Страница 1 из 2

Ариман/дэвы/зорастризм

Добавлено: Вс апр 20, 2008 13:48
Ker Senoss
Я бы хотел ознакомиться с литературой на тему древнеиранской - персидской мифологии. Мифология, статьи, и тому подобное на данную тематику - в сети либо отсутствует, либо присутствует в урезанном, по непонятным мне причинам, виде. В частности меня интересует Ариман, которого так часто упоминают здесь.

Добавлено: Вс апр 20, 2008 15:12
Маугли
Я вот как раз с Ариманом знакомлюсь. В ожидание пока Исс вернётся советую набрать в "Гоголе" просто слова "Ариман" или " Штайнер Пришествие Аримана" (Обмолвлюсь, что Штайнер страдал "импульсом" белосветничества, но в своё время я изучал природу Капитализма через критику в свете Марксистколенинских идей, что не помешало мне выработать собственные взгляды на природу изучаемого).

Добавлено: Вс апр 20, 2008 16:26
Ker Senoss
"Гоголе" просто слова "Ариман" или " Штайнер Пришествие Аримана"
Не стал бы я просить помощи в нахождении лит-ры, не "прогуглив" слово "ариман" и ему подобные ! Но - нашел статью в википедии, и пару мелких страниц на других сайтах. И всё...

Впрочем, второй вариант я не учел. Нашел кое-что. Андре, прими мои благодарности. 8)

Вот один отрывок :
Центральное событие Земного периода произошло в течение Греко-Римской Эпохи в Палестине. Это было воплощение очень высокого духовного Существа, Бога нормального течения, называемого "Христом"
Видимо, автор поленился взять пару исторических книг, и узнать оттуда, что хрюстианство является слепленным из древних религиозных систем уродливым построением. Вся его идеология была нагло скопирована у староверских религий. Но - вера проломит лбом любую стену.

Хотя в работе есть и неплохие, а то и сатанинские мысли.



Но - эта работа не является мифологической, точнее, не совсем. А йа просило мифофф мне дать персидских ! :crazy

Добавлено: Вс апр 20, 2008 23:27
Маугли
Что касается сего Штайнера, то может быть какое-то высокодуховное существо и внедрилось в древней Палестине (что-то на подобие занозы). Я в те годы не жил, да и многие паранормальщики прошлого века не признали Версию о Христе как о высоко духовном Существе из вне.
Важно, само признание Штайнера того, что суть человека состоит из Люциферического и Ариманического, тогда как импульс Христа не сработал, но остался "благим" пожеланием которое чуть было не угробило мир.
Я так думаю, что Штайнер придумал своего Христа чтобы найти себе побольше поклонников среди протестантов.
Меня вообще заинтересовал лишь фоторобот Сатаны (Аримана) в виде скульптуры головы и заявление о том, что пришествие Аримана было намечено на начало 3-го тысячилетия. Так же я оценил его высокую оценку Деятельности Люцифера в до хрюстианскую эпоху. Ну что поделать? Ариман так Ариман! Хотя для меня Сатана, Люцифер и Ариман есть одно и тоже Лицо.
Так что Штайнер предсказал явление или возвращение Аримана ( Сатаны) как неизбежное, я сей факт Явления подтверждаю.
На счёт Христа никакой информацией о его вторичного пришествия не располагаю. Может быть.... когда нибудь.... В любом случае в обну и туже воду низя войти дважды.

Добавлено: Пн апр 21, 2008 10:19
Ker Senoss
Во всяком случае, написано донельзя логично. И если верить Штайнеру, тогда Ариман, и его цели мне отнюдь не по нраву. Вообще, многое, хотя и далеко не всё, состыковывается с моими предположениями.
Мне нравится его теория эволюции человека - во всех смыслах этого слова.
Мне нравится его теория о полу-бессознательном сознании человека на данном этапе развития - а ведь, по сути, так и есть. Сознание обрабатывает ничтожно малое количество информации, тогда как остальное поступает в подсознание.
И еще много чего мне нравится. Но - и нестыковок хватает.

Добавлено: Пн апр 21, 2008 11:54
Маугли
Керс, в том что Штайнер логичен в этом нет сомнения. Он был умным дядькой и как раз качество логичности он и присвоил Ариману. Я хоть и не умею гнать чистую логику, но знаю то, что Сатана никогда не ставил и не ставит цель уничтожить жизнь ( это род занятия библейского яхве) и так называемая подготовка к явлению Сатаны (пусть будет Аримана) занявшая последних 400 лет ( её окультисты приписывают её Гермесу Трисмежисту) практически спасла цивилизованный мир от хрюского мракобесия.
Для меня сей Штайнер был открыт позавчера и надо будет детальнее ознакомиться с его работами и сличить...
В любом случае уже рождается поколение повышенно разумных людей (у меня дочь из этих самых индиго: умудряется работать менеджером в крупной компании и заканчивает паралельно два института и обладает способность зреть духов). По мне, разумные индивидуалисты, это лучше нежели стадо в чалмах.
Вывод: в учение Штайнера есть недурные фрагменты, но много субъективного и подогнанного под вкусы той эпохи.

Добавлено: Пн апр 21, 2008 12:04
Ker Senoss
Субъективизм - это дело такое. Практически во всем, что когда - либо запечатлевал человек - на папирусе, бумаге, камне - истина, содержащаяся в них, захламлена горами субъективной оценки и видения объективной реальности авторами. И этот труд - не исключение.

Андре, а почему ты признаёшь, как Сатану, именно Аримана, а не Сората ?
Честно тебе скажу, мне вообще вся эта божественная вермишель Штайнера не нравится. Сдаётся мне, в этом он истины не видел.

Добавлено: Пн апр 21, 2008 12:26
Маугли
Я так понял, что на основе его учения действует в мире невьебенная секта со штаб квартирой в Швейцарии.
Ты правильно назвал его учение "вермишелью" я бы сказал " Макароны по флотски" и в котором есть некоторые кусочки мяса.
Я согласен с ним в том, что мир находился и частично находится под импульсом Люцифера ( поэзия, истеризм, фанатизм, желание возвыситься, выйти из себя или за рамки) и если на смену смему идёт общество здравого и холодного рассудка и быть может поколение людей наделённых ясновиденьем и неординарными способностями, то почему бы и нет!
Я знаю что новая эпоха будет развиваться под лозунгом "Уважение", тогда как лозунг "Любовь" уже проявил себя крайне негативно. Но... я потрачу денёк другой чтобы проштудировать его "Вермишель".
В любом случае хуже не будет. Штайнеру принадлежит попытка научным путём доказать существование иного мира и назвать эру Водолея эпохой Аримана. Думаю, в этом есть рациональное зерно для взращивания Научного Сатанизма, который может однажды положить конец Тупым верам во Что-то или в Кого-бы то нибыло.

