Мамонт- зверь, бог, демон

Ответить
Аватара пользователя
Iss
Иерарх
Сообщения: 6703
Зарегистрирован: Пн ноя 12, 2007 19:10
Пол: Мужской

Мамонт- зверь, бог, демон

Сообщение Iss » Чт сен 20, 2012 13:58

Изображение
Этимология слова мамонт (в словаре 1847 года маммонт, мамант и маммут) достоверно не определена. Происхождение названия «мамонт», также до конца неясно. Русские исследователи слово мамонт воспроизводят от мансийского манг онт — «земляной рог». Возможно, это наиболее обоснованное предположение. И надо полагать, что в первоначальном значении слово мамонт обозначало не животное, а его ископаемые из земли мамонтовые бивни, которые в простонародье называли мамонтовыми рогами, или мамонтовой костью. На Северном Урале встречаются названия, происхождение которых напрямую связаны с добычей бивней мамонта. Это река Роговая и гора Сюра-Из. На языке коми слово «сюр» означает «рог», а «из» - «камень». Позже, из русского языка слово «мамонт» попало в европейские языки. Однако есть и другие версии происхождения слова «мамонт». Некоторые исследователи считают, что слово «мамонт» может быть образовано от слова mamma - земля, потому что тунгусы и якуты считали, что мамонт роется под землею, как подземный крот, и выходит на поверхность, только чтобы умереть. Другие исследователи считают, что слово мамонт пришло в русский язык из польского и происходит от слова mamona - "чудище", но не исключено, что это толкование возникло только из-за сходства звучания. Слово «мамонт» появилось в русском языке только в восемнадцатом веке, и встречалось как обозначение мифологического животного, «морского слона», который живет и роет себе дорогу под землей. У Даля это слово пишется как мамант и мамут. Мамонт как животное очень долго вообще не был известен людям, однако большим спросом пользовались бивни мамонта, хотя в то время их называли словами «мамонтова кость» или «мамонтовы рога». Они являлись одним из основных предметов обмена и торговли аборигенов Сибири с русскими купцами. Письменное название «мамонтова кость» впервые употребляется с 1578 года, а «рогъ мамантовъ», встречается чуть позже, в 1609 году.

Любопытно, что на ненецком языке мамонт тоже называется «бык земли», а бивни мамонта ненцы называют «рог земли». Другие исследователи считают, что русское слово мамонт заимствовано из тунгусского или ненецкого языков, в которых мамонт означает "пожиратель (земли), медведь". В эвенкийском языке, слова напоминающие слово "мамонт" имеют звучание «меме», и мемендьэ, в значении "неизвестное большое страшное", "страшилище". Некоторые исследователи полагают, что именно эти слова и легли в этимологическую основу русского слова мамонт. То есть предположений много, но однозначно этимология слова мамонт не определена.

Легенды о мамонтах.

Большинство мифов и легенд связывают исчезновение мамонтов с «сотворением мира».

В мифах и легендах народов Русского Севера (коми, угров, ненцев, ханты, манси и т.д.) мамонта называли «земляным оленем», «земляным кротом», «подземным чертом», который жил во времена творения мира. Во время потопа, как утверждает одна из легенд, когда вода залила всю землю, мамонт пытался спастись, но утонул. И сейчас время от времени люди находят его окаменелые кости, или оттаявшие туши.

Еще более удивительными являются предания американских индейцев о мамонтах. Третий президент Соединенных Штатов Америки Томас Джефферсон, записал дошедшую до нас индейскую легенду племени делаваров. Согласно этой легенды, индейцы называли вымерших мамонтов – «большой бизон». По этой легенде, когда-то очень давно, бесчисленные стада этих животных пришли на Биг Боун Ликс и стали уничтожать всех других животных, «созданных для блага индейцев». Возмущенный их поведением «Большой Человек Наверху» (Бог) страшными молниями перебил всех «больших бизонов». И дальше индейская легенда сообщает очень важную информацию, на что не обратили внимание исследователи. Уцелевший от истребления, единственный тяжело раненный «большой бизон» «огромными прыжками перепрыгнул через реки Огайо, Уобаш, Иллинойс, а потом и через Великие озера, и скрылся в места, где и обитает по сей день». Удивительно, но информация этой индейской легенды очень точно воспроизводит земной след «кометы-возмездие», во время глобального катаклизма 9612 года до н.э., во время которого погибли мамонты и и утонула легендарная Атлантида Платона. (подробнее см. в ст. «Великие озера» на сайте «Комета-возмездие»). Далее Томас Джефферсон приводит рассказ мистера Стэнли, который находясь в плену у индейцев, видел большое кладбище мамонтов. Он сообщил, что «туземцы говорили ему, что животное, чьей породе принадлежат эти кости, всё ещё водится в северных частях их земель. По их описанию он решил, что это был слон».
Изображение
Англичанин Ричард Джемс побывавший в Холмогорах в 1618–1619 году, написал, что maimanto - это «морской слон, которого никогда никто не видел… а по объяснению самоедов, он сам прорывает себе дорогу под землей, и потому они находят его зубы, рога и кости и на Печоре и на Новой Земле».

