Вампиры, ведьмы и колдуны

...не вошедшее в иные разделы
Аватара пользователя
Iss
Иерарх
Сообщения: 6655
Зарегистрирован: Пн ноя 12, 2007 19:10
Пол: Мужской

Вампиры, ведьмы и колдуны

Сообщение Iss » Пт фев 08, 2008 02:07

АВСТРАЛИЯ И ВАМПИРЫ
Вампиры не занимали значительного места в фольклоре Австралии. Однако в культуре аборигенов существовало вампирическое существо йара-ма-иаха-ху. Оно имело вид маленького красного человека, приблизительно четырех футов росту, с необыкновенно крупной головой и ртом. У него не было зубов, и он просто проглатывал пищу целиком. Кончики пальцев на ногах и руках имели форму присосок, как у осьминога.
Йара-ма-йаха-ху жил на верхушках больших фиговых деревьев. Он не охотился, а поджидал, пока ничего не подозревающая жертва не станет искать укрытия под кроной дерева, и тогда падал на нее. Рассказ о йара-ма-йаха-ху передавался детям, чтобы предостеречь их от побегов из племени, а также как угроза для непослушных детей.
Когда человек располагался под деревом, йара-ма-йаха-ху мог спрыгнуть на него, присосаться своими руками и ногами к его телу и тянуть из него кровь до тех пор, пока человек не становился слабым и беспомощным, но редко до такой степени (по крайней мере, сначала), чтобы вызвать смерть жертвы. Существо могло позже вернуться и проглотить свой завтрак, оно запивало его водой и погружалось в сон. Когда оно пробуждалось, непереваренная часть еды отрыгивалась. Согласно этой истории, человек, которого отрыгнуло это существо, был все еще жив и детям предлагалось не оказывать сопротивления, если с ними произойдет такое несчастье — встреча с йара-ма-йаха-ху. Их шансы выжить повышаются, если они позволят ему себя проглотить.
Люди могли быть схвачены неоднократно. Каждый раз они делаются все меньше и меньше, пока не достигают размера самого йара-ма-йаха ху. Сначала их кожа делается очень гладкой, а потом по всему телу начинают расти волосы. Постепенно они превращаются в одно из мифических пушистых существ, населяющих лес.

АФРИКА И ВАМПИРЫ

Не замечено, чтобы вера в вампиров играла значительную роль в сложной мифологии африканских народов. Монтегю Саммерс в своем обзоре 1920 года о вампиризме в мире не смог найти более двух примеров: асасабонсам и обайфо. Со времен Саммерса мало кто занимался исследованием вампиризма в африканских верованиях.
Обайфо, неизвестное Саммерсу имя, данное народностью ашанти западноафриканскому вампиру, который вновь появлялся под подобными же именами в мифологии большинства соседних племен. Например, среди дагмейцев вампир был известен как асиман. Обайфо была колдуньей, которая тайно проживала в общине. Процесс превращения в колдунью был постепенным и обусловлен генетически. Невозможно было определить, кто может оказаться колдуньей. Тайно колдунья могла покинуть тело и путешествовать в ночи как раскаленный шар света. Колдуньи нападали на людей, особенно на детей, и высасывали их кровь. Они также обладали способностью высасывать сок из фруктов и овощей.
Асасабонсам — вид вампирического чудовища, обнаруженный в фольклоре народности ашанти из Ганы, западная Африка. В кратком описании, данном Р. Сузерлэд Рэтрей, асасабонсам напоминает по своему облику гуманоида и отличается набором железных зубов. Живет в чаше леса и встречается редко. Сидит на верхушках деревьев, свесив ноги н использует свои крючкообразные стопы для ловли тех, кто проходит мимо.
Работая среди племен дельты реки Нигер, Артур Глен Леонард обнаружил легенду о том, что колдуньи оставляют свои дома по ночам для встреч с демонами, на этих встречах и подготавливаются заговоры об умерщвлении соседей. Умерщвление осуществлялось «постепенным высасыванием крови жертвы какими-то невидимыми сверхъестественными средствами, воздействие которых на жертву было незаметно для окружающих». Среди народности ибо было поверие что процесс высасывания крови происходит настолько умело, что жертва чувствует боль, но не может установить физическую причину этого, даже на грани фатального исхода. Леонард верил, что колдовство было в действительности утонченной системой отравления (такое же колдовство имело место в средневековой Европе).
П. Амори Тальбо, работая среди племен в Нигерии, обнаружил весьма распространенное влияние колдовства, а самой ужасной силой, приписываемой колдунам, было высасывание сердец жертв, которые абсолютно не осознавали происходящего. Колдунья могла сидеть ночью на крыше и осуществлять это высасывание при помощи магической силы. Часто считалось, что умерший от туберкулеза человек был жертвой такого колдовства.
Среди народа яке в Нигерии Дэрилл Фордэ обнаружил, что согласно верованию покинувшие тело ведьмы нападают на людей во время сна. Они могут высасывать их кровь, а результатом таких нападений являются оставшиеся язвы. Они могут действовать также как инкыобасы/саккь-юбасы, ложась на людей и душа их.
Практически любой человек, страдавший от каких-то болезненных состояний приписывал свои недомогания колдовству, и всякий, кто был обвинен в нем, был сурово судим различными судами и приговаривался к испытаниям. Объектами такого обвинения в основном являлись бесплодные женщины и женщины в возрасте пост-менопаузы. Вполне обычным приговором ведьмам было сожжение на костре. Мэлвилл Херско-виц и его жена Франс Херсковиц смогли найти след ведьмы/вампира, чье существование признавалось большинством западноафриканских племен. Подобные же вампирические фигуры были обнаружены у народов Карибского бассейна: лугару — на Гаити, асема — в Суринаме и сукуян — в Тринидаде. Эти три вампира фактически идентичны, хотя были обнаружены в различных колониях: французской, голландской и английской. Обнаруженные у африканских народов представления о вампирах кажутся очевидным доказательством того, что общий исток мифологии о вампирах исходит из Африки. Эти знания были привнесены в западную культуру завозимыми рабами и укрепились за долгие десяти летия существования рабства.

АФРО-АМЕРИКАНСКИЕ ВАМПИРЫ

Существо, которое более всего походит на вампира, было известно среди афро-американцев Луизианы под именем фифолле, или же фой-фолле. Фифолле — обычный блуждающий огонек (свет, видимый над болотистой местностью по ночам) — происходит от французских инкь-юбасов/саккьюбасов и является душой умершего человека, которая была послана обратно на землю Богом, чтобы совершить искупление, но вместо этого нападает на людей. Большинство из этих нападений были лишь озорством, но иногда фифолле становился вампиром, который пил человеческую кровь, особенно детскую. Некоторые верят, что фифолле — душа ребенка, который умер до крещения.

Испанские и португальские вампиры

Бруджа — это испанское имя ведьмы, во многом схожей с итальянской стрегой и португальской бруксой. Этот персонаж можно найти по всей Латинской Америке. Его название употребляется параллельно с местными обозначениями ведьм, а также для ведьм-вампиров, таких, как тла-хуелпучи, мексиканской ведьмы, сосущей кровь.
Как в Испании, так и в Америке бруджа была живым человеком, обычно женщиной, могла превращаться в различных животных и нападать на младенцев.
Брукса (женщина) и бруксо (мужчина) - колдовские фигуры в Португалии, во многом схожие с бруджа в Испании и Мексике. Брукса возникла еще в дохристианские времена и стала значительной в средние века. В то время инквизиция сосредоточила свое внимание на искоренении языческих верований, считая их злобными происками Сатаны. В сельской Португалии вера в колдовство дожила до XX века, и правительство периодически предпринимает действия, направленные на разрушение продолжающегося влияния этих веровании.
Брукса (которую, в основном, описывали как женщину) вошла в список вамиирических существ из-за своих нападений на детей, у которых сосала кровь. Она также принимала вид разных животных, наиболее часто — уток, крыс, гусей, голубей или муравьев. Ее сила находилась к пике с 2 часов ночи до утра. Вторник и пятница имели плохое значение » португальском фольклоре, т. к. в эти дни ведьмы определенной области устраивали свои сборища па перекрестках. Считалось, что на этих собраниях ведьмы поклоняются Сатане и получают от пего различные злые силы, например, недобрый глаз.
Защита от бруксы обеспечивалась широким разнообразием магических амулетов. Детей защищали при помощи железа или стали. Стальной гвоздь на полу или же ножницы под подушкой отпугивали ведьм. Существовала вера в произнесенное слово, и фольклор богат примерами разнообразных заклинаний против ведьм. В одежду детей зашивался чеснок, чтобы их не унесла ведьма.
Уже после нападения делались попытки выявить злобную ведьму. Мать больного ребенка могла кипятить его одежду и при этом колоть ее различными острыми инструментами. Предполагалось, что ведьма будет ощущать эти уколы на своем теле и придет просить о пощаде. Или же мать могла взять метлу и подмести весь дом в обратном направлении -от двери и при этом повторять заклинание, которое заставит ведьму проявить себя. Метла, этот символ колдовства, использовалась для того, чтобы заставить ведьму расслабиться. Не далее как в 1932 году, писатель Родней Гэллоп сообщил о случае, когда в городе Санта-Леокадия де Байао от удушья умер ребенок. Родители были уверены, что его «высосала ведьма». Бабушка сообщила, что она видела как ведьма улетала в образе черного воробья.
Из-за способности превращаться в животных, брукса часто ассоциировалась с лобишоменами, под таким именем в Португалии известны оборотни. Лобишомен, как известно, менял свой облик по вторникам и пятницам, в те самые дни, когда собирались ведьмы.

