3.1. Войны богов. Олимп и Титаны

Ответить
Аватара пользователя
Aizavar
Иерарх
Сообщения: 919
Зарегистрирован: Сб май 30, 2009 03:18
Пол: Мужской

3.1. Войны богов. Олимп и Титаны

Сообщение Aizavar » Вс фев 21, 2021 07:12

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

(ПРИНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА В ЖЕРТВУ)


«Если кто из дома Израилева и из пришельцев, которые живут между вами, будет есть какую-нибудь кровь, то обращу лице Мое на душу того, кто будет есть кровь, и истреблю её из народа её.»

(Левит, 17:10)

И всё же, сказанного ещё недостаточно, чтобы объяснить ту трагедию, которая постигла человечество на заре монотеизма; объяснить, как разумные народы, были один за другим ввергнуты в пучину безумия. На первый взгляд кажется, что человечество разом лишилось рассудка, что каким-то причудливым образом власть на земле захватили душевно больные. Но это обманчивая иллюзия, мы этого не можем признать — это означало бы поражение. Сказать, что человечество просто сошло с ума значит сдаться, но мы не сдадимся. Нам есть за что сражаться, за жизнь и свободу! Но, к счастью, это не только наш выбор, это ещё и правда. Человечество не обезумело, существует объективная причина монотеизма.

ВОЙНЫ БОГОВ. ОЛИМП И ТИТАНЫ.

Как было показано ранее, Боги относятся к людям очень по-разному. Мы не можем по обыкновению сказать «Боги — наши друзья». Среди Богов есть те, кто нам друг, но есть и другие, которые совсем не хотят нам добра. И, равно как и в человеческом обществе, самое важное — суметь отличить первых от вторых; разобраться, чьи слова ложны, а чьи истинны. И в этих поисках правды и ответа мы обратимся к мифу о войне Богов.

В греческой мифологии эта война представлена противостоянием Титанов и Олимпийцев, в скандинавской — Турсов и Асов, она содержится и в мифологии других народов, но мы воспользуемся этими двумя — наиболее известными и хорошо сохранившимися традициями.

Нам следует помнить, что разбираясь в политических мотивах этой войны, мы можем понять даже меньше, чем кухонный обыватель, рассуждающий об интересах соседнего государства. Мы только люди и видим лишь часть, но именно ту часть, которая касается нас. Равно и кухонный обыватель видит, как политические дрязги мирового масштаба отражаются на его собственной жизни. Иными словами, рассуждая о мифологии древних, и полагая, что за этой мифологией стоят реальные события, мы в силах рассуждать лишь об одной причине той войны — о нас самих. Причине не главной и не единственной, но единственной касающейся нас.

Другой немаловажный момент — понимание символизма. Врожденная болезнь религиозных радикалов — дословное прочтение каждого слова. Нет ничего более далекого от истины, чем прямое понимание мифологии; чем восприятие сказанного в обход здравого смысла и критического мышления; бездумное повторение слов, без попытки осознать их смысл. Насильно обращенный в христианскую веру народ, не утратив связи с реальностью мудро отметил: «заставь дурака Богу молиться — он и лоб расшибет». Но освободившись от диктатуры «Божьего слова» тот же народ запестрел разбитыми лбами. Первое время свободы всегда омрачено безумием слабых; попавший на пир голодающий всегда рискует утратить рассудок и средствами великого блага нанести себе вред. Но мы не должны быть слабы и безумны, мы не в праве позволить себе эту роскошь. Кто-то должен остаться стоять за правду! И кто же, если не я? Кто же, если не ты, мой читатель? На этих страницах нас двое.

«Миф — это реальное событие,
увиденное дураком и пересказанное поэтом»


(А.и Б.Стругацкие)

Помня об этом мы должны стараться увидеть идею, увидеть саму суть каждого мифа, а не обманчивую форму, в которую его облекли ради красивого слога.

Обращаясь к мифу, мы должны помнить и то, что реальное событие пересказали люди, а люди любят людей. Им проще толковать о событии с позиции личности, чем с позиции цифр и карт. Так всю войну можно свести к главному, личностному противостоянию — к герою этой войны. Как была показана Великая Отечественная Война в лице простого солдата Василия Тёркина, как было показано восстание рабов в лице одного Спартака, так и любую другую можно свести к истории одного человека, показать всю её суть из одного окопа, на примере одного личного подвига. В античной мифологии этот герой — Прометей.

Какова история Прометея? Титан, которого Боги приняли между собой и который выкрал у них тайные знания, чтобы даровать их людям. Он принес огонь и медицину — самое ценное, что смог помыслить поэт, описавший эту историю. Но не о том ли Огне идет речь, о котором говорил Гераклит? К этому вопросу мы вернемся чуть позже и гораздо подробнее. За то, что он сделал, Прометей был прикован к скале на вечные муки — орел клевал его печень, вместилище души, по мнению греков, и каждую ночь печень вновь отрастала, чтобы с наступлением дня орел мог продолжить клевать её.

