Вампиры, ведьмы и колдуны

...не вошедшее в иные разделы
Аватара пользователя
Антихрист
Темный Демон
Сообщения: 347
Зарегистрирован: Сб мар 22, 2008 16:58
Пол: Другое

Сообщение Антихрист » Сб янв 24, 2009 20:22

на самом деле так называемая психическая разновидность зависимости на самом деле существует. Но это не просто там люблю кушать, закажу...
На самом деле это случаи в которых человек хочет, просто требует таки, подобно настоящему наркоману, каких небудь ощущений, тех же вкусов... при этом, это может и не сказыватся на здоровье.
Но вот вопрос, ну а если человек и правда регулярно выпивает прилично крови (возможно и человеческой) то, простите, хуй еще знает что с ним произойти может!
Как - то Антихрист решил прикинутся быком... То - то он всех забодал!
_______________________________________________________________
Смысл жизни для меня
Рев симфонии огня!
Я избавлю наших детей
От опасных, ложных идей! (с)

Аватара пользователя
Маугли
Близкий к Тьме
Сообщения: 1296
Зарегистрирован: Пн дек 17, 2007 21:59
Пол: Другое
Откуда: Мир у ног моих

Сообщение Маугли » Сб янв 24, 2009 22:48

Потребляйте "Гематоген"!!!!
Умные имеют право дурачиться, тогда как дураки только умничать.

Аватара пользователя
LoKinder
Близкий к Тьме
Сообщения: 1604
Зарегистрирован: Вт янв 29, 2008 08:40

Сообщение LoKinder » Пн янв 26, 2009 03:17

Такие есть, но они - не в счет.. Они больные - любят кровь имеют зависимость и тп... слабые и не стоят того, чтобы о них говорить.

Но есть и иная фишка. Практики.
Когда подобные нам работают над собой используя кровь или силу других.

Тут другие расклады. Пришел ты в гости к девушке - типо потрахаццо -глядь - а у нее через пару недель в семье - свежий покойничег...

А вообще - это не тема для разговора в форуме..
По ошибке проглотил мелок от тараканов. Такая тишина в голове.... наверно рисуют...

Аватара пользователя
Dark MiZZtik
Демон
Сообщения: 333
Зарегистрирован: Пн фев 25, 2008 09:58
Пол: Другое

Сообщение Dark MiZZtik » Пн янв 26, 2009 12:47

ЛоКиндер, не так давно ты писал, что для того, чтобы трахнуть мальчика, нужно долго готовиться, обеспечить юридическую защиту, уехать подальше в Таиланд. Я еще тогда подумал: что-то как-то слишком сложно.
И вдруг - такое. Кровь, покойничег. Если в этом случае - несоциальная защита, то есть сделал то, что нужно и когда нужно, то чего ж с мальчиком так сложно?
...И в неизведанной земле увидим Ницше на коне,
И он обнимет нас любя, простой как ты, простой как я...

Аватара пользователя
LoKinder
Близкий к Тьме
Сообщения: 1604
Зарегистрирован: Вт янв 29, 2008 08:40

Сообщение LoKinder » Чт янв 29, 2009 05:09

Чел, который хотел трахнуть мальчика - не сат.
Сат бы такой херни не спрашивал бы.
Чо я сказать еще ему мог бы? Что ему лечиться надо? Так сказал вроде как.
Что касается сложности - так провести с толком ритуал такого рода гораздо опаснее и труднее, чем слетать в тай. Это - несопоставимые вещи. Страдающий шизоидной или невротической потребностью возиться с кровью - это просто больной чел.

А колдун, убивающий из необходимости, диктуемой своим правилом - эт уже другое совсем. Ему никакая социальная защита не поможет никак. И уж тем более у него нет никакого "желания", или выбора. Только одна необходимость.
По ошибке проглотил мелок от тараканов. Такая тишина в голове.... наверно рисуют...

Аватара пользователя
Василий
Темная Душа
Сообщения: 64
Зарегистрирован: Сб май 31, 2008 20:28

Сообщение Василий » Пн фев 02, 2009 22:35

И уж тем более у него нет никакого "желания", или выбора. Только одна необходимость.

Лок, будь любезен поясни. Вот у меня последнее время такой бздык: чем больше думаю о жизни мага, то всё больше и больше прихожу к выводу, что выбора то у него даже меньше, чем у простого смертного.
Он всё больше и больше погрязает в необходимостях, даже постоянно думать и то необходимость. Так вот: это действительно так или это глюк?
Боже, избавь меня от твоих последователей!

Аватара пользователя
LoKinder
Близкий к Тьме
Сообщения: 1604
Зарегистрирован: Вт янв 29, 2008 08:40

Сообщение LoKinder » Вт фев 03, 2009 04:22

Нельзя сказать, что у мага выборов меньше - просто иная ситуация.

Свобода обычного человека - это свобода не делать нихрена своего.
То есть, по сути - и не свобода вовсе.

Человек считает, что он свободен выбирать между одним или другим занятием, но по сути дела - он выбирает то, в какую задницу его заткнут, или какой столб подпирать его поставят.

И он счастлив, что он типа "выбрал", в какую жопу его засунут. Не понимая, что по итогам - у него есть только одно - неизбежность пребывания в той или иной жопе.

Действия, которые совершает маг, имеют силу - то есть жизненное значение, реальный личный смысл. И каждое его действие сильно, критически связанно с реальными вещами и отношениями. Потому что это - его собственное действие, и результат нужен именно ему.
Его выбор невелик - получить результат, или испортить все к едреней фене, включая свою жизнь.

Каждое действие должно быть выверено.
Нельзя быть "свободным в выборе", и строить, к примеру, шатл.
Такой шатл никогда не взлетит - так или иначе он будет непригоден.

Маг вынужден плотно строить свои дела, он экономит силу и время, и его "выборы" порой - результат решений, принятых годы назад.

И каждое такое действие не может быть просто так отброшено или произвольно изменено, иначе уничтожится сам смысл.

Маг не получает свободу выбора "даром" - он ее делает сам.
И его свобода - настоящая.
По ошибке проглотил мелок от тараканов. Такая тишина в голове.... наверно рисуют...

Аватара пользователя
Василий
Темная Душа
Сообщения: 64
Зарегистрирован: Сб май 31, 2008 20:28

Сообщение Василий » Вт фев 03, 2009 18:11

Благодарю, Лок.
Но судя по твоему посту глючит меня не сильно.
Боже, избавь меня от твоих последователей!

Аватара пользователя
Iss
Иерарх
Сообщения: 6655
Зарегистрирован: Пн ноя 12, 2007 19:10
Пол: Мужской

Сообщение Iss » Вт мар 17, 2009 11:00

Среди могил унылых и безвестных
Я принесу чудовищный оброк
Тебе, о страх земной, подземный рок
И бич небесный!

Аватара пользователя
Пантера
Архидемон
Сообщения: 717
Зарегистрирован: Чт июл 03, 2008 14:49

Сообщение Пантера » Вт май 05, 2009 20:05

КТО ТАКИЕ МОЛЬФАРЫ?

