Всеслав Полоцкий

Все, что связано с историей. Исторические факты, статьи, очерки и т.д .
Ответить
Аватара пользователя
Iss
Иерарх
Сообщения: 6700
Зарегистрирован: Пн ноя 12, 2007 19:10
Пол: Мужской

Всеслав Полоцкий

Сообщение Iss » Пт мар 21, 2008 11:29

Всеслав Полоцкий

Всеслав был потомком варяжской княжны Рогнеды, дочерью правившего Полоцком конунга Рогволда. На свое несчастье она сильно задевшела самолюбие князя Владимира (тогда еще не святого, но уже изрядного подонка). Гордая княжна отказалась выйти замуж за сына рабыни, в ответ Владимир взял город приступом и изнасиловал неприступную красавицу на глазах у родителей, которых затем убил. Таким вот своеобразным образом и стала Рогнеда женой Владимира. Позднее, кстати, она покушалась на муженька, за что и была выселена подальше. Правда, летопись утверждает, что все это от несчастной любви и ревности к любвеобильному «святому». Как бы то ни было, но потомки Владимира по линии Рогнеды особой любви к «родственничкам» не испытывали. Их сын Брячислав получил в удельное правление Полоцк. Его внук Всеслав заступил на престол в 1044 году.
Личность во многих отношениях примечательная. Он был князем-язычником в насильно христианизированной феодальной верхушкой стране. Еще при жизни он приобрел репутацию опасного чародея, а после смерти превратился в эпического, былинного героя Волха Всеславьича. Интригуют уже сообщения о рождении князя-чародея. По мнению летописца, родился Всеслав от волхования и имел на голове «наузу»,- некий языческий амулет, прикрываемый специальной повязкой. Якобы именно эта «науза» и делала Всеслава немилосердным на кровопролитие. В летописях он описывается как сильный колдун, способный в ночи, «окутавшись синей мглой» то волком, то «лютым зверем» ( скорее всего леопардом) преодолевать чудовищные расстояния за одну ночь.
«Немилосердные рати», по выражению летописца, Всеслав начал в 1065 году. Уже в 1067 году он, по примеру собственного отца, занял и разграбил Новгород. Множество пленных было уведено в полон, не пощажен даже Софийский собор. Впрочем, религиозное назначение Софии для князя-язычника аргументом не являлось ничуть не более, чем религиозное значение языческих капищ для древних, да и современных фанатиков-христиан. Всеслав снял с церкви колокола и светильники паникадила, как бы выколов глаза и отрезав язык главной христианской святыне. После его посещения в новгородском храме остались следы кострищ— очевидно, в главном храме новгородских христиан справляли языческие обряды.
Отцу Всеслава, Брячиславу, впрочем, воспользоваться плодами победы не удалось – Ярослав, выступив из Киева, разбил его на берегах реки Судомы. Спастись Брячиславу удалось лишь при помощи некоего Эймунда, очевидно, варяжского наемника. Сыну Брячислава повезло немногим более – трое Ярославичей (Изяслав, Святослав, Всеволд) разбили Всеслава в жестокой битве на Немиге, красочно описанной в «Слове о полку Игореве». Победители целовали крест, что не будут преследовать Всеслава, но нарушили обещание. Так и оказался Всеслав с сыновьями в застенке киевского князя. Отметим, что битва случилась в 1067 году.
Уже в следующем, 1068 году, Ярославичи были разбиты половцами, в чем летописец усматривает кару за вероломство. Киевляне потребовали: « Вот половцы хозяйничают на нашей земле…. Так дай же нам, князь, оружие и коней, и мы снова будем биться с ними!»
Князь отказал. Его резоны нам неизвестны, но решение это было ошибкой. Киевляне восстали, заявив князю, по старому обычаю: « Ступай, княже, прочь – путь тебе чист». Всеслав, волею восставшего народа, оказался на киевском столе. Остается открытым вопрос, хотел ли этого сам Всеслав, но спорить с восставшим народом было бы не разумно.
Правление Всеслава в летописях, прошедших позднее редактирование Ярославичей, отражено слабо. К тому же оно не было и особо продолжительным – через семь месяцев Изяслав, опираясь на поддержку польского короля Болеслава, предпринял успешную попытку вернуть престол. Решающая битва должна была произойти у Белогорода, но… Всеслав, по сообщению летописи, бежал под покровом ночи, бросив войско на произвол судьбы. Поступок этот можно объяснять и оценивать по-разному, но и приводить чужаков на Русь – не самый достойный поступок. Впрочем, до нельзя типичный для князей той эпохи. Кстати, Всеслав этим грехом запятнан не был. Изяслав вернулся на престол, а Всеслав начал войну за родной Полоцк, в котором правил тогда Мстислав Изяславович. Вернул он себе владения только к 1071 году.
Кстати примерно к этому времени относится и нашествие на Полоцк навьев-неупокоенных мертвецов, смертоносных духов поражающих живых. «В Полоцке ночью со стонами бегали бесы»- передает летописец. Погибал всякий кто осмеливался высунуться из ворот двора на стук конских копыт и пронзительные стоны нечисти. По утрам на улицах находили следы копыт. В конце концов испуганный Мстислав покинул захваченный силами мирака город и князь –чародей утвердился на престоле предков.
Умер Всеслав в 1101 году. «Немилостивый на кровопролитие», по выражению пристрастной летописи, правил около 50 лет, а воевал из них всего около 10 – с 1065 по 1071 и с 1077 по 1079 годы. Все остальное время его интересовал, в основном родное княжество. Не маловато ли для изверга, каким рисует его заказное перо летописца?
Образ князя-оборотня нашел богатое отражение в русском фольклоре. Собственно говоря, явная фольклорная струя чувствуется уже в летописном сообщении о рождении Всеслава от волхования. И в «Слове о полку Игореве» князь прямо именуется оборотнем. Меж тем, оборотничество – крайне распространенный вид военной магии, известный у скандинавов, славян и многих других народов.
Проявился образ Всеслава и в былинах. Общеизвестная былина о Волхе Всеславьиче (который по преданию был сыном “лютого змея”) рисует его крайне могущественным магом, способном, к примеру, кормить всю дружину, охотясь в зверином обличье. К тому же сюжетом этой былины является далекий военный поход, что говорит об устойчивой репутации полководца. Характерен его приказ по семитысячному войску его дружинников:

«Гой еси вы, дружина хоробрая!
Ходите по царству Индейскому,
Рубите старого-малого,
Не оставьте в царстве на семена;
Оставьте только по выбору,
Немного немало — семь тысячей
Душечки красны девицы».

Все это, как и говорящая замена имени на волхв, т.е. жрец, говорит о явной устойчивой репутации чародея. Возможно, что и на киевском столе он оказался, благодаря, в том числе, репутации язычника. Общеизвестно, что в ту эпоху народная масса оставалась языческой, и все социальные возмущения приобретали и религиозные оттенки.

Аватара пользователя
Roland
Близкий к Тьме
Сообщения: 813
Зарегистрирован: Ср авг 26, 2009 15:53
Пол: Мужской
Откуда: Минск

Re: Всеслав Полоцкий

Сообщение Roland » Сб фев 27, 2016 14:43

Зато он совершил благородный христианский поступок - перевесил колокола с Новгородской Софии на Полоцкую.
Аша — это закон вселенской гармонии, истина, правда, добро. Друдж — это антитеза Аши, буквально: ложь, разрушение, деградация, насилие, грабёж.

Все люди делятся на две категории: ашаваны (приверженцы Аши, праведные, те, кто стремится нести миру добро) и друджванты (лживые, несущие миру зло).

Ответить

Вернуться в «История»