Другое свидетельство оставил нам немецкий филолог Генрих Лудольф, побывавший в России в конце семнадцатого века. В своих записках он написал: mammotovoi kost – это «зубы огромного слона, жившего в Сибири в допотопные времена — одна из двух достопримечательностей Московии».
Мамонт

Еще одна сибирская легенда девятнадцатого века, о живущих в земле мамонтах, гласит: «Мамонт-зверь ходит под землей, как рыба в воде: если выйдет в яр, то умирает». У сибирских народов сохраняется предание, что мамонт - это чудовище, в которое превращается самая старая щука. Мамонт своими большими рогами подкапывает крутые берега рек и устраивает в омутах водовороты. Свои рога мамонт, периодически сбрасывает, и только тогда их находят люди. Из одной реки в другую мамонт переходит только под землей. Среди русских крестьян проживающих в Сибири также существовали поверья, что мамонт - подземное животное. У народов Сибири сохраняется поверье о мамонте-щуке который живёт в "чёртовых озёрах". (Чертовыми озерами назывались озера, образовавшиеся на месте космических катастроф). То есть ископаемый мамонт давно был известен народам Севера, и его исчезновение они связывали со всемирным потопом.

Подавляющее большинство мифов о мамонтах, относятся к эсхатологическим мифам о сотворении мира, и это очень важно для нашего последующего рассказа о причинах гибели мамонтов. Это и эвенкийский миф о мамонте, сотворившем вместе со змеем землю, и шаманский миф о мамонте, стоящем в космическом океане и поддерживающем мир в равновесии.По представлениям эвенков, мамонт — Сэли является участником сотворения мира.Он доставал бивнями землю с морского дна и бросал комьями – так земля стала большой. Сэли считался помощником творца, принимавшим участие в сотворении земли. Вместе со змеем Дябдаром (по вариантам мифа — в процессе их драки) Сэли осушил землю, выворачивая со дна песок, глину и камни, которые превращались в равнины, горы и утесы. Затем Сэли и Дябдар провалились под землю, став духами — охранителями входа в нижний мир.
Изображение

Сэли вошел в число основных духов-помощников шаманов. Металлические изображения мамонта, совмещавшие черты лося и рыбы, пришивались к спине костюма шамана, а деревянные (иногда двуголовые) фигуры ставились перед входом в шаманский чум.
В более поздние времена огромное чудовищное животное стали считать самым сильным из подземных духов, которые находились в распоряжении у шамана. К помощи мамонтов шаман прибегал во время путешествий по подземному миру или когда вступал в борьбу с другими шаманами.

Еще один эвенкийский миф рассказывает о мамонте, который забрался в воду и выворачивал бивнями песок, землю и камни, чтобы изменить мир. В мифах Сибири мамонт самое крупное животное, вызывающее страх и почитание. Мамонт очень боится солнечного света и поэтому всегда живёт под землёй, где своими рогами прорывает себе дорогу. Мамонт прокладывает русла рек, вызывает обвалы берегов в половодье, а своим подземным ревом ломает лед на реках в половодье и даже может вызывать землетрясения.

Мамонт в мифах и легендах народов Севера соотносится с нижним миром, большой водой и царством мёртвых. Например, у селькупов, рогатый мамонт охраняет вход в "землю мертвых", а у эвенков мамонты живут на севере или в нижнем шаманском мире, на большой реке, текущей в стране мёртвых. У алтайских народов «мамонт-рыба" - основной помощник шамана. То есть в мифопоэтическом мире северных народов образ мамонта опять-таки ассоциируется с загробным миром и глобальной катастрофой Земли.