Гуцулы - немногочисленная народность в Карпатах, на территории Украины. Мольфары - своеобразные местные колдуны. Управляют природными силами, насылают мор или наоборот - плодородие.

Название «мольфар» происходит от слова «мольфа» — это заколдованный предмет, соответственно мольфар — тот, кто его заговаривает.

МОЛЬФОЙ может стать любая вещь, используемая в быту, лоскут ткани, оружие или же специально изготовленный оберег. Над ним мольфар произносит специальный заговор, и этот предмет служит человеку в определенной жизненной ситуации. Например, для мольфования «на любовь» чаще всего используют ключ.

Старые гуцулы говорят, что жили они в лесах и горах, корчевали пни и останавливали наводнения, перегораживали реки и носили с места на место камни- скалы... Легенды рассказывают: «лелеты-прародители» были настолько сильными, что оставляли на камнях свои следы. И вмятины, которые часто встречаются на скалах сегодня, гуцулы объясняют, как «следы лелетов»...
Были эти лелеты сильными и могучими, но сила их была подобной стихиям — таким же буйным и неудержным. И Бог, рассердившись на них, проклял великанов: как говорит легенда, «год от года люди становились все меньше и меньше, пока не стали такими, как сейчас». А некоторых Бог превратил в скалы и озера, и в тех камнях и водах скрыта могучая сила...
Именно от лелетов, говорят, и пошли карпатские мольфары. И поскольку они несут в себе частицу духа и крови гигантов-лелетов, им открываются тайны магии природы, которую хранят скалы и горные озера.

Вообще, в мольфарской традиции многие обряды, ритуалы и священные предметы связаны с громом, грозой, молнией. У карпатских магов есть универсальное слово – «громовица». Это и название самой грозы, и дерево, пораженное молнией (из него делают лучшие музыкальные инструменты, а щепки такого дерева мольфары используют для окуривания людей, страдающих нервными расстройствами). «Громовица» – это и священный предмет, изготовленный из такого «громового дерева», с помощью него мольфар лишает злых колдунов и ведьм силы. А в дохристианские времена в карпатском и южнославянском регионе «громовицами» называли небесных дев – покровительниц отважных воинов. Можно вспомнить и Громовицу – женскую ипостась бога-громовника в южнославянской мифологии… Особое значение в шаманской традиции Карпат имеют «громовые камни», упавшие во время грозы с неба, а также «камни-молнии» – округлые черные камешки неизвестного происхождения. Их находят обычно возле деревьев, пораженных молнией, и мольфары утверждают, что это ядра шаровых молний. Во всяком случае, ни на одну минеральную породу, известную в Карпатах, они не похожи. Мольфар использует эти камни при исполнении особых магических обрядов.

ЗНАНИЯ об этих тайнах мольфары получают от своих учителей при обряде инициации. Он заключается в окуривании посвящаемого особыми травами — при этом у него открывается шаманское «видение»: человек входит в мир духов для того, чтобы те признали его своим. В этот момент будущий мольфар обретает личного духовного проводника, помогающего ему ориентироваться в потусторонних мирах. Мольфары бывают «врожденные» и «наученные». Каждый мольфар имеет свой стиль — он определяется во время инициации. Есть мольфары-целители, есть те, кто защищает скотину, такие, которые отводят злую силу, наведенную черными колдунами, есть громовники — защищающие поля от града и ветра.
Каждого в жизни сопровождают две силы. Силы света и силы Тьмы. Прийдет время когда человеку прийдеться делать выбор. Силы света говорят: "Ты устал, и тебе нужна помощь". Силы Тьмы говорят: "Ты устал и тебе нужна помощь". И человек удивлен ибо и те и те сулят одно и то же. Но вот снова говорят силы света: "Иди за мной, я проведу тебя путем покоя и света". И снова говорят силы Тьмы: "Дай мне руку, и мы вместе пройдем по ТВОЕМУ пути". И мудрый отринет силы света и протянет руку силам Тьмы, ибо мудрый предпочтет протоптать СВОЙ путь, нежели пойти уготовленным путем. Мудрый знает, что висельник тоже идет уготовленным путем, и тоже обретет покой. (с) Антихрист

Аватара пользователя
Пантера
Архидемон
Сообщения: 717
Зарегистрирован: Чт июл 03, 2008 14:49

Сообщение Пантера » Вс май 24, 2009 14:54

Украинский Дракула, он же граф Дунин-Борковский.

Самым известным представителем рода Дуниных-Борковских был Василий Дунин-Борковский (1640–1702) – черниговский полковник, генеральный обозный, граф Священной Римской Империи, человек, организовавший заговор против гетмана Ивана Самойловича и способствовавший в 1687 году приходу к власти гетмана Ивана Мазепы. Смерть Василия Андреевича 7 марта 1702 года вызвала множество слухов. При жизни он слыл магом, алхимиком и кудесником. Незадолго перед смертью на деньги Дунина-Борковского в Троице-Ильинском монастыре Чернигова была сделана роспись – загробное путешествие упыря. Начали распространяться слухи, что каждую ночь из могилы генерального обозного вылетает карета, запряженная шестеркой вороных лошадей, и мчится к родовому имению Дуниных…

Существует версия, что семью Каспера, уничтожили за нападение на поместье другого шляхтича - Коссаковского, и спастись удалось только Василию. На протяжении 20 лет про Василия не было слышно ни слуху, ни духу. Никто не знает, где он провел эти годы. По одной версии - в европейских университетах, по другой - в военных походах. Но в этом случае - под чужой фамилией. Потому что как Дунин-Борковский он записывается в Войско Запорожское (Низовое на Сечи) только в 1667 г. В памяти современников он остался как человек очень образованный (знал 12 языков), хотя опять же непонятно, где он эти знания получал. Говорили, что он занимался «характерничеством» (это один из вариантов украинской магии). Днем он вообще редко на люди показывался, а все совещания проводил или вечером или по ночам. Как и большинство украинских магнатов того времени, граф щедро жертвовал на церкви. Только в Чернигове на его деньги построены церкви Вознесения и Петра и Павла, келии Елецкого монастыря, отреставрированы Успенский и Спасо-Преображенский соборы. Жертвовал он и на церковную утварь и иконостасы. Жертвовал даже по меркам того времени щедро. Но в церкви граф ходил как-то не шибко, и сплетни про то, что граф вообще-то не совсем человек, пошли уже тогда. Кроме того, он не был женат, и детей у него не было. Для Украины того времени это было абсолютно НЕнормальное явление (если только человек не шел в монахи, или не был болен).