Вампиры в фольклоре Малайзии.


Очень похожими на греческих ламий были лангсуяр и поптиапак. Последний был описан как летающий демон, вроде бешши. Первый лангсуяр был женщиной чрезвычайной красоты, которая родила мертвого ребенка. Когда ей сказали о состоянии ребенка, она в шоке отпрянула, а затем вдруг внезапно хлопнула руками и взлетела на близ стоящее дерево. Ее видели время от времени и узна-иа;ш по зеленому платью, длинным ногтям (которые считались признаком красоты в малазийском обществе) и длинным, до лодыжек, черным волосам. Ее волосы скрывали дыру на шее, через которую она пила кровь у детей. Первая лангсуяр уступила место целой группе вампирических существ. Поздние лангсуяры были уже поедателями плоти с особым пристрастием к рыбе (основным продуктом малазийцев).
Если женщина умирала во время родов или же в течение 40 дней спустя (в течение этого времени она считалась нечистой), считали, что она может стать лангсуяром. Чтобы этого не произошло, семья клала ей в рот стеклянные бусы (которые останавливали любые крики банши), а чтобы не дать возможности ей летать — под руки укладывали яйца и втыкали иголки в ладонь каждой руки. Однако лангсуяра можно было приручить, поймав ее, отрезав волосы и ногти и затолкав все в отверстие на шее. В этом случае лангсуяр становилась совершенно домашней и вполне могла нормально существовать в человеческом обществе. Были собраны сообщения, которые говорили о том, что лангсуяры приходили в деревни, выходили замуж и рожали детей. Однако их новая жизнь обычно кончалась на каком-нибудь празднике в деревне, когда они начинали танцевать. Внезапно они возвращались к своей призрачной форме и улетали в джунгли, оставив детей и мужа.
Происхождение понтианака связано непосредственно с происхождением лангсуяра. Это существо было мертворожденным ребенком. Верили, что он принимает вид ночной совы. Чтобы не дать умершему ребенку стать понтианаком, к нему применялись те же методы, что и к матери — бусы, яйца и иголки. Как и в случае с лангсуяром, при похоронах потенциального понтианака использовались специальные заклинания.
Уолтер Вильям Скит («Малайская магия», 1900, 1966), главный авторитет по малазийской мифологии, отмечал некоторое смешение между лангсуяром и понтианаком. Оба могли появиться в виде ночной совы, к обоим адресовалось заклинание, как будто они были одним и тем же существом, и ребенок и мать подвергались одним и тем же процедурам, чтобы не допустить их превращения в вампиров после смерти. Эта путаница может быть прояснена, если принять во внимание, что в некоторых частях Малайзии и почти повсеместно в Индонезии понтианаком зовется то существо, которое Скит описал как лангсуяра - женщину-вампира. Раймонд Кеннеди обнаружил, что на Яве говорили о понтианаке, как о банши, которая плачет на ночном ветре о ребенке, которого потеряла при рождении. Августа де Вит, также на Яве, обнаружила, что понтианака считают духом мертвой девственницы. Она соблазнила молодого человека, но лишь только они обнялись, как открылась дыра на ее спине. Она разорвала объятие после единственного поцелуя и смертельно прокляла этого человека. Он должен будет умереть очень скоро, если не схватит ее длинные волосы и не вырвет прядь их.
Такое заклинание существует и в Малайзии:
О Понтианак, мертворожденный,
Возможно, тебя ударила земля с могильного холма
Так режем мы бамбуковые палочки, длинные и короткие,
Чтобы приготовить здесь печень джинна Понтианака
По милости — «Нет Бога, кроме Бога».
Из нескольких малазийских вампиричсских духов понтианак бы п единственным, которого рассматривали как джинна, или джиини, разно-пидмость духа и исламской мифологии.
Пенанггалан - третье вампироподобное существо в малазийском фольклоре. Согласно мифу, оно произошло от женщины, в разгар исполнения ею церемонии дудок бертапа - церемонии раскаяния. Она сидела в огромном деревянном чане, который использовался для хранения уксуса, получаемого из сока пальмового дерева. В этот момент подошел мужчина и спросил что она тут делает. Напуганная, она рванулась и побежала с такой «пой что ее голова отделилась от тела, а ее внутренности потянулись за ней, и так она взлетела на ближайшее дерево. Эта отделенная готова со свисающими внутренностями стала злым духом. Она появляется на верхушках крыш в момент рождения ребенка, издает высокие резкие звуки и пытается подобраться к ребенку, чтобы высосать его кровь
В работах начала девятнадцатого века П. Д. Бегби описал пенанггалана как злого духа, который овладел женщиной и превратил ее в колдунью Когда он желает путешествовать, он отделяет голову вместе с внутренностями, которые болтаются внизу, и улетает в поисках пищи, которой является кровь, как живых, так и мертвых. Он также рассказал историю о человеке, у которого было две жены, одна темнокожая, а другая светлокожая. Ему сказали, что они обе пенанггаланы. Человек не поверил, и чтобы проверить, устроил ночью наблюдение, и увидел, как они отправились за пищей. Тогда он поменял их тела. Когда они вернулись, то головы пристали каждая не к своему телу. Когда королю было представлено неопровержимое доказательство их злой природы, они обе были казнены.
Другая версия этой истории говорит о том, что пенанггалан произошел от женщины, которая занималась магией и, в конечном счете, научилась летать. В это время ее голова и шея отделились от тела вместе со свисающими внутренностями, и в таком виде она нашла пристанище на дереве. Отсюда она перелетала от дома к дому, чтобы пить кровь не только детей, но и матерей во время родов. Чтобы защитить место, где происходят роды, по дому развешивались листья джеруджу (вид чертополоха), а в любую пролившуюся кровь втыкали шипы. Считалось, что если вдруг кровь или иная жидкость со свисающих внутренностей упадет на кого-то, то он немедленно заболеет.
Другие существа, пьющие кровь, — полот, и пелесит — также были частью культуры Малайзии. Первый появлялся в виде очень маленькой женщины (ростом около дюйма), а второй — как домашний сверчок. По-лонг действовал как ведьма традиционной западной мифологии. Его можно было привлечь кровью убитой жертвы, которая собиралась в бутылку и через семь дней (некоторые говорят через 14) над ней совершался ритуал. Затем ждали звука чириканья молодых птиц — это было знаком того, что полонг поселился в бутылке. Полонга можно было покормить, порезав палец, просунув его в бутылку и позволив ему пососать кровь. (На Западе говорили, что подобная ведьма кормится из спрятанного выступа на теле ведьмы — ведьминого соска). В благодарность за то, что его покормили кровью, полонг мог выполнять различные задания, включая и нападение на врагов.
Если на кого-то нападал полонг, что проявлялось в различного рода бредовых состояниях, призывали мудреца, который устанавливал, кто же послал его мучить свою жертву, и изгонял полонга. Смерть тоже иногда приписывалась нападению полонга.
Пелесит обычно сопровождал полонга в его путешествии и прибывал даже раньше его. Если полонга направляли для нападения на кого-то, то прежде в тело жертвы пытался войти пелесит для того, чтобы подготовить путь полонгу.
Уолтер Вильям Скит сообщал о довольно-таки ужасном методе создания пелесита. Потенциальный собственник пелесита выкапывал недавно умершего ребенка и относил его на муравейник. Через некоторое время ребенок должен был заплакать, и в этот момент владелец откусывал его язык. Затем язык погружался в специально приготовленное кокосовое масло и хоронился на три ночи. На третью ночь язык превращался в пелесита.
Многим народностям, населяющим Малайзию, были знакомы чевон-ги У каждого народа была собственная мифология, в которой имело место множество духов, которых собирательно называли басы. Существовали различные виды басов, некоторые из которых при различных обстоятельствах нападали на людей. Обычной пищей басов была руваи, приблизительный перевод — душа или жизнь, или жизненная способность. Их излюбленной жертвой была дикая свинья, и бас устанавливал невидимые ловушки, чтобы захватить руваи свиньи. Иногда в ловушку попадала человеческая руваи, и бас съедал человеческую душу, или дух. Бас также мог повстречать человеческую руваи ночью, когда она путешествовала во время сна человека. Обычно басы не нападали на человека и не приближались к местам проживания человека. Они знали, что огонь — это знак человеческого присутствия, и в лесу человек, которому повстречался бас, мог развести костер, и бас уходил.
Свидетельства о нападении баса на человека очень редки. Они нападали на людей разными способами, хотя большинство из них искали только руваи. Например, энг банка — дух умершей собаки, который проживал в болотистой местности, воровал руваи. Если руваи не было возвращено, то через несколько дней жертва умирала. Если кто-то внезапно заболевал и умирал через несколько дней, то он считался жертвой энг банка. Совершенно иным был манеден, который жил на диком растении пандана. Он нападал на людей, которые срезали это растение, кусал их и пил их кровь. Он прикреплялся к локтям мужчин или же к соскам женщин. Чтобы прекратить нападение, надо было что-то дать ему взамен, что-то вроде масляного ореха с орехового дерева ходж. Таким образом, нападение энг банка было разновидностью физического вампиризма, как, впрочем, и манедена.
Понтианак — это тип вампира, обнаруженный в Малайзии, на Яве и на большей части Индонезии. В Малайзии он существовал в паре с лангсуяро.ч, другим малазийским вампиром, имевшим такое же происхождение. Малазийский лангсуяр был женщиной, которая родила мертвого ребенка. Понтианак был этим мертворожденным ребенком. Как вампир, он появлялся в виде ночной совы. Чтобы мертвый ребенок не стал вампиром, с ним обходились так же, как и с женщиной, которая умерла во время родов, — в ладони втыкались иголки, под руки укладывались яйца, а в рот закладывались бусы.
На Яве и по всей Индонезии лангсуяр и понтианак менялись местами, и часто понтианаком называли женщину — ночного летающего вампира. В середине 50-х годов «Кзти-Клрис Продакшнс» начала выпускать серию картин, изображавших пои тианака в виде прекрасной женщины индонезийского фольклора.