Виткась «водяное чудище; мамонт» – относится к категории сверхъестественных существ, связанных с водой. Во многих мифологиях вода выступает эквивалентом первобытного хаоса. Типологически сходные поверья о злом начале мифических существ, обитающих в водах, известны многим народам мира.

В традиционных верованиях обских угров имеются предания, связанные с водяными чудовищами, «в пучине живущем духе». Манси называют таких существ виткась и вит-куль. Зачастую виткась ассоциируется с мамонтом. Представление о водном сверхъестественном существе в образе мамонта было распространено среди обских угров. Этому способствовали нередкие находки останков мамонта (кости, бивни) в береговых обвалах. Поэтому считалось, что водное чудовище сбрасывает рога (бивни) подобно лосю или оленю. Наличие костей, по представлениям угров, свидетельствовало о том, что водное чудище смертно и живет по законам животного мира, но избегает встречи с людьми.

Древние якуты называли мамонта Уу обупа , что можно перевести как "водяной бык" . Мамонт, согласно поверьям, обитал либо под водой, либо под землей, редко выбираясь на поверхность. Как правило, чтобы умереть, забрав при этом в Нижний мир всех, кто вольно или невольно стал свидетелем его смерти.

Обычно Уу обупа дремлет под толщей вод, укрытый толстым слоем льда, но если кто-то или что-то потревожило его сон, водяной бык гневается и выбирается наружу, круша лед своими рогами (бивнями). Такое представление сложилось из-за того, что древние предки якутов регулярно находили остатки мамонтов, вмерзших в лед.

Ряд якутских специалистов считает также, что именно облик мамонта лег в основу мифа о Быке Зимы – свирепом духе мороза, периодически выбирающемся из Нижнего мира , чтобы морозить мир Срединный. Медленной и мерной поступью идет он вдоль русла реки Лены, источая ледяной убийственный холод своими рогами (бивнями), и только с падением этих рогов на землю (весной) ярость Быка Зимы утихает – он возвращается обратно в Нижний мир.

Образ мамонта в якутском фольклоре имеет и еще одну интересную особенность: если в якутской мифологии все иччи (природные духи) имеют человеческую ипостась и могут вступать в контакт с людьми, то страшный мамонт людей игнорирует. Фактически мамонт – единственное создание в мифологических верованиях древних якутов, которое "инертно" . Не требует почитания и общения с человеком.

Общаться с мамонтами, не боясь кары, мог только шаман, да и то не всякий. К примеру черные шаманы , даже самые сильные, не смели тревожить дух мамонта своими призывами. Только белые шаманы , занимавшиеся отправлением ритуалов во славу небожителей, могли позволить себе прибегать к заступничеству мамонтов.

Со слов могущественного шамана Сапалаай (Суздалоа И.А.), айыы ойууна (белые шаманы) могли призывать на помощь особого зверя-помощника, которому доверяли хранить свою душу. Звали такого зверя Ийэ-кыыл ( "мать-зверь" ). В описаниях Сапалаая Ийэ-кыыл – создание, практически не отличимое от Уу обула. Возможно, речь идет о женском обличье одного и того же создания. Заручившись поддержкой Ийэ-кыыла, белый шаман доверял ему самое ценное, что у него есть, – часть триединой души. Древние якуты считали, что у человека душа состоит из трех частей – ийэ-кут ( "мать-душа" ), буор-кут ( "земля-душа" ) и салгын-кут ( "воздух-душа" ). Мамонт становился хранителем ииэ-кут – материнской души, которая могла под защитой такого могущественного создания выходить из тела и путешествовать по всем трем мирам, приняв силу и форму своего духа-хранителя.

Одно из самых стойких поверий, которые якуты, судя по всему, переняли у эвенков, свидетельствовало о том, что человек, нашедший тушу мамонта, обречен. Уу обупа не терпит свидетелей собственного бессилия и гибели (а на поверхность он выходит только умирать), потому его дух мстит им и после смерти.

