Высших Миров решили заключить договор между собой, и им понадобилось место, где бы можно было встретиться без помех. Они отправили владыку Хаоса Ариоха, дабы предупредить жителей одного города, что тем нужно покинуть родные края. Ариох при этом пообещал изгнанникам свою помощь и слово сдержал. Жители отправились за море, но шторм вынес их корабли на берега острова, где жили драконы. Так, с помощью драконов и Ариоха и появился Мелнибонэ.

Второй вариант истории (более правдоподобный) показан в комиксах. В них говорится, что некогда из другого мира пришел народ, ведомый побратимами-драконами, и осел на острове, тогда еще не называвшемся Мелнибонэ. Народ был мирный и первые столетия занимался торговлей, исследовал мир и сотрудничал с другими странами. Постепенно, не без влияния Ариоха, остров стал королевством. После гражданской войны, при прямой поддержке Хаоса началось становление империи.

Мелнибонийцы — не люди, хотя и выглядят почти также, они гораздо более древняя раса, которая за свою историю неоднократно меняла нормы морали. Современные мелнибонийцы очень жестоки, но это для них совершенно естественно. То, что людям кажется ужасным (наслаждение пытками, общение с демонами и т. п.), для жителей острова Драконов обыденно и привычно, хотя и среди них встречаются исключения.

Мелнибонийцы по своей природе консерваторы. Издавна управляемые династией императоров-чародеев, они даже не думают о том, что можно что-то изменить. Представители высшего сословия не только обладают немалой колдовской силой, но и способны летать на огромных драконах, живущих в пещерах рядом со столицей, Имрриром Прекрасным, торговой столицей всего мира.

Город зовется прекрасным не просто так — ввысь поднимаются огромные разноцветные башни, которые вместе создают ощущение невероятной красоты, пусть и построенной на крови других народов. Традиция гласит, что после смерти императора необходимо снести какую-нибудь старую башню и возвести новую, в честь умершего.

Изображение

Отрывок из книги "Элрик из Мелнибонэ"

"На горизонте показалось Мелнибонэ – нагромождение скал, черный монстр, присевший на корточки в море и зовущий своих детей вернуться назад, к изощренным наслаждениям Грезящего города. Огромные утесы приблизились, центральные ворота лабиринта открылись, вода принялась волноваться и плескаться, когда золотые барки, разрезая ее своими золотыми носами, вошли внутрь и исчезли во влажном мраке туннеля. На поверхности воды все еще плавали обломки кораблей – следы вчерашней схватки; время от времени в свете факелов мелькали распухшие тела мертвецов.

Боевые барки безучастно двигались по этим бренным останкам, но на них не царило веселье – они везли известие о гибели в бою их прежнего императора (Йиркун рассказал им, что случилось). В течение следующей ночи – а всего в течение семи ночей – улицы Мелнибонэ будут наполнены Диким танцем. Отвары и специальные напитки никому не дадут уснуть, потому что во время траура по умершему императору сон запрещен как старым, так и молодым. Владыки драконов, обнаженные, будут бродить по городу и брать любую приглянувшуюся им молодую женщину, чтобы наполнить ее своим семенем, потому что такова была традиция: если умирает император, то знать Мелнибонэ должна произвести как можно больше детей аристократической крови. Музыкальные рабы будут завывать с вершин всех башен. Другие рабы будут убиты, а некоторые – съедены. Это был жуткий танец, танец скорби, и отнимал он не меньше жизней, чем создавал. Одна из башен будет разрушена, а одна возведена за эти же семь дней, и новая башня будет названа в честь Элрика VIII, императора-альбиноса, который погиб в море, защищая Мелнибонэ от пиратов с юга.

Погиб в море, а тело его взято волнами. Это было плохим предзнаменованием, так как означало, что Элрик отправился служить Пьяраю-Щупальценосному нашептывателю невероятных тайн, Владыке Хаоса, который управлял флотом Хаоса – погибшими кораблями с погибшими моряками, навечно попавшими к нему в рабство. А такая судьба не подобает тому, в ком течет кровь правителей Мелнибонэ.
"

Элрик уничтожил Имррир, собственную столицу. После чего отправился в странствия по миру Молодых Королевств.

Изображение

Ариох подарил правителю Мелнибонэ два черных рунных клинка — Буревестника и Утешителя. Благодаря этим подаркам и была создана Империя, правившая десять тысяч лет. То же самое попытались сделать и жители острова Пан Танг, правда, с гораздо менее удачным итогом.

Черные мечи, страшное оружие, выпивающее души врагов и при этом наполняющее дополнительными силами своего владельца. Элрик, став хозяином Буревестника, в одиночку выходил против многочисленных противников, владелец же двух клинков сразу становился фактически неуязвимым полубогом. Но, кроме плюсов, мечи несли и страшное проклятие — обнажив клинок, его нельзя убрать в ножны, не напоив кровью. Вдобавок, мечи обладали собственной волей и любили поражать друзей своего хозяина. Именно из-за Буревестника Элрика и прозвали «убийцей родичей».
Изображение

Другим артефактом прежней эпохи, находившимся у Элрика, было кольцо Королей с драгоценным камнем Акториосом. Это не только важный символ императорской власти, но предмет немалой магической силы, используемой, к примеру, для открытия врат между мирами.

Если есть оружие, должна быть и защита. Такая, как зеленый с серебром круглый Щит Хаоса в человеческий рост, на котором изображена эмблема Хаоса — восемь янтарных стрел, расходящихся из одной точки. Щит — единственное средство, способное оборонить своего владельца от влияния Хаоса. Давным-давно его создал великан Мордага, бывший в то время богом. Но остальные небожители изгнали его и обрекли на гибель от руки смертного. Многие столетия Мордага ждал прихода Элрика, чтобы последний раз попытаться обмануть судьбу.

Вся мудрость мира хранится в Книге мертвых богов — фолианте, созданном великими древними богами. Осознав, что произойдет, если смертные узнают о своей судьбе, книгу решили уничтожить, отправив на солнце. Но силы Хаоса ее перехватили и укрыли в соседнем измерении. Одна из историй об Элрике рассказывает как раз о поисках этого манускрипта.

В Саге упоминаются и другие магические предметы — аркан плоти, рог Судьбы, драгоценный камень Нанорион, способный пробуждать от колдовского сна. Но Майкл Муркок не рассказывает о них подробно, оставляя читателю возможность гадать об их происхождении самостоятельно.