В конце 1702 года в Чернигове начался мор. Несколько десятков человек стали жертвами этого морового поветрия. Кто-то сказал, что виной всему – вурдалак Дунин-Борковский. Еще через год архиепископ Иоанн Максимович (кстати, автор эпитафии на гробе Дунина-Борковского) собрал крестный ход и поздно ночью якобы встретил карету в воротах Елецкого монастыря (где был похоронен генеральный обозный). Архиепископ поднял крест, и карета растворилась в воздухе, а вурдалак провалился – об этом всерьез писали авторы документов XVIII века. А на дворе стояла эпоха мазепинско-петровского просвещения!
Обстоятельства его смерти тоже туманные. Известно, что священника не звали, графа не исповедовали и не причащали. Но похоронили его в притворе Успенского собора (?), поставили бронзовую плиту с эпитафией (не крест, что не характерно для того времени). А вот через полгода в околицах Чернигова началась серия странных смертей. За год пропало без вести 30 человек и умерло "смертию немочной" где-то человек 20. "Смерть немочная" - это малокровие, анемия. Когда бедные черниговцы поняли, что от властей толку чуть, а жизнь дороже, обратились за помощью к церковникам. Собралась толпа (под началом архиепископа Иоанна Максимовича (кстати, автора эпитафии на гробе Дунина-Борковского), пошли в церковь, вскрыли гроб. По легенде, граф лежал там «ну как живой», его труп был "полнокровным". В результате Василию Касперовичу (по распоряжению архиепископа Иоанна) загнали в сердце осиновый кол, а гроб с телом перенесли из Успенского собора в родовое поместье графа в селе Борковка и похоронили на берегу Десны, которая в ту же ночь вышла из берегов.

Могила Дунина-Борковского в Успенском соборе действительно отсутствует — куда она подевалась, не помнят даже местные экскурсоводы. И хотя все они рассказывают туристам, что слухи об украинском Дракуле неправдоподобны, достоверные свидетельства о причинах отсутствия захоронения не найдены до сих пор…
Каждого в жизни сопровождают две силы. Силы света и силы Тьмы. Прийдет время когда человеку прийдеться делать выбор. Силы света говорят: "Ты устал, и тебе нужна помощь". Силы Тьмы говорят: "Ты устал и тебе нужна помощь". И человек удивлен ибо и те и те сулят одно и то же. Но вот снова говорят силы света: "Иди за мной, я проведу тебя путем покоя и света". И снова говорят силы Тьмы: "Дай мне руку, и мы вместе пройдем по ТВОЕМУ пути". И мудрый отринет силы света и протянет руку силам Тьмы, ибо мудрый предпочтет протоптать СВОЙ путь, нежели пойти уготовленным путем. Мудрый знает, что висельник тоже идет уготовленным путем, и тоже обретет покой. (с) Антихрист

Аватара пользователя
Iss
Иерарх
Сообщения: 6655
Зарегистрирован: Пн ноя 12, 2007 19:10
Пол: Мужской

Сообщение Iss » Вс янв 17, 2010 17:53

чей-то на утку похоже...но все равно пока пощу сюда...

Попобава (от суахили popo — летучая мышь и bawa — крыло) — вымышленное злое существо или злой дух, в которое верят некоторые жители Танзании. Описывается как карлик с единственным глазом во лбу, маленькими острыми ушами, крыльями и когтями летучей мыши. Согласно верованиям, анально насилует спящих в своих кроватях мужчин.

Присутствие часто невидимого Попобавы может быть обнаружено по резкому запаху или клубам дыма. Иногда Попобава видим каждому, кроме жертвы. По поверьям, это существо днем принимает человеческую форму, но с острыми выдающими его пальцами. После исполнения акта насилия Попобава заставляет своих жертв рассказать всем о случившемся, в противном случае угрожая вернуться и изнасиловать повторно.

Местом обитания этого карлика-циклопа является остров Занзибар. Впервые появился на соседнем с Занзибаром острове Пемба (Pemba) в 1972. О большем количестве нападений сообщалось в 1980-х, затем в апреле 1995 и недавно в 2000 и июле 2001. Нападения, кажется, совпадают с периодами роста политической напряжённости, например, с выборами. В 1972 нападения были спровоцированы убийством президента страны. Но недавние нападения произошли в спокойное в политическом плане время.

В больницах Занзибара были зафиксированы многочисленные случаи переломов рёбер, ушибов и других повреждений, приписанные Попобаве. Один психически неуравновешенный человек был насмерть зарублен после того, как признался, что это будто бы он был тем самым демоном.

В те периоды, когда Попобава терроризирует острова, мужчины многих семейств часто спят вместе перед домом, ища защиты в толпе и веря, что сон в кровати делает их уязвимыми.

Попобава, скорее всего, является африканской версией широко распространенного явления Мара. Джо Никелл, исследователь из CSICOP (Committee for the Scientific Investigation of Claims of the Paranormal), сравнил Попобаву со средневековыми легендами о суккубах (женские духи) и инкубах (мужские духи), которые сексуально домогались своих жертв ночью в их кроватях. В Ньюфаундленде уродливая старуха сексуально домогалась мужчин в явлении, известном как Хаггинг (Hagging). Другие подобные сообщения со всего света описывают вампиров, бесформенные черные капли и инопланетян среди прочих причудливых объектов.

Скептики утверждают, что все происшествия — результат гипнагогических галлюцинаций во время «сна наяву». Паралич, ощущение подвешенности вниз головой, изменчивое восприятие и столкновения с потусторонними существами часто объединяются в этом феномене.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0% ... 0%B2%D0%B0
Среди могил унылых и безвестных
Я принесу чудовищный оброк
Тебе, о страх земной, подземный рок
И бич небесный!

Велефар
Темный Демон
Сообщения: 371
Зарегистрирован: Чт янв 28, 2010 21:30
Пол: Другое

Сообщение Велефар » Пт янв 29, 2010 02:07

Тема вампиров очень сложна и неоднозначна, порой бывает трудно отделить реальные факты от вымысла. Интересную точку зрения изложил Деружинский в своей книге "История вампиров". Стоящей инфы в ней много, но особого внимания, на мой взгляд, заслуживает обсуждение феномена "Нетленных мощей". Как пример, приводится история мощей святого шарбеля...Книгу прочитал, положил на полку. Но годом позже, мне попалась на глаза одна статья в газете, про какого то буддийского ламу, которого откопали через сто лет после его смерти и не нашли признаков тления на теле. Вы, наверно, тоже эту новость в свое время слышали. К нему еще повалили тогда толпы паломников...Обрадованные "великим чудом" монахи стали описывать своего ламу, так сказать "признаки жизни", и они сильно совпадали с теми, что описал в своей книге Деружинский, хотя, она, насколько я помню, была издана ранее, и книгу его монахи не читали. Это маловероятно...
I am alive, I am alright
You are surprised, but I’m survived
But I’m empty inside…

Велефар
Темный Демон
Сообщения: 371
Зарегистрирован: Чт янв 28, 2010 21:30
Пол: Другое

Сообщение Велефар » Пт янв 29, 2010 02:09

Интересно было бы услышать ваше мнение, на этот, так сказать, "феномен"...
I am alive, I am alright
You are surprised, but I’m survived
But I’m empty inside…

Аватара пользователя
Iss
Иерарх
Сообщения: 6655
Зарегистрирован: Пн ноя 12, 2007 19:10
Пол: Мужской

Сообщение Iss » Пт янв 29, 2010 10:03

Интересно было бы услышать ваше мнение, на этот, так сказать, "феномен"...