На примере этой истории мы видим три важных идеи.

Во-первых, были Боги желавшие нести людям знания, чтобы люди стали подобны Богам, чтобы люди обрели силу Богов и возвысились.

Во-вторых, были Боги, которые противились этому, которые хотели видеть людей в роли слабых, неразумных животных. И даже в роли рабов — эта идея существовала даже до монотеизма.

И, в-третьих, это разногласие стало причиной конфликта, в котором верх одержали не наши друзья, а силы не желающие видеть нас равными.

Таким образом мы можем сказать, что в этой войне проиграли не только Титаны, в ней проиграли и мы. Хотя дары Прометея остались при нас и мы к этому еще вернемся.

В то же время, в другой культуре были другие герои, не уступавшие Прометею и, согласно мифу, разделившие его долю.

В скандинавской мифологии дары Богов принес Один — уже не отступник, а Князь Асов, глава пантеона. Он принес письменность (руны) и священный напиток — Мёд поэзии. Согласно мифу, если Боги являлись к новорожденному и мазали его губы Мёдом поэзии, то в будущем этот избранник мог слагать хорошие стихи. И тут важно отметить, что в той культуре, о которой идёт речь, подобное умение считалось признаком действительно достойной и великой личности. Иначе говоря, идея снова описана через самое ценное и желанное, что смог помыслить человек того времени и культуры.

И если руны Один открыл в результате болезненного ритуала, описанного как нечто среднее между инициацией и самадхи — состоянием глубокой медитации — то в предании о Мёде поэзии полностью сохранился мотив кражи — Мёд поэзии он выкрал, но в отличие от Прометея ушел безнаказанным. Таким образом, дарующая ипостась Прометея полностью отражена в Одине. Но где же вторая часть мифа? Где наказание? Где поражение? Локи! Тот самый Локи, которого уже не раз называли обратной стороной Одина, его теневой ипостасью. Насколько это верно с точки зрения мифологии — вопрос достаточно спорный. Но побратимом Одина он представлен непосредственно в Старшей Эдде.

[Локи сказал:]
"Один, когда-то –
помнишь ли? – кровь
мы смешали с тобою,-
сказал ты, что пива
пить не начнешь,
если мне не нальют".


(Старшая Эдда, Перебранка Локи)


Далее история повторяется с пугающей точностью — бросив вызов Богам, Локи был прикован к скале. Только вместо орла, клюющего печень, ему досталась ядовитая змея, которую повесили над его головой, что бы яд этой змеи капал ему на лицо.

К слову сказать, Локи, как и Прометей, не входил в число Асов по происхождению, но жил между ними. Таким образом, мы видим, что эти два брата по крови, Один и Локи, главенствующий и казнимый, полностью повторяют в себе историю Прометея. Правда неопытного исследователя такая история скорее запутает, чем укажет на правду. В Греции дары принес побежденный, на севере — победитель. Но это ложная путаница — на самом деле она нам только на руку, поскольку позволяет разобраться в подробностях более, чем нам удалось бы в случае полного совпадения. Обратим внимание на несколько аспектов этой истории.

Во-первых, по происхождению и личной истории Один не тождественен Зевсу — верховному божеству греков. Греческий Зевс убедительно относится ко второму поколению Богов, отвоевавших власть у Кроноса. Один же гораздо ближе к истокам миропорядка — он лично с двумя своими братьями создавал мир:

«не было в мире
ни песка, ни моря,
земли ещё не было
и небосвода,
бездна зияла,
трава не росла.

Пока сыны Бора (Один и его братья Вилли и Ве — прим.автора),
Мидгард создавшие
великолепный,
земли не подняли,
солнце с юга
на камни светило,
росли на земле
зелёные травы».


(Старшая Эдда, Прорицание Вёльвы)

Кроме того, Один с двумя уже другими Асами в дальнейшем создаёт и самих людей:

"И трое пришло
из этого рода
асов благих
и могучих к морю,
бессильных увидели
на берегу
Аска и Эмблу,
судьбы не имевших.

Они не дышали,
в них не было духа,
румянца на лицах,
тепла и голоса;
дал Один дыханье,
а Хёнир - дух,
а Лодур - тепло
и лицам румянец."


(Старшая Эдда, Прорицание Вёльвы)

Кто именно скрывается за именами Хёнир и Лодур до сих пор не было однозначно истолковано исследователями, хотя некоторые предполагают, что под Лодуром подразумевался сам Локи. Но важно даже не это, а то, что в античной мифологии по большинству источников (о, совпадение!) создание людей приписывается Прометею.