Сага об Эльрике Мелнибонийском

Сага повествует о жизни последнего императора Мелнибонэ - Эльрика. Родившись альбиносом, он вынужден поддерживать жизнь при помощи трав и заклятий. Йиркун, его двоюродный брат, хочет занять трон сам. И ему это удается, когда Эльрик отправляется в странствия по Молодым королевствам. Рунный меч Буреносец, подаренный Эльрику его богом-покровителем Ариохом, помогает ему остаться в живых, выпивая души врагов и передавая их жизненную силу Эльрику. После года странствий Эльрик возвращается в Мелнибонэ, чтобы отомстить Йиркуну, но во время битвы от Буреносца погибает возлюбленная Эльрика, и тот, полностью разрушив свою бывшую столицу, вновь отправляется в странствия. За привычку действовать в одиночку его прозвали Белым Волком, несколько лет о нем слышно в разных концах мира, пока он гонялся за колдуном Телебом К'аарной, которому поклялся отомстить. И после окончания этой погони, через некоторое время Эльрик встречает свою новую любовь - Зарозинию. Несколько лет они живут в мире и покое, но начинается битва за измерение между Владыками Хаоса и Закона и Эльрик вынужден в ней участвовать...

Изображение

Итог "Саги об Элрике":
Элрик взял рог и поднес его к губам. Он протрубил, провозглашая наступление ночи на новой Земле. Той ночи, которая должна предшествовать рассвету. И хотя звук рога был исполнен торжества, Элрик вовсе не торжествовал. Невыносимое одиночество и невыносимая скорбь одолевали его. Он продолжал трубить, откинув назад голову. А когда эта нота стала замирать и ее торжественное звучание перешло в затухающее эхо, которое в большей степени отражало страдание Элрика, над ним в небесах над землей стали образовываться какие-то огромные очертания, словно вызванные звуком рога.

Это были очертания огромной руки, держащей весы. Элрик увидел, как весы начали выравниваться, и наконец обе чаши оказались на одном уровне. И это немного облегчило скорбь Элрика, который теперь выпустил из рук рог Судьбы.

– Хоть что-то, – сказал он. – Даже если это иллюзия, то довольно утешительная.

Он повернул голову и увидел, что меч поднялся с земли, пронесся по воздуху и оказался рядом с ним.

– Буревестник! – закричал он, и тут адский клинок ударил его в грудь.

Элрик почувствовал ледяное прикосновение меча к своему сердцу, потянулся рукой, пытаясь ухватиться за клинок пальцами, тело его пронзила судорога. Буревестник высасывал душу из самых глубин существа альбиноса, и Элрик ощущал, как все его «я» переходит в меч. Теперь, когда жизнь из него перетекала в клинок, он понял, что это было суждено ему с самого начала – умереть таким образом. Он убивал этим мечом своих друзей и любимых, похищал их души, чтобы подкрепить свое слабеющее тело. Меч словно бы изначально вел Элрика к этому концу, будто альбинос был всего лишь проявлением Буревестника, а теперь возвращался в тело меча, который на самом деле никогда и не был настоящим мечом. И, умирая, Элрик снова зарыдал, потому что понял: та часть души меча, которая являет собой его, Элрика, обречена на бессмертие, на вечную борьбу.

Элрик из Мелнибонэ, последний из императоров Сияющей империи, вскрикнул в последний раз, и его тело рухнуло на землю, распростерлось безжизненной оболочкой рядом с телом друга.

Элрик лежал под огромными весами, которые все еще висели в небесах.

Потом форма Буревестника начала изменяться, меч стал извиваться и закручиваться над телом альбиноса и наконец замер над ним.

Та сущность, которая была Буревестником, последнее проявление Хаоса, которое останется в новом мире, взглянула на тело Элрика из Мелнибонэ и улыбнулась.

– Прощай, друг. Зло, которое было во мне, в тысячу раз превосходило твое!

И с этими словами он подпрыгнул над землей и понесся вверх, раздался его дикий, безумный смех – он потешался над Космическим Равновесием, наполняя Вселенную своей нечестивой радостью.

На этом кончается Сага об Элрике из Мелнибонэ.
Среди могил унылых и безвестных
Я принесу чудовищный оброк
Тебе, о страх земной, подземный рок
И бич небесный!

Аватара пользователя
AlexGreen
Тень
Сообщения: 40
Зарегистрирован: Сб ноя 24, 2018 10:08
Пол: Мужской
Откуда: Мурманск

Re: Черные Властелины и Империи Ужаса (Толкиен и прочее фэнтези)

Сообщение AlexGreen » Ср фев 13, 2019 13:43

Сегодня увидел такой трейлер. В мае выйдет фильм об истории о том чем вдохновлялся Толкиен, при написании Сильмариллиона.
phpBB [video]

Аватара пользователя
Iss
Иерарх
Сообщения: 6487
Зарегистрирован: Пн ноя 12, 2007 19:10
Пол: Мужской

Re: Черные Властелины и Империи Ужаса (Толкиен и прочее фэнтези)

Сообщение Iss » Вс апр 28, 2019 01:08

«Песнь Льда и Огня» (англ. A Song of Ice and Fire, другой вариант перевода — «Песнь Льда и Пламени») — серия фэнтези-романов американского писателя и сценариста Джорджа Р. Р. Мартина.Действие «Песни Льда и Огня» происходит в вымышленном мире, напоминающем Европу Позднего Средневековья. В мире «Песни» лето и зима длятся годами; события книг охватывают несколько лет, на которые приходится конец долгого десятилетнего лета, осень и начало тяжёлой и неопределённо долгой зимы.

Ряд сюжетных линий связан с борьбой за Железный Трон — престол Вестероса. После смерти в первой книге короля Роберта Баратеона разворачивается борьба за власть между влиятельными семействами и их сторонниками — сначала в виде дворцовых интриг, потом в виде гражданской войны. Некоторые области страны откалываются, провозглашая себя независимыми государствами.Часть повествования протекает за пределами Вестероса — на восточном континенте Эссосе. Дейенерис Таргариен, последняя представительница династии Таргариенов, когда-то правившей Вестеросом, но свергнутой Робертом Баратеоном, пытается найти себе союзников, чтобы вернуть принадлежавший её предкам Железный Трон. Дейенерис становится хозяйкой последних трёх оставшихся в мире драконов. Важная сюжетная линия, в центре которой находится юноша-бастард Джон Сноу, связана с событиями на крайнем севере Вестероса, где гигантская Стена ограждает южные королевства людей от диких земель по ту сторону стены. Здесь с концом лета появляются Иные — зловещие сверхъестественные существа, связанные с холодом и смертью.