Ну для начала было бы неплохо с книгой ознакомится..Я о ней слышал, но где искать не знаю...Грят, вполне адекватное чтиво....
Среди могил унылых и безвестных
Я принесу чудовищный оброк
Тебе, о страх земной, подземный рок
И бич небесный!

Аватара пользователя
blackmetalbitch
Тень
Сообщения: 32
Зарегистрирован: Чт янв 07, 2010 00:44

Сообщение blackmetalbitch » Ср мар 10, 2010 00:20

Все это,мне кажется, из области художественной фантастики, при чем для законченных романтиков.
Энергетические вампиры - это уже что-то, но опять же в этом вопросе я скептик.

Аватара пользователя
Fosco
Тень
Сообщения: 32
Зарегистрирован: Чт апр 24, 2008 15:45
Пол: Другое
Откуда: Украина, Львов

Сообщение Fosco » Сб мар 13, 2010 01:03

Кровь наполнена энергией. Силой.
В фильмах красивые спецэффекты для профанов.
Всё!Хватит!

Аватара пользователя
1210vika
Темная Душа
Сообщения: 128
Зарегистрирован: Сб июн 18, 2011 22:53
Пол: Женский
Откуда: Донецк

Re: Вампиры, ведьмы и колдуны

Сообщение 1210vika » Вс авг 28, 2011 14:29

Тема интересная.Насчет энергетического вампиризма-прочитала кучу литературы и все же основываюсь на личных наблюдениях:по сути так называемые энергетические вампиры-это люди, которых нужно постоянно жалеть,которые навязывают свои проблемы, вечно жалуются и др.Причем зачастую они даже не подозревают, что попадают именно под определение данной разновидности вампиризма. После общения с ними как правило сильно устаешь.Проще всего с ними просто не общаться, и такой вампир отвалит в конце концов :fuck: Но вампиры, пьющие кровь...Понятно, все мифы, сказки и сказания написаны исходя из чего, что в действительности существовало.Только трактовка, дошедшая до нас вероятнее всего далека от истины. На мой взгляд-"кровавый" вампиризм подразумевает :
1. ритуалы, подразумевающий жертвоприношение с дальнейшим употреблением крови.Здесь имеется ввиду тот фактор, что кровь дает энергию принесенного в жертву.Естественно-это делают живые люди для достижения определенных целей, и уж точно(если они психически здоровы) вампирами себя не считают.
2.употребление крови для удовольствия, причем с уверенностью что это дает власть над другими, продлевает жизнь, молодость и др. И опять же, это не "живые мертвецы-упыри" из легенд, а просто люди с психологическими проблемами (если считают себя вампирами) или без всяких там проблем, если это им просто нравится, приносит удовольствие (в случае если не считают себя вампирами).
3.Просто придурки.Интернет буквально завален различными форумами "вампиров" с различными кодексами, правилами и др. Это жертвы фэнтези в основном. Причем совсем не обязательно это подростки). Например, есть одна знакомая, которой уже за 30. Так вот она сразу рассказывала что она мусульманка, потом некромант, а теперь оказывается вампир, пьет кровь, вампирит всех подряд, жрет младенцев и др...Ну что тут скажешь :D А с виду- вполне нормальный человек :D Может вот они, настоящие вампиры из легенд, совсем рядом *ХА* ?!
...Я познание сделал своим ремеслом,
Я знаком с чистой правдой и низменным злом,
Все узлы я распутал на этом свете,
Кроме смерти завязанной мертвым узлом..."
Омар Хайам

Аватара пользователя
Iss
Иерарх
Сообщения: 6655
Зарегистрирован: Пн ноя 12, 2007 19:10
Пол: Мужской

Re: Вампиры, ведьмы и колдуны

Сообщение Iss » Ср май 16, 2012 13:04

ВЕДЬМЫ, КОЛДУНЫ И ИРЛАНДСКИЙ ФОЛЬКЛОР


Уильям Батлер Йетс

Когда всю Европу охватила страсть к сверхъестественному, Ирландия не осталась в стороне от этого повального увлечения. В своей незавершенной автобиографии доктор Адам Кларк вспоминает, что, когда он учился в школе в Антриме (а было это в конце XVIII века), школьный товарищ рассказал ему про книгу Корнелия Агриппы о магии и про то, что ее непременно нужно держать в цепях - иначе она поднимется в воздух и улетит. А вскоре он прознал об одном крестьянине, у которого имелась эта книга, позднее же подружился с бродячим лудильщиком, у которого она тоже была. Как-то раз мы с леди Грегори рассказывали деревенскому старику о видениях одного нашего друга. Тот отвечал: “Знать, он к какому-нибудь обществу принадлежал”; ведь люди часто приписывают магическую силу оранжи-стам и масонам, и однажды в Донерейле пастух рассказал мне о магическом жезле с начертанной на нем надписью: “Тетраграмматон Агла”. Ирландские видения и оккультные теории значительно отличаются от английских и французских, ибо в Ирландии, как и в Северной Шотландии, до сих пор живучи древние кельтские мифы; впрочем, сходства куда больше, нежели различий. Записанный леди Грегори рассказ о колдунье, которая в заячьем обличье заставляет гончих псов кружиться в бешеной пляске, вспоминают, пожалуй, чаще других ведьмовских историй. Ее рассказывают, наверное, в каждом селе, где сохранилась хотя бы слабая память о колдовстве. Эту же историю мы встречаем и в данных под присягой свидетельских показаниях на суде над Джулианой Кокс - старухой, обвиненной в колдовстве в 1663 г. в сомерсетширском Тонтоне, - цитируемых Джозефом Глэнвилем. “Первым свидетелем был охотник. Он присягнул, что отправился травить зайца со сворой гончих и неподалеку от дома Джулианы Кокс наконец заприметил зайчиху. Собаки гнались прямо за ней по пятам и прогнали ее так три круга, пока наконец охотник, увидав, что зайчиха совсем выбилась из сил и устремилась к большому кустарнику, не побежал к тому кустарнику с тыла, чтобы поймать ее там и уберечь от псов. Но, как только он дотронулся до зверька, тот обернулся Джулианой Кокс: головой она елозила по земле, а шары (как он выразился) закатила под лоб. Узнав ее, он так испугался, что волоса у него стали дыбом. Он решился заговорить с нею и спросил, что привело ее сюда. Но та настолько запыхалась, что ничего не могла ответить. Тут подбежали, заливаясь лаем собаки, готовые подобрать дичь, но унюхали ее и прекратили гон. Охотник же отправился со сворой восвояси, премного удрученный таковым происшествием”. Доктор Генри Mop - платоник, в письме Глэнвилю истолковывающий этот рассказ, - поясняет, что Джулиана Кокс вовсе не обращалась в зайчиху, но что “насмешливые демоны представили охотнику и его гончим обличье зайчихи, причем один из этих демонов сам перекинулся в такую форму, а другой вселился в тело Джулианы Кокс и погнал ее в ту же сторону”, при том, что до нужного момента она оставалась невидимкой. “Слыхивал я про иных художников, которые в огромных пейзажах рисовали небо столь похоже, что туда устремлялись птицы, думая, что это настоящий воздух, и от удара валились вниз. И если живописцы и фокусники с помощью ловкости рук способны вытворять подобные странные дела, служащие к обману зрения, - то вовсе неудивительно, что эти воздушные незримые духи превосходят их во всяких обманных делах такого рода во столько же крат, во сколько воздух легче земли”. В другом месте Глэнвиль дает собственное объяснение подобным происшествиям. Он полагает, что основание такого чуда коренится в астральном теле, а Альбер де Роща находил сходное основание для чудес спиритизма. “Превращение ведьм в разных животных, - пишет Глэнвиль, - нетрудно представить себе, поскольку довольно легко вообразить, что сила воображения способна придать этим пассивным и податливым вместилищам любые формы”, - и далее толкует те рассказы, где говорится, как раны, нанесенные, например, заколдованной зайчихе, впоследствии обнаруживаются на ведьмином теле, - в точности так, как какой-нибудь французский гипнотизер толковал бы появление стигматов на теле святого или святой. “Когда они чувствуют в своих плотных телах раны, нанесенные их тонким оболочкам, то следует допустить, что они вправду присутствовали по крайности в этих последних; и понять, как эти раны переносятся на их другое тело, не труднее, нежели понять, как недуги насылаются силою воображения или как материнские фантазии вредят зародышу в утробе, чему имеется ряд достоверных свидетельств”.