Добавлено: Пн апр 21, 2008 12:49
Ker Senoss
Не думаю, что холодный разум должен быть единственным. Баланс между Штайнеровыми Люцифером, Ариманом и Христом - вот, что мне кажется истинным. Я называю эти силы так, как Штайнер, в данном случае, хотя эти имена врядли имеют значение.) Тем более Христос. Разум Аримана может преобладать, если не скатываться до абсолютного материализма (что мне глубоко претит). От Люцифера нам принадлежит поэтический гений, упорство, надежда на лучшее и так далее - те качества, что пригодятся в научной эзотерике, и пригодятся немало. От гипотетического Христа - понимание пути возвышения, восприятие пока что неосознаваемого, балансировка между "холодом" и "жаром", наконец. Впрочем, я повторюсь, что эти имена сил не имеют решающего значения. Здесь Штайнер перемудрил.)

Добавлено: Пн апр 21, 2008 14:13
Маугли
На счёт Возвышения:
1. По правую и левую сторону от египетского фараона находились Горус (правая рука) и Сетх ( левая).
2. От Канаанского Ваала (Господина) тоже самое по правую Ангел Солнца по левую Луны
3. У Римлян у Юпитера ( Всё теже солнце и луна)
Предположим, что Горус: есть то самое Солнце и стало быть Люцифер,
тогда как Луна - Сетх или Ариман ( боги безводной пустыни и ночи.)
4. Может быть идеи дикого христианства были подобными, т.е. слегка модифицированными Канаанскими идеями, но для меня лично само слово Христос ассоциируется с хрюсами. ( Проблема в теримине)
Я так думаю, что на протяжение прошедших 2000 лет все теории о Возвышение опирались лишь на одно Люцеферианское крыло, тогда как лететь с одним крылом трудно или невозможно. Стало быть с отрастанием у человечества Левого крыла ( за которое как раз и ратует Сатанизм) это дело не плохое.
Человек ( стало быть Господин) правильно используя поэтический гений, упортво от Люцифера и холодный расчёт и пранормальные способности от Аримана имеет шанс на заветное Самовозвышение.
Я думаю проблем в людях ибо одни становятся лютыми поклонниками Люцифера, другие Христа, а третьи Аримана. Тогда как нужны Три вектора. Тобишь комплексный подход к теме.
В любом случае эра "Аримана" уже пришла - это факт и кому-то она принесёт потрясения, а кому-то и благо, ибо как этим воспользуешься.

( Обмолвлюсь: проблема хрюсов в том, что они решили тоже самовозвышаться, но при этом отрезали Правое крыло в виде Мудрости предыдущих веков ( заложенную импульсом Люцифера) и сделали лишь упор на фанатизм веры).

Эта тема слишком мудрённая для моих незамысловатых мозгов ( мне ещё этому надо у Дазарата подучиться. Вообще-то я веду Следствие кодовое название "ЗНАТОКИ" по уточнению реальносуществующей Личности Сатаны).
ЗНА - ТО - КИ: Знаменский - как Фараон, его Правая рука Томин, а Левая - эксперт Кибрит.

Добавлено: Пн апр 21, 2008 14:24
Ker Senoss
Не буду говорить о христианстве, т.к. не принимаю эту веру всерьёз. Хотя кто его знает. Во всяком случае, нынешнее христианство меня не устраивает категорически. Возможно - звучит кощунственно , но все же - возможно, проблема христианской библии в бесчисленных неточностях перевода и неверном понимании её слов. Я признаю, что в этой книге содержится некоторое количество полезной информации, однако, как и во всех остальных случаях, здесь слишком велик слой субъективизма, накапливающийся веками (!) на страницах библии.

Кстати, если верить месье Штайнеру, католичество и прочие христианские секты прямо-таки поглощены энергией ... Люцифера ! :lol:
4. Может быть идеи дикого христианства были подобными, т.е. Канаанские идеи, но для меня лично само слово Христос ассоциируется с хрюсами. ( Проблема в теримине)
В нём, родимом. Штайнер слишком серьёзно относится к христианству.

Добавлено: Пн апр 21, 2008 14:43
Маугли
Ну, что сказать? Он дитя своего времени и думал своими теориями воскресить умерающее или отжившее. Но не мне с моими возможностями разбивать его теорию, тем более что в ней есть что-то рациональное. В этом то и заключается возможность для Сатанизма вобрать в себя самое лучшее ибо все мы поглощены импульсом Люцифера и сие отрицать то стало быть хрюсом. Да! Люцифер гуляет в мне, а тут ещё и Ариман прибавился. На крест и тем более за все грэхи человеческие я ни добровольно ни по принуждению не собираюсь, да и мой двойник с этим будет явно не согласен.
К стати о Двойнике! В начале 20 го века эта теория была более чем распростронена и двойников окультисты называли " Неизвестными гостями" Во мне этот Гость или двойник точно сидит.
Так что из учения Штайнера я возьму для моей будушей книги (Фоторобот в виде "Головы Аримана" и историю про Двойников), а всю остальную "лапшу" мне не надо.
Керс! А может быть выдашь свою Теорию на гора? Чувствую, что в ней есть что-то такое и весьма недурное?

Добавлено: Пн апр 21, 2008 19:27
Iss
Согласно легенде, изложенной в "Шахнамэ" - монументальном своде эпической истории Ирана, созданном классиком персидско-таджикской литературы Фирдоуси (934-1020 г.г. н.э.), вскоре после очередного потопа, накрывшего территорию Средней Азии около 5100 лет тому назад, со стороны Уральских гор явился "пастырь человеков" Хаома, возвеститель нового закона. Он стал Отцом и Учителем древних иранцев, а при его преемнике люди начали строить поселения и возделывать поля. Сын преемника Хаомы - легендарный царь Джемшид - упорядочил жизнь сословий своего царства. В блестящее правление Джемшида "не умирали животные, не увядали растения, в воде и плодах нигде не было недостатка, не было ни мороза, ни жары, ни смерти, ни страстей, повсеместно господствовал мир". Но из-за гордости Джемшида блеск Божий оставил его. Губительный Зохак победил его, прогнал прочь и начал своё жестокое царствование. Затем последовали времена дикого восстания, из которого победителем вышел герой Ферндун, и его род стал господствовать над Ираном.