Широкую известность "проклятье мамонта" получило после гибели охотника Христофора Стручкова . В 1972 году охотник, бродя по тайге, наткнулся на скелет мамонта, который сдал властям. В награду Стручков получил премию в 700 рублей (очень даже неплохо по тем временам). История умалчивает, успел ли погулять на них охотник, но известно, что в короткое время этот здоровый крепкий мужчина неожиданно тяжело заболел и умер. Его перепуганные сын и дочь немедленно вернули деньги властям, и болезнь их не тронула.

После этого старики в улусах много говорили о том, что дух Уу обупа наказал смельчака, и вспоминали, как в старину погибали не то что семьи – целые селенья, нарушившие последний сон мамонта. Специалисты-палеонтологи считают, что такой страх перед мертвыми мамонтами возник далеко не на пустом месте. Найденные тела мамонтов могли быть отравлены трупным ядом или сами по себе служить источниками инфекции – язвы, чумы и т.д.

Идентичные представления о мамонте — козар были отмечены Н. П. Григоровским у нарымских селькупов в виде сурикозар — "мамонт-зверь" и кволикозар — "мамонт-рыба" , являвшихся как бы естественной трансформацией соответственно лося и щуки , достигших "совершенной старости" . Места их обитания, чаще всего озера, именуемые пурулто — "озеро черной воды" , были опасны для передвижения как летом, так и зимой. После смерти этих созданий "мясо их каменеет" .

Близки селькупским были представления о мамонте — вэс у васюгано-ваховских хантов. Считалось, что в него может превратиться старая собака, заяц или рогатая щука (этнсарт). Кроме них преполагалось существование таких чудовищ, как окуневый вэс и ершовый вэс, имевших меньшее значение в мировоззрении хантов. Вэс считается конечным во времени, но не рождается.

Народам Зауралья мамонт вообще часто представлялся как гибрид известных животных, например, лося, щуки и медведя. Считалось, что, достигая глубокой старости, эти животные не умирали естественной смертью, а уходили под землю и там превращались в мамонтов.

В пользу этого утверждения можно привести характерную для некоторых групп эвенков манеру изображения мифического и шаманского существа – мамонта, что было отмечено А . И . Мазиным : «Характерной особенностью изображения мамонта у верхнеамурских эвенков является его представление в разных обликах, многоликость. Так, на подвеске шаманского костюма наиболее сильного шамана начала ХХ века С.А. Григорьева из рода Каптугар мамонт изображен в образе налима с небольшими ножками и лосиными рогами» .

Иногда мамонт изображается в облике лося : При проведении весеннего обряда сэвэкан информатор Н . А . Николаев из рода Донгой изготовил мамонта в образе стилизованного лося. В декорации обряда он стоял у входа в шаманскую юрту как земной страж шаманских духов и участников обряда. Г . М . Василевич также обращала внимание на смешение образов лося и мамонта: «Представление о мамонте вошло в шаманскую мифологию, и это огромное чудовищное животное было введено в ранг шаманских духов. ...По мифологии это чудовищное животное было поселено на средней части нижнего шаманского мира – большой реки «Энгдекит», протекающей в стране мертвых, на самые высокие и самые крутые» утесы. Оно стоит в ряду самых страшных духов. Но наряду с этим «калир» обозначает большое деревянное изображение пороза (лося или оленя), которое изготовляется для камлания, «икэнипкэ». Устанавливают его снаружи от чума, в котором происходит хоровод, за «малу» (место против входа за очагом), около трех воткнутых в землю священных деревьев: лиственницы, березы, кедра. Это один из духов-помощников, который «несется» вместе со всем народом и шаманом к истоку реки» .

Схожее представление о смене культа мамонта на культ лося находим в фольклоре других сибирских народов: «Среди тазовских остяков бытует легенда о том, что «мамонт» появился из старого дикого оленя, который последние годы своей жизни провел, лежа в озерах, а с превращением в мамонта перешел реку и начал ходить только под землей, от чего и обваливаются яристые берега. О такой же связи дикого оленя или лося и водной стихии свидетельствуют и другие предания, в которых выступает уже не «мамонт», а лось в его чистом виде, хозяин «чертового озера». Подобное предание есть и у североамериканских индейцев. Связь лося или дикого оленя с потустронним миром отмечали многие исследователи» .



