Мами Вата

...божества йоруба, вуду, кимбанда...
Ответить
Аватара пользователя
Iss
Иерарх
Сообщения: 6703
Зарегистрирован: Пн ноя 12, 2007 19:10
Пол: Мужской

Мами Вата

Сообщение Iss » Ср июн 13, 2012 19:51

Мами Вата – владычица вод Черного континента

От южной границы великой пустыни Сахары и до самого подножия Драконовых гор, вдоль лазурного побережья Атлантического океана и в драгоценных пресных водах больших и малых африканских рек обитает древний и могущественный дух, являющийся взорам смертных в облике прекрасной и обольстительной женщины с рыбьим или змеиным хвостом. Разные африканские народы знают ее под именами Мамба Мунту, Йемойа, Куитикуити, Йенгу, Маканга, Ннеквунвеньи и многими другими. Однако жители большей части западной, южной и центральной Африки зовут ее Мами Вата — Мать-Вода — и почитают как богиню плодородия, богатства и целительства.
Изображение
Современный рисунок Мами Вата, "змеиная жрица" кисти немецкоязычного художника( Гамбург ) Schleisinger, ок. 1926. Сейчас отображаются в святынях африканских народов, как популярный образ Мами Вата в Африке и в диаспоре.

Те, кому посчастливилось видеть Мами Вату собственными глазами рассказывают о ней как о женщине сверхъестественной, можно сказать, даже противоестественной красоты.
Ее кожа удивительно светла, курчавые, волнистые или даже прямые, как спокойное течение вод, волосы невероятно длинны, все ее прекрасное обнаженное тело украшено ослепительными драгоценными браслетами, кольцами и ожерельями, а манящий блеск ее обольстительных черных глаз затягивает в свои глубины, точно морская бездна прохудившуюся пирогу. Как заправская русалка — обитательница холодных рек и морей Европы — знойная африканка Мами Вата частенько восседает на камнях над волнами и, любуясь своим отражением в изящном зеркальце, чешет свои великолепные волосы роскошным дорогим гребнем. Ее неизменный спутник — огромный змей — обвивается вокруг ее талии и, уложив плоскую змеиную голову между грудей красавицы, с наслаждением подставляет чешуйчатую шкуру горячему солнцу.
Изображение
Мами Вата. Картина с выставки "Mythic Creatures: Dragons, Unicorns and Mermaids" в музее Фернбанк, Атланта.
В народе Баквери рассказывают, что прародительницей всех водяных духов, которых они называют Лиенгу, была богиня Мойили, которая в споре проиграла прародителю людей Мото право на владение сушей и была вынуждена бежать в море. Прекрасная и могущественная Мойили, еще одно имя которой — Лиенгу ла Мванья, по сей день правит всеми маенгу. Баквери боятся и почитают ее, полагая, что даже ее имя наделено столь огромной силой, что любой ребенок младше семи лет от роду, услышав его произнесенным, упадет мертвым.

Нравом Мами Вата схожа с родственной ей стихией — водой: то щедра и милосердна, словно живительная влага рек и благодатных дождей, то взбалмошна и жестока, как смертоносные волны штормящего моря или губительные воды ядовитых болот. По своей прихоти она дарует смертным богатство и благоденствие, награждает красотой и здоровьем, исцеляет болезни — или может с такой же легкостью отобрать все это, нагнать хворь или и вовсе погубить несчастливца, захлестнув волнами прибоя. Африканские женщины нередко приносят дары к алтарям Мами Ваты, моля водяного духа послать им исцеление от бесплодия. Однако, если верить слухам, сама Мами также бесплодна, а потому та женщина, которой она все же дарует ребенка, теряет право на три других великих блага, присущих Матери Вод: здоровье, богатство и красоту.
Изображение
Полурыба или полузмея Мами Вата порой может принимать облик и обычного человека: чаще всего женщины, но иногда и мужчины. В таком обличье она любит заходить в бары или толкаться по базарам, зачастую выдавая себя за заклинательницу змей.
Знойная красотка Мами до безобразия неразборчива в сексуальных связях и готова не раздумывая отдаваться любому рыбаку, случайно попавшему в ее страстные объятья. Однако от своих любовников она непременно требует сексуальной верности и щедро награждает за соблюдение таковой. Чаще всего проказница Мами попросту похищает приглянувшегося ей мужчину, когда он купается или путешествует на лодке. Увлекая его за собой в подводный мир духов, она пускает в ход свои чары соблазнительницы, принуждая его к совокуплению. После чего, отпуская обратно на землю, обычно и требует клятвы вечной преданности. Если же ее легкомысленный избранник отказывается дать такую клятву — несчастья и лишения впредь будут преследовать «обманщика» до конца его дней.