Приблизительно 2700 лет назад при шестом царе после Ферндуна - Густаспе - в древнем иранском роду Спитама появился мальчик, названный по традиции рода "Заратустра". Основателем рода Спитама был мидийский проповедник Зара-Иштар, живший ещё 9300 лет назад в небольшом городке Раи, развалины которого находятся сейчас в окрестностях Тегерана. Члены этого рода из поколения в поколение становились проповедниками и передавали друг другу накопленные веками мудрость и знания. Юному Заратустре суждено было стать основателем новой иранской религиозно-философской школы, чтобы "научить царей мыслить, говорить и действовать в соответствии с Высшим Законом", а его стихотворные записи "Гаты" стали впоследствии важнейшей частью "Авесты" - священной иранской книги. Язык семнадцати великих гимнов "Гат" оказался удивительно близок к языку индийской "Риг-Веды".

Отца Заратустры звали Поурушаспа, а мать его носила имя Дайдай ("Божественная рыба"). С семи лет его начали обучать священству. Обучение было устным, так как иранцы не знали письма, и состояло из изучения обрядов и выучивания великих "мантр" ("заклинаний"), составленных мудрецами предыдущих поколений. Считалось, что зрелость достигается в 15 лет, и в этом возрасте Заратустра стал самостоятельным священником. Сам он называл себя "мантран" - сочинитель мантр, вдохновенных экстатических изречений, заклинаний и гимнов. Многие годы Заратустра провёл, скитаясь в поисках Истины, пока, наконец, в 30 лет он не получил откровение. Это событие упомянуто им в одной из "Гат" (Ясна 43) и кратко описывается в пехлевийском сочинении "Задспрам" (20-21).

Как-то раз Заратустра участвовал в сборище по случаю весеннего праздненства и пошёл на рассвете к реке за водой для приготовления ритуального напитка "сома". Этот напиток изготавлялся из листьев кустарника "эфедра" и оказывал на человека возбуждающее действие: "возбуждённые, мы поднимаемся на ветрах как на наших конях, а вы, смертные, можете видеть лишь наши тела" ("Риг-Веда"). Заратустра вошёл в реку и взял воду из середины потока, где она была свежее и чище. Когда он возвратился на берег в состоянии ритуальной чистоты, перед ним в свежем воздухе весеннего утра возникло видение. Он узрел на берегу сияющее существо, которое позвало его за собой и привело к шести другим излучающим свет персонам, в присутствии которых Заратустра "не увидел собственной тени на земле из-за их яркого свечения". Это были Божества во главе с Ахура-Маздой.

Ахура-Мазда (Ормузд) или Ашшур с древности почитался в Иране как величайший из асур. Заратустра провозгласил его единственным несотворённым Богом, вечно существующим, Творцом всего благого, включая всех других добрых и благих Божеств. Позднее Заратустра не раз ещё чувствовал присутствие Ахура-Мазды или слышал его слова, призывавшие пророка на служение.

Разрушительными силами, противодействующими нравственным асурам, Заратустра считал дэвов - Индру и его союзников. Во главе этих сил стоит Ангра-Манью (Ахриман), который как и Ахура-Мазда изначален, но несведущ и полностью зловреден. Дэвы для Заратустры были злыми по своей природе, "лживыми Богами", которым нельзя поклоняться.

Согласно учению Заратустры, сначала Ахура-Мазда сотворил с помощью Святого Духа (Спэнта-Манью) шесть более низких Божеств; их создание он сравнивает с зажиганием одного святильника от другого. Все эти и другие Божества являются эманациями (излияниями) самого Ахура-Мазды и служат творению добра и уничтожению зла. Вся Вселенная была сперва создана в нематериальном, "духовном" виде, и только потом Ахура-Мазда придал всему материальный облик.

Материальное творение оказалось уязвимым для сил зла. Ангра-Манью напал на мир; дэвы-демоны вызвали все нравственные пороки и духовное зло, от которых страдают люди. Для защиты от них человек должен так сильно почитать Ахура-Мазду и другие Божества и настолько полно принять их всем своим сердцем, чтобы в нём не осталось места для пороков и слабостей. Одни асуры помогают человеку в его нравственной борьбе, другие (например, Солнце и Луна) содействуют сохранению материального мира. Человечество должно постепенно победить зло и восстановить первоначальную совершенную духовность.

Души людей вынуждены время от времени покидать материальный мир и уходить в нематериальный. После смерти тела душа на три дня задерживается на Земле, а затем спускается в царство мёртвых, которым правит Яма - первый царь на Земле и первый из умерших людей. В царстве Ямы души живут, словно тени.

Душа, расставаясь с телом, судима за то, что совершала в течение жизни. Весы правосудия находятся в руках Митры; на одной чаше весов лежат все добрые мысли, слова и дела, а на другой - злые. Долг каждого верующего - возделывать землю, защищать скот, не осквернять добрые стихии и придерживаться добродетели, и тогда после смерти его душа войдёт в рай Гаро-Дмана, путь куда проходит по мосту душ, широкому для праведников, а для грешников узкому как тонкий волос или как лезвие ножа. Падающая с моста душа попадает в ад, где под надзором Ангри-Манью переживает "долгий век страданий, мрака, дурной пищи и скорбных стонов" (Ясна 20, 31).

Заратустра учил, что в конце веков произойдёт всеобщее Воскрешение, за которым последует Последний Суд, когда праведные будут отделены от грешных. Божества расплавят весь металл в горах, и он потечёт на Землю раскалённой рекой, и все люди должны будут пройти сквозь эту реку. "Для праведных она покажется парным молоком, а нечестивым будет казаться, что они во плоти идут через расплавленный металл." (Б.Бундахиши XXXIV, 18-19). Все грешники переживут вторую смерть, дэвы будут уничтожены в последнем сражении с асурами, река металла потечёт вниз и сожжёт Ангра-Манью и последние остатки зла в мире. После Суда Ахура-Мазда даст людям мистический напиток "белую сому", вкусив который, они станут бессмертными, едиными в мыслях, словах и делах, нестареющими, незнающими болезней и тления, вечно радующимися в Царстве Бога на Земле.

Заратустра был первым пророком, который учил о рае и аде, о грядущем воскрешении и о всеобщем Последнем Суде. Спасение каждого человека зависит только от совокупности его мыслей, слов и дел, и вмешиваться в это из сострадания или прихоти не может ни одно Божество. В день Суда человек будет держать ответ не только за судьбу собственной души, но и разделит общую для всех ответственность за судьбу всего мира.