У писателей магического или платонического толка той эпохи часто говорится о преображении или отбрасывании проекции “звездного” тела ведьмы или колдуна. Как только душа покидает физическое тело - пусть даже на краткий миг, - она переходит в эфирное тело и обретает способность преображаться в любое обличье по своему желанию или даже вопреки желанию - например, вселяясь в какую-либо форму во сне.

Свой цвет, хамелеонам вторя, изменяют,
А тело то сожмут, то снова раздувают.

Одним из излюбленных рассказов таких авторов является история о некоем знаменитом человеке - у Джона Хейдона это Сократ, - который засыпает в присутствии друзей. Вскоре те видят, что возле его рта вдруг появляется мышка и бежит к ручейку. Кто-то кладет поперек ручейка меч, чтобы зверек мог переправиться, а через некоторое время мышь вновь переходит поток по мечу и возвращается ко рту спящего. Тот пробуждается и рассказывает друзьям, что во сне переходил широкую реку по огромному железному мосту.

Однако шатучий ведьминский оборотень - это еще не самое страшное, что можно повстречать в полях или на дорогах вблизи ведьминого жилища. Ведь ее можно считать настоящей колдуньей только в том случае, если имеется сговор (или его видимость) между нею и неким злым духом, который зовет себя чертом, - хотя Боден полагает, что это часто (а Глэнвиль - что всегда) “чья-нибудь человечья душа, оставленная Богом”, ибо “черт хитер в кознях”. Этот призрак или черт обещал ведьме, что будет мстить ее недругам и что сама она будет жить припеваючи, та же, в свой черед, позволит черту пить свою кровь еженощно или когда тому вздумается.

В 1664 г., когда обвиняемая Элизабет Стайл созналась в ведовстве перед сомерсетским судом, судья приставил надзирать за ней троих человек - Уильяма Тика, Уильяма Рида и Николаев Лэмберта, и Глэнвиль приводит скрепленные присягой свидетельские показания Николаев Лэмберта. “Около трех часов утра отделился от ее головы блестящий яркий мотылек, примерно в дюйм длиною, и присел он вначале на дымоход, а затем сгинул”. Затем показались еще две мошки поменьше и тоже сгинули. “Затем он, пристально взглянув на Стайл, приметил, что та меняет наружность и на глазах делается все чернее и страшнее, и одновременно огонь менял свой цвет. Засим свидетель, а также Тик и Рид, поняв, что дух-искуситель возле нее, присмотрелись к ее голове и увидели, что волосы как-то странно шевелятся, приподняли их, и оттуда вылетел мотылек вроде большущего “мельника”, присел на стол и после сгинул. Вслед за тем свидетель и два Других человека снова взглянули на голову Стайл и увидели, что она чрезвычайно красна, так что напоминает сырую говядину. Свидетель спросил у нее, что это вылетело из ее головы, и та отвечала, что бабочка, и спросила, отчего они не поймали ее. Лэмберт отвечал, что не смогли. Уж я думаю, ответила та. Немного погодя рассказчик и остальные двое снова пригляделись к ее голове и увидели, что та приняла прежний цвет. Свидетель снова спросил, что это был за мотылек, и она созналась, что это был дух-искуситель, и что он щекотал ей череп, и что обычно в этот час он к ней и прилетает”. Эти дьяволы-вампиры - и когда собирались на пир, и когда сновали туда-сюда по ведьминым поручениям или по своим делам, - принимали обличье хорька, или кота, или борзой, а иногда мотылька или птицы. На процессах над несколькими ведьмами в Эссексе в 1645 г., отраженных в государственных судебных отчетах Англии, главным свидетелем выступал некий “Мэтью Хопкинс, дворянин”. В 1730 г. епископ Хатчин-сон описывал, как он явился перед теми, кто смеялся над верой в чародейство, и положил конец судам над ведьмами. “Хопкинс принялся обыскивать и пускать на воду несчастных созданий, пока какие-то джентльмены, вознегодовав на такое варварство, не схватили его и не связали ему самому пальцы рук с пальцами ног, как он то проделывал с другими, и затем спустили его на воду, и он плавал точно так же, как и те. Это избавило от него страну, и весьма жаль, что не догадались проделать такой опыт раньше”. Когда связанного таким способом бросали в воду и тот плавал на поверхности, это считалось признаком ведьмовства. Между тем показания Мэтью Хопкинса на удивление схожи с рассказом одного деревенского жителя, который поведал леди Грегори, что собственными глазами видел, как его собака дерется с какой-то тенью. У некой миссис Эдварде из Мэнинтри в Эссексе колдовством сгубили хряков, и вот, “выйдя из дома помянутой миссис Эдварде и направляясь к собственному дому, около девяти или десяти часов вечера, вместе со своей борзой, он увидел, как борзая внезапно подпрыгнула и куда-то помчалась, как будто почуяла зайца. Когда же рассказчик поспешил увидеть, чей след так резво взяла борзая, он заметил какое-то белое существо, величиной с котенка, а рядом, чуть в сторонке, - свою собаку. И вот, этот белый чертенок, или как бы котенок, принялся приплясывать вокруг борзой и, по всей видимости, отхватил кусок мяса с плеча названной борзой; ибо, когда ' борзая вернулась к рассказчику, жалобно скуля и подвывая, у нее на плече кровоточил рваный укус. И далее рассказчик сообщил, что, войдя в ту ночь в собственный двор, он заметил черное существо, формой вроде кота, только втрое крупнее, которое сидело на клубничной грядке, устремив взгляд на рассказчика, а когда тот подошел к нему поближе, оно перемахнуло через частокол - к рассказчику, как тот подумал, - но затем побежало по двору, а борзая за ним, к большим воротам, укрепленным парой прочных веревок, и настежь распахнуло названные ворота, а затем сгинуло. Помянутая же борзая возвратилась к хозяину, дрожа и трясясь от страха”. На том же процессе сэр Томас Боуис, рыцарь, утверждал, что “честнейший житель Мэнинтри, который - уж он-то знает! - не молвит ни словечка лжи, утверждал в беседе с ним, как однажды ранним утром, проходя мимо дома названной Анны Уэст” (это имя судимой ведьмы) “в четвертом часу - а ночь была лунная, - и заметив ее дверь открытой в столь раннюю пору, заглянул в дом. И вот, откуда ни возьмись, появилось три или четыре маленьких существа, в обличье черных кроликов, прыгавших и скакавших вокруг него, а он, в руке имея крепкую палку, принялся колотить их, думая поубивать, но не сумел. Наконец изловчился он поймать одного рукой и, сжимая туловище, ударил палкой по голове, думая вышибить ему мозги. Но и таким способом ему не удалось умертвить это существо; тогда он схватил его туловище одной рукой, а голову - другой и попытался свернуть ему шею. И когда он скручивал и растягивал шею существа, оно обмякало у него в руках, как пук шерсти. Он же, не желая отступиться от своей цели, отправился к знакомому источнику неподалеку, чтобы утопить свою добычу; но по дороге упал и не мог подняться, а падал снова, так что под конец пришлось ползти к воде на четвереньках. Стиснув существо покрепче, он погрузил руку по локоть в воду, и держал там изрядное время, и когда, уверился, что то успело утонуть, разжал руку, — и тут-то оно выскочило из воды в воздух и тотчас сгинуло”. Однако такие бесенята-вампиры не всегда оставались неуязвимы, ибо Глэн-виль рассказывает, как некий Джон Монпессон, чей дом преследовал такой бес, “завидя, что в дымоходе той комнаты, где он находился, летает вроде само по себе полено, разрядил в него пистолет, после чего возле очага и в различных местах на лестнице обнаружили капли крови”. Я вспоминаю об аранском старике, который слышал звуки битвы в воздухе и после этого обнаружил кровь в рыболовном судке и кровавые брызги по всей комнате, и еще я вспоминаю яму с жертвенной кровью, которой Одиссей поил тени умерших.