Изображение
«Игра́ престо́лов» (англ. Game of Thrones) — американский телесериал в жанре фэнтези, основанный на цикле романов «Песнь Льда и Огня» Джорджа Р. Р. Мартина. Снимается под руководством Дэвида Бениоффа и Д. Б. Уайсса для кабельного телеканала HBO. Съёмки ведутся в нескольких странах, включая Великобританию (Северная Ирландия), Мальту, Хорватию, Исландию и Марокко. Премьера первого сезона в США состоялась 17 апреля 2011 года. Показ финального сезона сериала стартовал 14 апреля 2019 года.Действие «Игры престолов» происходит в вымышленном мире, напоминающем средневековую Европу. В сериале одновременно действует множество персонажей и развивается несколько сюжетных линий. Основных сюжетных арок три: первая посвящена борьбе нескольких влиятельных домов за Железный Трон Семи Королевств либо за независимость от него; вторая — потомку свергнутой династии правителей, принцессе-изгнаннице, планирующей вернуть престол; третья — древнему братству, охраняющему государство от угроз с севера.
phpBB [video]


Для сериала характерно отсутствие строго положительных персонажей, многие герои совершают неоднозначные поступки и могут погибнуть на экране неожиданно для зрителя. В сериале присутствуют фантастические существа — драконы и нежить. Специально для сериала были разработаны искусственные языки: дотракийский, высокий валирийский и несколько его диалектов.
Телесериал получил высокие отзывы зрительской аудитории, став одним из самых крупнобюджетных проектов на современном американском телевидении и самым дорогостоящим в жанре фэнтези, несмотря на то, что многие критики посчитали избыточным количество ненормативной лексики, натуралистических сцен убийств, эротических сцен и намёков сексуального характера. Вокруг «Игры престолов» возникло обширное фан-сообщество.


Иные, или «Белые Ходоки» — полулегендарные чудовищные создания, обитающие в землях за Стеной.

Это зловещие сверхъестественные существа, связанные с холодом, ночью и долгой зимой; подобно людям, они носят доспехи и искусно сражаются мечами, но после смерти тают и превращаются в пар. Цели Иных не ясны, но они убивают все живое и обращают убитых людей и животных в покорных им упырей; Иные ездят верхом на мертвых животных и водят в бой армии нежити. Согласно сказкам, у Иных есть и ещё один вид слуг — ледяные пауки, но в книгах эти создания пока что не появлялись. Как самих Иных, так и порабощённых ими живых мертвецов отличают ярко-синие глаза, светящиеся в темноте.
Изображение

За восемь тысяч лет до событий книг, во времена Долгой Ночи, которая продлилась целое поколение, Иные уже вторгались в королевства людей со своим войском мертвецов, опустошая города и селения. Их удалось остановить и отбросить назад, на север, после чего на северной границе Семи королевств была выстроена огромная Стена, и ордену Ночной Дозор, который сражался с Иными в Рассветной Битве, была поручена её оборона.

Джордж Мартин в письме к Томми Паттерсону, художнику комикса A Game of Thrones: The Graphic Novel, сравнивал Иных с сидами из кельтской мифологии:

Иные не мертвы. Они странные, прекрасные… как бы выразиться… сиды, сделанные изо льда, что-то вроде этого… безжалостные, изящные, опасные.
A Game of Thrones: The Graphic Novel, Vol. 1
Изображение

Иные, будучи нелюдями, все же похожи на людей. У них молочно-белая кожа и ярко-синие светящиеся глаза; это высокие и стройные создания, передвигающиеся легко и грациозно. Иные не издают звуков при движении и не оставляют следов на снегу — во всяком случае, не проваливаются сквозь свежий наст; о них говорят «холодные тени», однако Иные вполне материальны, и с ними можно сражаться и даже убить.
Изображение

В сериале «Игра престолов» термин «Иные» (Others) принципиально не используется, таинственные существа за Стеной называются только Белыми Ходоками. В начале первой серии первого сезона, соответствующей книжному прологу, появляются как минимум трое Белых Ходоков. Это рослые, мускулистые существа; они не носят переливающихся доспехов, как в книге, но их льдистые мечи соответствуют книжному описанию. Никаких членораздельных реплик они не произносят, но в сцене погони слышны голоса Белых Ходоков, похожие одновременно на рычание и на скрежет льда.
Изображение

Упыри, или восставшие мертвецы — это оживлённые Иными трупы животных и людей; восставшие мертвецы, «зомби». У них, как и у самих Иных, ярко-синие глаза, а также почерневшая кожа на руках, как при обморожении, независимо от причин смерти. Днем упыри мало чем отличаются от обычных трупов, но после заката поднимаются на ноги и нападают на живых; они действуют молчаливо и сосредоточенно, точно исполняя чьи-то приказы. Убить упыря можно, либо изрубив его в куски, либо с помощью огня — упыри легко сгорают.

Изображение

Создатели-Иные используют упырей как основную ударную силу, «пушечное мясо», а иногда как средство транпорта. Видимо, основной программой действия для упыря является уничтожение всего живого без разбора. Существуют животные-упыри: упыри-лошади, упыри-медведи, упыри-вороны. В некоторых сказаниях Иные ездят верхом на мертвых животных: на медведях, лютоволках, мамонтах, лошадях
Изображение

Долгая Ночь — легендарный период в истории Вестероса, многолетняя зимняя ночь, которая накрыла весь Вестерос, если не весь мир, и продолжалась целое поколение. В это время Вестерос подвергся нашествию Иных, но людям, оказавшимся на краю гибели, удалось в итоге победить. Когда Долгая Ночь окончилась, люди построили на севере материка колоссальную Стену и учредили Ночной Дозор, чтобы защититься в случае нового прихода Долгой Ночи и Иных. Жрецы Рглора предсказывают, что «ночь, которой не будет конца», может наступить снова, и возродившийся герой должен вновь сразиться со злом.
Изображение

Долгой Ночи предшествовала холодная, жестокая зима, казавшаяся бесконечной — такой ещё не было на памяти людей. Но потом солнце спрятало свой лик на много лет, целое поколение, и королевства Первых Людей, населявших тогда Вестерос, охватили стужа, голод и смерть. Умирали и короли, и свинопасы; матери душили детей, чтобы не видеть, как те умирают. Во тьме Долгой Ночи появились Иные, «холодные мёртвые твари», ненавидевшие солнце, железо и всех живых созданий и не знающие жалости. Иные ездили на «бледных конях», повелевали «мёртвыми слугами», которых кормили человеческой плотью, и более чудовищными созданиями — бледными ледяными пауками. Первые Люди пытались воевать с Иными, но те разбивали все выставленные против них армии, опустошали крепости, города и королевства.
Среди могил унылых и безвестных
Я принесу чудовищный оброк
Тебе, о страх земной, подземный рок
И бич небесный!