Годы, проведённые Заратустрой среди соплеменников, оказались бесплодными. Мидийцы отказались принять новую религию и сохранили старую, и тогда Заратустра понёс своё учение в Восточный Иран (Персиду). Ему удалось добиться благосклонности царя Кави Виштаспы, могущественного правителя Арьёшаяны (современные Туркменистан и Афганистан), и его жены - царицы Хутаосы. Это рассердило правителей соседних государств, которые потребовали от Виштаспы возврата к прежней религии и объявили ему войну. Но Виштаспа отказался выполнить их требования, выиграл войну и объявил учение Заратустры официальной религией всего Восточного Ирана. В горах Бухары Заратустра выбрал круглую пещеру, украсил её многочисленными символическими и астрономическими изображениями и торжественно посвятил её Митр-Азу - незримому Божеству, Отцу Вселенной. В центре потолка яркой жемчужиной изображалось Солнце, вокруг него последовательно располагались планеты, блистая золотом на лазурном фоне, Зодиак был выгравирован чеканным золотом. Четыре века мира были представлены глобусами из золота, серебра, меди и железа.

Священным символом для последователей учения Заратустры был Огонь, которому позднее стали поклоняться в специальных храмах-башнях. Внутри такого храма как правило находился двухметровый четырёхступенчатый каменный алтарь, наверху которого в огромной латунной чаше помещалось Священное Пламя. От других помещений храма зал с огнём отгораживали так, чтобы верующие, молящиеся в храме, не могли видеть само пламя, а видели только его отблески на стенах. Огонь на алтаре придавал людям силы в борьбе со злом, к Священному Пламени могли прикасаться только жрецы, надевавшие специальные белые халаты, белые шапочки и белые маски на лица. Огню не только служили, за ним ухаживали как за живым существом, очищали его и обновляли. Священное Пламя составляли из 16-ти различных видов огня, в том числе его приносили из домашних очагов представителей различных слоёв общества. Самым ценным видом огня считался огонь от удара молнии в дерево, его долго ждали и тщательно берегли.

Заратустра прожил при дворе Кави Виштаспы долгую жизнь, был трижды женат и имел нескольких детей. Он погиб от рук бактрийских кочевников, воевавших против Кави Виштаспы. После гибели Заратустры часть его учеников переселилась в Западный Иран (Мидию) и обратила в свою веру племя "магов". Затем цари рода Ахеменидов распространили учение Заратустры и свою власть на все близлежащие области.

Наибольшего расцвета Иран достиг в годы правления персидского царя Дария I (522-486 г.г. до н.э.), сына Виштаспы. Его империя простиралась "от греческого моря до Гималаев и от африканской пустыни до Аральского моря и включала в себя 127 сатрапий" (областей). Вся страна изобиловала замками и крепостями и славилась сетью хороших дорог, почтовых станций и эстафет. Благодаря умелому руководству и чёткой военной организации Дарий I сумел превратить Иран в сильнейшую передовую державу своего времени. По его распоряжению в столице Персии Персеполе из камня было высечено громадное изображение Ахура-Мазды: он был в короне, которую венчал шар со звездой, вокруг головы сиял солнечный диск, за спиной были крылья, а в руке - символ власти "гривна" - спираль, свёрнутая в 3 с половиной оборота. "Я возвратил господство, отнятое у нашего рода, я восстановил храмы и поклонение покровителю нашего царства,... милостью Ормузда я возвратил себе отнятое, я возвратил прежнее счастье своему царству, Персии, Мидии и другим провинциям," - гласит надпись на надгробье Дария I. Учение Заратустры оставалось основной религией Средней Азии целую тысячу лет и было ликвидировано только с приходом ислама.

Добавлено: Пн апр 21, 2008 19:30
Iss

Добавлено: Пн апр 21, 2008 19:40
Ker Senoss
Ух ты. Исс, грэйт респект тебе ! 8)

Добавлено: Пн апр 21, 2008 19:51
Iss
Дэвы в иранской мифологии злые духи. Им противостоят добрые духи - ахуры. Дэвов бесчисленное множество, они служат верховному духу зла Ангро-Майнью. Знаменитые богатыри (например, Рустам) борются с девами и побеждают их. Представления о дэвах, злых духах, звероподобных великанах, обитающих под землей и владеющих несметными сокровищами, сохранились в мифах народов Средней Азии, Казахстана, Кавказа и Западной Сибири. В индийской мифологии постоянное имя любого бога, противопоставляющегося злому существу асуру. В родственной иранской мифологии разграничение понятий обратное - "ахура" означает бога, а "див" - злого духа.

Авестийская иерархия дэвов противопоставляется иерархии благих сил, ведомых Ахура Маздой: Так Спента-Манью (Святому Духу, творческому началу), противоставляется сам Анхра-Майнью (Ахриман) (Злой Дух, скверна, разрушительное начало).
Аше Вахиште (Истина Наилучшей, наилучшему порядку), пртивпоставляется Индра (Насилие) (ср. индуистский Индра). Воху Мана (Благому Помыслу) противпоставляется Акем Мана (Злой Помысел). Хшатра Ваирьи (Власти Избранной) протипоставляется дэв Саурва (Подлость). (Ср. индийское Шарва — одно из имён Шивы) Спента Армаити (Святому Благочестию) противпоставляется Нангхаитья или Таромаити (Высокомерие). (Ср. индийские божества Насатьи (Ашвины). Хаурватату(Целостности) противопставляется Таурви (Болезнь), Амеретату (Бессмертие) противпоставляется Заурви (Смерть), а Сраоше (Послушанию) противпоставляется Аэшма (Ярость).

Другие дэвы:
Буити «распущенность, буйность», первоначально, возможно, Будда, т.е. иноверческое дэвовское божество.
Визареша — дэв смерти
Насу «скверна»
Асто Видоту «разложение»

"1. От страны севера, от северных стран [каршваров] примчался Анхра-Манью, полный гибели, из дэвов дэв. Вот что вещал он, зломудрый, полный гибели, этот Анхра-Манью: "Друдж! Ступай, умори непорочного Заратуштру!" Помчался друдж, это был дэв Бути, дэв тлена, от которого идёт всякая порча на людей.
....
Помышляли и размышляли, обдумывали и раздумывали Анхра-Манью, полный смерти, дэв дэвов, дэв Индра, дэв Сару, дэв Нахатья, дэвы Тарви и Заири, Айшма, страшный, злодеятельный дэв, (зима, созданная дэвами), гибель коварная [Акаташа], старость [Заурва] злая, дэв Бути, дэв Дриви, дэв Дави, дэв Касви, дэв Патиш, самый дэвовский дэв из дэвов.

44. Так сказал злодейский Анхра-Манью, полный смерти:"Что на сходке постановили дэвы подлые, злодейские, у вершины Эрэзуры?"

45. Прибежали, советовались дэвы подлые, злодейские; кричали, рассуждали дэвы подлые, злодейские. Злой обман* выдумали дэвы подлые, злодейские:"Это мы постановили на своей сходке у вершины Эрэзуры.
* Вероятно, в религиозном смысле, т.е."Ложь" (как противоположность"Истине").