МЕКСИКА И ВАМПИРЫ

Истоки свидетельств о вампирах в Мексике можно проследить до самых древних майя, чья территория находилась там, где сейчас располагается Гватемала, и тянулась еще дальше на север до полуострова Юкатан и до южной части сегодняшней Мексики. Это была территория летучих мышей-вампиров, населявших мифологию майя. Камазотс — яростный пещерный бог подземного мира майя — был увековечен в «Попол Вол» и в искусстве майя.
В «Попол Вол» два брата входят в подземный мир, чтобы отомстить за смерть своего отца. Чтобы выполнить задачу, им приходится преодолеть ряд препятствий, одним из которых был Дом летучих мышей. Сначала на них напали полчища летучих мышей, а затем и сам камазотс. Камазотс изображался как человекоподобная летучая мышь с острым носом, огромными зубами и когтями. В какой-то момент один из братьев поднимает голову из своего укрытия, и камазотс быстро лишает его головы. Затем его голову используют как мяч в игре. Обезглавленный брат получает замену своей голове, и вместе братья, выиграв эту игру, побеждают.
Камазотс со своим острым носом, огромными зубами и когтями был популярной пугающей фигурой среди майя, и множество его образов появилось в искусстве майя. Камазотс служил двум противоположным целям. Он был частью главного сельскохозяйственного мифа, построенного вокруг цикла выращивания кукурузы. Он нес смерть зерну кукурузы, закапываемому в землю, что было необходимым шагом, ведущим к его возрождению в самом урожае. Он был также пугающим, жаждущим крови богом пещер. Люди избегали мест, которые, как считалось, являются местом его обитания.
Ацтеки. Из сложной мифологии ацтеков, чья территория лежала к северу оТ земель майя, пришло несколько вампирических существ. Среди тех, кого считали вампирами, был бог подземного мира, царства мертвых Однако он появлялся скорее как пожиратель душ мертвых, нежели как вампирическая фигура. Тем не менее, набор вампирических фигур был очевиден богинь, имеющих отношение к «земной леди» Тлалтеуктли - воплощению земли и скал, на которых обитали люди. Тлалтеуктли была фигурой, наводящей ужас. Никогда не изображаемая как женщина, она была показана как огромная жаба, с испачканными кровью челюстями. Несколько женских фигур, окружавших «земную леди», разделяли с ней чудовищный вид и жажду крови: Коатликуе - «змеиная юбка», Сихуако-а'т - «женщина-змея», Итцпапалотл - «бабочка-нож из обсидиана» и сихуатетео. Эти богини были также известны как сихуапипилтин, или принцессы. Коатликуе была черной, грязной, растрепанной и отвратительной. Сохранилась ее статуя, которая была помещена в Национальный музей в Мехико. У нее была юбка из змей, ожерелье из сердец и рук и кулон в виде черепа. Головы у нее не было, а на ее месте был поток извергающейся крови, который становился двумя головами гремучих змей.
Сихуакоатл была древней богиней кулхуасанов, но после XV века центр ее почитания сместился в Ксочимилко. Ее внешность была ужасающей — волокнистые волосы, открытый рот, готовый глотать жертв, и два ножа, которые украшали ее лоб. Однако она обладала способностью превращаться в прекрасную молодую девушку, которая, как вампирические демоны многих стран, прельщала и губила молодых мужчин. Они вступали с ней в сексуальные отношения, после чего сохли и умирали. Сихуакоатл дошла до наших времен одновременно как Дева Гваделупы в римско-католической вере и как Ло Ллорона — Плачущая женщина в популярном фольклоре. В качестве плачущей женщины ее можно услышать по ночам, оплакивающей своих мертвых детей. Сихуакоатл выражала голод богов по человеческим жертвам, и ей в жертву регулярно приносили государственных преступников. Итцпапалотл была скорее не вампиром, как две другие, а персонификацией сельского жертвенного ножа.
Сихуатетео была самым главным вампиром среди всех божеств ацтеков. Эти богини происходили от женщин, которые умерли во время рождения ребенка, причем вина за смерть ребенка приписывалась им — °"и боролись с ребенком и смогли удерживать его до тех пор, пока он не погибал в этой борьбе, правда женщина и сама умирала. Таким об-разом, им был дан статус воина. Как демоническая фигура, сихуатетео очень сильно напоминала других вампиричиских фигур, таких как ла-мии в Древней Греции или же лангсуяр в Малайзии. Сихуатетео блуж-Дала в ночи и нападала на детей, оставляя их парализованными или наделяя другими заболеваниями. Все вместе сихуатетео держали совет на перекрестках дорог. В специальных сооружениях на перекрестках дорог, посвященных сихуатетео, раскладывали пищу, чтобы они пожирали ее и не трогали детей. Предполагалось, что в этом случае они задержатся На перекрестках до наступления утра и будут убиты солнечным светом. До недавнего времени описание сихуатетео включало белое лицо и покрытые мелом ноги и руки. Они были одеты в костюм Тлазолтеотл — богини колдовства, страсти и зла.
Тлахуелпучи. Культура ацтеком была сильно разрушена европейским завоеванием и также религиозной конкистой римского католицизма. Однако богини продолжали трансформироваться и общественном воображении в ведьм, которые дожили до наших дней под различными именами Их называли бруджа (женщина) или бруджо (мужчина) на испанском ( тлахуелпучи — сосущая кровь ведьма на языке потомков ацтеком.
Тлахуелпучи было существом (чаще всего женщиной), которое, каи верили, обладало способностью превращаться в некоторых животных в таком виде нападать и пить кровь у младенцев или же, в более редких случаях, у детей и взрослых. Тлахуелпучи позаимствовали свои черты как у богинь ацтеков, так и у ведьм Испании, которые тоже обладали способностью сосать кровь у младенцев. Наиболее часто ли ведьмы превращались в индейку, но также могли стать и блохами, кошками, собаками. Такие ведьмы тайно проживали в общине. Они были предметом страха, особенно для пар, у которых были грудные дети
Тлахуелпучи была рождена ведьмой и не могла контролировать свое состояние, данное ей раз и на всю жизнь. Поскольку это состояние было случайным, происшедшим при рождении, а не генетически обусловленным, она не могла передать его дальше. Было совершенно невозможно сказать — станет ли определенное лицо ведьмой — до тех пор, пока не наступал период половой зрелости. Способность к превращению приходила вместе с менструацией. В это время у молодой ведьмы возникала ненасытная жажда человеческой крови. То, что она ведьма, очень скоро узнавали родственники, но из страха и стыда они старались скрыть этот факт. Ведьма убивала каждого, кто узнавал о ней правду, но никогда не нападала на родственников. Тлахуелпучи должна была получить кровь, по меньшей мере, один раз в месяц, а некоторым требовалось и четыре раза в месяц.
В последнюю субботу каждого месяца, тлахуелпучи приходила на кухню того места, где она жила, и исполняла магический ритуал. Она разводила огонь, сделанный из специальных веществ, и затем превращалась в животное, обычно в собаку. Ее ноги и ступни оставались брошенными в виде креста. Возвращаясь с кормежки, она снова превращалась в человека и вновь прикрепляла свои конечности. Иногда ведьму могли опознать по хромоте, которая развивалась из-за постоянных превращений. Время от времени, ведьма могла нападать на детей, взрослых и/или же на скот того человека, с кем поссорилась.
Тлахуелпучи также обладали силой гипноза над людьми и могли погу6ить их, заведя на какую-нибудь возвышенность и заставив совершить оттуда смертельный прыжок. Они могли нападать на скот тех людей, которым хотели причинить вред. Таким образом, определенный тип злых делпривычно приписывался ведьмам.
Защититься от ведьм можно было вездесущим чесноком. Завернутые и плоскую маисовую лепешку дольки чеснока, могли быть размещены в одежде ребенка. При отсутствии чеснока, его мог заменить лук Эффективным считался и блестящий металл, и родители помещали под колыбелью ребенка мачете или же коробочку с булавками. Булавки или другие предметы могли быть уложены в виде креста. Родители также применяли чистую воду, зеркала или же святые ордена. Смерть ребенка объясняли тем, что родители ослабили бдительность в защите своего чада.
Иногда люди сообщали, что видели ведьму в виде животного. Его отличали от других по фосфоресцирующему свечению. Это животное пытались убить при помощи камня или дубинки (избегая прямого контакта), но чаще всего этого не делали, так как ведьма исчезала, изменив свою форму. Очень редко какую-нибудь женщину в общине называли тлахуелпучи. Если же такое обвинение было принято группой людей, на нее нападали в ее же доме и забивали до смерти камнями или палками. После этого уничтожали все органы чувств, включая пальцы, и непогребенное тело оставляли в каком-нибудь пустынном месте.
Вера в тлахуелпучи живет и по сей день в сельской Мексике. Не далее как в 1954 году в штате Тлакскала прошел закон, требующий, чтобы все дети, которые были якобы убиты при помощи колдовства, были бы представлены медицинским специалистам. Исследователи Хуго Г. Пути ни и Джон М. Роберте, работая в этом штате в 60-е годы, не имели проблем со сбором различных рассказов о колдовстве.
Последний раз редактировалось Iss Пт апр 25, 2008 20:04, всего редактировалось 1 раз.

