Бог Нга и его владения

Чукчи, эскимосы, ненцы и прочие...
Ответить
Аватара пользователя
Iss
Иерарх
Сообщения: 6780
Зарегистрирован: Пн ноя 12, 2007 19:10
Пол: Мужской

Бог Нга и его владения

Сообщение Iss » Ср май 16, 2012 17:29

ЗА СЕМЬЮ СЛОЯМИ МЕРЗЛОТЫ (СМЕРТЬ В МИФОЛОГИИ НЕНЦЕВ)

Где живет смерть? – Странно звучит вопрос о жизни смерти. Но она действительно живет, причем там, где жить нельзя и так, что людям жить не дает. Она живет наоборот. Там, в стране Нга (Преисподней), жизнь начинается со смерти и оканчивается рождением. Обитатель нга – душа сидрянг умирает в Нижнем мире, выходя на Землю и вселяясь в новорожденного человека. Для жителей Подземелья это такая же потеря, как смерть земного человека для его сородичей. Поэтому люди нга преследуют «уходящего», и в первые месяцы после рождения младенец еще окружен духом Подземелья.

Не удивительно, что при захоронении умершего ненцы укрывают его малицей (зимняя меховая одежда с капюшоном) «поперек» или «подолом к лицу», ломают, рвут, пробивают все «уходящие» с ним вещи, кладут в могилу деревянные или затупленные железные ножи, разворачивают к закату нарту, ставят на месте смерти маленький чумик мяро взамен большого мя. «Там», конечно, тоже есть олени, но они «земляные» - ян’ кора (мамонты). Есть и огонь, он всегда горит в жилищах покойников, только из него все время летят искры.

В мире нга тело становится «земляным» и превращается в черного блестящего жучка си’. Это происходит «через 3 или 7 лет, или столько, сколько жил человек на земле. Жука си’ старики, при появлении его в чуме, бросают в костер, приговаривая: «Старина, погрей спину, это наше солнце».

Потому и горит огонь в жилищах мертвых, что он – их «солнце». Он горит так ярко, что макушки чумов светятся. Этот свет бывает виден темной ночью, когда приходит большой холод. Тогда небо вспыхивает сиянием, которое люди называют «ярким светом покойников» – хальмер ту ярымтат или Харп. Если оно горит красным огнем – это предвестие болезни.

Комары – пепел злой Парнэ. В образе овода может явиться смерть. В одном из сказаний старик сумел заманить овода-смерть в табакерку и велел старухе обшить ее рыбьей шкурой в два ряда. Впрочем, и к комарам следует относиться благожелательно (не то “тебя и твоих оленей закусают”), и к оводам – о них сложена уважительно звучащая загадка: “В летнюю пору носят они одежду из бобровых шкур”. Кроме того, способность насекомых носить в себе болезнь может быть использована и людьми: ненцы иногда протирают больные глаза личинками оводов – передают засевшее в глазах «зло» еще не зараженному зародышу.

Ужасы по поводу мира нга рассказывают обычно шаманы или кто-то со слов шаманов. Это правомерно не только потому, что шаманы обладают внеземным воображением, но и потому, что им приходится будоражить Подземелье. По рассказам, каждую ночь человека одолевают посланники Нга (так зовут хозяина Преисподней), забирающиеся в темный чум и спящие тела. Когда человек засыпает, Нга незаметно влетает в его рот и человек заболевает. Нга охотится за людьми подобно тому, как люди ловят зверей, рыбу и птиц. Плоть больного или умирающего грызет червь смерти халы. Только шаман может видеть червя, которого посылает Нга, и, сделав в больном месте надрез ножом, удалить его.

Первым измерением нга является жизнь, живой человек с лицом и именем. Этот человек с именем (нюм) меряет смерть (нга) на свой лад подобно тому, как бог Нум дает указания богу Нга. В одном состоянии он может воспротивиться воле Иного мира, в другом – признать эту волю.