46. Родился, увы! праведный Заратуштра из дома Порушаспова. Где ему мы найдём гибель? он — поражение дэвов, он — сопротивление дэвам, он — противо-дэв дэвам, низвергающий поклонников дэвов, Насу, сотворённую дэвами, ложь притворную".

47. Раздумали, умчались дэвы подлые, злодейские, ко дну мрака* ужасного, обманчивого.

* Т.е. в"бесконечную тьму", где пребывал Анхра-Манью изначально, до сотворения мира. Обычно"бесконечная тьма" выступает и как синоним ада.

"Авеста. Видевдат"( "Кодекс против дэвов")." Испытание Заратуштры"

Добавлено: Пн апр 21, 2008 19:59
Iss
Аж-Дахак (Ажи-Дахак, среднеперс. Дахах, Зоххак в "Шахнаме")- трехглавый змей, в Шахнаме - неправедный царь, у которого из плеч росли ядовитые змеи, питавшиеся человеческим мозгом: ежедневно требовалось убивать двух юношей и скармливать их мозг змеям, чтобы они не тронули самого царя; царские повара спасали одну из жертв, убивая взамен овцу; от спасенных и спрятанных затем в горах юношей впоследствии произошло племя курдов. В славянской мифологии Аж-Дахака, по всей видимости, можно сопоставить образ Волоса-Велеса. В Астрологии ему соответствует созвездие Кита. Аж-Дахака победил Траэтаона и до времени приковал к скале вулкана Демавенд. Когда Змей поворачивается, возникают землетрясения. Он освободится перед концам мира, и будет окончательно побежден богатырем Керсаспой, который теперь спит уже много веков.

Описание Дахаки

...........................Змея
Трёхглавого Дахаку -
Трёхпастый, шестиглазый,
Коварный, криводушный,
Исчадье дэвов, злой,
Могущественный, сильный,
Он сделан Анхра-Манью
Сильнейшим быть во Лжи
На гибель всего мира,
Всех праведных существ

Из яштов Авесты

Аз, Аза - демон (демоница) страха и ужаса. Одна из земных Лун, которую поработил Ахриман. В астрологии ей соответствует цикл 69 дней. Точка Азы в космограмме человека указывает точку его страха или точку открытого проявления зла: любой человек склонен пугать других тем, чего боится на самом деле больше всего сам. Аз перводят еще как "жадность", "похоть". Аз вместе с Друджем и Ахриманом будут побеждены в конце "и через тот проход в небе, через который они обрушились (на все творенье), они со свистом унесутся во мрак и тьму" ("Бундахишн").

Айшма (Аэшма) - бес ярости, буйства, греховного своеволия, разнузданности, недисциплинированности, которому среди Изедов противостоит Сраоша. Воплощение злого дела - грабежа, набегов кочевников, которым подвергались оседлые иранцы. В христианской традиции ему соответствует Асмодей.

Друдж (авест., «ложь»), в иранской мифологии злой дух, персонификация лжи, глава триады злых духов, противостоящих триаде благих духов из Амеша Спента. Создан Ангро-Майнью на погибель «праведности миров»; с помощью дэва лжи Ангро-Майнью пытался уничтожить или искусить Заратуштру.

Апаоша, в иранской мифологии дэв (демон) засухи. В «Авесте» («Яшт», VIII) драматически рисуется борьба божества Тиштрйа, создателя и покровителя дождя (выступающего «в образе белого коня»), против Апаоши (выступающего «в образе чёрной лошади, лысой, с лысыми ушами, с лысой шеей, с лысым хвостом, тощей, безобразием пугающей»). В этой борьбе Апаоша сначал побеждает, потом терпит поражение, хотя и возможны варианты. Влюбом случае эта борьба продолжается снова и снова


Насу (авест., «труп»), в иранской мифологии демон смерти. Представлялся в облике отвратительной трупной мухи, «прилетающей с севера» вскоре после смерти человека, исповедующего зороастризм, чтобы завладеть его душой и осквернить тело («Видевдат» 7, 2; 8, 71). Родственники умершего должны противодействовать Насу, распевая священные тексты и произнося вслух имена Амеша Сленга. Наиболее действенным средством против Насу считался взгляд «жёлтой четырёхглазой [с пятнами над глазами] собаки», священного животного у последователей маздаясны («Видевдат» 8, 16-18). Высказывается мнение о наличии индоевропейских параллелей образу Насу в греческой и римской традициях: ср. греч. νεχύς, «труп», «мёртвый», лат. пех, «казнь», «насильственная смерть». В виде мухи иногда изображался Эврином, греческий демон физического разложения и гниения. Соответствия «Видевдату» обнаруживают в текстах из Лациума с описаниями посмертного ритуального очищения. Можно предполагать ближневосточное происхождение образа Насу не позже середины 2-го тыс. до н. э

Добавлено: Пн апр 21, 2008 20:08
Iss
Ангхро-Майнью, Ариман

Изображение
Ормузд борется с Ахриманом (справа). Настенная гравюра в Персеполе (XII—VI в. д.н. э.)

В Авесте, священных текстах древних иранцев, в частности, "Ясне" повествуется о двух Властелинах, Лукавом – Ангхро-Майнью (в "Гатах" его не принято называть по имени, ибо он – повелитель тьмы и враг священного огня) и его противнике, т.е. об Ахура-Мазде, выступающем в ипостаси Спента Майнью:

"3. Два Духа, два близнеца в начале провозгласили от себя чистое и нечистое мыслей речей и поступков... 4. В первый раз, когда они пошли создавать жизнь и отсутствие жизни, и все, чем стоит наконец мир – где дурное, там виден был и Нечистый, Дух же Благой всегда пребывал неразлучен со святостью..."

"Когда же встретились оба Духа, они положили начало жизни и тленности..."


Ахура Мазда сам говорит о себе: "Мне дух Святейший имя" , "десятое – я Святость, одиннадцать – Святой я".

Благой Дух или Священный Дух – эпитет Ахура Мазды в речах самого Зороастра:

Спросил Ахура-Мазду
Спитама-Заратустра:
"Скажи мне, Дух Святейший,
Создатель жизни плотской...."

Благой Ахура-Мазда..."

То есть, Ангхро-Майнью и Спента-Майнью – изначально близнецы и равные по праву первенства. Приблизительно к такому же выводу приходит И.В. Рак: "Спента Майнью – авест. Святой дух. Дух-демиург, олицетворение созидательной мощи и благой сущности Ахура Мазды, с которым Спента Майнью отождествляется, как антипод Ангхро Майнью. В "Ведах" соответствия не имеет. Убедительной представляется версия, что образ Спента Майнью – теологическое введение Заратуштры, к которому пророк пришел путем собственных религиозных изысканий. Ахура Мазде противостоит Злой Дух Ангхро Майнью. Оба духа никем не сотворены и существуют от начала времен. В космогонии "Гат" Спента Майнью тождественен Ахура Мазде – изначальный брат-близнец Ангхро-Майнью, эта концепция получила дальнейшее развитие в зерванизме. В пехлевийских источниках Спента Майнью упоминается редко, обычно он тождественен Ормазду".