Сатариан
Демон
Сообщения: 262
Зарегистрирован: Сб мар 01, 2008 00:46
Пол: Другое
Откуда: Россия

Сообщение Сатариан » Сб мар 29, 2008 01:42

Iss, а ты как сам считаешь они существовали когда-нибудь? А может и сейчас существуют? Твое мнение?
...нас ждут бездны открытий и мудрости. Будем жить чтобы получить их и царствовать во Вселенной, подобно другим бессмертным.

Аватара пользователя
Томас Браун Хъюит
Случайный
Сообщения: 7
Зарегистрирован: Сб фев 02, 2008 15:51

Сообщение Томас Браун Хъюит » Сб мар 29, 2008 17:51

Я думаю что это из области Перумова, Олега Ефремова, Стругацких и т.п. Бу-го-га! :lol: :D :lol: 8)
Начнёшь охоту на Инженера- Инженер начнёт охоту на тебя! (Восставший из ада 5)

Ker Senoss
Близкий к Тьме
Сообщения: 734
Зарегистрирован: Вс янв 06, 2008 15:37

Сообщение Ker Senoss » Вс мар 30, 2008 05:42

Маги крови вроде бы есть...

Аватара пользователя
KoloboS
Тень
Сообщения: 43
Зарегистрирован: Сб мар 29, 2008 03:29
Пол: Другое
Откуда: Satan's Cunt

Сообщение KoloboS » Вс мар 30, 2008 05:48

Ker Senoss писал(а):Маги крови вроде бы есть...

А как же! И были всегда!
Но с вомпырами и прочей тёмно-фэнтэзюйной ебалой это никак не связано!!!

Аватара пользователя
Iss
Иерарх
Сообщения: 6655
Зарегистрирован: Пн ноя 12, 2007 19:10
Пол: Мужской

Сообщение Iss » Пн мар 31, 2008 12:42

Сатариан Фирс писал(а):Iss, а ты как сам считаешь они существовали когда-нибудь? А может и сейчас существуют? Твое мнение?


Никакую мифологию не надо понимать буквально. Поверья о вампирах существуют практически у всех народов, значит можно предположить, что за ними что-то есть. Но это надо понимать лишь символически, возможно как отображение неких "кровавых ритуалов" практикуемых в том или ином обществе или представление о Силах Тьмы в той форме, в которой они доступны вообще сознанию первобытного человека. Хотя лично я, как тардиционалист скорей поверю в архаичных вампиров той же Австралии или Мексики, чем в гламурных вампиров какого нибудь Лукьяненко или Энн Райс.

Аватара пользователя
Molot
Чертёнок
Сообщения: 15
Зарегистрирован: Вс мар 30, 2008 17:23
Пол: Другое

Сообщение Molot » Пт апр 04, 2008 12:16

снова парадигма.. механическое мышление.. все что не укладывается в рамки доказуемого не существует, ну в данном случае за исключением некоторых факторов поставленных как раз на оное верование и доказываемых с помощью все того же износившегося механического мышления.

вампиры есть? - приведите мне я поверю
вампиров нет? докажите что столько верований лгут)
Блажен, кто носит красный цвет:

Ведь этот цвет любезен бесу,

И кто, из нищеты и бед

Придя, сумел добиться весу,

И кто, покинув высший свет,

Взял посох и подался к лесу. (с)

Аватара пользователя
Vilka131314
Темный Демон
Сообщения: 350
Зарегистрирован: Чт сен 27, 2007 11:06
Пол: Другое

Сообщение Vilka131314 » Пт апр 04, 2008 12:38

вот вам про вампиров
http://www.mystique.com.ru/page-cat-6.html
http://www.sunart.kiev.ua/mist/being/art1.html
с точки зрения науки
http://darkpart.ru/2008/01/10/realnye_v ... nija..html
можете и остальные версии посмотреть тут же..

пока хватит... к сожалению найти публикацию о !реальных! вампирах, так и не удалось.. научный взгляд где то местами в ней сходится..
/кстати, они мало общего имеют с мифами/
...

Аватара пользователя
Vilka131314
Темный Демон
Сообщения: 350
Зарегистрирован: Чт сен 27, 2007 11:06
Пол: Другое

Сообщение Vilka131314 » Пт апр 04, 2008 12:45

кхм.. нашла.. Автор работ Стефан Каплан.. в гугле вы его легко найдете))
...