Английские процессы над ведьмами отмечает та же будничность и отсутствие изобретательности, что и английскую народную поэзию. Ведьма замышляет кого-нибудь убить, а когда берет в мужья черта, тот чаще всего представляется существом скучным и домашним. Ребекка Уэст рассказывала Мэтью Хопкинсу, что черт предстал перед ней, когда она собиралась укладываться в постель, и сказал, что хочет жениться на ней. Он поцеловал ее, но сам был холоден, как глиняшка, и обещался “быть ей любящим муженьком до самой Смерти”, - хотя, судя по всему, эта Ребекка была одноногой. Зато шотландские процессы столь же бурны и страстны, как и шотландская поэзия:

и здесь мы оказываемся в гуще мифологии, которая если и отличается от ирландской, то лишь весьма незначительно. Здесь и оргиастические похоть и ненависть, здесь и буйное бесстыдство, которое могло бы стать благодатным материалом для поэтов и писателей-романтиков, если бы мир вновь согласился наполовину поверить во все эти небылицы. Колдуньи разделяются на отряды по тринадцать человек, причем во главе каждого стоит самая юная, и хоть молодые ведьмы жалуются, что объятия дьявола холодны как лед, все равно предпочитают их своим мужьям. Он дарит их деньгами, но тратить их нужно очень быстро, так как через два оборота часовых стрелок они превращаются в сухие коровьи лепешки. Они часто летают в Край эльфов или в Страну фей, перед ними расступаются горы, и, проходя через их громады, они ужасаются “скрежетанью и клокотанью”, которое издают огромные “быки эльфов”. Иногда они сознаются в том, что шныряют толпами в обличье кошек, а когда просыпаются утром, обнаруживают на своих земных телах царапины, оставленные друг на друге во время ночных шатаний, или - если бродяжили в заячьем обличье - собачьи укусы. Изобелл Годи, которую судили в 1662 г. в Лохлэе, признавалась: “В постель рядом с мужьями мы подкладывали вместо себя метлу до своего возвращения... а затем улетали, куда нам надобно, как солома летает над дорогой. Мы летаем как сухобыл, когда хотим, сухое былье и солома нам заместо коней, зажимаем промеж ног и во имя дьявола приказываем: кони - на холм! И если кто, неровен час, тот сухобыл в вихре увидит и не осенит себя крестом, тех мы убиваем наповал, коли нам угодно”. Когда они убивают людей, продолжает она, души от них ускользают, “зато тела их остаются с нами и служат нам всем конями, становясь размером с соломинку”. Ясно, что они одержат “тонкое тело”; надо полагать, это те “животные духи”, которые, по мнению Генри Мора, являются звеньями между душой и телом и вместилищами всех жизненных функций. В Шотландии такие суды вершились куда несправедливей, чем в Англии, где всегда давали слово скептикам, высказывавшим свои здравые сомнения; к тому же применялись одна за одной пытки, которые исторгали все новые признания, и, разумеется, при этом страдали неповинные люди - те, кто чересчур верил в собственные сны, или те, кому удавалось исцелить больного под влиянием какого-нибудь виденмя. Алисон Пирсон, сожженная в 1588 г., вполне могла бы поменяться местами с Бидди Эрли или какой-нибудь другой ученой женщиной сегодняшней Ирландии. Ее осудили за то, что она “наведывалась неоднократно к Добрым соседям и к королеве Страны эльфов, в различные годы недавно и прежде, в чем она сознавалась в своих показаниях, заявляя, что не может точно сказать, сколько пробыла среди них, и что у нее имелись друзья при тамошнем дворе, каковые приходились ей родней по крови и водили хорошее знакомство с королевой фей. И что когда она ложилась спать, то никогда не знала, в какие края унесется до рассвета”. Когда же речь шла о колдуньях, исцелявших болезни, то их наказание объяснялось точно так же, как в собранных леди Грегори историях. Одну такую ведьму, дававшую показания перед самим Яковом I, осудили за то, что она “забрала хвори и недуги больного на себя, а немного погодя наслала их на третье лицо”.

II

Сегодня среди медиумов насчитывается больше женщин, чем мужчин; так же и ведьм всегда было больше, нежели колдунов. В XVI и XVII веках колдуны полагались на свои чародейные книги - в отличие от ведьм, чьи видения и переживания, как представляется, лишь наполовину умышленны, а даже когда умышленны, то вызываются какими-нибудь заклинаниями наподобие детских считалок:

Заяц лесной, Господь с тобой.
В шкурке зайца покажусь,
Снова бабой обернусь.
Заяц лесной, Господь с тобой.