В среднеперсидской традиции мир тоже рождается в борьбе двух начал – Аримана и Ормазда, бывших авестийских Ангхро-Майнью и Ахура-Мазды.

"И Он (Ариман) сотворил много дэвов и демонов, и творения разрушителя поднялись для устрашения. Ормазд, который увидел творения Злого духа... счел их недостойными хвалы". Бундахишн – это среднеперсидское переложение утраченной части Авесты.

Еще в одном зороастрийском тексте встречаем: "Ормазд – желающий добра, и он никогда не принимает зла и не одобряет его. Ариман – желающий зла, и он совсем не думает о добре и не принимает его. Ормазд, если он желает, может изменить творения Ахримана, Ахриман же, если он желает, может изменить творения Ормазда..."

Подробнее остановимся на символике Темного начала.

32.
из всех самым великим
Владыкой и Главою
Ахура-Мазда будет -
На гибель Анхра-Манью
И Ярости кровавой,
И всех мазанских дэвов,
Всех дэвов на погибель
И грешников-лжецов...


22 фрагад "Видевдата" называет Ангхро Майнью "смертоносный" и "многопагубный". Кроме того, Ангхро Майнью – отец смерти.

45.
Мы чтим недосягаемое
Божественное Хварно...

46.
За это Хварно бились
И Злой Дух, и Святой,
И не могли достичь.
Гонцов отправил каждый
Из них тогда быстрейших:
Святой Дух – Мысль Благую
И Истину отправил
Вместе с Огнем, который
Есть сын Ахура -Мазды,
А Злой Дух – Мысль Злую
И Ярость кровожадную
Отправил вместе с змеем
Дахакой трехголовым,
И со Спитьюрой подлым,
Что Йиму распилил. [22]

Такую дай удачу,
Благая Ардви-Сура,
Чтоб одолел я Змея
Трехглавого Дахаку -
Трехпастый, шестиглазый,
Коварный, криводушный,
Исчадье дэвов, злой,
Могущественный, сильный,
Он сделан Анхра-Манью
Сильнейшим быть во Лжи
На гибель всего мира,
Всех праведных существ...


Кроме змея Дахака "Шахнаме" называет сыном Ангхро Майнью волка.

В Младшей Ясне сказано, что: "Доброму, исполненному блага Ахура-Мазде я приписываю все хорошее, и все лучшее – ему..." Хвала исполненному всех благ Ахура-Мазде содержится и в его “туле” имен, вообще характерной для Традиционных текстов индоевропейцев . Все зло, соответственно, от губителя мира — Ангхро Майнью.

Землю создал Ахура-Мазда, он же "Дух Святейший, создатель жизни плотской" В 1-ом фаргаде "Видевдата" рассказывается о том, как Ангхро Майнью “портит” земли, созданные Ахура Маздой, как в космогоническом, так и в этическом плане.

В 15-й главе Бундахишна сообщается, что “по вине” Ангхро Майнью Гайомарт выронил семя, из которого родились Машйа и Машйана – первые люди. Затем Ангхро Майнью совратил Машйу и Машйану с пути истины. Таким образом, Анхро Майнья причастен к созданию людей. Он, точно трикстер, инициировал создание нового мира, населенного теперь ими, нелюдимого прежде. И весь мир есть результат борьбы этих Двух — Темного и Светлого — начал.

Ангхро Майнью — это крайняя форма бога-разрушителя в первом из обозначенных нами типологических образов темного бога.

(Дмитрий ГАВРИЛОВ.Мифологический образ темного бога в языческой традиции индоевропейцев.)

Добавлено: Вт апр 22, 2008 19:41
Iss
РЕЛИГИОЗНАЯ СИСТЕМА ЗОРОАСТРИЗМА

Дуализм. Характернейшей чертой зороастризма, бросающейся в глаза при первом же знакомстве, является его резко выраженный дуализм — признание в мире двух начал, доброго и злого, борьба которых и составляет содержание существования мира. Некоторый дуализм присущ, вообще говоря, и другим религиям, например, христианству или исламу. Там тоже приходится вводить понятие злого начала, иначе нечем объяснить появление Зла в мире, которым правит единое доброе божество. Однако в этих религиях Сатана существует лишь с ведома и попустительства всемогущего и всеблагого бога, который всегда может пресечь его козни и не делает этого постоянно лишь по каким-то ему одному понятным мотивам. Это несоответствие между всеблагостью всемогущего Бога и существованием Зла и составляет источник наиболее частых еретических сомнений среди христиан и мусульман. Зороастризм в этом отношении безупречно последователен: два начала существуют от века. Ахура-Мазда — могуч, но не всемогущ, и не в его силах уничтожить в любое время Зло и его олицетворение — своего извечного врага Ахримана (среднеперс., авест. Анхра-Манью, “Злой Дух”). Он лишь постоянно борется со Злом с помощью в первую очередь своего небесного войска — богов.

Пантеон. Высшую степень зороастрийской небесной иерархии занимает своеобразная группа божеств, так называемые Амэша-Спэнта. Число их в более позднее время колеблется. Сюда иногда включается Сраоша, божество послушания-дисциплины (эта функция подчёркивается внушительным атрибутом — дубинкой): Аши Вахви, олицетворение награды за добродетель, и т.д.

За ними следуют язаты-боги. Здесь — Митра (среднеперс. Михр), древнее божество договора (впоследствии связываемое с солнцем), одно из самых почитаемых. В большом посвященном ему яште [гимне] (10.1) так определяется его положение:

Сказал Ахура-Мазда Спитаме-Заратуштре:
“Когда я создал Митру, обладателя широких пастбищ,
То я создал его достойным такого же почитания и восхваления,
Как сам я, Ахура-Мазда”.


Культ Митры позднее, как известно, широко распространился в пределах Римской империи.

Высокое положение занимает Рашну — божество правосудия, атрибут его — золотые весы. На видном месте находятся божества, олицетворяющие силы природы. Прежде всего это огонь, Атар, сын Ахура-Мазды. Огонь пронизывает весь мир и имеет различные проявления — небесный огонь, огонь горящего дерева, огонь — искра в теле человеческом, роднящая таким образом человека с Ахура-Маздой; наконец, особое проявление огня — священный огонь (носящий название бэрэзи-савах — “высокой пользы”), горящий в храмах (в позднейших памятниках огонь Варахрана—Бахрама).