Аватара пользователя
Molot
Чертёнок
Сообщения: 15
Зарегистрирован: Вс мар 30, 2008 17:23
Пол: Другое

Сообщение Molot » Пт апр 04, 2008 13:05

весьма занимательно...
Блажен, кто носит красный цвет:

Ведь этот цвет любезен бесу,

И кто, из нищеты и бед

Придя, сумел добиться весу,

И кто, покинув высший свет,

Взял посох и подался к лесу. (с)

Аватара пользователя
Iss
Иерарх
Сообщения: 6655
Зарегистрирован: Пн ноя 12, 2007 19:10
Пол: Мужской

Сообщение Iss » Пт апр 04, 2008 16:12

Мне из всего этого только "Библия Вампиров" и "Книга Нод" нравится. Красиво пишут, собаки! :D :crazy

Ker Senoss
Близкий к Тьме
Сообщения: 734
Зарегистрирован: Вс янв 06, 2008 15:37

Сообщение Ker Senoss » Пт апр 04, 2008 17:27

Библия вампиров... Тьфу, пошлятина.
Любую идеологическую книгу надо прозвать так же, как хрюсы зовут свой сборник сказок.

Аватара пользователя
Iss
Иерарх
Сообщения: 6655
Зарегистрирован: Пн ноя 12, 2007 19:10
Пол: Мужской

Сообщение Iss » Пт апр 04, 2008 17:30

Да ну брось. Это как раз тот случай когда название не важно. К тому же это звучит как издевательство над хрюсами.
Среди могил унылых и безвестных
Я принесу чудовищный оброк
Тебе, о страх земной, подземный рок
И бич небесный!

Аватара пользователя
Molot
Чертёнок
Сообщения: 15
Зарегистрирован: Вс мар 30, 2008 17:23
Пол: Другое

Сообщение Molot » Пт апр 04, 2008 18:29

кстати библия переводится как просто книга, отсюда библиотеки и тп
Блажен, кто носит красный цвет:

Ведь этот цвет любезен бесу,

И кто, из нищеты и бед

Придя, сумел добиться весу,

И кто, покинув высший свет,

Взял посох и подался к лесу. (с)

Ker Senoss
Близкий к Тьме
Сообщения: 734
Зарегистрирован: Вс янв 06, 2008 15:37

Сообщение Ker Senoss » Пт апр 04, 2008 18:53

Iss писал(а):Да ну брось. Это как раз тот случай когда название не важно. К тому же это звучит как издевательство над хрюсами.
И все же все, кому не лень, называют свою книгу "библией того-то". А меня это немножко злит. Противно мне читать слово "библия", Исс, вот и все. Эта книга способствовала стольким смертям, столь великим разрушениям, и столь же щедро пропитана кровью великих, и не очень людей - что мне просто больно видеть её название. Да, вот такой я иногда душевный.

Аватара пользователя
Vilka131314
Темный Демон
Сообщения: 350
Зарегистрирован: Чт сен 27, 2007 11:06
Пол: Другое

Сообщение Vilka131314 » Сб апр 05, 2008 10:01

народ.. мы ж тут не о библии говорим.. :o
...

Аватара пользователя
Iss
Иерарх
Сообщения: 6655
Зарегистрирован: Пн ноя 12, 2007 19:10
Пол: Мужской

Сообщение Iss » Пн апр 07, 2008 09:54

Тоже верно. Но по тем ссылкам, что ты дала- забавно, но пожалуй не более.
Среди могил унылых и безвестных
Я принесу чудовищный оброк
Тебе, о страх земной, подземный рок
И бич небесный!

Аватара пользователя
Центурион
Случайный
Сообщения: 5
Зарегистрирован: Пн апр 14, 2008 22:15

Сообщение Центурион » Вт апр 15, 2008 17:12

Мне из всего этого только "Библия Вампиров" и "Книга Нод" нравится. Красиво пишут, собаки!

да, весёлый бред))

Аватара пользователя
Iss
Иерарх
Сообщения: 6655
Зарегистрирован: Пн ноя 12, 2007 19:10
Пол: Мужской

Сообщение Iss » Пт апр 25, 2008 20:09

ВЕДЬМЫ В СЛАВЯНСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Ведьма (от др.-рус. ведь — “знание”) — один из основных персонажей демонологии восточных и западных славян, сочетающий в себе черты реальной женщины и демона. По народным представлениям, обычная женщина становилась ведьмой, если в нее вселялся (по ее желанию или против воли) злой дух, дьявол, душа умершего; если она сожительствовала с чертом, бесом, змеем или заключала с ними сделку ради обогащения. Магическая ведовская сила могла быть как врожденной, доставшейся женщине по наследству от матери-ведьмы, так и приобретенной,— например, от умирающей Ведьмы, которая передала наследнице свои колдовские знания (“своего духа”). Считалось также, что способность женщины к ведовству могла быть вызвана неправильным поведением ее родителей: например, если мать кормила ее грудью “три Великие пятницы”, т.е. более двух лет; если ее мать и она сама были рождены вне брака.

Сосуществование в Ведьме человеческого и демонического начал могло пониматься как наличие у нее двух душ: обычной, человеческой, и злой, демонической, которая покидает по ночам тело спящей женщины и вредит людям (см. Двоедушник, ведогоны).

Для облика Ведьмы характерны, по народным воззрениям, некоторые демонические черты или особые приметы: наличие хвостика, рожек, крыльев. Ведьма выдает себя необычным взглядом: у нее воспаленные, покрасневшие глаза или дикий, хмурый взгляд; ее отличает привычка не смотреть прямо в глаза, в зрачках Ведьмы можно увидеть перевернутое отражение человека. Обычно ведьму представляли себе старой и безобразной, с седыми растрепанными волосами, крючковатым носом, костлявыми руками, иногда с телесными недостатками (горбатость, хромота). Ведьмой часто считали одиноко живущую женщину, неприветливую, со странностями.

Особенно опасными становились Ведьмы в большие годовые праздники, в периоды полнолуния или новолуния, в грозовые ночи. У восточных славян временем их активности считались: ночь на Ивана Купалу, Юрьев день, Благовещение, Пасха, Троица, Рождество, а у западных славян — дни св. Яна, Люции, Петра и Павла, Зеленые святки, праздник Божьего Тела, а также канун 1 мая (Вальпургиева ночь). Нападая в такие дни на людей, пугая и преследуя их, Ведьма оборачивались жабой, кошкой, собакой, свиньей, коровой и др. животными; птицей (сорокой, вороной, совой, курицей, уткой); насекомыми (мухой, бабочкой, мотыльком, пауком): могли принимать вид предметов (колеса, решета, стога сена, клубка ниток, палки, ветки, корзины) или становиться невидимыми.

Главным вредным свойством Ведьмы считалась способность портить скот и отбирать у коров молоко. С этой целью Ведьма собирала росу на межах и пастбищах, волоча по траве полотно (фартук, платок, сорочку, цедилку, вожжи), затем выжимала ткань и поила водой свою корову или просто вешала намокшую ткань дома и с нее обильно текло молоко. Широко известны былички, в которых человек несознательно повторяет колдовские действия Ведьмы, отбирающей молоко, а затем не может избавиться от обилия молока у себя дома.

По восточнославянским поверьям, Ведьма могла “отнимать сало” у свиней (т.е. жир с чужих свиней переходил к свиньям Ведьмы, даже если она их не кормила); перенимала яйценоскость у чужих кур. В присутствии Ведьмы женщины никак не могли напрясть много пряжи, т.к. вся нить шла на веретено Ведьмы. Завязывая “завитки” (вид порчи - связанные или сломанные колосья) во ржи, в льняном поле, Ведьма отбирала урожай в свою пользу. Жители Костромского края считали, что в ночь на Ивана Купалу Ведьма идет в чужое поле и делает там “пережин”, т.е. выстригает во ржи узкую дорожку, собирая колоски, а вместе с ними “забирает” весь урожай с поля.

Ведьме приписывалась способность насылать порчу на людей, домашних животных, растения продукты и т.п., в результате чего люди и животные болеют, гибнут, новорожденные не спят по ночам, плачут, домочадцы ссорятся, свадьбы расстраиваются, продукты портятся, нитки рвутся, работа не удается. На Украине и в Карпатах верили, что Ведьмы могут наслать град ураганные ветры, наводнения, пожары, похитить небесные светила, вызвать засуху и др. бедствия.