Второе измерение нга – жизнь-наоборот (смерть). Ее-то, мирную жизнь покойников, и направляет бог Нга (он – Нум «того» мира). Все остальное, что соотносится с именем Нга и чего так много в легендах и рассказах, - это связь между жизнью и жизнью-наоборот. Это все то, что, не являясь смертью, несет смерть: враги, холод, стихии, звери, болезни.

«Черный пантеон» состоит из имен страшных болезней – дочерей Нга. Живут они в семи красных чумах. Иногда даже указываются точные места их кочевий.

В «семерке» вестниц Нга всегда присутствует Си-нга (Цинга). Для избавления от нее ненцы смазывают полозья нарт или двери чума кровью жертвенной собаки. Зима-темнота-сон – таково пространство обитания духа Си-нга.

Говорят, сначала Си-нга приходит во сне к мужчине в облике соблазнительной голой женщины и предлагает ею овладеть. Если человек не устоит перед ней, его ждет неминуемая смерть. Сходным образом ведет себя красавица Мерёко (Оспа), от ночного поцелуя которой образуются смертельные нарывы и язвы. Напоследок Си-нга является безобразной старухой, трехпалой, с незакрывающимся ртом. Тогда уже человек обречен, его не спасет ничто. В чум Цинга входит ночью, когда все спят. Тот, кому она привилится, должен вскочить и крикнуть: «Цинга, ты меня убиваешь! – громко, чтобы все проснулись. Тогда Цинга немедленно уйдет. Тут же следует надрезать ухо собаки или оленя и кровью намазать лицо. Иначе Цинга начнет появляться каждую ночь…

В свите Нга и враги, которые вырастают вместе с каждым человеком. Младенец, у которого еще не отпала пуповина, называется нгаябэко. Он еще «сырой» – нгаябэй. Когда ребенок подрастет и станет нгацеки, его будут пугать «маленьким детским Нга» – Нгабаци. Так и будут они расти бок о бок – тело нгая и его потусторонний двойник-враг Нга. Со временем нга станет много и все более внушительных размеров: нгылека (те, что ходят по земле в образах врагов, оборотней и волков), нгаятар (те, что приходят из Преисподней), Нгаятар небя и Нганатар Нися (живущие в чугунном чуме Мать и Отец всех волосатых Нгаятар), Си’ив Нга Нися (Отец Семи Смертей со своими детьми – нга-болезнями), Нга Ерв (Владыка всех Нга).

Так много, что лучше округлить их числом «семь» (Нижний мир устроен семирично, и сколько бы детей не было у Нга, их все равно «семь»), чтобы не знать и не хотеть знать их точного количества, потому что недоговоренность о Преисподней – свойство самой Преисподней. Слишком уж темно (или огненно?) в расположенной под семью слоями мерзлоты стране Нга, где ее Владыка не различает даже собственную тень.

Взята эта красота вот отсюда:
http://ethnobs.ru/library/237/_aview_b18262
Среди могил унылых и безвестных
Я принесу чудовищный оброк
Тебе, о страх земной, подземный рок
И бич небесный!

Аватара пользователя
Iss
Иерарх
Сообщения: 6780
Зарегистрирован: Пн ноя 12, 2007 19:10
Пол: Мужской

Re: Бог Смерти и его владения

Сообщение Iss » Ср май 16, 2012 17:32

Нга в мифологии ненцев - главное злое божество, противостоящее Нуму, олицетворение злого начала. Происхождение его образа относится, видимо, к эпохе прасамодийской общности (ср. его соответствия: селькупский Кызы, энецкий Тодоте, нганасанский Фаннида). В некоторых мифах Нга - сын или свояк Нума, местопребывание Нга - подземный мир. Через своих слуг, злых духов нгылека, Нга насылает на людей болезни, а сам пожирает души умирающих. В некоторых космогонических мифах Нга наряду с Нумом как демиург участвует в сотворении и упорядочении мира, причём может играть как негативную роль (крадёт у Нума зачаток земли - ком глины, делает человека смертным), так и созидательную (придаёт земле устойчивость, подложив под неё кита, а сверху водрузив гигантский камень - Уральские горы). В другом мифе Нга создаёт Уральские горы, превратив в каменные глыбы аргиш (олений обоз), который вела дочь Нума (передовой олень - это священная для ненцев гора Минисей).