Может коварная речная дева и беззастенчиво вселиться в тело привлекательной молодой женщины, которая, будучи одержимой, начинает предаваться неудержимому распутству и очистить несчастную способен только священник, проведя над нею обряд экзорцизма.

Как настоящая женщина, Мами Вата обожает драгоценные украшения, духи, ароматное мыло, пудру, помаду, а также вкусную еду, напитки и алкоголь. Последователи ветреной африканской богини нередко общаются с ней посредством танца, во время которого они входят в транс и слышат голос великой владычицы вод, дарующей им великие откровения.
http://beansidhe.org.ua/mami-wata
Среди могил унылых и безвестных
Я принесу чудовищный оброк
Тебе, о страх земной, подземный рок
И бич небесный!

Аватара пользователя
Iss
Иерарх
Сообщения: 6703
Зарегистрирован: Пн ноя 12, 2007 19:10
Пол: Мужской

Re: Мами Вата

Сообщение Iss » Ср июн 13, 2012 20:58

Мами Вата почитается не только в Западной , Центральной и Южной Африке , но и в африканской диаспоре в странах Карибского бассейна и части Северной и Южной Америки. Почитание Мами Вата имеет глубокие корни в традициях и мифологии прибрежных народностей юго-восточной Нигерии (эдо, ибибио и ананг).В традиции йоруба Мами Вата сравнительно недавно была отождесвлена с богиней матерью Йемоджей/Йемайей.
Ее почитание столь же разнообразно, как ее инициации, духовенство и верующие , хотя некоторые общие параллели можно провести. Группы людей могут собираться для поклонения ей, но эта богиня гораздо более склонна к взаимодействию с последователями один на один.
В Нигерии, преданные Мами Вата обычно носят красную и белую одежду, так как эти цвета представляю двойственную природа богини. В частности в иконографии игбо, красный цвет представляет такие качества, как смерть, разрушение, жар, мужественность, физическая сила и власть. Белый цвет символизирует смерть , но также может символизировать красоту, женственность, новую жизнь, духовность, прозрачность, воды и богатство. Регалии жрецов могут также включать змею из ткани завернутую вокруг талии. Святыни Мами Вата оформлены в ее цвета, и украшены колокольчиками, куклами, окурены благовониями или окроплены духами.

Среди подношений Мами Вата предпочитает вкусную еду и напитки, алкоголь, косметику (например, помаду, пудру, благовония и мыло), и дорогие товары, как ювелирные изделия. Современные поклонники обычно оставляют в дар промышленные товары, "Кока-Колу" или дизайнерские ювелирные изделия.
Изображение
Отождествляясь с разными божествами Мами Вата часто берет на себя характеристики уникальные для конкретного региона или культуры. В Тринидаде и Тобаго, например, Маман Dlo играет роль хранителя природы , наказывающего слишком ретивых охотников или лесорубов. Она является любвоницей Папа Буа, местного божества природы.

По некоторым версиям образ "африканской русалки" был порожден контактами с европейцами. Корабли торговцев и работорговцев часто украшались резной русалкой на носу, да и и рассказы о русалках были популярны среди моряков того времени. Возможно светлая кожа божества и прямые волосы были основаны на европейских чертах. С другой стороны, белый цвет традиционно ассоциируется с миром духов во многих культурах Нигерии.

По словам некоторых западных антропологов, различные религии Западной Африки в течение 20-го века значительно унифицировались, особенно в городских районах. Гомогенизации в значительной степени способствовала большие связи и мобильность людей из города в город, из страны в страну. Это привело к новому уровню унификации жречества , посвящения новых поклонников, лечебных ритуалов и храмов.