Для защиты от Ведьм использовались обереги. Чтобы не дать Ведьме проникнуть во двор и в дом, на воротах укрепляли свечу, освященную на Сретение, или метлу на длинной палке; в столбы ворот втыкали зубья бороны. колючие растения, затыкали в дверные щели крапиву или ветку осины, березы, клена; возле двери хлева ставили борону зубьями вперед или вилы, ухват; на порог клали нож, топор, косу и др. режущие и колющие предметы. Производили магические действия, символизирующие возведение преграды: осыпали дом и хлев маком, обводили косой по земле круг, очерчивали мелом стены, рисовали на дверях кресты и т.п.

Способы распознавания Ведьмы составляют одну из наиболее характерных особенностей всего круга поверий о Ведьмах. Поскольку реальная живущая среди людей женщина, изменив свой облик, причиняла вред односельчанам, то главной целью обычаев и ритуалов, приуроченных к опасным дням календаря, было стремление распознать ее, выследить, уличить и обезвредить. Считалось, например, что купальский костер притягивает к себе Ведьму, вызывая у нее физические страдания, и что она вынуждена прийти к костру, чтобы прекратить свои мучения. Существовали также специальные приемы, призванные привлечь Ведьм к купальскому костру: кипятили цедилку с воткнутыми в нее иглами или осиновыми колышками, лили молоко испорченной ведьмой коровы в огонь или на раскаленный серп. Старались также подкараулить Ведьму в хлеву, куда она пыталась проникнуть в облике жабы или какого-либо животного. Обнаружив возле коровы лягушку, хозяева пробивали ей лапу или глаз, и на следующий день оказывалось, что одна из соседок ходит с перевязанной рукой, хромает или окривела — ее и считали Ведьмой. Иногда пойманное в хлеву животное убивали или бросали в воду, полагая, что от этого Ведьма должна умереть или утопиться. Ведьму можно было опознать во время церковной службы (особенно пасхальной — см. Пасха — или рождественской): она старается дотронуться до иконы, хоругви, рясы священника, не хочет выходить с крестным ходом, держит на голове подойник, стоит спиной к алтарю и т.п. На Украине говорят, что стоит только, проходя мимо группы женщин, сложить пальцами правой руки “дулю” и засунуть ее под мышку левой руки, как Ведьма тут же начнет браниться и ругать проходящего, ср. Кукиш.

Считалось также, что Ведьма не тонет в воде: во время засухи женщин загоняли в воду в поисках Ведьмы.

Один из стержневых мотивов быличек о Ведьмах — полеты Ведьм на шабаш. По западнославянским поверьям, накануне Вальпургиевой ночи Ведьма мажется жиром крота и вылетает через дымоход со словами: “Выезжаю, выезжаю, ни за что не задеваю”. Она летит на “ведьмину гору” верхом на метле, лопате, кочерге, косе, вилах, в ступе, на плуге, палке, лошадином черепе, на сороке или на животных. На шабаше слетевшиеся Ведьмы танцуют вместе с чертями, поклоняются козлу, пируют, затевают козни против людей. В восточнославянских быличках более подробно описываются эпизоды ночных колдовских действий Ведьмы перед полетом, за которыми скрытно наблюдает очевидец (К: см. "Золотой Осел" Апулея). Местом сборищ всех Ведьм оказываются перекрестки дорог, межи, горы, но чаще всего — деревья (дуб, груша, сосна, тополь, береза), где они веселятся, пируют, танцуют, дерутся между собой, сбивают масло и т.п. Обнаружив следующего за ней человека, Ведьма отправляет его обратно, наградив чудесным конем, который на самом деле оказывается помелом, палкой, кривой березой.

Считалось, что за свою связь с нечистой силой Ведьма наказывается трудной смертью: она не может умереть, пока не передаст своего знания; во время агонии Ведьмы поднимается буря или появляется черная собака, не исчезающая до самых похорон. В Полесье говорили, что Ведьма не может умереть, пока не разберут потолок дома или пока ее не накроют телячьей шкурой. Верили, что после смерти Ведьма по ночам навещает свой дом; чтобы предотвратить такое посмертное “хождение”, Ведьму хоронят лицом вниз или пробивают ее гроб осиновым колышком.

Эта информация как и другие статьи о ведьмах взяты с сайтаwww.wedma.fantasy-online.ru
Среди могил унылых и безвестных
Я принесу чудовищный оброк
Тебе, о страх земной, подземный рок
И бич небесный!

Аватара пользователя
Iss
Иерарх
Сообщения: 6655
Зарегистрирован: Пн ноя 12, 2007 19:10
Пол: Мужской

Сообщение Iss » Пт апр 25, 2008 20:11

ЕЩЕ О ВЕДЬМАХ:

В духовном стихе, записанном (А. В. Валовым) в Пошехонье Ярославской губернии, душа ведьмы, уже завершившей свое земное существование, следующим образом кается в своих грехах:
«От коровушек молочко отдаивала, Промеж межи полоску прожиновала, От хлебушка спорынью отымывала». В этом стихе дается полная характеристика злой деятельности ведьмы, так как эти три деяния составляют специальные занятия женщин, решившихся продать свою душу чертям. Впрочем, если внимательно всмотреться в облик ведьмы в том виде, в каком он рисуется воображению жителей северной лесной половины России, то в глаза невольно бросится существенное различие между великорусской ведьмой и родоначальницей ее — малорусской. Вооще в малорусских степях среди ведьм очень нередки молодые вдовы и притом, про выражению нашего великого поэта, такие, что «не жаль отдать души за взгляд красотки чернобровой», то в суровых хвойных лесах, которые сами поют не иначе, как в минорном тоне, шаловливые и красивые малороссийские ведьмы превратились безобразных старух. Их приравнивали здесь к сказочным бабам-ягам, живущим в избушках на курьих ножках, они, по олонецкому сказанию, вечно кудель прядут и в То же время «глазами в ноле гусей пасут, а носом (вместо кочерги и ухватов) в печи поваруют», Великорусских ведьм обыкновенно смешивают с колдуньями и представляют себе не иначе, как в виде старых, иногда толстых, как кадушка, баб с растрепанными седыми космами, костлявыми руками и с огромными синими носами. (По этим коренным чертам во многих местностях самое имя ведьмы сделалось ругательным.) Ведьмы, по общему мнению, отличаются от всех прочих женщин тем, что имеют хвост (маленький) и владеют способностью летать по воздуху на помеле, кочергах, в ступах и т. п. Отправляются они на темные дела из своих жилищ непременно через печные трубы и, как все чародеи, могут оборачиваться в разных животных, чаще всего в сорок, свиней, собак и желтых кошек. Одну такую свинью (в Брянских местах) били чем ни попало, но кочерги и ухваты отскакивали от нее, как мячик, пока не запели петухи. В случаях других Превращений, побои также считаются полезною мерою, только советуют бить тележной осью и не иначе, как повторяя при каждом ударе слово «раз» (сказать «два» значит себя сгубить, так как ведьма того человека изломает). Этот ритуал избиения, определяющий, как и чем надо бить, показывает, что кровавые расправы с ведьмами практикуются весьма широко. И действительна, их бьют и доныне, и современная деревня не перестает поставлять материал для уголовных хроник. Чаще всего ведьмы подвергаются истязаниям за выдаивание чужих коров. Зная повсеместный деревенский обычай давать коровам клички, сообразно с теми днями недели, когда они родились, а равно и привычку их оборачиваться на зов, — ведьмы легко пользуются всем этим. Подманивая «авторок» и «субботок», они выдаивают их до последней капли, так что коровы после того приходят с поля такими, как будто совсем потеряли молоко. Обиженные крестьяне утешают себя возможностью поймать злодейку на месте преступления и изуродовать, отрезавши ей ухо, нос, или сломавши ногу. (После того в деревне обыкновенно не замедлит обнаружиться баба с подвязанной щекой, или прихрамывающая на ту или другую ногу.)
Многочисленные опыты в этом роде производятся повсеместно, так как крестьяне до сих пор сохранили уверенность, что их коровы выдаиваются не голодными соседками, не знающими, чем накормить ребят, а именно ведьмами. Притом же крестьяне, по-видимому, не допускают и мысли, что коровы могут потерять молоко от болезненных причин, или что это молоко может быть высосано чужеядными животными.
Ведьмы имеют чрезвычайно много общего с колдунами и если подбирать выдающиеся черты в образе действий тех и других, то придется повторяться. Они также находятся между собою в постоянном общении и стачке (вот для этих-то совещаний и изобретены «лысые» горы и шумные игры шаловливых вдов с веселыми и страстными чертями) точно так же тяжело умирают, мучаясь в страшных судорогах, вызываемых желанием передать, кому-нибудь свою науку, и у них точно так же после смерти высовывается изо рта язык, необычно длинный и совсем похожий на лошадиный. Но этим не ограничивается сходство, так как затем начинаются беспокойные ночные хождения из свежих могил на старое пепелище на лучший случай — отведать блинов, выставляемых за окно до законного сорокового дня, на худший ~ выместить запоздавшую и неостывшую злобу и свести непоконченные при жизни расчеты с немилыми соседями). Наконец, успокаивает их точно так же осиновый кол, вбитый в могилу. Словом, бесполезно разыскивать резкие границы, отделяющие волхвов от колдунов, так же точно, как ведьм от колдуний. Даже история тех и других имеет много общего: ее кровавые страницы уходят в глубь веков, и кажется, что они потеряли свое начало — до такой степени укоренился в народе обычай жестокой расправы с колдунами и ведьмами. Правда, против этого обычая еще в средние века выступали наиболее просвещенные отцы церкви, но в ту суровую эпоху проповедь кротости и незлобия имела мало успеха. Так, в первой половине XV века, одновременно с тем, как в Пскове, во время моровой язвы, сожгли живыми двенадцать ведьм, — в Суздале епископ Серапион вооружается уже против привычки приписывать общественные бедствия ведьмам и губить их за этой «Вы все еще держитесь поганского обычая волхования, — говорил св. отец, — веруете и сожигаете невинных людей. В каких книгах, в каких писаниях слышали вы, что голода бывают на земле от волхования? Если вы этому верите, то зачем же вы пожигаете волхвов? Умоляете, почитаете их, дары им приносите, чтобы не устраивали мор, дождь ниспускали, тепло приводили, земле велели быть плодоносною? Чародеи и чародейки действуют силою бесовскою над теми, кто их боится, а кто веру твердую держит к Богу, над теми они не имеют власти. Скорблю о вашем безумии, умоляю вас, отступите от дел поганских. Правила божественные" повелевают осуждать человека на смерть по выслушании многих свидетелей, а вы в свидетели поставили воду, говорите: «Если начнет тонуть — невинна, если же поплывет -- то ведьма». Но разве дьявол, видя ваше маловерие, не может поддержать ее, чтобы не тонула, и этим ввести вас в душегубство?»
Однако гласом в пустыне прозвучали эта слова убеждения, исполненные высочайших чувств христианского милосердия: через 200 лет, при царе Алексее, старицу Олену сжигают в срубе как еретицу, с чародейскими бумагами и кореньями после того, как она сама созналась, что портила людей и некоторых из них учила ведовству. В Перми крестьянина Талева огнем жгли и на пытке дали ему три встряски по наговору, что он напускает на людей икоту. В Тотьмев 1674г. сожжена была в срубе, при многочисленных свидетелях, женщина Федосья по оговору» порче и т. д. Когда (в 1632 г.) из Литвы дошли вести, что какая-то баба наговаривает на хмель, чтобы навести моровое поветрие, — то тотчас, под страхом смертной казни, тот хмель запретили покупать. Спустя еще целое столетие (в 1730 г.) сенат счел нужным напомнить указом, что за волшебство закон определяет сожжение, а через сорок лет после того (1779т.) епископ Устюжский доносит о появлении колдунов и волшебников из крестьян мужского и женского пола, которые не только отвращают других от правоверия, но и многих заражают разными болезнями посредством червей. Колдунов отправили в сенат, как повинившихся в том, что отреклись от веры и имели свидание с чертом, который приносил им червей. Тот же сенат, узнавши из расспросов колдунов, что их не раз нещадно били и этими побоями принудили виниться в том, в чем они вовсе не виноваты, распорядился воево-ду с товарищем отрешить от должности, мнимых чародеев освободить и отпустить, а архиереям и прочим духовным особам запретить вступать в следственные дела о чародействах и волшебствах, ибо эти дела считаются подлежащими гражданскому суду. И вот о тех пор, как блеснул впервые в непроглядном мраке животворный луч света, — накануне XX столетия мы получаем нижеследующие известия все потому же чародейскому вопросу о ведьмах:
«Недавно (пишет корреспондент наш из Орла), в начале 1899 г., чуть было не убили одну женщину (по имени Татьяна), которую все считают за ведьму. Татьяна поругалась с другой женщиной и пригрозила ей, что испортит ее. И вот что произошло потом из-за уличной бабьей перебранки: когда на крики сошлись мужики и обратились к Татьяне со строгим запросом, она им обещала превратить всех в собак. Один из мужиков подошел к ней с кулаком и сказал: «Ты вот ведьма, а заговори мой кулак так, чтобы он тебя не ударил». И ударил ее по затылку. Татьяна упала; на нее, как по сигналу, напали остальные мужики и начали бить. Решено было осмотреть бабу, найти у ней хвост и оторвать. Баба кричала благим матом и защищалась настолько отчаянно, что у многих оказались исцарапаны лица, у других покусаны были руки. Хвоста, однако, не нашли. На крик Татьяны прибежал ее муж и стал защищать, но мужики стали бить и его. Наконец, сильно избитую, но не перестававшую угрожать, женщину связали, отвезли в волость (Рябинскую) и посадили в холодную. В волости им сказали, что за такие дела всем мужикам попадет от земского начальника, так как-де теперь в колдунов и ведьм верить не велят. Вернувшись же домой, мужики объявили мужу Татьяны, Антипу, что жену его, должно быть, порешат послать в Сибирь, и что они на это согласны будут дать свой приговор, если он не выставит ведра водки всему обществу. За выпивкой АНТИП божился и клялся, что не только не видал, но ни разу в жизни даже не заметил никакого хвоста у Татьяны. При этом, однако, он не скрыл, что жена угрожает оборотить его в жеребца всякий раз, когда он захочет ее побить. На другой день пришла из волости Татьяна, и все мужики явились к ней договариваться о том, чтобы она в своей деревне не колдовала, никого не портила и не отымала у коров молока. За вчерашние же побои просили великодушно прощения. -Она побожилась, что исполнит просьбу, а через неделю из волости получился приказ, в котором было сказано, чтобы впредь таких глупостей не было, а если что подобное повторится, то виновные за это будут наказаны по закону, и, кроме того, об этом будет доводиться до сведения земского начальника. Выслушали крестьяне приказ и порешили веем миром, что наверня-ка ведьма околдовала начальство, и что поэтому впредь не следует доходить до него, а нужно расправляться своим судом».