Аватара пользователя
Iss
Иерарх
Сообщения: 6487
Зарегистрирован: Пн ноя 12, 2007 19:10
Пол: Мужской

Re: Черные Властелины и Империи Ужаса (Толкиен и прочее фэнтези)

Сообщение Iss » Вс апр 28, 2019 02:07

Король Ночи — персонаж сказок Старой Нэн, тринадцатый лорд-командующий Ночного Дозора, перешедший на сторону Иных. Если Король Ночи вообще существовал, он жил за восемь тысяч лет до событий книг, вскоре после строительства Стены. Если верить сказкам , лорд-командующий не ведал страха, и это был его порок, «ибо все люди должны чего-то бояться». Однажды, увидев со Стены прекрасную женщину, он погнался за ней, настиг её и предался с ней любви. Эта женщина с кожей белой, как луна, глазами синими, как звёзды, и телом холодным, как лёд, была мертва, и со своим семенем лорд-командующий отдал ей свою душу. Он привёз свою избранницу в Твердыню Ночи, тогдашний главный замок Ночного Дозора, и назвал себя Королём Ночи, а её — своей королевой.
Изображение
С помощью колдовских чар Король Ночи подчинил своей воле других братьев Ночного Дозора и тайно приносил Иным человеческие жертвы. При свете дня Король Ночи выглядел как обычный человек, но с приходом сумерек преображался. Тринадцать лет Король Ночи и его мёртвая королева правили Стеной, пока Брандон Старк из Винтерфелла и Король-за-Стеной Джорамун не объединились и не свергли его. После этого все записи о Ночном Короле были уничтожены, и само имя его сделалось запретным
Изображение
В телесериале HBO Король Ночи является не только персонажем сказок, но действующим лицом — предводителем Белых Ходоков. Хотя он появился во плоти ещё в четвёртом сезоне сериала, этот персонаж долгое время оставался безымянным — о том, что это Король Ночи, было известно из сопроводительных материалов к сериалу, и только в конце шестого сезона прозвучало прозвище «Король Ночи» применительно к предводителю Белых Ходоков.В отличие от обычных ходоков, Король Ночи носит чёрные одежды, имеет на голове выросты, напоминающие корону, и способен превращать человеческих младенцев в белых ходоков. Он может невероятно быстро оживить огромное количество мертвецов, которые сразу становятся пополнением его армии вихтов.
Изображение
https://7kingdoms.ru/wiki/%D0%9A%D0%BE% ... 1%87%D0%B8
Среди могил унылых и безвестных
Я принесу чудовищный оброк
Тебе, о страх земной, подземный рок
И бич небесный!

Аватара пользователя
Iss
Иерарх
Сообщения: 6487
Зарегистрирован: Пн ноя 12, 2007 19:10
Пол: Мужской

Re: Черные Властелины и Империи Ужаса (Толкиен и прочее фэнтези)

Сообщение Iss » Пн апр 29, 2019 01:23

Чёрный Козёл — божество, которому поклоняются в городе Квохоре.Квохор — один из девяти Вольных Городов, самый восточный из них. Этот город больше, чем другие Вольные Города, погряз в магии: в сказках и песнях, даже в Вестеросе, его называют Городом Чародеев, подобно далекому Асшаю. По слухам, здесь практикуют ворожбу, некромантию и магию крови
Изображение
Известно, что город Квохор основали последователи Чёрного Козла. Чёрный Козёл, требует ежедневных кровавых жертвоприношений. Чаще всего в качестве жертвы на алтаре оказываются телята, бычки и лошади, а в дни священных праздников под нож жрецов в капюшонах идут преступники. Во времена кризисов и опасностей городская знать приносила в жертву собственных детей, чтобы ублажить бога, который мог защитить город.
Изображение
Алтарь для жертвоприношений Чёрному Козлу Квохора.

Вне Квохора Чёрный Козёл является неоднозначным божеством — так, бородатые жрецы Норвоса считали квохорского Чёрного Козла демоном, мерзким и коварным. Адепты Чёрного Козла находят прием в Асшае, где нет ничего запретного[3]. Чёрный Козёл в какой-то мере является божеством смерти, во всяком случае, Безликие из Браавоса считают его воплощением Многоликого бога смерти, как и вестеросского Неведомого. Известно что последователи Р'Глора многократно пытались сжечь храм Чёрного Козла, последний случай был в 300 после З.Э
https://7kingdoms.ru/wiki/%D0%A7%D0%B5% ... 0%B5%D0%BB
Вложения
17150c5124f12e2122d3d257fdd4572d.jpg
Среди могил унылых и безвестных
Я принесу чудовищный оброк
Тебе, о страх земной, подземный рок
И бич небесный!

Аватара пользователя
Iss
Иерарх
Сообщения: 6487
Зарегистрирован: Пн ноя 12, 2007 19:10
Пол: Мужской

Re: Черные Властелины и Империи Ужаса (Толкиен, Мартин и прочее фэнтези)

Сообщение Iss » Вт апр 30, 2019 12:31

Хайборийская эра (англ. Hyborian Age, в других переводах Гиборейская или Гиборийская) — вымышленная эра в истории человечества между 20 000 и 9500 годами до н. э., являющаяся сеттингом фэнтези-сериалов о Конане Киммерийце, Рыжей Соне и других. Создана Робертом И. Говардом в 1930-х годах. Подробное описание Хайборийской эры было сделано Говардом в статье, опубликованной в фэнзине The Phantagraph в 1936 году (публикация началась ещё при жизни автора, закончилась — после его смерти). Хайборийская эра считается первой достоверно известной фэнтези-вселенной, о которой были опубликованы книги.
Изображение
История вселенной Хайборийской эры привязана к истории реального мира, и имеет схожую географию (в соответствии с легендой, материки поменяли очертания за тысячелетия, приняв нынешний облик). Названия стран и других географических объектов (Атлантида, Стигия, Ванахейм) позаимствованы Говардом из различных мифов и исторических трудов. По описанию Говарда, в хайборийскую эпоху ещё жива память о погибших Атлантиде, Лемурии и Му; помнят и более близкое прошлое — древнюю империю Ахерон, владевшую большей частью континента.

Стигия (англ. Stygia) — вымышленное доисторическое царство, преимущественно фигурировавшее в цикле произведений Роберта Говарда о Конане. Название государства происходит от названия реки Стикс из греческой мифологии. Как и многие имена собственные, использованные при создании Хайборийской эры, по мнению исследователей творчества автора, Роберт Говард почерпнул Стигию из «Очерков мифологии» Булфинча. Она создавалась в качестве предшественницы древнеегипетской цивилизации, в общем контексте Хайборийской Эры
Изображение
Как сказано в эссе Хайборийская Эра, Стигия зародились ещё до катаклизма разрушившего Атлантиду и Лемурию. Жителями страны были представители дочеловеческой цивилизации. Что эта за «дочеловеческая цивилизация», не уточняется, однако в романе «Час дракона», говорится, что многие древние постройки Стигии сделаны не людьми. Кроме того, в «Боге из чаши» говорится, что некогда Стигией правили короли-гиганты, поклоняющиеся разумным змеям. Далее, как сообщает Говард в эссе «Хайборийская эра», спустя многие века с дальнего востока континента некий загадочный народ, пришедший из безымянного южного материка (по-видимому из Австралии), был вынужден бежать на запад из-за бунта своих рабов, выходцев с затонувшей Лемурии. Опальные беженцы поселились у реки Стикс ассимилировавшись с местными жителями.

