Старуха Лоухи и другие финские ведьмы

(мифилогические представления финно-угорских народов)
Ответить
Аватара пользователя
Iss
Иерарх
Сообщения: 6700
Зарегистрирован: Пн ноя 12, 2007 19:10
Пол: Мужской

Старуха Лоухи и другие финские ведьмы

Сообщение Iss » Пн окт 21, 2013 12:16

Старуха Лоухи — Хозяйка Севера, страны тьмы и мрака Похъелы в карело-финском народном эпосе Калевала, могущественная колдунья. Один из главных антагонистов «Калевалы» — с Лоухи вынуждены бороться главные герои Вяйнямёйнен, Ильмаринен и Лемминкяйнен.
Изображение
(Рисунок Андрея Мазина)
http://www.artlib.ru/index.php?id=11&fp ... iid=190869
Знаменита тем, что спрятала мельницу-самомолку Сампо в утесе за девятью замками, чтобы жители Калевалы не могли воспользоваться благами, приносимыми этой чудо-мельницей. Сампо вросло корнями в землю. В «Калевале» Похьёла — это страна, противостоящая Вяйноле — земле Калевалы. Она во многом враждебна калевальцам: там зарождаются болезни, оттуда идут холод и всякие невзгоды. Народные руны, рассказывающие о Похъеле как о чем-то противостоящем эпическим героям народе, не знают имени властительницы. Она всегда лишь «хозяйка Похъелы». Имя Лоухи (Ловхи, Ловитар, Ловетар, Лоуки и др.) встречается только в заклинаниях, где оно принадлежит приносящему зло и болезни существу в женской ипостаси. Слово lovi, с которым иногда связывают происхождение рассматриваемого имени, означает щель, расщелину в земле, где обретается подземный дух. Отсюда название состояния шамана, который в трансе «падает в расщелину» — lankeaa loveen. Другие авторы выводят этимологию слова Ловхи из имени скандинавского божества Локи или имени его матери Лауфей.

В "Калевале" Лоухи показана насылающей на человечество болезни, через посредство девы Ловетар ( По одной из гипотез Лоухи и Ловиатар являются региональными именами вариантов одной и той же богини - сама родила, сама себя выходила, все нормально). В "Калевале" это описывается следующим образом:

Ловхи, Похьелы хозяйка,
весть такую услыхала:
Вяйнола живет прекрасно,
Калевала процветает
от больших осколков сампо,
крышки расписной обломков.

Тут взяла хозяйку зависть.
Принялась усердно думать:
гибелью какой осилить,
извести какою смертью
Вяйнолы народ упрямый,
Калевалы населенье.

Ловхи Укко умоляет,
Павванне смиренно просит:
"Ой ты, Укко, бог верховный,
Калевы народ повергни,
порази железным градом,
жалами стальных иголок.
Погуби болезнью злою,
умертви народ коварный,
во дворах мужей повергни,
жен убей в хлевах просторных!"

Дева Туони, дочь слепая,
Ловиатар, бабка злая,
худшая из дочек Туони,
злейшая из дочек Маны,
всяких зол была началом,
тысяч разных бед -
причиной.
У нее и лик был черным,
отвратительною - кожа.

Эта черная девица,
Улаппалы дочь слепая,
средь дороги постелила,
ложе сделала средь грязи.
Улеглась спиною к ветру,
боком к лютой непогоде,
к ледяному вихрю задом,
передом к восходу солнца.

Налетел великий ветер,
яростный порыв с востока,
плод надул девице глупой,
наградил тяжелой ношей
на поляне без растений,
на земле без всяких кочек.
Бремя тяжкое носила,
волокла тугое чрево.
Две и три луны проходят,
пять и шесть уж пролетают,
месяцев и семь, и восемь,
целых девять лун по кругу,
по расчетам старых женщин -
даже девять с половиной.

Вот в конце луны девятой,
даже на десятый месяц
чрево сделалось тяжелым,
сделалась тугой утроба.
Все не может разрешиться,
все не может плод явиться.

Вот и место поменяла,
ложе новое сыскала.
Пробралась рожать, блудница,
шлюха старая, - щениться
между двух камней огромных,
в щель пяти отрогов горных.
Все не может разродиться,
все не может плод явиться.

Для родов местечко ищет.
Захотела разрешиться
на источниках зыбучих,
на ключах болот плескучих.
Не нашла и там местечка,
чтоб свое облегчить чрево.