Многие мифы отражают противоборство Нга и Нума: о грозе как поединке двух божеств, о борьбе Н. и Нума за обладание солнцем и луной, унесёнными Н. в подземное царство, и т. д. Известен миф, в котором Нга просит Нума выделить ему столько места для жилья, сколько займёт кончик палки. Нум соглашается, но хитрый Нга протыкает палкой поверхность земли и завладевает всем нижним миром. Антагонизм Н. и Нума проявлялся также в ритуалах жертвоприношений.

Е. А. Хелимский.

Источники:
Мифологический словарь/Гл.ред. Е.М. Мелетинский - М.:'Советская энциклопедия', 1990 г.- 672 с.
Среди могил унылых и безвестных
Я принесу чудовищный оброк
Тебе, о страх земной, подземный рок
И бич небесный!

Аватара пользователя
Iss
Иерарх
Сообщения: 6780
Зарегистрирован: Пн ноя 12, 2007 19:10
Пол: Мужской

Re: Бог Смерти и его владения

Сообщение Iss » Ср май 16, 2012 17:53

У ненцев имеется весьма многочисленный и сложный пантеон, включающий десятки имен: Илебям'пэртя (бертя) - бог изобилия, дарующий людям оленей, Cuy-Нга-Нися - отец семи смертей, Я'Миня - богиня-покровительница рождения и земли, ЯмалНе - богиня Ямала, Я'Небя - мать Земля и др. Эти боги являются, по существу, олицетворением сил и стихий природы и выступают покровителями разных видов человеческой деятельности.
Важнейшее место в пантеоне занимают два образа богов. Один из них - Нум , олицетворение сияющего неба. Это верховное божество, которое пребывает в небесной зоне Вселенной и распоряжается судьбами народов. В его ведении находятся и судьбы шаманов. Облик Нума остается для нас не вполне ясным. Словом Нум обозначаются и невидимое абстрактное божество - Нум Вэсоко, и небеса как сфера Вселенной - нум'тид (нув'тид), куда поднимаются шаманы.
Второй образ связан с подземным миром, где, по воззрениям ненцев, обитают враждебные людям духи. Это - глава духов нижнего мира, НгаВэсоко. Представления о Нга Вэсоко также не совсем ясны. Ненцы считают, что это грозное божество питается кровяной пищей и душами умерших людей и каждый раз требует себе жертв. В случае их отсутствия или недовольства дарами он насылает на народ различные бедствия, болезни и омерть. После кончины провинившегося человека Нга берет его душу к себе в услужение и посылает на землю причинять зло всему живому. Нга живет на девятом ярусе подземного мира, достигаемом шаманами, приносящими жертву. Согласно мифам и легендам ненцев, Нга участвовал в сотворении мира. В некоторых преданиях Нум и Нга называются братьями.
К обитателям Нижнего мира относятся Мэд'на - дух уродов, Хабця'Минрена - дух всех болезней, Хансосяда - дух, уносящий разум, Я'Вол - дух зла земли и др. Кознями пришельцев из этой враждебной страны объясняли глазные болезни, проказу, паралич, понос, нарывы, цингу и т. д. Жизнь обитателей Нижнего мира в легендах и мифах изображается схожей с бытом людей.
....
Согласно мифам, Нум - творец Вселенной, в этом деле ему помогал брат Нга. Всюду, где Нум создавал светлое, Нга творил темное. До появления земли и неба везде была вода. Нум призвал к себе гагару и повелел ей нырнуть в воду и достать из глубин землю. Суша, которую соз­дал Нум, была сухой и ровной. Он продолжал творить: создал много рек, озер, населил землю большими и малыми животными, воды - рыбами, небо - птицами. Нум создал мир, прекрасный, как рай, счастливый и безмятежный.