В романе «Час дракона» несколько раз упоминается, что стигийская цивилизация, в том виде которая предстаёт в эпоху Конана, возникла 10000 лет до событий романа. В рассказе Чёрный колосс говорится о том, что земли Стигии простирались до земли Шем, а в «Часе дракона» об Ахероне и Стигии, граничащих друг с другом, пока хайборийцы не завоевали Ахеронскую империю 3000 лет до эпохи Конана. Хайборийцы освободили Шем от стигийцев отодвинув границы Стигии на юг. В таком виде государство просуществовало ещё 500 лет спустя после Конана, когда начавшееся оледенение и прочие природные катаклизмы, вкупе с упадком хайборийской цивилизации, заставили изменить облик Стигии. В процессе завоевательных походов своих соседей, Стигии только и остаётся, что и обороняться от туранцев с востока, пиктов с севера и Чёрных королевств с юга. Так продолжается многие века, пока обессиленную Стигию не захватывают переселенцы из Ванахейма. Привнеся варварскую культуру ваниры становятся привилегированным классом господ в стране, приведя многотысячелетнюю культуру государства в упадок. После ванирской оккупации вскоре начинается исторический период известный как цивилизация Древнего Египта
Вложения
5._Stygia-KhemiLighthouse.thumb.jpg.ea0f2697a4f2c6b9d982bcbecb5beefd.jpg
Среди могил унылых и безвестных
Я принесу чудовищный оброк
Тебе, о страх земной, подземный рок
И бич небесный!

Аватара пользователя
Iss
Иерарх
Сообщения: 6487
Зарегистрирован: Пн ноя 12, 2007 19:10
Пол: Мужской

Re: Черные Властелины и Империи Ужаса (Толкиен, Мартин и прочее фэнтези)

Сообщение Iss » Вт апр 30, 2019 12:37

Религия в Стигии играет одну из важнейших ролей, каста священнослужителей обладает огромным влиянием на государственном уровне. Главенствующим культом в Стигии является культ Змея, представленного верховным божеством стигийского пантеона Сетом, которому по-видимому, поклонялись ещё в Турийскую эру. Характер верований в Сета имеет зоолатрическую форму. Известный стигийский обряд предписывает с наступлением темноты выпускать из храмов священных питонов, которые могут беспрепятственно бродить по городу и убивать прохожих. Убийство такого священного змея считается святотатством и карается смертью. Детьми Сета зовутся говорящие змеи, фигурирующие в рассказе Бог из чаши. Образ древнеегипетского Сета явно не совпадает с образом змееподобного Сета у Говарда, по-видимому автор частично использовал иконографию другого древнеегипесткого божества Апофиса. Согласно рассказу Долина червя Сета позднее стали идентифицировать с Сатаной. Возможно Роберт Говард черпал вдохновение от высказываний Рене Генона, который говорил о демонопоклонском характере верований древних египтян, в частности касаясь идентификации Сета и Сатаны.
Изображение
Деркето является вторым по значимости божеством Стигии. Она представлена в качестве богини сладострастия, соответствующая хайборийской Иштар. Жрицы богини представляют собой гетер и имеют большое влияние в стране. В частности, известно, что стигийских принцесс отдают на воспитание жрицам, «обучаться» искусству любви. Деркето имеет змеиные черты, так в произведении Чёрный колосс, друг Конана, в подтверждение своих слов, клянётся «змеиными волосами Деркето», что вполне соответствует мифологической Горгоне. В рассказе Гвозди с красными шляпками герои воспользовались ядовитыми яблоками Деркето, дабы отравить дракона
Изображение
Сет, или Отец Сет, Старый Змей (англ. Father Set) — божество стигийцев из произведений Роберта Говарда о Хайборийской эре. Представляет собой змееподобного бога, стоящего во главе зловещего пантеона стигийских божеств.
Изображение
Образ древнеегипетского Сета явно не совпадает с образом змееподобного Сета у Говарда, по-видимому, автор частично использовал иконографию другого древнеегипесткого божества Апофиса. Согласно рассказу «Долина червя», Сета позднее стали идентифицировать с Сатаной. Возможно, Роберт Говард, используя Сета в своих рассказах, черпал вдохновение от высказываний Рене Генона, который говорил о демонопоклонском характере верований древних египтян, в частности сопоставляя Сета и Сатану. Часто у Говарда подчёркивается то, что стигийцы являются змеепоклонниками. Самым распространённым символом Сета является свернувшаяся змея, кусающая собственный хвост. Сет упоминается как главный враг другого божества — Митры, почитаемого хайборийцами в качестве змееборца, а их культы вечно враждуют
Изображение
Центральным местом почитания Сета является город Кеми, где ему посвящена гигантская пирамида, в которой отправляются ужасные ритуалы его почитателей. Верховным жреческим органом почитания Сета является Орден Чёрного Круга, в котором наибольшим авторитетом пользовался колдун Тот Амон, известный по произведениям «Бог из чаши», «Феникс на мече», «Повелитель кольца», «Не рой мне могилу» и «Час дракона». Жрецы Сета помимо некромантии, демонологии и другого рода чёрной магии владеют смертоносным боевым искусством, называемым Чёрной ладонью Сета; умело использующий Чёрную ладонь жрец может одним прикосновением пятерни убить человека, оставив след от своей ладони на груди жертвы.
Изображение
Сет, как и многие другие божества и персонажи, вышедшие из-под пера Роберта Говарда, стал частью вселенной Marvel и впервые был упомянут в выпуске Conan the Barbarian, Vol.1 #7 в июле 1971 года. Далее он использовался за рамками Хайборийской эры в качестве противника или союзника других злодеев и героев комикс-вселенной
Изображение
В фильме 1982 года «Конан-варвар» колдун и завоеватель Тулса Дум является жрецом Сета, широко раскинувшим своё влияние и манипулирующим многими государствами Хайбории.
Изображение
Среди могил унылых и безвестных
Я принесу чудовищный оброк
Тебе, о страх земной, подземный рок
И бич небесный!

Аватара пользователя
Iss
Иерарх
Сообщения: 6487
Зарегистрирован: Пн ноя 12, 2007 19:10
Пол: Мужской

Re: Черные Властелины и Империи Ужаса (Толкиен, Мартин и прочее фэнтези)

Сообщение Iss » Вт апр 30, 2019 16:20

Культ Сета
Автор: Андрей Каминский

Персонажи и образы, созданные фантазией Роберта Говарда, давно и прочно вписаны в "Мифы Ктулху". Еще при жизни Роберта Говарда и Говарда Филлипса Лавкрафта писатели обменивались письмами и, соответственно, идеями и образами, чтобы использовать их в своих произведениях. Все это способствовало формированию условной "Вселенной Ктулху" вышедшей настолько красочной и убедительной, что иные мистические настроенные личности стали воспринимать ее чем-то большим, чем просто литература. Великие Древние "прописались" не только книгах, фильмах и компьютерных играх, но и в ряде оккультных концепций сатанинского и околосатанинского толка. Издана уже не одна версия "подлинного Некрономикона", ритуалы, обращенные к Ктулху, Йог-Сототу и Шуб-Ниггурату, практикуют сатанинские организации "Церковь Сатаны" и "Орден Девяти Углов", а последователь Кроули, Кеннет Грант, соединив кроулианство с творчеством Лавкрафта, положил полученный синтез в основу учения созданного им "Тифонианского ордена Восточных Тамплиеров".