Захотела разродиться,
попыталась разрешиться
в пене огненных порогов,
в круговерти водопада,
в падуне из трех уступов,
у девятого обрыва.
Все не может разрешиться,
облегчить не может чрево.

Тут, поганая, взревела,
разрыдалась, образина.
Не поймет, куда же деться,
побежать куда, не знает,
чтоб свое облегчить чрево,
чтоб родить свое потомство.

Бог сказал с высокой тучи,
молвил с облака Создатель:
"На болоте есть трехстенок,
есть на берегу закуток
в темной Похьеле суровой,
в сумеречной Сариоле,
там ты можешь разрешиться,
чрево тяжкое облегчить.
Там в тебе нужда большая,
там нужда - в твоем отродье".

Черная девица Туони,
Маналы дрянная дочка,
подошла к жилищам Похьи,
к баням темной Сариолы,
чтоб скорее разрешиться,
выродить свое отродье.

Ловхи, Похьелы хозяйка,
редкозубая старуха,
повела девицу в баню,
по деревне проводила,
незаметно для деревни,
неприметно для соседей.

Тайно баню натопила,
выветрила быстро горечь,
двери пивом окропила,
облила все петли квасом,
чтобы двери не скрипели,
не повизгивали петли.
Так потом заговорила,
слово молвила такое:
"Дева Каве, дочь природы,
Каве, дева золотая,
старшая средь женщин в мире,
мать первейшая из сущих!
Забеги скорее в море,
до колен, до поясницы,
у ерша возьми ты слизи,
у налима - скользкой мази,
чтобы меж костей помазать,
натереть места больные,
чтобы снять у девы боли,
рези в животе ослабить,
чтоб унять ее страданья,
облегчить потуги чрева.

Если этого все мало,
ой ты Укко, бог верховный:
поспеши в нужде на помощь,
помоги в беде несчастной!
Мучается здесь девица,
в резях чрева изнывает
посреди густого дыма,
на полке чужой парилки.

С золотой приди дубинкой,
с палицею в правой длани!
Разнеси ты все препоны,
косяки раздвинь дверные,
разомкни затворы божьи,
тайные сломай засовы,
пусть пройдет большой
и малый,пусть проскочит
слабосильный".

Тут уж гадкая девица,
Туонелы слепая дочка,
чрево тихо опростала,
нарожала деток злобных
под накидкой с медной ниткой,
пологом из легкой дымки.

Девять принесла детишек
лишь одною ночью летней,
лишь с одной подачи пару,
лишь с одной подтопки бани
из одной своей утробы,
переполненного чрева.
Имена давала чадам,
клички подбирала деткам,
как любая мать - рожденным,
как любой творец - созданьям.
Колотьем один был назван,
коликой другой был прозван,
третий наречен ломотой,
костогрызом стал четвертый,
пятый назван был коростой,
чирием шестой объявлен,
окрещен седьмой холерой,
стал восьмой чумою страшной.

Лишь один пока не назван,
тот, что был рожден последним.
Вот его-то и послала,
сделала волхвом на водах,
ведуном в зыбучих топях,
завистью, живущей всюду.

Ловхи, Похьелы хозяйка,
все болезни загоняла
на конец косы туманной,
1на далекий остров мглистый.
Разозлила те болезни,
растравила те недуги
на беду народу Вяйно,
Калевале - на погибель.


Впрочем, разумеется, есть и альтернативный взгляд на Лоухи (хотя я с ним и не согласен), Особенно эта тенденция развита в одноименном поселке:

Неоправданное и крайне негативное отношение к главной героине Эпоса "Калевала" частично переносится и в современную жизнь одноименного поселка Лоухи...
Необходимо вернуть доброе имя хозяйке Севера, реабилитировать её политику. Очистив, таким образом, название поселка от отрицательной энергетики, можно работать на возрождение поселка, которое непременно случится.
Необходимо создать новый положительный образ старой Лоухи как хозяйки, домоустроительницы... Это масштабный проект, который может иметь множество составляющих, например: фестиваль семейного творчества, в ходе которого нашли бы свою реализацию самые разнообразные формы семейного творчества – сценическая, спортивная, декоративно-прикладная и пр. Такого рода фестиваль мог бы включить в себя ежегодно проводимые конкурсы «Семья года» и другие ...
Одной из традиций стало торжественное возложение венков на братском захоронении п.Лоухи, как дань памяти и уважения.