Сотворив землю, Нум стал думать, кому отдать ее во владение. Нга попросил отдать ему, Нум отказал. Тогда Нга прошел по земле и покрыл ее болотами. В гневе Нум ударил Нга посохом. Обидевшись на брата, Нга выдохнул свое холодное дыхание на созданную Нумом землю, и она вся покрылась снежными сугробами, деревья сразу замерзли, растения погибли. Вокруг стало темно и холодно. Когда братья помирились, то решили сделать солнце, луну и звезды. Нум взялся за создание солнца, доверив Нга делать луну и звезды. С появлением солнца на землю при­шли свет и тепло, деревья ожили и расцвели, но, пострадав прежде от холода, остались искривленными и маленькими. Нга увидел, какое красивое и теплое получилось солнце у брата, и решил сделать лучше. Но от холодного дыхания Нга луна замерзла в его руках, а звезды превратились в льдинки.
Нум приступил к созданию человека. Взяв глину, он слепил тела людей и уже собирался вдохнуть в них жизнь, но пришел Нга и обвинил брата в нарушении его, Нга, прав творца Вселенной. Тогда Нум предложил следующее: после смерти человека, когда будет определена судьба его души в загробном мире, последняя поступит в распоряжение Нга и станет подвластна его воле. Тот не согласился: он хотел быть единственным творцом человеческой души и после окончания земной жизни вершить свой суд и самому распоряжаться душами людей. Между братьями началась борьба, которая длилась несколько дней. Но силы были равными. В конце концов Нум предложил вершить суд над людьми совместно с Нга, с условием, что они оба вдохнут жизнь в человека. Тот из них, чье начало победит в человеке, и будет хозяином души. Нга дал свое согласие.
По верованиям ненцев, Нум и Нга равны по силе, могуществу и власти, проявляющихся в управлении судьбой всего мира, в котором все создано братьями и подчиняется их воле. По разъяснениям шаманов, нельзя говорить о старшинстве Нума или Нга: тот и другой в одинаковой степени причастны к бытию мира и судьбам людей. Но по направленности своих действий в мире они разные, Нум творит добро, а Нга зло. Когда-то Нга жил вместе с Нумом, но после того, как была создана Вселенная, они решили разделиться: Нум взял себе Небо, а Нга - Нижний мир. Во всей природе зло смешалось с добром, темное со светлым, и человеку дали право на выбор. Чем больше он согрешит при жизни, тем сильней будет наказание Нга. Верховное божество Нум наказывает только за непочтение к себе и выносит решение относительно дальнейшей судьбы согрешившего. Это решение передается Нга, который уводит душу виновного в свое подземное царство.
До сих пор на земле идет борьба между этими двумя великими силами. Понятие о боге света как о добром божестве, противоположном мрачному духу зла, внушается самой природой. Главная идея религии ненцев - это представление о борьбе между добрым и злым началом, борьбе, проявляющейся в противостоянии дня и ночи, света и тьмы, олицетворенных в образах Нума и Нга - доброго и злого божеств. Ненцы убеждены, что на самом деле Нум держит судьбу человека в своих руках и по собственному произволу делает добро и зло, проявляя свое благоволение или воздерживаясь от этого. Таким образом, два великих антагонистических сверхъестественных существа считаются предводителями духов, наполняющих мир и борющихся за преобладание влияния в нем: один возглавляет дружелюбных по отношению к человеку духов, другой повелевает враждебными силами.
...
Глава 4. Нижний мир и его обитатели


