Каин в славянском фольклоре

...не вошедшее в иные разделы
Ответить
Аватара пользователя
Iss
Иерарх
Сообщения: 6655
Зарегистрирован: Пн ноя 12, 2007 19:10
Пол: Мужской

Каин в славянском фольклоре

Сообщение Iss » Ср июн 06, 2012 17:56

Каин: отец всем мерзостям земным. Библейский герой в славянском фольклоре

автор: Е. Семирханова

Условно комплекс народных мифологических мотивов, связанных с Каином, можно разделить по внутренней хронологии (периодам жизни героя): истории о появлении на свет, о причинах и процессе братоубийства и, как логический финал, о последующей божьей каре и месте Каина в мире.

Первыми, согласно внутреннему сюжету каиновой судьбы, являются предания о его зачатии и рождении. Согласно украинской легенде (имеющей аналоги в апокрифах и еврейских мидрашах), Сатана заколдовывает яблоко, вследствие чего у Евы просыпается вожделение к дьяволу, а у Адама — к Еве. От демонического партнера рождается Каин, от Адама — Авель. Демоническим происхождением в народной традиции подчас и объясняется непонятная жестокость и злоба Каина, ставшая причиной первого в истории братоубийства.

Другой миф, имеющий название «Рукописание Адама», рисует новорожденного Каина «чудом великим и страшным» со змеиными головами.
Изображение
Иллюстрация к апокрифу «О рождении Каина». 1880-е гг. Неизвестный художник

Чернила, акварель. 34,8x46,8

Бумага с филигранью J Whatman I88I Клепиков I, № 1206

Название: «Святый апостол Ворфоломей вопроси святаго Андрея Первозваннаго, како и киим образом праотец наш Каин родися, и како рукописание праотец наш Адам даде диаволу. Ответ» , Ниже текст в 2 столбца: «Праотец наш Каин скверняв родися, глава на нем яко и нал... Выписано из древних рукописных страстей Христовых» .

Приобретено у А. А. Бахрушина в 1921 г.

Сюжет картинки — апокрифический миф, в котором рассказывается, что младенец Каин появился на свет, имея «на персях и челе» двенадцать змеиных голов. Одним из главных действующих лиц рассказа является дьявол, избавляющий Еву от страданий, причиняемых ей укусами змей во время кормления ребенка. Дьявол обрубает змеиные головы, но берет за это «рукоположение» от Адама. Только крещение Христа в Иордане приводит к сокрушению змиевых голов и уничтожению камня с отпечатками рук Адама, брошенных дьяволом в Иордан. Сюжет встречается в миниатюрах рукописей: ИРЛИ, собр. Перетца № 625, л. 7—7 об. Между картинкой и миниатюрами есть сходство в композиционном решении. История апокрифического толкования изложена в кн.: Тихонравов Н. С. Памятники отреченной литературы. Т. I.


"Святой апостол Варфоломей спросил святого апостола Андрея Первозванного, как и каким праотец наш Каин родился, и как рукописание прадед наш Адам дал диаволу?

Праотец наш Каин родился уродливым. Голова его была, как и у прочих людей, но на груди и на лбу были двенадцать змеиных голов. Когда Ева кормила его грудью, тогда змеиные головы кусали ее тело. От этих укусов и сильной боли, Ева покрылась язвами. Наблюдая за женой, Адам очень сильно скорбел.

И пришел к нему диавол в образе человека, и спросил: “Что ты дашь мне взамен за исцеление твоего сына Каина и твоей жены Евы и за освобождение от этой муки?” Ответил Адам: “Что тебе дать?” Диавол ответил: “Дай расписку”. Ответил Адам: “Какую расписку”. Ответил диавол: “Заколи козленка и напиши на камне, который я тебе дам, и скажи вот это, - живые Богу, а мертвые тебе”. И сделал Адам, как повелел ему диавол.

И принес ему диавол очень большую каменную плиту. И заколол Адам козленка и слил кровь в сосуд, и намочил руки свои в этой крови, и положил руки свои на принесенную плиту из белого камня, и отпечатались руки Адамовы не этой плите. И пришел диавол к Каину и оборвал двенадцать голов змеиных, и положил их на камень, на эту расписку. И скинул эту расписку в реку Иордан, и повелел диавол головам змеиным сторожить эту расписку.

И охранялась эта расписка этими змеиными головами вплоть до самого пришествия Господа нашего Иисуса Христа. Когда Он пришел на Иордан к Иоанну креститься, нашего ради спасения, тогда змеиные головы встали в струях Иорданских напротив Господа, и здесь Он уничтожил змеиные головы в воде. Тогда увидел диавол уничтоженные змеиные головы, тогда он взял остаток этой расписки и внес в ад, где были заключены Святые.