Роберт Говард, несмотря на свой вклад в разработку "Мифов", в отличие от Лавкрафта, не стал у истоков той или иной оккультной традиции, его боги и демоны никого не вдохновили на разработку магических практик. Возможно, тут сыграло роль представление о Говарде, как создателе "Конана-варвара". Самый популярный персонаж Говарда, стараниями продолжателей, представляется с одной стороны как непреклонный боец с "силами зла", а с другой - как недалекий герой комиксов и "развлекательного чтива", плохо годный для вдохновения "культистов". Но при рассмотрении творчества самого Говарда выясняется, что все не так просто.

Среди множества богов и демонов в рассказах Говарда выделяется образ Сета - бога-змея из придуманной писателем Хайборийской эры. Сет является главным божеством Стигии, хайборийского аналога Древнего Египта, страны черных магов и исполинских пирамид, в которых таится "древнее зло". Сета почитают практически все колдуны, с которыми приходится сталкиваться Конану, как в Стигии, так и за ее пределами: Тот-Амон, Ксальтотун, Тзота-Ланти, Тугра Хотан. Сету подвластны демоны, с которыми периодически сражается Конан, Сет является прародителем расы змеелюдей, с которыми опять-таки приходиться сражаться и самому Конану и его далекому предку, Куллу-атланту, еще одному популярному герою Говарда. И само собой, как продолжатели техасского писатели, так и издатели комиксов, режиссеры и тому подобная творческая публика сделала из всего этого вывод, что Сет является главным врагом Конана, с которым герой-киммериец чуть ли не обязан сражаться до последнего вздоха. Однако подобное представление чрезмерно примитивизирует и Говарда и Конана.

Кто такой Сет? В египетской мифологии это "злой" бог, противник Исиды и Осириса. Он может принимать облик змея, как и многих иных животных, но это не является сколь-нибудь постоянным его обличьем. "Змеем Тьмы" у египтян считался Апоп, враг бога Солнца Ра. Есть версия, что именно он и был прототипом говардовского Сета, выбравшего это имя как более узнаваемое. Впрочем, скорей всего дело было проще: Говарду нужен был "бог зла" в квазиегипетской стране и он выбрал наиболее подходящее имя из египетской мифологии, однако наделил Сета обликом, более соответствующим его представлениям о "силах зла". Говард, как завзятый герпетофоб, часто заставляет своих героев противостоять змеям - ядовитым змеям, чудовищным змеям, разумным змеям, мистическим змеям. Змеиная тема всплывает в каждом втором рассказе о Конане, как и во многих иных рассказах, так что и главный "дьявол" Хайбории закономерно имеет облик Змея. "Дьявол" здесь не фигура речи: в рассказе "Долина Червя" Роберт Говард прямо соотносит египетского Сета и Сатану:

"Сатха был воплощением и средоточием первобытного зла для всего живого на Земле. Легенды о нем навсегда вписаны в анналы демонологии. Именно он, прародитель змей, известен в мифологии стигийцев, а затем египтян, под именем Сета, для семитов Сатха был Левиафаном, а христиане нарекли его Искусителем или Сатаной. Он был ползучей смертью, настолько неотвратимой и ужасной, чтобы удостоиться обожествления."

Изображение

Тут речь идет об обычном змее, пусть и невероятно огромном. Однако в рассказе Говарда "Не рой мне могилу" о "Старом Змее" говорится как о Властелине Тьмы:

"Малик Тоус - одно из имен истинного Сатаны и суть его - вселенское зло, как у Князя тьмы Аримана или Старого Змея."

И далее в том же рассказе:

""... Изначально имя Черного властелина, но недоступно уху смертных, и зовут они Его по-разному: Сатана - Вельзевул - Аполеон - Ариман - Малик Тоус..."

То есть, во-первых, тут Змей прямо отождествляется с Дьяволом, а во-вторых, змеиное обличье одно из множества для "Истинного Сатаны". Собственно "Сатана" это лишь один из псевдонимов "Черного Властелина" истинное имя, которого скрыто. Среди фанов выдвинута остроумная версия, что на самом деле под Сетом подразумевается Ньярлатхотеп, один из лавкрафтовских Великих Древних. Версия эта, хоть и не имеет подтверждений у самого Говарда, обладает некоторыми косвенными доказательствами: прозвище Ньярялахотепа "Ползучий хаос", может указывать на его змеиную природу; как и Сет, он связан с Египтом и он единственный из Древних принимает человеческое обличье (аналогично упоминается и Сет в рассказе "Бог из чаши").

Но при всей многоликости Князя Тьмы, образ Великого Змея, как его воплощения, занимает центральное место в произведениях Говарда. Не только в Хайбории - можно вспомнить, например, рассказ "Люди тени" об еще одном герое Говарда - Бране мак Морне, вожде пиктов во времена римского владычества в Британии. Его антагонист в этом рассказе - Гонар, жрец Тьмы:

- Ты прогневал старых богов, вождь, - сказал старец. - Храмы Змея опустели. Белый Бог Луны уже не тешится людским телом. Властители стихий смотрят вниз с осуждением. Хай! Они говорят, что вождь идет неверным путем.

- Хватит! - твердо сказал Мак Морн. - Могуществу Змея пришел конец...


Изображение

В уже упоминавшемся рассказе "Долина Червя" Говард дает понять, что культ Змея у пиктов не исконный, а появился после смешения с чернокожими, для которых, по мнению Говарда, подобное поклонение в порядке вещей. Отношение Говарда к неграм состояло из смеси обычных для Юга США расовых стереотипов с элементами "арийской теории", восхищения перед "благородным дикарем", смутного сексуального влечения к чернокожим женщинам и впечатлений от страшных сказок, слышанных в детстве от негритянской служанки. Все это было отражено в ряде "страшных" рассказов техасца, в которых действуют жрецы вуду. Здесь же появляется и образ Дамбаллаха - реального бога-змея в гаитянском культе. Так жрица черного культа в рассказе "Черный Канаан" именует святилище вуду "Домом Дамбаллаха", свое приворотное заклятие "Зовом Дамбаллаха", а себя - "Невестой Дамбаллаха". В другом рассказе, вошедшем в "золотой фонд" американского хоррора, "Голуби преисподней", также упоминается Змей, судя по всему, тождественный Дамбаллаху:

"Секрет мой неприкосновенен, он охраняется Большим Змеем, богом всех богов. Он пошлет младшего братца, чтобы тот поцеловал меня своими холодными губами -- маленького братца с белым полумесяцем на голове. Я продал свою душу Большому Змею, и за это он сделал меня творцом зувемби..."

В еще одном рассказе с говорящим названием "Болото вуду" черная колдунья называет себя жрицей Великой Змеи. Впрочем, Князь Тьмы в говардовской интерпретации африканских верований может принимать и иные формы: так в рассказе "Красные тени" из серии про Соломона Кейна, колдун Н'лонга, союзник пуританина, почитает звероподобного Черного Бога, которого Говард именует "душой Африки".