Вода почитается под своим прямым названием апо — “воды”, с которыми связано ещё божество Апам-Напат — “Внук Вод” (есть и в ведической мифологии), и в культе особого женского божества Ардви-Сура Анахита (“сильная, непорочная Ардви”). В яште, посвященном ей (“Ардвисур-яшт”), она выступает то в виде полноводной реки, то в виде женщины — дородной, сильной и прекрасной. Она даёт плодородие земле и плодовитость скоту и людям. Вода для оседлых земледельцев имеет особое значение, и, вероятно, поэтому среди древних культов солнца (авест. Хвар-хшайта, среднеперс. Хуршед), луны (авест. Маха) специально выделяется культ звезды Тиштрия (среднеперс. Тиштар) (предположительно Сириус), имевшей астрономическо-календарную связь с разливами и дождями. В соответствующем яште (“Тиштр-яшт”) Тиштрия в образе белого коня сражается с демоном засухи Апаоша, выступающим в образе коня черного и облезлого. Дэв засухи побеждает. Тогда Тиштрия обращается к Ахура-Мазде с жалобой на то, что его постигают неудачи, потому что люди ему специально не поклоняются: “Если бы люди меня почитали, упоминая моё имя, как почитаются другие боги, то я приобрёл бы силу десяти коней, силу десяти верблюдов, силу десяти быков, силу десяти гор, силу десяти глубоких рек”. Ахура-Мазда, естественно, заставляет людей поклоняться Тиштрии, после чего тот одерживает победу. Тогда с оз. Ворукаша поднимаются туманы, собираются тучи, их несёт ветер (Вата, тадж. бод — тоже божество), и дожди изливаются на землю.

Небо почитается как таковое (Асман); земля (Зам) часто смешивается с Спэнта-Армайти. Например, Йима, в царстве которого (а правил он всей землёй) не хватает места для скота и людей, так и обращается к земле: “Милая Спэнта-Армайти! Расступись, раздвинься, чтобы нести мелкий скот, крупный скот и людей!”.

Со скотоводством связан культ божества Дрваспа, охраняющего здоровье скота (скоту покровительствует также и первый, главнейший из Амэша-Спэнта — Воху-Мана). В “Гатах” неоднократно упоминается специально Гэуш-ташан (“Творец Быка”) — вероятно, особый аспект Ахура-Мазды, и Гэуш-Уреан* (“Душа Быка”) — олицетворение самого скота. Часто упоминается в различных частях Авесты божество войны — Вэртрагна (среднеперс. Варахран, в поздней традиции и фарси Бахрам). Культ Вэртрагны впоследствии (в сасанидском государстве) выдвигается на одно из первых мест.
* В более поздних авестийских текстах Гэуш-Урван (“Душа Быка”) и Дрваспа (“Благодаря которой здоровы лошади”) тождественны: Дрваспа — имя-эпитет Гэуш-Урван.

В виде божеств представляются разум (храту, тадж. хирад), мир (Ахшти, тадж. ошти), сама зороастрийская вера (Даэна, тадж. дин) и т.д. Вообще персонификация и обожествление различных предметов и отвлечённых понятий — одна из наиболее характерных черт зороастризма.

Как особый класс божественных существ выделяются в зороастрийском пантеоне фраваши (во мн. числе сохранилось в названии месяца фарвардин). Это нечто вроде душ или ангелов-хранителей, существующих от века для каждого существа, в том числе и для самого Ахура-Мазды.

Злой Дух — Анхра-Манью (Ахриман) в борьбе с Добром также обладает войском, которое по силе и структуре соответствует войску Ахура-Мазды. Постепенно в зороастрийской литературе выработалась даже точная система соответствий, где каждому божеству противостоит определённый дэв. К первоначальным противопоставлениям относится Воху-Мана — Ака-Мана (“Злая Мысль”, иногда не отделяется от самого Ахримана), и основное противопоставление всего зороастризма: с одной стороны Аша (или Арта) — “Правда”, а с другой —Друдж (или Друг, тадж. дуруг) — “Ложь”; мир Ахура-Мазды — мир Правды, мир Анхра-Манью — мир Лжи. Приверженец первого — ашаван, приверженец второго — друджвант. Эти термины применяются как эпитеты ко всем божественным и дэвовским существам, а в применении к людям означают соответственно “правоверный”, т.е. зороастриец, и “неверный”, т.е. иноверец.

Понятие Друдж персонифицируется в виде женского существа*, которое оплодотворяется грешниками путём совершения греха и порождает свои бесчисленные вредные исчадия. Этот же термин друдж употребляется и нарицательно по отношению к дэвовским существам женского пола, например Насу, олицетворение смерти, которая в виде мухи прилетает с севера, вселяется в трупы правоверных существ, может проникнуть и в живых людей, если этому не воспрепятствовать соответствующими молитвами и обрядами.
* Из-за фонетического совпадения с грамматической формой мужского рода в русском языке имя Друдж (Друг) обычно склоняют как мужское.

Основную силу в войске Ахримана составляют дэвы. Некоторые из них (например, Индра, Нахатья) — древние божества, проклятые Заратуштрой. Рассказ об этом повержении дэвов в “Младшей Авесте” гласит: “Заратуштра загнал под землю всех дэвов, которые ранее ходили по земле в человеческом облике”. Теперь их место — под землёй, в горах и пещерах и, конечно, в первую очередь на севере — там, где живут кочевники — почитатели дэвов. Большая часть легиона дэвов оформилась уже позднее, путём олицетворения бед, несчастий и пороков и противопоставления добрым божествам. Здесь есть и Араска — “зависть” (тадж. рашк), и Заурва — “старость”, и Варэна — “похоть”, и Ази — “жадность”, и Спазга — “клевета”, и уже известный нам Апаоша — “засуха”, и Зэмака — “зима” (для древних иранцев, ещё помнящих своё северное происхождение, злом представлялся холод, а не жара, и “зима, созданная дэвами” — это бич Ахримана, который портит жизнь в Арианам-Вайджа — лучшей и первой стране, созданной Ахура-Маздой). В дэве Буити, возможно, следует видеть Будду, попавшего сюда в качестве божества соседних иноверческих народов. Дэв Асто-видоту разрушает тело мёртвого и вяжет его душу, а дэв Визарша влечёт эту душу в ад. Дэв Бушьяста (женского пола), с эпитетом “долгорукая”, по утрам, когда поёт петух — вестник бога Сраоши, обнимая человека своими длинными руками, нагоняет на него сон и отвлекает его от полезной деятельности. Одна из самых видных фигур в легионе дэвов — Айшма (среднеперс. Эшм). Обычно он выступает в роли демона разнузданности (специальный “оппонент” бога послушания Сраоши) и гнева (сравн. тадж. хашм), но при первоначальном появлении он был, по толкованию В.И. Абаева, олицетворением кровавых набегов кочевников на стада и поселения оседлых племён.

