Ариман/дэвы/зорастризм

(иудео-христианство, ислам, зороастризм)
Аватара пользователя
Iss
Иерарх
Сообщения: 6651
Зарегистрирован: Пн ноя 12, 2007 19:10
Пол: Мужской

Сообщение Iss » Вт апр 22, 2008 19:44

Зерван (авест.) в иранской мифологии бог, персонификация времени и судьбы, верховный бог зерванизма — религиозного течения, соперничавшего с маздеизмом (религией Ахурамазды, см. в статье Иранская мифология) вплоть до эпохи Сасанидов (III—VII вв.). З. мыслился как Бесконечное время (Зерван Акарана), существующее изначально, когда мир пребывал в эмбриональном состоянии (поздняя «Авеста» различает Бесконечное время и Зерван даргахвадата — время конечное, которое соотносилось с этим миром, созданным и обречённым на гибель). Миф рисует З. андрогинным божеством: он в течение тысячелетия совершает жертвоприношения, чтобы у него родился сын Ормазд (Ахурамазда), призванный сотворить мир. З., однако, усомнился в пользе этих жертвоприношений, и от этого сомнения вместе с Ормаздом зародился Ахриман. З. дал обет даровать власть над миром тому, кто появится на свет первым. Ормазд предугадал мысли З. и поделился своим знанием с Ахриманом, а тот, разорвав чрево З., преждевременно вышел на свет и назвал себя Ормаздом. З., увидев его отвратительную внешность и стремление ко злу, отверг Ахримана. Тогда родился прекрасный Ормазд, но З. вынужден был уступить царство над миром Ахриману на девять тысяч лет; затем должен воцариться Ормазд и исправить всё содеянное духом зла. Согласно гимну Вечному времени в «Бундахишне», З. — «могущественнее обоих творений — добра и зла». Ход борьбы добра и зла и все, что происходит в этом мире, в том числе и жизнь человека, предопределены З. В противоположность маздеизму для последователей З. характерна пессимистическая тенденция рассматривать земной мир как владение «князя тьмы». З. — Зарва как верховное божество, «Отец Величия», был воспринят манихейством, а также митраизмом
Среди могил унылых и безвестных
Я принесу чудовищный оброк
Тебе, о страх земной, подземный рок
И бич небесный!

Аватара пользователя
Iss
Иерарх
Сообщения: 6651
Зарегистрирован: Пн ноя 12, 2007 19:10
Пол: Мужской

Re: Литература на тему древнеиранской - персидской мифологии

Сообщение Iss » Пн май 28, 2012 20:12

"Бундахишн" (Книга Творения).
"О нападении Врага":