В деревне Теребенево (Жиздринского уезда, Калужской губернии) семилетняя девочка Саша говорила матери, что она с теткой Марьей, у которой жила в няньках, каждую ночь летала на лысую гору.
— Когда все заснут, погасят огни, тетка Марья прилетит сорокой и застрекочет. Я выскочу, а она бросит мне сорочью шкуру, надену я ее — и полетим. На горе скинем шкуру, разложим костры, варим зелье, чтобы людей поит. Слетается баб много: и старых, и молодых. Марье весело — свищет да пляшет со всеми, а мне скучно в сторонке, потому что все большие, а я одна маленькая.
То же самое Саша рассказала отцу, а этот бросился прямо к Марье:
— Безбожница, зачем ты мне дочь испортила? Заступился Марьин муж: вытолкал дурака за порог и дверь за ним затворил. Но тот не унялся — и к старосте.
Подумал, подумал староста и говорит:
— Нет, я тут действовать не могу, — иди к попу и в волость.
Думал, думал отец и надумал сводить свою дочку в церковь, исповедать ее, причастить и попытаться, не возьмется ли священник ее отчитать. От исповеди, однако, девочка сама отказалась.
— Ведьмы не молятся и не исповедуются! И в церкви повернулась к иконостасу спиной. Священник отчитывать отказался посоветовал девчонку хорошенько выпороть.
— Какой сорокой она скидывалась, куда летала? И ты, дурак, веришь болтовне ребенка?
Между тем, у избы встревоженного отца толпа мужи-ков и баб не расходится, и девчонка продолжает болтать свой вздор.
В волости жалобщику поверили и Марью признали за колдунью. Порылся писарь в законах и оповестил:
— Нет, брат, против черта ничего не поделаешь: никакой статьи противу ею я не подыскал.
Пало на Марью подозрение, и слава ведьмы стала расти. Стали соседки следить за каждым ее шагом, при-поминать и подмечать всякие мелочи. Одна рассказыва-ла, что видела, как Марья умывалась, перегнувшись через порог на улицу; другая — что Марья черпала воду на сутоках, третья—что Марья в ночь на Ивана Купалу со-бирала травы и т.п. Каждый шаг несчастной женщины стали перетолковывать в дурную сторону. Мальчишки из-за угла начали в нее камнями бросать. Ни ей, ни мужу нельзя стало на улице показываться — чуть в глаза не плюют.
— Хоть бы ты, батюшка, вступился за нас!— умолял Марьин муж священника. Священник пробовал убеждать толпу и успокаивать Марью, но ничто не помогало, и, в конце концов, невинная и кроткая Марья умерла в чахотке.
С того времени прошло лет 15. Саша уже давно вы-росла, давно уверяет; что рассказ ее — чистая выдумка, но теперь ей уже никто не верит: вошла девка в полный смысл и поняла, что этого рассказывать не следует. Девка она хорошая, но ни один жених за нее не сватается: ни-кому нет охоты жениться на ведьме.
Придется, вероятно, и ей, сидя в старых девках, обратиться к промыслу ворожеи, тем более, что такие занятия почти не опасны и очень выгодны. Мимо ворожеи не пройдут ни удалые молодцы, ни красные девицы, ни обманутые мужья, ни ревнивые жены, потому что и нынче, как и в старину, живет в людях вера в «присуху». Не надо ни лысых гор, ни придорожных восстаний, достаточно и деревенских заваленок, чтобы, узнавая сокровенные тайны, усердно заниматься приворотами и отворотами любящих и охладевших сердец: и себе на руку, и посторонним в помощь. В таких делах для ловких людей еще много простора, как бы ни назывались эта ловкачи: ведьмами или ворожеями, гадалками или знахарками, бабками или шептуньями.Вот несколько примеров из практики современных ведьм и гадалок.
Один крестьянин Орловской губернии тяжко провинился перед новобрачной женой и, чтобы как-нибудь поправить дело, обратился за советом к хваленой старухе- знахарке, о которой шла молва, как о заведомой ведьме. Знахарка посоветовала своему пациенту пойти в луга и отыскать между стожарами (колья, на которых крепятся стоги сена) три штуки таких, которые простояли вбиты-ми в землю не менее трех лет; затем наскоблить с каждой стожары стружек, заварить их в горшке и пить.
А вот еще случай из практики ворожей.
— От суседей нет мне промытой воды, — жаловалась также известной калужской ведьме одна девушка, служившая у богатого купца, — обещал взять замуж да и об-манул. Все смеются, даже малые ребята.
— Ты только принеси мне лоскут от его рубахи, — обнадеживала ее ведьма, — я отдам церковному сторожу, чтобы он, как станет звонить, навязал на веревку этот клок, тогда купец от тоски не будет знать, куда деться, и сам к тебе придет, а ты посмейся ему: я, мол, не звала тебя, зачем пришел?..
Жаловалась и другая бедная девушка, пожелавшая выйти за богатого крестьянина, которому она не нравилась.
— Ты, если можно, достань его чулки с ног, -- присоветовала ведьма. — Я отстираю их и наговорю воду ночью. и дам тебе три зерна: одно бросишь против его дома, а другое ему под ноги, когда будет ехать, третье, когда он придет...
Случаев таких в практике деревенских ведьм бесконечно много, но замечательно, что знахарки и ведьмы воистину неистощимы в разнообразии своих рецептов. Вот еще несколько образчиков.
Любит мужик чужую бабу. Жена просит совета.
— Посматривай на двор, где петухи дерутся, — рекомендует ведьма, — возьми на том месте земельки горсточку и посыпь ее на постель твоей разлучницы. Станет она с мужем твоим вздорить — и опять полюбит он свой «закон» (то есть жену).
Для присухи девиц советуют вынашивать под левой мышкой в течение нескольких дней баранки или пряники и яблоки, конечно, прежде всего снабженные наговорами, в которых и заключена главнейшая, тайно действующая сила.
Только знающие и избранные ведьмы болтают не на ветер заговорные слова, а закладывают в наговоренные вещи, именно то, что потом будет врачевать, успокаивать и утешать, по желанию. Точно самым целебным зельем наполняется наболевшее сердце, когда слышат уши о пожелании, чтобы тоска, давившая до сих пор, уходила прочь «ни в пенье, ни в коренье, ни в грязи топучи, ни в ключи кипучи», а именно в того человека, который оскорбил, разлюбил или обманул обещаниями и т. п, Для влюбленных ведьмы знают такие слова, что, кажется, лучше и слаще их и придумать никому нельзя. Они посылают присуху «в ретивые сердца, в тело белое, в печень черную, в грудь горячую, в голову буйную, в серединную жилу и во все 70 жил, в во все 70 суставов, в самую любовную кость. Пусть эта самая присуха зажгла бы ретивое сердце и вскипятила горячую кровь, да так, чтобы нельзя было ни в питье ее запить, ни в еде заесть, сном не заспать, водой не смывать, гульбой не загулять, слезами не заплакать» и т. п.
Только исходя из уст ведьм, слова эти имеют силу «печатать» чужое сердце и запирать его на замок, но и то лишь в том случае, когда при этом имеются в руках наговорные коренья, волосы любимого человека, клочок его одежды и т. п. Всякому обещанию верят и всякое приказание исполняют: подкладывают молодым ребятам голик под сани, если желают, чтобы кто-нибудь из них в текущем году не женился, сжигают его волосы, чтобы он целый год ходила как потерянный. Если же выпачкать ему поддевку или шубу бараньей кровью, то и вовсе его никто любить не будет.
Но самое действительное средство в любовных де-лах —это таинственный талисман, который добывается из черной кошки или из лягушек. Из первой, разваренной до последней степени, получается «косточка-невидимка», делающая человека, который ею владеет, невидимкой. Косточка равносильна сапогам-самоходам, ковру-самолету, суме-хлебосолке и шапке-невидимке. Из лягушки достают две «косточки-счастливки», с одинаковым успехом служащие как для приворотов, так и отворотов, возбуждающих любовь или вызывающих отвращение. Об этих кошачьих и лягушечьих косточках отзываются и в сказках с полною верою в их чародейство. Добываются эти косточки очень легко; стоит выварить в котелке совершенно черную кошку — и получатся «крючок и вилочка», или стоит посадить в муравейник двух лягушек, чтобы получить «крючок и лопатку». Крючком задевают ту, которую желают привлечь к себе (или незаметно прицепляют ей на платке). Вилочкой или лопаткой отталкивают от себя ее же, когда успеет она на-доесть или совсем опостылит. Немного при этом требуется обрядов и не особенно трудна подготовка. От муравьиной кучи надо уводить задом наперед, чтобы леший не мог догнать, когда пойдет искать следов; тогда оба следа будут вести в лес, а из лесу следа не будет. В иных случаях советуют по 12-ти ночей кряду ходить к тому муравейнику и обходить его молча три раза, только на тринадцатую ночь дается в руки подобное сокровище. Впрочем, можно обходиться и без этих подходов. Неудача постигает лишь в том случае, когда пристегнутый к платью крючок отмеченная девица не проносит на себе три недели кряду и т. п. По всем приведенным данным, можно заключить, что некогда влиятельная и страшная власть ведьм, устремленная, главным образом, на любовные дела, теперь замыкается в пределах бабьего царства. В этом, конечно, надо видеть большое счастье и несомненный успех просвещения. Уже из многих мест, и притом славящихся своим суеверием, доносятся, например, такие отрадные вести:
— В старину ведьм много водилось, а нынче что-то не слыхать.
— Теперешняя ведьма чаще всего сводня. Так что. ведьмы не только обмирают, по старому обычаю, на Силу и Силуяна (30 июля), опившись краденого молока от чужих коров, но, по многим несомненным признакам, при новых порядках, и вовсе приготовились к настоящей смерти.
1) За отдаленностью или прямо за неимением «лысых» гор, для свиданий признают достаточно удобными чуланы и особенно бани, причем для надзора за ними существует «ведьмак». По всему югу Великороссии это — либо колдун, либо упырь который, по общему всем славянским народам поверью, ходит после смерти и морит людей.
Среди могил унылых и безвестных
Я принесу чудовищный оброк
Тебе, о страх земной, подземный рок
И бич небесный!

Ответить

Вернуться в «Всякий фольклор»