Мамонт-бес

Мамон, Мамуна - демоническое существо бес; фантастический зверь, который обитает под землей. автор энциклопеди Александрова Анастасия
«Есть зверь мамонт необыкновенной величины, который ходит под землей как под водою» (Нижегор.).
Упоминание о Мамоне беззаконном, мамонте насыльном и нахожем — опасных демонических существах - встречается в заговорах и историко-литературных памятниках. В «Молитве Архистратига Михаила от у скопу» ( конца XIX в.) говорится о Мамонте — «бесе проклятом» <Черепанова, 1983>. автор энциклопеди Александрова Анастасия
В апокрифах демонический персонаж Мамона (Мамонт) (облик его подробно не описывается) — один из представителей «силы бесовской», противостоящей Богу и ангелам. Этот образ, по-видимому, возник вследствие народного переосмысления евангельского образа мамоны (божества богатства). В русских говорах мамона ~ «имя божества богатства у некоторых древних народов»; мамон во многих областях России означает и «желудок, брюхо «мамонить» — «соблазнять, обжираться». Служение «Мамоне неправедному искони противопоставлялось служению Христу (ср. «Работати Мамоне непра-ведному» — «Слово Иоанна Златоустого о играх и о плясании»).
В верованиях крестьян Сибири образ Мамоны — демонического существа — слился с образом мамонта — огромного зверя: «Мамонт-зверь ходит под землей, как рыба в воде; если выйдет в яр, то умирает» (Том.).