Владыкой Нижнего мира является мрачный брат Нума - Нга. Повелителю подземных сфер подчиняются многочисленные помощники, а также духи-посыльные, отправляющиеся за человеческими душами. Нга имеет небесное происхождение, у него есть жена и семь сыновей. О сыновьях почти нет сведений, известно лишь, что они управляют подземным царством, как и отец.
Наиболее страшными обитателями Нижнего мира ненцы считают тех духов, которые насылают болезни: Хабцянго Минрена, Мэдна, Нгуцяда, Хансосяда, Тэри Нгамгэ, Сустана, Мал'Тэнга и др. Духи подземного мира располагаются в разных частях этой мифической территории. Хабцянго Минрена живут в северной ее части и делятся на группы. Ближе всего к людям находятся духи легких болезней.
Ненцы полагают, что при своевременном жертвоприношении Нга не только не беспокоит людей, но даже старается оградить их от своих злых духов-помощников. В случае отсутствия жертв или недовольства ими он насылает несчастья, болезни, смерть. В Нижнем мире, по представлениям ненцев, обитают души злых людей, самоубийц и преступников. Они выступают в роли злых духов, приносящих страшные болезни и несчастья. Обитатели подземных сфер не видят пришельцев с земли, попытки людей разговаривать с ними оказываются бесполезны: духи принимают человеческую речь за треск огня.
Как уже отмечалось, по религиозным воззрениям ненцев, род человеческий находится под постоянным влиянием двух противостоящих друг другу сил - добра и зла, света и тьмы. Первая из них обитает наверху, на небе, вторая заключена в недрах холодной, застывшей земли. Между ними находится полная жизни земная поверхность. Пока брат Нума, Нга, живет во тьме, а сам Нум пребывает на небе, во Вселенной будет сохраняться постоянный порядок - такой, какой они создали. Земля очень близка и даже родственна людям, поэтому каждый человек приносит Нуму - творцу земли жертвы и дары, чтобы проявить свою благодарность и почитание. Бог Нга в ненецком пантеоне - фигура более четко очерченная и однозначная, чем Нум. Это властелин подземного мира, в котором нет ни солнца, ни луны. Когда-то Нга выпросил солнце у Нума, и на земле стало темно. Люди обратились к Нуму с просьбой вернуть солнце, так как много народа погибло от холода. Но Нга не захотел отдавать солнце, и тогда Нуму пришлось применить хитрость, чтобы забрать светило. С тех пор на земле в зимний период бывают полярные ночи.
Образ Нга вызывает страх - страх перед силами тьмы, преследующими людей, из-за чего человек никогда не чувствует себя в безопасности. Это заставляет искать способ, позволяющий узнать заранее о намерениях злых духов. Однако духи так могучи и их проявления настолько не­постижимы, что человек не отваживается вступать в непосредственное общение с ними. Он знает, что силы добра сильнее сил зла. Но эти силы бывают изменчивы, о чем свидетельствует сама жизнь человека, судьбой которого они управляют. Следовательно, самый верный способ - при­бегнуть к помощи шаманов самбдорта. Благодаря посредничеству своих предков они способны вступать в связь с силами Нижнего мира и, ублажая их дарами, предотвращать грозящие человеку несчастья.
Под землей ярусами располагаются семь подземных миров, объединенных общим названием нгылад'нянгы. Первый ярус находится под населенной людьми землей. На нем живут маленькие человечки сихиртя. Небом для них служит земля людей. Они также занимаются оленеводством, только оленей им заменяют мамонты - я'хора ('земляные олени'). Второй ярус простирается ниже подземных вод. Там живут мифические существа Судбя, Я'Вол, Вэнм'Вэсота, Мал'Тэнга, Тунгу". Третий и четвертый ярусы занимают духи болезней: Хабцянго Минрена, Мэдна, Хансосяда, Тэри Нгамгэ и др. Пятый ярус заполняют земляные мифические черви Я'Халы и другие злые духи. Шестой и седьмой ярусы - владения Нга и его сыновей, на восьмом и девятом он восседает на своем троне и отсюда отправляет на землю, где обитают люди, злых духов. Во всех подземных мирах царит вечный мрак. Души грешников обречены на вечное и безрадостное существование в царстве Нга. Могильным холодом веет от его слуг, когда они приходят к умирающим, чтобы забрать их души в Нижний мир. Однако не всем душам предстоит переселение в подземные сферы.
По представлениям ненцев, после погребения душа покойного отправляется в путешествие по вышним судам, которое длится очень долго. Чтобы во время путешествия душу не перехватили злые духи, ее сопровождает шаман. В ином мире душу встречают и затем также сопровождают два духа - злой и добрый. Дорога к месту суда богов Нума и Нга полна разных препятствий и опасностей. В частности, душе умершего предстоит пройти через попутные селения. Старики неохотно рассказывают о них, но ясно, что душа человека, совершавшего зло, подвергается нападению духов этих селений. И здесь шаман должен проявить максимум изобретательности, чтобы спасти душу для суда.
Когда, наконец, душа достНгает места суда, духи добра и зла сообщают Нуму и Нга о делах и поступках покойного, а также перечисляют, какие препятствия и трудности на пути в мир мертвых душа преодолела, а какие - нет. Помощники богов отмечают зарубками на особом посохе добрые и злые дела. Если добрых поступков у человека больше, чем злых, Нга не имеет над ним власти и решает его судьбу Нум. Глядя на сделанные помощником зарубки, Нум определяет местожительство души. Душу человека, совершавшего добро во имя добра, Нум забирает в мир небожителей. Душа человека, который жил на земле делая добро, но требовал за это платы, попадает в селение своих предков. Души людей, в поступках которых преобладало корыстолюбие и честолюбие, Нум превращает в животных, приносящих пользу на земле.
Только душу плохого человека духи зла тащили в подземное царство на самый нижний его ярус. В течение нескольких лет душа злого человека служила Нга, выполняя его поручения, а потом он определял ее местожительство. Если человек при жизни убивал, то Нга превращал его душу в насекомое или земляного червя, который вспахивал землю в подземном царстве. Души остальных грешников подвергались другим наказаниям.
У ненцев существуют мифы и сказки о посещении того света живыми людьми. Один из самых характерных рассказов такого рода принадлежит жителю ямальской тундры Окотэтто Хону:

Однажды оленевод Лардю уснул крепким сном и увидел, что его окружили странные люди. Они подняли его и понесли к пропасти. Лардю не смог сопротивляться, так как его тело не слушалось. Бросили его с высокой сопки в пропасть. Долго летел Лардю, пока не упал на дно. Он поднялся и пошел. Впереди увидел речку. Перебравшись благополучно на другой берег, он встретил двух духов. Один был черный, а другой светлый. Лардю спросил, кто они. Те ответили: дух зла и дух добра. Взял Лардю их в товарищи. Пошли по широкой дороге, ведущей на запад. На пути им встретился Вэнм'Вэсота. Вздрогнул Лардю, но не подал виду, что на миг испугался. Вступил с ним в борьбу.
Три дня длилось сражение, и на четвертый день победил он чудище. Связал его и понес вместе с духами в царство Нга. Вокруг Лардю стали летать тени умерших. Чуть слышны были стоны, подобные легкому ветерку. Многих узнал Лардю, но не смог с ними заговорить. Молчали они, да и не мог слышать их Лардю. Не пришла его пора понимать речь духов подземного царства. Много опасностей пришлось встретить Лардю, пока не достиг он края земли, где его ждали Нум и Нга. С изумлением смотрел Лардю на Нума и Нга, которые мирно беседовали. У трона Нума и Нга сидят судьи, рядом с ними - помощники.
Взглянули они на Лардю и обратились к духу добра и духу зла, чтоб рассказали о делах его на земле. Здесь оба спутника Лардю стали рассказывать о его поступках. Дух добра описывал все его добрые дела, в то время как дух зла сообщал о дурных. Судьи записывали услышанное в особую книгу. Выслушав судей, Нум и Нга отделили от Лардю его тень, которая подошла к ним. Затрепетала тень Лардю перед грозными богами и стала рассказывать о жизни на земле. Удивился Лардю и обратился к тени с вопросом, кто она. Тень ответила, что она - мысли его, дела и совесть. Посоветовались между собой Нум и Нга и сказали, что Лардю рано отходить в мир теней. Ему предстоит пройти все слои неба и ярусы подземного мира, чтоб стать шаманом. После посвящения Лардю будет лечить людей и отвращать от них беду. Как только они произнесли свой указ, Лардю соединился со своей тенью. Два товарища - дух добра и дух зла - повели его в сторону восходящего солнца и там покинули. Дорогу домой Лардю нашел быстро. Дома его ждал шаман Хадю, который готовил место для ритуала посвящения Лардю в шаманы разряда си'мя.