"О нападении Врага на творения он говорит в Авесте, что Злой дух, когда увидел бессилие свое и (своих) верных дэвов из-за праведного человека, оторопел, и он пребывал в растерянности три тысячи лет. Во (время) его растерянности главные дэвы, один за другим, прокричали: “Восстань, отец наш, чтобы мы устроили в этом мире битву, от которой будет ущерб и вред Ормазду и амахраспандам”. Отдельно они дважды перечислили свои злодеяния, но это его не успокоило. Этот лживый Злой дух из страха перед праведным человеком не мог поднять голову, пока по истечении трех тысяч лет (не явилась нечестивая Шлюха) и не возопила к Злому духу: “Восстань, отец наш, чтобы я устроила в этом мире битву, от которой будет ущерб и вред Ормазду и амахроспондам". Отдельно она дважды перечислила свои злодеяния, но это его не успокоило. Этот лживый Злой дух не поднялся из-за растерянности и страха перед праведным человеком. И снова возопила нечестивая Шлюха: “Восстань, отец наш, чтобы я в этой битве обрушила на праведного человека и пашущего быка столько злобы, чтобы из-за моих дел они не захотели жить. И я уничтожу их фарр, причиню ущерб воде, растениям, огню Ормазда и нанесу вред всем созданиям Ормазда”. И она второй раз так перечислила свои злодеяния, что Злой дух успокоился и очнулся от растерянности. Он поцеловал Шлюху в голову, и у нее появились выделения, которые называют “месячные”. И он прорычал Шлюхе: “Каково твое желание, чтобы я исполнил его для тебя?” И Шлюха завопила: “Я хочу, чтобы ты дал мне человека!” А Злой дух имел тело бревнообразной ящерицы („лягушки"), но явился Шлюхе (в образе) молодого человека пятнадцати лет, и она стала думать о нем. Затем Злой дух с верными дэвами отправился к светилам, увидел небо и из злобных побуждений совершил нападение. Он встал на одну треть (высоты неба) и обрушился с него на землю, подобно змее. В день Ормазд месяца Фравардин, в полдень, он свалился, и небо от этого <так> раскололось и испугалось его как овца (пугается) волка. Он отправился к воде, что была собрана под землей, потом он просверлил центр земли и вошел (в него). Затем он отправился к растениям, затем к быку, затем к Гайомарду, затем к огню. Так, подобно мухе, он набрасывался на все создания и сделал мир таким поврежденным и мрачным, что в полдень он (был) подобен темной ночи. Он разбросал по земле жалящих вредных тварей, таких, как змея, скорпион, ящерица, лягушка, так что (свободным) от них не осталось и остриё иглы. И он бросил яд на растения и тотчас засушил (их). И он напустил жадность, нужду, страдание, голод, болезнь, похоть и лень на быка и на Гайомарда. До прихода к быку Ормазд (смешал) целебную коноплю, некоторые называют ее “банг”, с небольшим количеством воды и помазал (ею) (его) глаза, чтобы уменьшились (его) несчастья от ударов и напасти. Когда (бык) вдруг ослабел и заболел, дыхание (его) иссякло и исчезло, он сказал (Ормазду): “Надо сотворить скот и определить ему дело, занятие и покровительство”. А до прихода к Гаиомарду (Ахримана) Ормазд нагнал на него сон (?), (который) длится столько, сколько произносят строфу (молитвы), а („так как") Ормазд создал сон (?) в виде юноши в возрасте пятнадцати лет, ясного и высокого. Когда Гаиомард встал ото сна (?), он увидел мир темным, как ночь, и землю, подобно острию иглы, не оставшуюся (свободной) от вредных тварей. Небесная сфера вращалась, солнце и луна перемещались, а мир содрогался от рева мазандеранских (дэвов) и (их) битвы со звездами. Злой дух подумал: “Все творения Ормазда, кроме Гайомарда, обессилены”. И он послал Аствихада с тысячью дэвов, несущих смерть, на Гайомарда. Но так как его назначенное время не пришло, они не нашли способа (его) губить. Как он говорит, когда пришел Злой дух, противник, время жизни и властвования Гайомарда было определено в тридцать лет. После прихода противника Гайомард прожил тридцать лет и сказал: “(Теперь), когда пришел Враг, все люди будут от моего семени, и <то> будет хорошо, если они будут совершать добрые дела и благодеяния”. Потом (Злой дух) пошел к огню и смешал его с дымом и тьмой, а планеты со многими дэвами он забросил на небо, и они смешались со звездами. И он так повредил все создания, как огонь вредит повсюду, и поднимается дым...."
Среди могил унылых и безвестных
Я принесу чудовищный оброк
Тебе, о страх земной, подземный рок
И бич небесный!

Аватара пользователя
Левиафан
Темная Душа
Сообщения: 204
Зарегистрирован: Чт дек 25, 2014 09:30
Пол: Мужской

Re: Ариман/дэвы/зорастризм

Сообщение Левиафан » Пн дек 29, 2014 05:07

С дэвами интересная штука получается. В зороастризме и мифологии армян, грузин и, кажется, азербайджанцев - злые духи и/или великаны-людоеды, по типу германских троллей или огров. А в индуизме и, еси верить википедии, буддизме это божества. Там также сказано, что дэвы встречаются в мифологии славян. Я про это ничего не знаю. Может речь идет о дивах? Там дэвы и дивы отождествляются.
Мой Бог меня рабом не называл.

Ответить

Вернуться в «Демонология белосветных религий»