Патолс

Славяне, литовцы, пруссы,
Ответить
Аватара пользователя
Iss
Иерарх
Сообщения: 6700
Зарегистрирован: Пн ноя 12, 2007 19:10
Пол: Мужской

Патолс

Сообщение Iss » Вт ноя 12, 2013 00:14

Патолюс [Patollum, Patollo, Patolli (Patollen, Potollen) - восходят к форме типа *Patui (a)s], в прусской мифологии бог подземного мира и смерти. Впервые упомянут в «Callatio episcopi Warmien-sis» (1418) среди других демонов и богов («постыдных призраков») в паре с Натримпе- Потримпсом, богом плодородия. Эти божества противопоставляются как по мифологическим функциям, так и по языковой форме: имя П. - *Patul(a)s - в реконструкции объясняется из сложения префикса ра-(ро-), «под», и корня «tula-», «земля, тло», и отражает основное локальное свойство этого божества - «подземный». Одно из характерных действий Натримпе (префикс nа-/nо-, «на») - топтание, попирание земли (ср. литов. trìmpti, «топтать»); таким образом, земная поверхность отделяет царство П. от царства Натримпе. В «Хронике» С. Грунау (16 в.), сведения которого безосновательно считались фальсификацией, П. упомянут третьим в описании прусского знамени с изображениями чернобородого Перкунса (Перкунаса), безбородого юноши Потримпса и мертвенно бледного старца П. с большой седой бородой, покрытого белым платком. Третьим он предстаёт и в описании вечнозелёного дуба в святилище Ромове (см. в ст. Балтийская мифология), разделённого на три части, в каждой из которых устроено оконце с кумирами Перкунса, Потримпса и П.: его атрибутами были мёртвые головы (их изображения?) человека, лошади и коровы. Грунау характеризует П. как высшего идола и ложного бога пруссов, страшного бога ночных привидений и мертвецов, с которым связаны определённые погребальные обряды и, видимо, специальный класс жрецов. Триада богов, описываемая как по горизонтали (слева - Потримпс, в центре - Перкунс как главный бог, справа - П.), так и по вертикали, соотносится с пространственной моделью мира (верх - середина - низ: небо - земля - преисподняя) и со структурой времени, так как разные члены триады воплощают различные моменты жизненного цикла (юность, зрелый возраст, старость). В некоторых источниках 16-17 вв. П. соседствует с Бардойтсом («бородатым»), что позволяет видеть в имени этого божества изначальный эпитет П., атрибутом которого была борода. Бардойтс и Потримпс сопоставляются с римскими Кастором и Поллуксом как божественные близнецы, каковыми, видимо, и считались П. и Потримпс - старый и юный, связанные со смертью и жизнью, и т. д. (см. Близнечные мифы). В некоторых списках богов П. отсутствует, зато упомянут бог чертей Поколе, часто в соседстве с Пеколсом, богом ада и тьмы. С языковой точки зрения имя *Pokols - результат взаимодействия имён *Potols - П. и Pekols - Пеколс. Вероятно, П. и Пеколс-Поколе первоначально служили наименованиями одного божества и дифференцировались на позднем этапе развития мифологии, получив специализированные функции. У восточных балтов божества подземного мира - Вело, Велняс.
Лит.: Топоров В. Н., Заметки по балтийской мифологии, в кн.: Балто-славянский сборник, М., 1972; Bûgа К., Dieval Pikulas ir Pa-tulas, в его кн.: Rinktiniai raital, t. 2, Vilnius, 1959.
в. в. Иванов, В. Н. Топоров.
(Источник: «Мифы народов мира».)
...............
Из материалов, известных нам о прусских богах, можно заключить, что предаваемый «двойной смерти» через повешение и пронзание оружием посвящался двум богам — Патолсу и Потримпсу. Патолс, «парящий дух или дьявол» , «был самым ужасным богом, являвшимся в дом [в виде] ночного призрака, особенно во дворы знатных. <…> Он также был богом мертвых». Если он являлся в усадьбе умершего три раза подряд, ему «следовало принести в жертву человеческую кровь». Знаком принятия жертвы был «шум в [листве] дуба» Ромове. Патолс изображался как «старый человек с длинной зеленой бородой, и цвет его [одежд] был совершенно смертелен, он был увенчан белым сукном в виде тюрбана». Потримпс, «бог текущей воды» , был «богом счастья в битвах, а также в других делах… и этот дьявол также желал, чтобы в честь его убивали младенцев, и это также делали. Патолло и Потримппо находили удовлетворение в человеческой крови, поэтому для их почитания ее проливали перед дубом» . Потримпс изображался как «юноша без бороды, коронованный пучками листьев и готовый радоваться» . Оба бога противопоставлялись друг другу как две ипостаси, смерть и жизнь. Таким образом, дерево при проведении ритуала «двойной смерти» становилось моделью мирового древа, по стволу которого душа повешенного, посвящаемая богу смерти Патолсу и извлеченная из тела ударом меча, по току крови отправлялась вниз к водам, омывающим корни дерева. Здесь она посвящалась богу возрождения Потримпсу как душа погибшего от раны, переходя в иной мир и возрождаясь к жизни в новом теле.
(Из статьи А. С. Новикова "КАЗНЬ ГЕНРИХА МОНТЕ И МОТИВ «ДВОЙНОЙ СМЕРТИ» У ПРУССОВ")
Среди могил унылых и безвестных
Я принесу чудовищный оброк
Тебе, о страх земной, подземный рок
И бич небесный!

Ответить

Вернуться в «Балто-славянская мифология»