Но не Африкой единой. Север Европы Говард населяет иными демонами. Один, глава скандинавского пантеона, в рассказе "Каирн на мысу" предстает ужасным крылатым демоном, а в рассказе "Куда ушел седой бог" - кровожадным богом, во имя которого жрецы вырывают сердца на окровавленных алтарях. Также как и в рассказе "Дочь ледяного гиганта" морозные великаны собираются убить Конана- вырвать ему сердце и возложить на алтарь Имира, Ледяного Гиганта. Схожесть культовых практик позволила некоторым исследователям творчества Говарда высказать предположение, что в его произведениях Имир и Один, вопреки "Эдде" составляют некое сущностное единство. Не все, ясно, кстати, и с киммерийским богом Кромом, которого сам Конан называет "диким" и "мрачным", повелевающим некими "дьяволами".

Итак, можно сказать, что в произведениях Говарда прослеживается более-менее оформленное представление о едином "Темном Властелине" повелевающим "силами зла". Как же сам Говард относился к данному персонажу и посвященным ему культам?

На первый взгляд все просто: тот же Конан пачками истребляет черных колдунов, демонов, жрецов тьмы и всевозможных монстров. Еще более знаковой является фигура Соломона Кейна, который истребляет "порождения тьмы" не по необходимости, но по убеждению, будучи по замыслу Говарда, упертым пуританским фанатиком. В некоторых рассказах - как о Конане, так и в "хорроре",- главный герой прибегает к помощи "светлых сил", "светлых богов", а в уже упоминавшемся тут "Каирне на мысе", главный герой и вовсе прогоняет Одина распятием.

Однако, при ближайшем рассмотрении творчества Говарда, выясняется, что все не так просто. Во-первых и его герои, когда припрет обстоятельствами не брезгуют принимать помощь от "темных сил" и черных колдунов - это касается и Конана и Брана Мак-Морна, и даже Соломона Кейна, который "плодотворно сотрудничает" с жрецом Черного Бога Н'Лонгой. Во-вторых, рассказы передают убеждения Говарда в достаточно упрощенной форме, - он, конечно, старался отразить собственное мировоззрение, но все же писал в коммерческих целях и был связан требованиями заказчика. Отсюда, возможно, и некоторая сумбурность в описаниях персонажей, от рассказа к рассказу предстающих в разных амплуа: как, например, любимые Говардом пикты, отважно сражающиеся против Рима в рассказах о Бране, в рассказе о Конане "За Черной рекой" предстают кровожадными дикарями, поклоняющимся Богам Тьмы.

Куда лучше отношение Говарда к религиозному вопросу просматривается из его писем и стихов, в которых он мог себе позволить быть откровенней. Мировоззрение Говарда так и не выкристаллизовалось в нечто подобное твердокаменному атеизму Лавкрафта, либо столь же последовательному христианству Толкиена:

"В моей душе, если таковая у меня имеется, борются идеалист и материалист. Чем больше я узнаю, тем меньше я знаю; чем лучше мне удается формулировать собственные мысли, тем меньше мне хочется это делать. В любой вещи наличествует масса правдивого и ложного. Иногда мне кажется, что все вокруг - порождение какой-то чудовищной шутки, и достижения человека, и его знания, приобретаемые им постепенно, ценой невероятных усилий на протяжении веков, - это всего лишь колеблющаяся дымка над песками Времени, которые однажды поглотят меня. Значит ли это, что мой облик изменится, нынешняя форма уступит место более легкой и прекрасной, или все сведется к тому, что пыль смешается с пылью? Я не могу дать ответа на этот вопрос." (Из письма Роберта Говарда Тевису Клайду Смиту 28 августа 1925 года).

Этому мировоззрению, которое Говард определил для себя в достаточно юном возрасте, он остался верен и в последующие годы. Отношение Говарда к христианству было достаточно критичным - в одном из писем он мельком заметил, что у него "...есть все основания ненавидеть церковь". В стихе с символическим названием "По дороге в Ад", Говард пишет о "веселой банде - Нероне, Саргоне, Иеззавели и Каине", которые спускаются в Ад. В стихе просматривается явная симпатия к персонажам, также как и в откровенно богохульном "Black Chant Imperial".Конкретно Сатане в творчестве Говарда уделено немного места. Но и из этого немногого можно понять, что отношение Говарда к "Князю Тьмы" было, как минимум, неоднозначным.

Люди, которые идут с Сатаной, их годы -- как один день;
Они знают каждое поколение как сон, который уплывает прочь.
И они призывают людей веселиться и пировать, пока возможно.

(Роберт Говард. Люди, которые идут с Сатаной)

Наиболее последовательно отношение к Сатане и его почитателям отражено в еще одном письме Говарда:

"Без сомнения, вы слышали о езидах, которые живут на горе Лалеш в Сирии и поклоняются дьяволу в виде бронзового павлина. Они считают, что Сатана был главным из ангелов, и что он правит на Земле уже десять тысяч лет. Бог, мол, слишком далек, слишком велик, чтобы обращать внимание на дела Земли, и только поклоняясь Мелек Таусу, можно процветать, потому что только он несет ответственность за людские дела...Возможно, езиды правы. Конечно, их культ более логичен, нежели религии, которые учат, что этот земной ад красного хаоса и черного безумия управляется принципами добра и света, что справедливость существует, и что люди получают воздание за добро и зло...Но поклонение Сатане выглядит скорей, как заискивание перед завоевателем. Мы можем реализовать свою власть, не поклоняясь ему".

Конечно, из этого отрывка не следует, что Говард действительно верил, что Сатана правит миром - однако такой взгляд на вещи ему казался, по меньшей мере, более логичным, чем христианский. В целом же, можно сделать следующие выводы:

1.В творениях Говарда прослеживается общая идея о некоем "Темном Боге", принимающим в разные эпохи разные имена и обличья. Этот Бог соотносится с одной стороны со стигийским Сетом из рассказов о Конане, а с другой - христианским Сатаной, зороастрийским Ангро-Манью, йезидским Мелик-Таусом.

2.Говард считал допустимой или по-крайней мере логичной идею, что условный "Дьявол" является истинным правителем мира, единственным богом от которого зависит судьба как отдельных людей, так и человечества в целом.

3.В то же время поклонение Сатане Говард не считает приемлемым, считая, что это равносильно сдаче на милость завоевателя. Человек сам берет свое даже если при этом ему придется встать против "бога мира сего". И именно в этом, а не в абстрактной "борьбе со злом", следует видеть главную идею противостояния Конана или еще какого героя с демонами и колдунами. Большинство героев Говарда не ищут "зло" специально, чтобы карать его, они даже могут воспользоваться его помощью, но обязательно на равных условиях. Главной идеей Говарда остается крайний индивидуализм - его герои не станут поклоняться "Дьяволу", а если понадобится - станут сражаться насмерть с его порождениями.