Чаще всего колдунами были ученые люди, алхимики или мистики, и если они порой имели дело с дьяволом - или каким-то духом, которого называли этим именем, - то были среди них и аскеты, и святые-еретики. Наша химия, наша металлургия, наша медицина во многом обязаны тем случайным открытиям, которые они совершали в поисках философского камня или эликсира жизни. Они были связаны между собой в тайные общества и, возможно, владели неким забытым умением освобождать душу от тела и отправлять ее за божественным знанием. В одном письме Корнелия Агриппы, которое цитирует Бомонт, содержатся намеки на подобное умение. Вдобавок, колдуны, как и ведьмы, творили множество чудес силою воображения, - или, вернее сказать, своей способностью вызывать перед умственным взором яркие, отчетливые картины. Как пишет Бомонт, арабские философы учили, “что душа силою воображения способна совершать то, чего ей желается, - проникать на небеса, обуздывать стихии, разрушать горы, превращать долины в горы, и вытворять с вещественными формами все, что пожелается”.

Он, прежде чем за яства усадить,
Отправил гостя в чащу побродить.
Там лань с высокими тот увидал рогами:
Огромней их никто не зрел очами...
...И рыцарский турнир заметил средь равнин.
А следом, верную кажа усладу,
Пред гостем даму воплотил - очей его отраду,
И тот с ней, мнилось, вместе танцевал.
Когда ж хозяин, кто сию волшбу нагнал,
Завидел, что пора, - в ладоши хлопнул разом,
И все пропало тут - успел моргнуть лишь глазом.

В отношении колдунов мы не располагаем столь же дотошными сведениями, какие можно найти о делах ведьм, так как не многие английские колдуны представали перед судом - этим единственным учреждением той поры, занимавшимся психологическими исследованиями. Однако появившийся в XVII веке перевод сочинения Корнелия Агриппы De occulta phtlosophia, с добавлением сомнительной четвертой книги, напичканной заклятьями, прямо-таки наводнил Англию и Ирландию колдунами, ведунами и чародеями всех мастей. В 1703 г. преподобный Артур Бедфорд из Бристоля, цитируемый Сибли в его большой книге по астрологии, рассказывал в письме епископу Глостерскому, как к нему приходил за советом некий Томас Перке. Этот Томас Перке жил вместе с отцом, оружейником, и посвящал свой досуг математике, астрономии и поиску вечного двигателя. Однажды он спросил у вышеупомянутого священника, дурное ли дело общаться с духами, сам же так изложил свои взгляды: “С ними возможно вступать в невинное общение - если не заключать с ними сговоров, не наносить никому вреда с их помощью, не проявлять чрезмерного любопытства к заповедным тайнам, - и сам он беседовал с ними и слушал их пение к вящему своему удовольствию”. Затем он рассказал, что обычно по ночам отправляется к перепутью с фонарем и свечой, освященными для этой цели, согласно предписаниям из имевшейся у него книги, а заодно освятив и мел для очерчивания круга. Духи являлись ему “в обличье крошечных девиц, ростом фута в полтора... и говорили они голосами чрезвычайно визгливыми, как древние старухи”, а когда он просил их спеть, “те отходили чуть поодаль, за кустарник, откуда до него доносились звуки настоящего концерта, и была это столь изысканная музыка, какой он никогда прежде не слыхивал; и в верхнем регистре слышалось нечто весьма пронзительное и резкое, вроде свирели, но это придавало особую прелесть звучанию остальных партий”. Преподобный Артур Бедфорд отказался от предложения познакомиться самому и познакомить друга с этими духами, и сделал чинное предупреждение Перксу. Несколько усомнившись в здравости его рассудка, священник задал ему сложную математическую задачу, однако, увидев, что тот запросто расправился с ней, счел его здоровым. Четверть года спустя молодой человек пришел снова, но теперь по его лицу и глазам было видно, что он тяжко болен. Он посетовал, что не внял предостережению священника и вот его колдовство уже сводит его в могилу. Он порешил обзавестись демоном-искусителем и прочитал в своей чародейной книге, что для этого надлежит сделать. Ему предстояло сшить книгу из девственного пергамента, освятить ее и взять с собой к перепутью, а потом, кликнув своих знакомых духов, спросить у первого из них его имя и записать это имя на первой странице книги, затем спросить второго, и записать то имя на второй странице, и так далее - пока у него не наберется достаточно демонов. С именем первого он справился без труда - оно было древнееврейским, но остальные стали являться в чудовищных обличьях - львиных, медвежьих и тому подобных, или швыряли в него огненные шары. Ему пришлось стоять там посреди этих ужасающих видений до самого рассвета, и от того страха он не оправится уже до смерти. Я читал в одной книге XVIII века, название которой теперь не припоминаю, о двух мужчинах, которые очертили магический круг, и призвали духов луны, и увидели, как те топчутся в облике огромных быков за чертой круга или катаются, как клоки шерсти. Как уверяд^один из рассказчиков, выслушанных леди Грегори, клок шерсти - это одна из наихудших форм, какую может принять дух.

Должно быть, в Ирландии было еще немало подобных любителей ведовских опытов. Предполагали, что один ирландский алхимик, по имени Батлер, в начале XVIII века производил в Лондоне успешные превращения, а в “Жизнеописании доктора Адама Кларка”, выпущенном в свет в 1833 г., приводится несколько писем одного дублинского стекольщика, где описано чародейство, силой которого в колбе воды сами собой появились большие ящерицы. Алхимиком оказался незнакомец, зашедший к нему в дом и заявивший, что способен свершить все, что угодно, с помощью дьявола, “каковой есть друг всем изобретательным джентльменам”.
Среди могил унылых и безвестных
Я принесу чудовищный оброк
Тебе, о страх земной, подземный рок
И бич небесный!

Аватара пользователя
Iss
Иерарх
Сообщения: 6655
Зарегистрирован: Пн ноя 12, 2007 19:10
Пол: Мужской

Re: Вампиры, ведьмы и колдуны

Сообщение Iss » Ср май 23, 2012 11:37

Нойды и шаманский спиритизм

Заклинатели-шаманы нойды наделялись способностью проникать во все миры саамской Вселенной — договариваться с небесными покровителями людей и спасать от злых духов преисподней. Самих шаманов избирали являвшиеся в видениях духи — тонто. Распевая заклинания, шаманы неистово били колотушками из оленьего рога в бубны, на которых изображались все ярусы Вселенной и все саамские божества, животные — помощники шаманов, а в центре — солнце Пейве, иногда — с оленем (ведь он везет солнце по дневному небосводу) или человеком. Шаманам подпевали все собравшиеся — этот шум приводил в экстаз шамана и пугал змею по имени Сайва-Гуэлле, которая сажала шамана на спину и переносила в преисподнюю. Враждебные духи преисподней преследовали шамана, и он мог навсегда остаться в загробном мире. Помощниками шаманов были и другие животные (сайво), представлявшие все стихии мироздания и переносившие туда нойд: олени, а также птицы — ласточки, воробьи, куропатки, орлы, лебеди, вороны. Если враждебный шаман насылал порчу на саама, его лекарь отправлял своего чудесного оленя на битву с вражеским: если олень лекаря оказывался сильнее, саам выздоравливал. Порчу насылали и при помощи птиц, которые приносили нойдам вредоносных насекомых: те собирали их в специальные короба и выпускали на людей, которых хотели испортить (сходные представления о шеве — порче в облике гадов, хранившихся в коробах, — известны коми). По саамским поверьям, нойды могли заимствовать друг у друга вредоносных тварей, но всегда честно возвращали долг.