Когда же Господь наш Иисус Христос воскрес из мертвых, тогда и остаток той расписки Адамовой разрушил и стер и диавола связал, а души Святых из ада освободил и в первую очередь в рай возвел к Своему Отцу и к Своей милости."
(С)

Согласно другому, распространенному среди гуцулов , мотиву, Сатана подменил маленького Каина своим уродливым детенышем и тем самым обманул Адама и Еву. Но в любом случае, судя по этом мифу, роль Каина в народной христианской эсхатологии была весьма значительна: важнейшее для понимания христианского вероучения событие — распятия Христа — вызвано не только грехопадением первых людей, но и договором между Адамом и Сатаной. Таким образом, фигура первого братоубийцы принимает поистине космологический масштаб в контексте важнейших для христианской мысли и христианского миросозерцания вопросов об обреченности человечества и его спасении через кровь Христа.

Огромное количество сказаний связывается с главным злодеянием Каина — убийством его брата Авеля. Как известно, библейский текст говорит о том, что Каин убил Авеля из зависти — Бог принял жертву, которую принес ему Авель, и не принял жертву, принесенную Каином. В начале XX века в Киевской губернии бытовало весьма любопытное поверье, согласно которому Каин по наущению Сатаны изобрел горилку, после чего вступил в кровосмесительную связь со своей красавицей-сестрой. Авель, узнав о падении Каина, рассказал об этом Адаму. В гневе Каин убивает Авеля, вонзив тому в сердце заточенный осиновый кол . Согласно легенде это объясняет, во-первых, почему осина является любимым деревом Сатаны, а во-вторых, почему вампиры и всякая нечисть являются потомками Каина. Помимо этого, фигура загадочной сестры Каина встречается в талмудических мидрашах.

Согласно библейскому тексту, Каин за свое преступление был проклят Богом на вечные скитания. Болгарская же легенда сообщает, что Каин был помещен Богом на Луну , чтобы оттуда в муке созерцать недоступные ему прелести и порожденные им мерзости земной жизни. Другая легенда гласит, что обитающий на Луне Каин носит Авеля на спине, злоба же его по отношению к младшему брату достигает своего апогея в полнолуние . Тогда на Луне можно увидеть Каина, поднимающего своего брата на вилы.

Фигура Каина в народных представлениях часто приобретает характер, имеющий вселенское значение. Помимо приписывания ему демонического происхождения, его называют пращуром лжи , убийства, осквернения, всякой нечисти и колдовства. Одно болгарское предание называет Каина, пролившего кровь своего брата, прародителем ужасов и зверств войны: «И Каин убил Авеля — чтобы была война. Чтобы потом вообще войны были, чтобы людей уничтожать. Каин и Авель первую войну объявили. Бабы Евы и деда Адама первые дети. И Каин убил Авеля. Это от Бога — чтобы война. Сейчас смотри, сколько войн на земле, убийства! Вот так…» . Если же обратиться к тексту одной старообрядческой легенды, то убийство Каином Авеля содержит в себе «все зло мира нашего» . Событие убийства Каином Авеля зачастую рассматривается в фольклоре как повторное, второе грехопадение. Судьба Каина связывается с судьбою всего человечества в целом: Каин становится отцом зла в человеческом обществе, первым наследником грехопадения и преподносит грядущим поколениям дьявольский дар взаимного уничтожения.

Безусловно, в традиции письменной интерпретации, вырабатывавшей строгие каноны истолкования священного текста, вряд ли могли появиться такие странные с позиции официальной христианской церкви сюжеты. Ведь они зачастую вступают в прямое противоречие с самим текстом Библии, создавая свои детали. Впрочем, тем Народная Библия и отличается от письменной — она всегда давала человеку, плохо знакомому с ортодоксальной традицией, но стремящемуся к религиозной рефлексии и благочестию, ничем не ограничиваемую свободу для воображения, способного порождать новые и новые истории о жизни и судьбе героев вечно обновляющегося мифа.
взято отсюда:
http://svart-ulfr.livejournal.com/306136.html#cutid1
Среди могил унылых и безвестных
Я принесу чудовищный оброк
Тебе, о страх земной, подземный рок
И бич небесный!

Аватара пользователя
Iss
Иерарх
Сообщения: 6655
Зарегистрирован: Пн ноя 12, 2007 19:10
Пол: Мужской

Re: Каин в славянском фольклоре

Сообщение Iss » Ср июн 06, 2012 18:03

А вот отрывок из "Беовульфа"- англосаксонского эпоса, в котором Каин представляется прародителем всякой нечисти( абсолютно языческой по своему происхождению):

"...муж злосчастливый,

жалкий и страшный
выходец края,

в котором осели
все великаны

с начала времен,
с тех пор, как Создатель

род их проклял.
Не рад был Каин

убийству Авеля,
братогубительству,

ибо Господь
первоубийцу

навек отринул
от рода людского,

пращура зла,
зачинателя семени

эльфов, драконов,
чудищ подводных

и древних гигантов,
восставших на Бога,

за что и воздалось
им по делам их".
(C) перевод В.Тихомирова
Среди могил унылых и безвестных
Я принесу чудовищный оброк
Тебе, о страх земной, подземный рок
И бич небесный!

Ответить

Вернуться в «Всякий фольклор»