-- А ты? Побоялся бы на них напасть?
-- Я? -- мысль об этом показалась Конану неожиданной. -- Ну, если б они перешли мне дорогу, то вышло бы: либо я, либо они. Хотя у меня с ними пока нет повода ссориться. Я прибыл в горы, чтобы собрать людей, а не для того, чтобы воевать с колдунами
. ("Люди черного круга")

4.Однако просматривается в творениях Говарда и еще одна идея, отчасти нивелирующая предыдущую: человек может сражаться с порождениями Тьмы, на этом пути даже могут быть отдельные успехи, но окончательной победы одержать ему не дано. Во многих рассказах Говарда чувствуется привкус некоей обреченности, ибо "Дьявол" правит миром и последнее слово все равно остается за ним. Лучше всего эта мысль выражена в стихотворении "Змей":

Я символ созидания и разрушения
Я начало и конец.
С моим хвостом во рту
Я Круг Вечности.
...
Я первый и я буду последним.
Я Змий веков.


Изображение

И, наконец, еще один вопрос - повлиял ли как-то Роберт Говард на сатанинские и оккультные группы, как это невольно сделал Лавкрафт? Надо отметить, что основатель "Церкви Сатаны", Антон Шандор ЛаВей знал и ценил творчество Говарда, особенно его поэзию. Один из исследователей творчества Говарда, Бобби Дерье в статье "The Satanic Robert E. Howard" пишет, что: "стихи Роберта Говарда, Кларка Эштона Смита и Говарда Лавкрафта... он (ЛаВей - А. К.) включил в некоторые из своих церемоний". Известны и отзывы самого ЛаВея о творчестве Роберта Говарда - в контексте разговора об упоминавшемся тут Алистере Кроули. ЛаВей достаточно пренебрежительно отозвался о Кроули, как о маге, упрекая его в недостаточном "сатанизме", но в то же время похвалил стихотворные опыты "Великого Зверя", сказав, что: "его стихи достойны того, чтобы встать вровень со стихами Бодлера, Кларка Эштона Смита и Роберта Говарда". Иными словами, есть основания полагать, что ЛаВей мог вдохновляться произведениями Говарда, и они, пусть и весьма опосредованно, но могли повлиять на американский сатанизм. Да, прямо этого влияния не просматривается, но есть тонкий момент, заключающийся в том, что главный "Дьявол" Говарда назван именем вполне реального бога египетской мифологии - Сета. Оккультных же групп, использующих имя Сета, хватает - достаточно вспомнить отколовшийся от "Церкви Сатаны" в 1975 году "Храм Сета". Со временем "Храм" стал достаточно заметной оккультной организацией, члены которого стали называть себя не сатанистами, а "сетианцами", утверждая, что Сет это изначальное имя Сатаны - что вполне себе перекликается с процитированным ранее отрывком из "Долины Червя". Хотя "Храм" возводит свои истоки к египетской мифологии, столь четкая привязка преемственности Сета и Сатаны вновь заставляет вспомнить говардовского "Старого Змея", в нескольких рассказах прямо названного "архидемоном". Понятно, что "Храм Сета", как и любая оккультная организация, старается удревнить свои корни, но также понятно, что американской культуре, плотью от плоти которой являются сатанизм и сетианство, говардовский Сет будет на порядок ближе, чем "злой бог" давно мертвой религии. Симпатии ЛаВея к Говарду это косвенно подтверждают, а, как уже было сказано, "Храм Сета" отпочковался от "Церкви Сатаны". Кстати, Храм широкое использует "наследие" Лавкрафта - более того, он претендует на то, что и "лавкрафтовские ритуалы" используемые "Церковью Сатаны", разработал Майкл Аквино, лидер "Храма Сета". Последний, еще до разрыва с ЛаВеем в одном из писем упомянул, что "Лавкрафт и Говард являются фаворитами верховного жреца (ЛаВея - А.К)".

"Я повелеваю убрать внешний блеск, дабы было явлено лицо Змея. В звуках увидите вы лик Змея и запомните хорошенько слово, что лишь человек может изречь. Сим я поднимаю покрывало со Змея и помещаю его среди людей. О, услышьте! Змей обитает в месте, что иногда открывается миру...Огромное колесо с преломлениями в неведомых никому, кроме детей Сета, измерениях заполняет пустоту и становится подобным солнцу на Небосклоне Ярости!" (Антон Шандор ЛаВей "Die Elektrische Vorspiele").

Есть и более радикальные сатанинские группы, использующие образ Сета в своих ритуалах - такие как скандинавский "Храм Черного Света", основанный вокалистом группы "Disseciton" Йоном Нодтвейдтом. Данный "храм" по сути, был больше виртуальным, но, тем не менее, на его счету несколько оккультных трудов по так называемому "гностическому сатанизму". В одной из таких работ, "Liber Azerate", есть глава по египетской мифологии, с ритуалами посвященными Сету, который мыслится как воплощение Апопа, Змея Тьмы. Опять же, прямых привязок к Говарду нет, но аналогия более чем красноречивая - особенно, если учесть, что оригинальный египетский Сет с Апопом как раз сражается. Можно вспомнить и то, что "Храм Черного Света" вырос из "блэк-металла", а в этом жанре есть ряд групп явно вдохновляемых творчеством Говарда: "Bal-Sagoth", "Khrom", "Arkham Witch", "Thoth Amon".

Подытоживая все вышесказанное, можно сделать предположение, что многие оккультисты, поминая египетского Сета, обращаются, по сути к говардовскому Сету, повелителю Тьмы, знакомому им по книгам, фильмам или комиксам. Вряд ли это делается сознательно, но говардовский Сет - повелитель зла и аналог Сатаны, куда ближе почитаемому сатанистами и сетианцами Сету, чем бог, интересный в основном египтологам. С другой стороны образ говардовского Сета мог способствовать повышенному интересу у данной публики уже к оригинальному, египетскому божеству, вследствие чего сейчас уже не просто отличить где кончается одно и начинается другое.

Вряд ли Говард мог это предвидеть и вряд ли это бы его обрадовало, но сила его таланта оказалась такова, что его Сет прочно вошел в число архетипичных "повелителей Тьмы", а его культ стал классикой фэнтэзийного "служения Злу". Причем с точки зрения культиста, Сет Говарда выгодно отличается от того же Моргота или Саурона тем, что победа "сил добра" в его Вселенной совершенно не очевидна, равно как и наличие означенных сил вообще. Самый "злой" бог Хайбории стал настолько ярким образом, что нет ничего удивительного в том, что нашлись люди возжелавшие почтить его и в реале.
http://samlib.ru/k/kaminskij_a_i/kulxtseta.shtml
Среди могил унылых и безвестных
Я принесу чудовищный оброк
Тебе, о страх земной, подземный рок
И бич небесный!

Ответить

Вернуться в «Литература»