О могуществе древних шаманов рассказывали специальные легенды. Еще до христианской поры жили на Кольском полуострове три брата-силача — нойды. У них было мало оленей и земли, и решили они отправиться в Норвегию, чтобы отрезать там себе земли. Мать долго ждала детей. Наконец она услышала страшный шум — это сыновья везли землю. Женщина с радостными криками побежала встречать сыновей. Но она нарушила запрет — соблюдать полное молчание, когда творится колдовство. Сама женщина окаменела, окаменел и ее погост; олени и нойды утонули, а оторванная ими земля превратилась в Айновы острова.

Во время путешествия шамана на тот свет его тело находилось в оцепенении, пока другой шаман — его помощник, уже вернувшийся из иного мира, не будил его.

Рисунки на бубне использовались при шаманских гаданиях как столик с движущимся блюдцем во время сеанса спиритизма: в центр, на изображение солнца, помещалось кольцо, а шаман, ударяя своей колотушкой по бубну, следил, как кольцо будет двигаться; если кольцо двигалось посолонь, это считалось хорошим предзнаменованием. Так же выбиралась и жертва, которую нужно было принести богам или духам, — движущееся кольцо указывало на одно из животных, изображенных на бубне. Если жертва не помогала, шаману самому приходилось отправляться в преисподнюю — Ябмеаймо, где он должен был заклясть подземных духов не призывать в преисподнюю больного. У кольских шаманов вместо бубна использовался пояс, к которому прикреплялись кольца.

Нойда и живой мертвец

После смерти нойды становились опасными мертвецами, так как они не теряли способности посещать иные миры: теперь для них иным миром был мир живых, и нойды могли похитить живого и утащить его на тот свет. Рассказ о таком вампире (равке) уже приведен выше. О другом нойде было известно, что он испортил много людей. После смерти его стали бояться еще больше, чем при жизни: никто не решался его похоронить, даже его сыновья. Наконец, другой нойда согласился отвезти покойника на лесное кладбище за особую плату. Он выехал на оленьей упряжке под вечер, чтобы к утру успеть совершить обряд, но в полночь олени остановились: мертвец сидел в санях. Тут возница-нойда выхватил нож и пригрозил покойнику, что, если он не ляжет, как положено мертвецу, он второй раз убьет его ножом. Здесь шаман совершил страшную ошибку: мертвецу нужно было пригрозить деревянной дубиной, но ни в коем случае не железом: хоть покойник и послушался шамана — лег, но зубы у него стали железными. Нойда понял, что в другой раз ему не спастись от железных зубов, и, бросив упряжь, полез на ель. Мертвец бросился за ним, но не мог карабкаться по дереву: ведь руки у него, по христианскому обычаю, были сложены крест-накрест. Зато он принялся грызть ель железными зубами. Шаман на вершине начал кукарекать по-петушиному, чтобы испугать мертвеца: так он продержался до зари, когда мертвецу пришлось вернуться в свой гроб. Наконец, могильщик смог закопать гроб, но положил его набок — чтобы мертвец не встал опять. Еще несколько лет люди, проходившие мимо могилы, слышали, как оттуда раздается вой…

Сейды и шаманские духи

Шаманские и другие обряды проводились возле сейд — культовых камней и скал, воплощений Мирового столпа или горы, соединяющей все миры. Иногда сейды напоминали фигуру животного или человека, и саамы верили, что на этом месте окаменели шаманы-нойды или древние предки. Здесь просили о покровительстве оленьим стадам, шаманскими песнопениями отгоняли волков.

Считалось, что в камнях обитают духи, которые живут так же, как и люди, — имеют оленьи стада, собак, охотятся, женятся, но обладают при этом сверхъестественными способностями — могут летать и превращаться в животных. Как и всякие духи, они могли как вредить человеку, так и помогать ему в промыслах. Общаться с духами могли только шаманы: простые люди поклонялись священным камням, оставляя возле них мелкие приношения и оленьи рога.

Согласно легенде, в жертву водяным сейдам, хозяевам рыбы, некогда приносили в жертву людей (водяные у всех народов жаждут человеческих жертвоприношений). Однажды хитрый саам кинул в пасти сейдов не людей, а двух черных собак и кошку. Конечно, духи распознали обман и пришли в дом к хитрецу, требуя настоящих жертв. Но когда они раскрыли рты, саам залил их кипятком. Духи рассвирепели, на море поднялась ужасная буря, но человеческие жертвоприношения вскоре после этого прекратились.

Равк — саамский вампир

Живым угрожали духи мертвых, особенно те, которые были колдунами или шаманами-нойдами при жизни. Рассказывают о том, как в избе жили старик со старухой, у которых было три дочери и сыновья. Старик умер и забрал с собой старуху: он был колдун («еретник», русское название, которое заимствовали саамы и коми), хотел забрать с собой и дочерей, да у тех не вышел жизненный срок — еще все зубы были целы.

Зубы — признак молодого возраста и хорошего здоровья: в поверьях коми-зырян колдун, потерявший зуб, лишался своей силы.

Как-то осталась старшая дочь дома одна и стала плакать от тоски. Тосковать же, особенно по мертвым, опасно. Ночью слышит девица, что кто-то идет, ступая одной ногой. Обрадовалась глупая какому ни есть гостю, а тот потребовал угощения. Съев все, пришелец набросился на саму хозяйку и съел ее, не тронул лишь ножки. То же случилось и со второй дочерью. Третья дочь, оставшись одна, повела себя разумно: она спустила собаку и приготовила кипяток и камни. Вампир-равк явился и к ней, но собака не пускала его к воротам. Тогда он принялся грызть стену. Третья дочь стала лить на него кипяток и бросать камни. Выходца из могилы и это не могло остановить, так он был голоден. Равк уж было пролез в избу, да тут рассвело, и мертвец так и окостенел на месте. Сбежавшиеся соседи вбили ему спицу меж лопаток, а потом сожгли, чтобы он не возвращался больше в мир живых.

(Из книги Владимра Петрухина "Мифы финно-угров")
Среди могил унылых и безвестных
Я принесу чудовищный оброк
Тебе, о страх земной, подземный рок
И бич небесный!

Ответить

Вернуться в «Всякий фольклор»