К дэвам относятся и некоторые другие существа: йату (тадж. чаду) — колдуны и паирика (тадж. пары) — пэри, которые вредят воде, земле, огню, скоту и растениям, заколдовывают звёзды, от чего прекращаются дожди, и сами в виде падающих звёзд нарушают порядок в небе.

К тому же войску принадлежат и люди: кавии, карапаны — враждебные зороастрийской вере князья и, вероятно, жрецы; ашэмауги — злоучители, сатары — злые властители и вообще все неверные — друджванты. Сюда же относятся вредные существа — храфстра — змеи, жабы, насекомые и т.д.

Натурфилософия и легендарная история. Зороастризм считает пространство и время бесконечными. Всё пространство делится на две части: одна часть — бесконечный свет, область Добра и Ахура-Мазды, другая — бесконечная тьма, область Зла и Ахримана. В бесконечном времени (зурван акарана) Ахура-Мазда сотворил конечный замкнутый отрезок времени, зон (зурван хвадата) — время конечного мира продолжительностью 12 тыс. лет. Это время делится на четыре равных промежутка по 3 тыс. лет. В течение первого периода Ахура-Мазда творит мир в идеальном, нематериальном виде (маньява, среднеперс. менок, тадж. мину), т.е. не вещи, а идеи вещей. Сюда примыкает понятие фраваши. По истечении 3 тыс. лет на границе света и тьмы появляется Ахриман. Испуганный светом и пораженный молитвой “Ахуна-Варья”, произнесённой Ахура-Маздой, он отступает во мрак. Война объявлена, и обе стороны начинают накапливать для неё силы. Начинается сотворение мира, когда “два Духа создавали творения — Добрый и Злой”. Длится он следующие 3 тыс. лет. По одной из легенд, в первые 3 тыс. лет Ахура-Мазда создал весь мир в своём теле, а затем создал небо из головы, землю — из ног, воду — из слёз, растения — из волос, огонь — из духа. Но вообще антропоморфизм Вселенной мало свойственен зороастрийским мифам.

Земля, согласно зороастризму, шарообразна; иногда в Авесте к ней прилагается эпитет скарна — “круглая”. Небо имеет три сферы (ступени, среднеперс. падак, тадж. поя) — сферу звёзд, сферу луны и сферу солнца. За сферой солнца (конечно, вверху) находится Гаронмана — “Дом Хвалы”, рай Ахура-Мазды. Внизу (противоположно ему) — тёмное царство дэвов, “место плохого бытия” — дужахва (тадж. дузах). Посреди — место смешения света и тьмы. Добра и Зла — область жизни.

В последовательном соответствии с основной дуалистической доктриной (всё движение есть борьба двух начал) творение Ахура-Мазды статично, пока не вмешивается Ахриман. Последний, создав себе армию дэвов, пробивает небесную сферу и вторгается в мир. Тогда мир приходит в динамическое состояние: движутся небесные тела, текут воды, начинают расти горы. Цепь гор, окружающая верхнюю, обитаемую часть земли, Хара Бэрэзайти (среднеперс. Харбурз, отсюда Эльбурз), росла целых 800 лет (остальные 2243 горы росли 18 лет) и проросла сквозь все ступени неба. Поэтому солнце, для того чтобы появиться над землёй или уйти, каждый раз проходит сквозь специальное отверстие, сквозь Харбурз. Таких отверстий на востоке и на западе по 180, по числу различных точек восхода и заката между двумя солнцестояниями.

Вторгнувшись в творение Ахура-Мазды, Ахриман немедленно начинает контртворение во всех доступных областях. На небе он создаёт планеты, кометы и метеоры, т.е. тела, не подчиняющиеся равномерному движению небесных сфер. Звёзды, из которых главная — Тиштрия, борются с ними. К каждой планете специально приставлено ахуровское существо для нейтрализации её вредного влияния. Обычные названия планет и считаются именами не самих планет, а этих нейтрализующих сил: Тир (Мер-курий) — Тиштрия, Бахрам (Марс) — Вэртрагна, Ормазд (Юпитер) — Ахура-Мазда, Нахид (Венера) — Анахита.

От звёзд, как уже указывалось, в зороастризме зависит дождь и вообще распределение воды. Круговорот воды в природе напоминает систему кровообращения в теле животного. Вода, протекая по поверхности земли и используясь людьми, животными и растениями, загрязняется и оскверняется. Поэтому вся она стекает потом в одно море Путика, где очищается и переливается в оз. Ворукаша, а оттуда вновь начинает кругооборот.

Земля делится на семь каршваров (тадж. кишвар), центральный из них носит название Хванирата, и именно там расположена Арианам-Вайджа и другие лучшие страны. Во время сотворения этих стран Ахриман для каждой из них создал какое-нибудь несчастье или дурное свойство.

<...>

Ахриман создаёт вредных животных, загрязняет воду, отравляет растения и в конце концов доводит до смерти первого, созданного Ахура-Маздой, Быка и первого человека — Гайа Мартан (среднеперс. Гайомарт, в эпосе Каюмарс). Но от Быка и человека остаётся семя. Из первого рождаются животные, из второго — мужчина Машйа и женщина Машйои (среднеперс., авест. Мартйа и Мартйанаг), от которых и пошёл род человеческий.

(Из статьи С.Н. Соколова "ЗОРОАСТРИЗМ: ДРЕВНЕЙШАЯ РЕЛИГИЯ ИРАНСКИХ ПЛЕМЁН")

Добавлено: Вт апр 22, 2008 19:43
Iss
А вообще мое мнение об этой религии- этакое половинчатое белосветничество.. Пробный шар, так сказать.
И кстати. Считается, что в зороастризме ни в коем случае и никогда не приносили жертвы Ариману и его порождениям- дэвам. Однако в греческих источниках есть уопминания по-крайней мере об одном случае обращения персидского царя к Ариману:

"Выслушав это, перс ему не дал никакого ответа, хотя и восхищался величием духа его и смелостью; но пред своими приближенными он поздравил себя с этим как с величайшим счастьем и, помолившись о том, чтобы Ариманий всегда внушал врагам мысль изгонять из своей страны самых лучших людей, принес, говорят, жертву богам и тотчас же приступил к попойке, а ночью во сне с радости трижды прокричал: «Афинянин Фемистокл у меня в руках!»."
http://ancientrome.ru/antlitr/plutarch/ ... cles-f.htm