20-й век и привел к возрождению культа Мами Вата в большинстве стран Центральной и Южной Африки. Ее главной иконой стала картина "Заклинатель змей"- созданной где-то между 1880 и 1887 году и примерно в это же время появившаяся в Нигерии. Изначально это был сюжет на тему индийской мифологии, однако образ привлекательной женщины с длинными черными волосами и большой змеей скользящей меж грудей, оказал столь сильное воздействие на умы африканцев, что в итоге они полностью отождестивли картину со своим духом вод. Вскоре плакаты с Мами Вата появились в более чем десяти странах.
Изображение
В середине 1950-х годов, трейдеры импортировали копии "Заклинателя змей" из Бомбея и Англии и продавал их по всей Африке. Западноафриканские торговцы привнесли ее в Лубумбаши в Демократической Республике Конго (ДРК) в том же десятилетии. Там дух воды стал популярной темой у народных конголезских художников поместилвших ее на стены баров, магазинов и киосков на рынке. Сенегальские и конголезские торговцы-иммигранты, вероятно, привнесли поклонения Мами Вата в Замбию в 1970-х годах. Дальнейшее распространение имело место во время Биафрской сепаратистской войны в Нигерии, которая началась в 1967 году. Беженцы бежали во все регионы Западной и Центральной Африки, принеся с собой свою веру в Духа Вод.

Современные ДРК, Лесото , ЮАР, Замбия и сегодня составляют текущие границы культа Мами Вата, хотя и образ ее распространения весьма размыт. Панафриканское водяное божество было отождествлено с местными духами воды , многие из которых имели змеевидный вид. Некоторые примеры конголезской-замбийское chitapo или nakamwale , южноафриканский umamlambo и Лесото mamolapo или mamogashoa . Наиболее заметным свидетельством этого поглощения стало то, что многие из этих существ сегодня рассматриваются как русалки, а не змеи, в их традиционной форме. Это отождествление часто приводит к путанице, когда стороны ряда духов объединяются под названием «Мами Вата". В Южной Африке, например, Мами Wata иногда говорят, имеет возможность летать в виде торнадо- принятый аспект от khanyapa местного духа воды.

По другую сторону Атлантики

В новых условиях почитание божество подчеркивало связь порабощенных африканцев с водой. В Гвиане, например, рабы работали на плантациях срелди болот. Мами Вата впервые упоминается в голландской Гвиане в 1740-х годов в журнале анонимного колониста:

" Бывает так, что один или другой из черных рабов воображает, правдиво или из подлости делает вид, что видит и слышит привидение или призрака, который они называют "водяная мама", которая призрак приказал бы им не работать в тот или иной день, но провести его как священный день для жертвоприношений белой курицы, кровь которой проливается в воду . Причем дух добавляет, что если они не подчиняются [i]"Watermama" то вскоре она убьет их ребенка или мужа и т.д. или причинит им вред иным образом. " [/i]


Рабы поклонялись духу, танцуя, а затем падая в состоянии транса. В 1770 году голландские правители запретили ритуальные танцы связаные с духом. Губернатор, J. Nepveu , писал, что
" Папа, Наго, Арада и других рабов, которые обычно приводятся здесь под названием Фида [Ouidah] рабов, ввели определенные дьявольской практики в своих танцах, в которые они првилекают и всех остальных рабов ... они обладают своим божеством, которое обычно называют Watramama. "

Коренные американцы колонии позаимствовали культ Watermama от рабов и объединили его со своими духами воды.
К 19 веку приток африканских рабов из других регионов привел к включению Watermama в пантеон суринамской религии Winti (местного аналога Вуду). Когда Winti была объявлена вне закона в 1970 году, ее религиозные практики потерял свое значение в Суринаме. Кроме того, относительное отсутствие свободы по сравнению с их африканскими братьями предотвратить распространение, что произошло с культом Мами Wata в Африке.