Аналогичный рассказ о шамане Вэхэля я слышал от сказителя Худи Тосана.

Из книги ненецкого ученого и художника Леонида Лара "Шаманы и Боги "
http://svitk.ru/004_book_book/16b/3455_ ... i_bogi.php
Среди могил унылых и безвестных
Я принесу чудовищный оброк
Тебе, о страх земной, подземный рок
И бич небесный!

Аватара пользователя
Iss
Иерарх
Сообщения: 6780
Зарегистрирован: Пн ноя 12, 2007 19:10
Пол: Мужской

Re: Бог Смерти и его владения

Сообщение Iss » Ср май 16, 2012 18:06

Изображение

Картина Леонида Лара
"Духи болезней".
Картина отражает поверья ненцев, считающих причиной болезни или смерти вселение злого духа - Хабця'Минрена. Человек испытывает недомогание до тех пор, пока его душа не будет водворена на место шаманом, а злой дух изгнан из тела.
http://leonidlar.ru/gall.html
Среди могил унылых и безвестных
Я принесу чудовищный оброк
Тебе, о страх земной, подземный рок
И бич небесный!

Аватара пользователя
Iss
Иерарх
Сообщения: 6780
Зарегистрирован: Пн ноя 12, 2007 19:10
Пол: Мужской

Re: Бог Нга и его владения

Сообщение Iss » Ср май 16, 2012 18:51

В основе религиозных представлений ненцев лежат анимистические представления, т.е. вера в духов. Весь окружающий мир представлялся им населенным духами, которые принимали непосредственное участие в жизни людей, принося им удачу или неудачу в промыслах, доставляя радость и огорчения, насылая различные болезни и тому подобное.

Все путешественники и исследователи XVIII начала XX вв. утверждали, что у ненцев существовало представление о «верховном существе», которое носит название Нум. Этот Нум существо бестелесное, не имеющее никакого образа, являлось, согласно сообщениям исследователей, творцом земли и всего на ней существующего. Наиболее распространенный среди ненцев миф о мироздании повествовал о том, что сначала была лишь вода. Нум послал гагару. Она, нырнув, принесла ком глины. Ком стал расти, и превратился в землю. Затем были созданы все горы и реки, люди и животные. Слово Нум в ненецком языке означает погоду. Очевидно, верховное существо есть в действительности дух неба, светлое начало.

В этом мире тело становится «земляным» и превращается в черного блестящего жучка си. Черный жук си, личинка жука пуй и длинный земляной червь халы – считаются посланцами страны нга. Они обманчиво маленькие, когда выползают летним днем. Ночью же и зимой они способны предстать огромными чудовищами, все они – воплощение бога Нга.

Ужасы по поводу мира Нга обычно рассказывают шаманы, так как им приходится будоражить Подземелье. Каждую ночь человека одолевают посланники Нга, забирающиеся в чум и спящие тела. Когда человек засыпает, Нга незаметно влетает в его рот и человек заболевает. Нга охотится за людьми подобно тому, как люди ловят зверей, рыбу и птиц, Плоть больного или умирающего грызет червь смерти халы. Только шаман может видеть червя, которого посылает Нга, и сделав в больном месте надрез ножом, удалит его. Нга иногда именуется Си ив Нга Нися – Отцом Семи Смертей. Т.е., различные болезни смертельные как для людей так и для животных – представляются ненцам его детьми. Так детьми Нга считают Якдэйнга (Чесотка), Мерюнга (Оспа), Ходэнга (Кашель-туберкулёз), Синга (Цинга), Хэдунга (Болезнь убивающая в одну ночь всех людей и оленей) и т.д.