Во-вторых, Один не сопоставим с Зевсом по своей сути. Бог громовержец, сильный и вспыльчивый — это скорее про Тора, сына Одина. Тор и Зевс по своему архетипу совпадают практически полностью. Разве что неуёмная сексуальная активность, которая в Греции приписывалась Зевсу, на севере, все же, досталась Одину как главе пантеона. Это не личное качество, а удел вожака — так же и у животных, у обезьян глава стаи всегда проявляет большую сексуальную активность, чем обезьяны рангом пониже. У людей чуть сложнее, за спорностью каждого социального статуса, но в целом всё так же.

В-третьих, наказание Локи не имеет объективной причины. С Прометеем все ясно — он без соизволения Богов передал людям тайные знания. А что сделал Локи? Явился на пир и во хмелю затеял склоку. Мало ли таких склок мы наблюдаем в нашей жизни? Да, они порой приводят к пьяным дракам, но пожизненное наказание — как-то не вяжется. Логичнее предположить, что Локи стал «козлом отпущения», наказанный за совсем другие проступки, совсем другой личности.

Взвесив все факты, мы можем, прежде всего, указать не некоторую погрешность мифа, а затем сделать смелое предположение, объясняющее эту погрешность.
Во-первых, представления человечества об иерархии Богов не точны — они во многом зависят от предпочтений самого человека. Проще говоря, в нашем сознании главным является тот, кто нам ближе по духу. Оно и логично — рассуждать, кто из Богов реально сильнее и выше не доросли мы пока.

Во-вторых, наши представления о последствиях данного поражения, так же довольно условны. Да, по мифам мы можем судить, что проигравшая сторона была в некоторой степени скована и лишена свободы действий, но до какой степени? Если относящийся к первому поколению Один, подобно Прометею принесший дары человечеству, в мифологии севера правит над Асами, то мы не вправе признать поверженными все дружественные нам силы. Даже тот факт, что сейчас, спустя тысячелетия, язычество не забыто и даже переживает второе рождение, говорит нам о том, что древние Боги не сломлены, они готовы к контакту, они готовы снова учить нас и вести путем возвышения. Нам остается лишь протянуть руку и снова принять священный Огонь Прометея.
Лишь совершение кровавого обряда позволяет нам на краткий миг стать большим, чем человек — и навсегда стать большим, чем мы были до его совершения.

Аватара пользователя
Iss
Иерарх
Сообщения: 6780
Зарегистрирован: Пн ноя 12, 2007 19:10
Пол: Мужской

Re: 3.1. Войны богов. Олимп и Титаны

Сообщение Iss » Пн фев 22, 2021 00:14

В-третьих, наказание Локи не имеет объективной причины. С Прометеем все ясно — он без соизволения Богов передал людям тайные знания. А что сделал Локи? Явился на пир и во хмелю затеял склоку. Мало ли таких склок мы наблюдаем в нашей жизни? Да, они порой приводят к пьяным дракам, но пожизненное наказание — как-то не вяжется.
Все таки Локи наказали не за "пьяную склоку", а за убийство Бальдра
Среди могил унылых и безвестных
Я принесу чудовищный оброк
Тебе, о страх земной, подземный рок
И бич небесный!

Аватара пользователя
Aizavar
Иерарх
Сообщения: 919
Зарегистрирован: Сб май 30, 2009 03:18
Пол: Мужской

Re: 3.1. Войны богов. Олимп и Титаны

Сообщение Aizavar » Вт фев 23, 2021 06:12

Iss писал(а):
Пн фев 22, 2021 00:14
В-третьих, наказание Локи не имеет объективной причины. С Прометеем все ясно — он без соизволения Богов передал людям тайные знания. А что сделал Локи? Явился на пир и во хмелю затеял склоку. Мало ли таких склок мы наблюдаем в нашей жизни? Да, они порой приводят к пьяным дракам, но пожизненное наказание — как-то не вяжется.
Все таки Локи наказали не за "пьяную склоку", а за убийство Бальдра
Это по Младшей Эдде. А по Старшей Эдде, которая и древнее и авторитетнее, хронология была именно такой - сначала спьяну обругал всех, потом под угрозой расправы оттуда свалил, а после был пойман и наказан.

Однако, даже если ориентироваться на более позднюю и вызывающую меньше доверия Младшую Эдду - сути это никак не меняет, поскольку мотивация самого Локи на убийство Бальдра... ну, мягко говоря, притянута за уши.
Лишь совершение кровавого обряда позволяет нам на краткий миг стать большим, чем человек — и навсегда стать большим, чем мы были до его совершения.

Ответить

Вернуться в «Сайт»