Мами Вата является популярной темой в искусстве, художественной литературе, поэзии, музыке и фильмах стран Карибского бассейна, Западной и Центральной Африки. Изобразительное искусство кажется особенно обращено на ее образ, богатые африканцы и туристы покупают картины и деревянные скульптуры духа. Она также занимает видное место в народном творчестве в Африке, ее изображения украшают стены баров и гостиных, обложки альбомов, и другие предметы. Мами Вата также оказалась популярной темой в африканской и карибской литературе. Авторы, которые отличали ее в своих произвдениях включают Патрика Шамуазо , Алекса Годара , Розу Марию Гиро ( Кот-д'Ивуар ), Флора СЗАГС , и Вероника Tadjo (Кот-д'Ивуар). "Мама-Вата" также название сатирической газеты камерунского.

Имена Мами-Ваты в различных регионах и странах:
Изображение
Бенин - Maву-Лиза (иногда рассматривается как один из аспектов Мами Вата)
Бразилия - Yemanya (или Йемайя , широко отождествляется с духом)
Республика Конго - Kuitikuiti, Mboze, Маканга, Bunzi, Kambizi
Колумбия - Мохана, Мадре-де-Агуа
Куба - Yemanya (или Йемайя , широко отождествляется с духом)
Демократическая Республика Конго - La Sirène, мадам Пуассон, Мамба Мунту
Доминика - Маман де l'Eau, Маман Dlo, мама Glo
Гвинея - Мама Wata
Французская Гвиана - Mamadilo
Гана - Maame воды
Гренада - Mamadjo
Гваделупа - Маман де l'Eau, Маман Dlo
Гайана - Watramama
Гаити - La Sirène, Erzulie , Симби (два последних отождествляются с духом)
Ямайка - Речная Мама, речная Дева
Мартиника - Lamanté, Manman Dlo
Нидерландские Антильские острова - Маман де l'Eau, Маман Dlo
Нигерия - Owumiri ( игбо : Госпожа вод), или Obanamen Оба n'amen {среди Бенин Эдо государство, значит, король / королева вод}, {Йемайя в йоруба версии}
Суринам - Watermama, Watramama
Тринидад и Тобаго - Маман де l'Eau, Маман Dglo, Маман Dlo, Мама Glow
Среди могил унылых и безвестных
Я принесу чудовищный оброк
Тебе, о страх земной, подземный рок
И бич небесный!

Аватара пользователя
Iss
Иерарх
Сообщения: 6703
Зарегистрирован: Пн ноя 12, 2007 19:10
Пол: Мужской

Re: Мами Вата

Сообщение Iss » Ср сен 11, 2013 21:07

Еще одна статья, сумбурная, но занятная:

MamiWata - богиня воды, название произошло от "Mother water", трансформированная в "Mommy Water", потом в "Mammy water", и наконец "MamiWata".- Мами-ата.
Изображение
Mamiwata это мать , хозяйка воды ,полуженщина полурыба , полуземная полуводная , богиня культа вуду в Того и Бенине , дух воды , которого боятся рыбаки Нигерии и Ганы , поедательница людей , которая воскресает в теле в африканской ночи , святая патронша проституток в Киншасе (Конго) . Mamiwata - это героиня сказок и легенд , она содержит символы , культуру, воплощает как надежды, так и страхи и темные силы .

Это сирена , меняющая формы , она единственная в пантеоне божеств йоруба , которая воплощается в человеческих телах. Одной из главных характеристик африканских культов является способность оживлять предметы , принадлежащие животному, растительному миру или минералам , признающая существование души в чистом виде , также использование символики, позволяющей людям общаться с невидимым миром , миром мертвых и духов .
Мифы мироздания , которые объясняют начало и создание всего мира символизированы большинством африканских народов природными элементами как вода , земля , огонь, тотемами животных, абстрактными фигурами , героическими и легендарными . Большинство элементов составляющих вселенную уже есть в природе , это сама природа .Мами-ата - это гибрид , странное божество. Странное для людей и странное для природы. Это необычное создание , реинкарнирующее три мира - животного , человека и духа .Этот гибрид странной формы , монстр , обладающий всеми силами трех миров .