Еще легенды

В народных поверьях мамонт — животное, обитавшее на земле в стародавние времена. Нередко мамону представляют продолжающим жить под землей и под водой, скрытно от глаз человеческих. Мамон наделяется особой разрушительной (и созидательной) силой. Одним своим движением он изменяет ландшафт, прокладывает русла рек и т. и.
«Мамонты жили только спервоначалу века — очень недолго. От них пошли зеки и речки. Куда мамонт идет, туда по его следам протекали большие реки; куда он глазом кинет, оттуда зачинались мелкие речки и ключи. Теперь мамонты живут под землею» (Енис.).
В окрестностях Семипалатинска рассказывали, что мамонт был громадным животным — «не мог даже от тяжести носить своего тела. Тогда он сбросил в себя часть тела и из этой части образовался рябчик. Мясо мамонта было белое. Этот же цвет передался и рябчику».
Образ «всемогущего зверя мамонта» рисует записанный в Нижегородской губернии заговор «на Мамонву кость» (Мамоновы кости могли почитать «богатырскими», а также оберегающими от порчи): «До потопа сей зверь пребывал, а после потопа погиб, до потопа он проходил горы и каменья и истоки родные и все были покорны и поклонны и не противились. Такой бы и я был, всеми честен и величав, и что буду во пиру, во беседе, за столами убранными, с яствами сахарными, за питьем медвяным просить и говорить, прошение мое не оставляли, преступление не поминали, и как павлин по паве тоскует, так бы люди о мне тосковали и горевали и на все мои пути и перепутья смотрели вовеки. Аминь трижды».
Очевидно, что образ мамона сформировался под влиянием представлений и реально существовавших мамонтах, с одной стороны, и о фантастических, в том числе «допотопных», животных — с другой он напоминает ИНДРИКА.
Крестьянские рассказы о мамоне очень живы и детальны: «Мамонт своим Внешним видом и строением напоминает быка или лося, но размерами своими ж значительно превышает этих животных: мамонт в пять-шесть раз больше (самого большого лося. На голове у мамонта имеются два громадных рога: рога такие гладкие, розовые и чистые, слегка изогнутые, как у быка, но не ветвистые, как у лося. Копыта у него раздвоенные. Как и чем питается мамонт ~ неизвестно говорят, что он питается каким-то составом, имеющим вид камня. <...> Мамонт живет исключительно в земле и притом на значительной глубине» неподалеку от берегов большой реки мамонт роет себе в земле логовище-пещеру оттуда ходит на водопой).
< Мамонт не любит солнечного света... Во все летние месяцы мамонт укрывается в земле. В зимнее же время, когда речная вода укрыта от солнечного света толстым льдом и снегом, мамонт любит проводить время в самой реке, подо льдом. Часто в зимнее время можно видеть на льду реки широкие трещины, проникающие всю толщу льда, а иногда можно видеть, что лед на реке расколот и раздроблен на множество некрупных льдин — все это видимые знаки и результаты деятельности мамонта: разыгравшееся и расходившееся животное ногами и спиною ломает лед».
«Весною, с разлитием рек, когда лед тронется и несутся льдины по воде, мамонт начинает сердиться на то, что льдины уходят; в ярости мамонт хватает лапами и рогами льдины и задерживает их и таким образом на реке по местам производит значительные заторы льда. Нередко случается при этом, что льдины затирают и насмерть давят самого мамонта. Оттого-то кости мамонта всего чаще находят в воде, на дне реки, и в берегах рек в земле, всегда на значительное глубине. Мамонт по своему нраву животное кроткое и миролюбивое, а к людям ласковое, при встрече с человеком мамонт не только не нападает на него, не» даже льнет и ластится к человеку» (Тобол.) <Городцов, 1910>.
Кротость мамонта иногда подтверждается в Сибири рассказами, напоминающими популярное во многих областях России повествование о случайно провалившемся под землю и зазимовавшем там человеке. Зимует он со змеями, а в сибирской версии сюжета — с мамонтом. Мамонт (как и змей! не трогает пришельца; даже «ластится» к нему. Он указывает ему камень, лизну»! который можно насытиться, а весною выводит на берег реки (Тобол.}.
Подробное исследование сибирских поверий, связанных с мамонтом и «мамонтовыми костями», было предпринято В. Н. Татищевым во время разыскание им, по указу Петра I, рудных месторождений. Описание мамонта в его материалах совпадает с описаниями XIX—XX вв.: «Сей зверь, по сказанию обывателей, есть великостию с великого слона и больше, видом черн, имеет у головы два рога, которые по желанию своему двигает тако, якобы оные у голода на составе нетвердо прирослом были. <...> Оной зверь живет всегда под землею с места на место приходит, очищая и предуготовляя путь себе имущими рогами якобы некоторыми снастьми, но не может никогда на свет выттить; когда ж он так близко к поверхности земли приближится, что воздух ощутит, то умрет О пище его не что иное мнят, как токмо самая сущая земля, притом же некоторые сказуют, что он не может в тех местах жить, где люди на земли поселились но удаляется в места пустые и ненаселенныя» <Татищев, 1979>.
Не останавливаясь лишь на изложении поверий, В. Н. Татищев подробнее характеризует «Мамонтовы кости», которые рыбаки и охотники находят нет янно «наиболее в странах северных, яко в провинциях Тунгуской, Якуцкой Северной Даурии, Обдории, Удории, Кондории и Угорий, на местах инных токмо при реках, где водою берег обмоет и земля обвалится...». Он подчеркивает, что «хотя обретаются разные кости, яко головы, позвонки, рёбра, голени и протчия, однако протчих всех, кроме рогов, не берут, понеже токмо сии употребление годны» (рога, за высокую цену, продают «токарям, рещикам, купцам, торгующим в Китай», «немало же количество привозят и в Москву»!
По наблюдениям В. Н. Татищева, убеждение местных жителей в реальном существовании обитающего под землей мамонта обосновывается по-разно Во-первых, тем, что некоторые видели хорошо сохранившиеся останки матмонтов. Другие «видали, где он ходит, сказуя, что земля под ним с великими лесами подымается великими буграми, а позади его падает и остаются глубокие рвы и леса падают; таковых ям показуют там на разных местех множество." Третьи уверяют, что мамонты существуют, но почти не встречаются человеку, так как "от жительства людей бегут".
Но основные представления, связанные с мамонтом, остаются почти неизменными на протяжении нескольких веков. Мамонт, который, по поверьям XIX - начала XX в., продолжает обитать в земных глубинах, - своеобразный "хозяин" пожземных недр; воплощение глубинных, стихийных сил, таящихся в земле, в подземных и наземных водах. Мамонт - существо могуяее, но едва "несущее свою силлу; движения его могут быть сродни половодью, обвалу, землетрясению" <Городцов, 1910>

http://myfhology.narod.ru/monsters/mamon.html
http://kometa-vozmezdie.ru/index.php/ru ... 00-mamonty
http://nnm.ru/blogs/mars_15/indrik-zver/

А да, еще святой есть: Мамонт-Овчарник))
http://sueverija.narod.ru/Prazdnic/Sent/15_Sent.htm
Среди могил унылых и безвестных
Я принесу чудовищный оброк
Тебе, о страх земной, подземный рок
И бич небесный!

Ответить

Вернуться в «Животные в мифологии»