Ненцы считают Нга тоже участником Сотворения всего существующего на земле. Только Нум создал всё светлое, чистое, разумное и полезное для людей, а бог Нга – напротив, все злое, нечистое и вредное.

В каждой твари, созданной на земле, угадывается нечто от Нума и нечто от Нга, но сложнее других пришлось тем, кому соТворцы уделили особенно много внимания – человеку и собаке, вернее только человеку, потому что собаку ни Нум, ни Нга изначально не создавали. Она «произошла» из человека. На этот счет существует несколько ненецких притч. Версия одной из притч звучит так: «Созданные Нумом, в одно время человек и собака жили отдельно. У собаки была одежда, а так же грузовая нарта, где хранилась пища. Однажды собака взяла и съела всё в один день, не заботясь о будущем. Тогда Нум рассердился и сказал: «Ты совсем не умеешь жить самостоятельно, иди к человеку и живи с ним». Тогда же Нум сделал так, что собака перестала говорить почеловечески».

По ненецким преданиям, именно по вине забывчивой собаки, человек попадает во власть Нга на время, которого достаточно, чтобы быть съеденным, оплеванным или осыпанным пеплом (т.е Нга успел совершить свой ритуал). И тогда человек становился смертен (подвержен «болезням»), т.е. принадлежит в равной мере Верхнему и Нижнему мирам.

Собаке же теперь предстоит исполнять особую миссию.

Мир Преисподней велик, а посланцы его способны проникать (как правило, ночью), в мир людей, причем в самых различных обличьях: стая волков, смертельные болезни, разрушительные стихии. И тут в чуме им противостоит собака, охраняющая «дыру», служащую переходом между Нижним и людским миром.

Когда на стойбище приходит одна из дочерей Нга – болезнь Синга (Цинга), ей в жертву приносят собаку. Собака к тому же считается помощником человека, хорошим пастухом, способным самостоятельно собрать и пригнать стадо оленей к стойбищу.

Следовательно, собака – не мрачный образ. Просто ей досталась вполне собачья судьба – сторожить «дыру».

Итак, Нум и Нга – это две могучие силы, ведущие между собой войну.

Существует легенда, согласно которой, однажды Нга обратился с жалобой к Нуму на то, что в темноте под землей в поисках выхода часто натыкается на острые углы семи слоев вечной мерзлоты. Нум, не желая портить отношения с Нга, с которым он, согласно легенде, находился в родственных отношениях, уступил луну и солнце. На земле наступила тьма. Люди, животные и птицы могли пользоваться только скудным светом небесных звезд, натыкаясь в темноте на деревья, проваливаясь в ямы. Люди начали приносить жертву на святых местах, умоляя Нума вернуть свет людям.

По подсказке одного из богов, небесный владыка Нум сумел хитростью вернуть Солнце из подземелья и настал день. С той поры продолжается борьба Нума и Нга за обладание светом.

Спор о том «Кто есть первый» Нум или его извечный соперник Нга, проходит в мифологии от Сотворения до пересотворения, охватывая каждый год, день, человека, вещь. Этот спор и вызывает столкновение, в которых гибнет земля (переполненная «болезнями»), скрывается Солнце (в темнице Нга), рождается и умирает человек.

Сменяется череда суток, а человеческий век постепенно перетекает с востока на запад. На востоке располагается обитель Нумa, откуда приходят души людей, на западе – страна Нга, куда они, покинув человеческое тело уходят.

http://www.arctictoday.ru/history/legends/155.html
Среди могил унылых и безвестных
Я принесу чудовищный оброк
Тебе, о страх земной, подземный рок
И бич небесный!

Ответить

Вернуться в «Мифы народов Севера»