Это единственное божество африканской мифологии, почитаемое в разных культурах и народах таких как Ибо Нигерии, Эуэ Бенина , бамилеке Камеруна и Конго .Она - объект культов со своими символами в разных этносах , социальных слоях , можно сказать что Мами- всеафриканская богиня .
Она больше распространена на побережье Гольфа Гвинеи , Нигерии , Ганы , Бенина , Того, Центрально-африканской республики, Конго . Мами-ата появилась в современной интерпретации в 15 веке , в момент когда европейцы высадились на берега черного континента. Сирена появилась в рассказах европейских моряков . В середине 19 века , другой образ "прекрасная змея" , вдохновленный индийскими божествами принесен в Африку. Новый образ охватывает западную Африку , мистический , странный , сильный и красивый с женскими чертами похожими на африканские . К тому же тема ЗМЕИ совпадала верованиями африканцев змеи как священного животного. Возможно эти образы повлияли на фигуративное представление Мами-ата, придали ей человеческие качества, но непридуманные. Африканцы добавили лишь внешние элементы, интегрировали их в свои представления .

Водных божеств было уже много в Африке западной и центральной. В культе Ибо Нигерии духи воды -ndi mmili, в цивилизации Конго духи назывались- mbumba, мистические змеи. Божество Мами вошла в пантеон уже существующих vodun на базе одного или нескольких существующих , и особенно в культе ДАН королевских питонов , практикуемом Мина , Эуе , Аджа , Фон , Йоруба и Ибо.
Религия Вуду пересекла Атлантику вместе с рабами 400 лет назад, сирена Мами-ата сейчас существует в некоторых культах африканской диаспоры в Америке . В частности в Кандобле Бразилии , ее имя Yemanja, в Сантерии Кубы -Yemoya.

Мами-ата, ее изображение - это комбинация верований , представлений одновременно африканских , европейских и индийских .Странность ее образа стала также символом колонизации , передвижения культур , со времен порабощения африканцев, переселения и продажи рабов . Почему ?

Мами-ата - аллегория власти и насилия колонизации, символизирует негативное влияние, принесенное внешним миром к устоям африканцев.
Мами вышла из мира воды , морей , океана, когда появились первые корабли португальцев , затем голландцев и англичан, французов , которые увезли миллионы рабов в Америку , насильно установили политическую , экономическую и культурную власть.

Не смотря на то, что образ Мами различается в разных культурах , ее основные атрибуты общие - ее физические характеристики белого человека , (белая кожа , длинные волосы, ее характер, темперамент - авторитарность, эгоизм , злоба , чувство превосходства), свободная , аморальная , ее силы и возможности - связаны с деньгами. Но со всем синкретизмом и смесью символов , Мами - африканское божество .
В образе Мами много аллегории, передачи сексуальных желаний, экономических трудностей, надежды . Ее гибридность и монстроподобие олицетворяет африканское общество ввиду мутаций, трансформаций, традиции и современности, аутентичности и чуждости.


В странах центральной Африки, Камеруне и Конго, ее образ, ее дух появляется в центре больших городов обычно ночью. Она бывает на рынках, из невидимого мира она привлекает мертвых и злых духов. Мами может появиться в барах , в конфликтных местах, всегда в образе очень красивой женщины , которая сводит мужчин с ума. В конголезском фольклоре Мами - проститутка , соблазняющая и одурманивающая мужчин. Она - причина всех проблем связанных с сексом - полигамия, неверность, и даже СПИД.
В Гаитианском Вуду её называют "Ласиреной"... На Кубе "Ямаей", но характеры у них разные. Если Ямайя - дословно "Мать рыб", т.е. мать всего живого... то Ласирена, скорее, кокетлива, и в принципе не известна как "мать" кого либо, но, зато она непомерно богата и может надарить "магией". Ласирена однако замужем за Агве - Бoга Моря, у которого есть и мужской и женский аспект.

В Гаитянском Вуду покровительницей проституток является "Мадам Бриджита", она же Госпожа Смерти. (тоже, кстати, европейского происхождения)
На Гаити - "Ласирена" это исключительно "Рада-Богиня", т.е. светлая.
Ласирен, однако, просто "богатая" и "красивая" Богиня Моря, она также сестра или аспект Эрзули Фреды. Ласирена (как и Ямая) - относятся к стихии "солёных" вод. У Ласирены есть тёмный Аспект - Лабелена.
http://oio11.dreamwidth.org/1909923.html
Среди могил унылых и безвестных
Я принесу чудовищный оброк
Тебе, о страх земной, подземный рок
И бич небесный!

Ответить

Вернуться в «Африканская и афро-карибская мифология»