http://louhi.onego.ru/culture/cult_mis_pohjala.htm

Или такой, полуфеменистский взгляд:

Трактовка образа Лоухи после внимательного прочтения "Калевалы" тоже совершенно меняется. Это удивительно умная женщина, которая имела замечательную семью. Она любила своих детей, а самое главное – любила свой род, свое племя. И ради него готова была на все. А какая она была гостеприимная и хлебосольная! Лоухи не хотела войны между двумя родами и ради мира отдала свою дочь замуж в Калевалу. Лоухи не настолько плоха, как нам говорили в детстве.
Почему так произошло? Да потому, что руны писались, так мне кажется, как раз при переходе от матриархального к патриархальному строю. Лоухи — это явно матриархат. Женщина-правительница. Потому и сделали из Лоухи отрицательный персонаж.
М.: Лоухи отдала Илмаринену свою дочку в качестве выкупа за волшебную мельницу Сампо, которая и золото сама мелет, и хлеб. Но кузнец не усмотрел за своей женой, и она погибла. Долго печалился кователь, а Вяйнямейнен предложил: что ж ты так печалишься, поехали, заберем у Лоухи мельницу Сампо, раз уж ничего не осталось. Пусть она там не радуется. И поехали к старухе. Дай, мол, другую жену. А она: ты и за этой не усмотрел, зачем тебе другую давать? Тогда взяли невесту силой и увезли. Читаешь и понимаешь, насколько трагичен образ старухи Лоухи. Ведь у нее отобрали Сампо и двух дочерей. Понимаешь, насколько она пострадала в конечном итоге. Мы постоянно представляем ее злой колдуньей. А она – хозяйка. На свадьбу своей первой дочери она пригласила всех, кроме Лемминкяйнена. Все знали, что он буян, драчун, вот она его и не позвала. Свадьбу отыграли, об этом узнал Лемминкяйнен. Ах, меня не пригласили! И он приезжает к Лоухи, устраивает скандал и убивает ее мужа.
Старуха Лоухи – нормальная женщина. Хозяйка. Ученые считают, что ей было всего 35 лет. У нее красивые дочери. Она — верховный правитель, но в конечном итоге она теряет все, ее разоряют. Когда же она пытается наслать заклятье на Вяйнямейнена, у нее не получается, потому что Илмаринен и Вяйнямейнен — более сильные заклинатели. Безнадега полная!

http://www.rep.ru/daily/2006/02/22/10735/
Среди могил унылых и безвестных
Я принесу чудовищный оброк
Тебе, о страх земной, подземный рок
И бич небесный!

Аватара пользователя
Iss
Иерарх
Сообщения: 6700
Зарегистрирован: Пн ноя 12, 2007 19:10
Пол: Мужской

Re: Старуха Лоухи и другие финские ведьмы

Сообщение Iss » Пн окт 21, 2013 13:08

Другие финские ведьмы- по одной из версий дочери Лоухи, по другой ее же ипостаси- кроме Ловеатар носят имена Вамматар,Kipu-Tyttö и Kivutar, богини болезней и страдания. Впрочем, в Калевале они как раз призываются для лечения всяких недугов:

Дева боли, чадо Туони,
ты сидишь на камне болей,
у истока трех потоков,
в быстрине трех рек широких,
жернова болезней вертишь,
каменную гору хворей.
Собери, сложи болезни
в жерло синего утеса
или вышвырни их в воду,
утопи в морской пучине,
где совсем не дует ветер,
где совсем не светит солнце.

Если этого все мало,
Кивутар, хозяйка хворей,
Вамматар, увечий дева,
приходите, будем вместе
возвращать здоровье людям,
создавать покой народу.


Туони и Туонетар- бог и богиня смерти в финской мифологии. Вамматар, как и Лоухи "повезло" (или не повезло, как посмотреть) еще и стать персонажами романов и рассказов фэнтэзи о Конане-варваре откуда оно и перешло в ряд американских комиксов. Первый рассказ где появляется финская ведьма- "Легионы Смерти" авторства одного из продолжателей и главных популяризатора автора рассказов о Конане-варваре Роберта Говарда, Леона Спрэга де Кампа. В "Легионах" Вамматар- бессмертная королева-ведьма северной страны Гипербореи:

"На стене, лениво улыбаясь алыми губами, стояла вечно молодая королева
Халоги, Вамматар Жестокая, - ее длинные светлые волосы развевались по
ветру, чувственные изгибы тела проступали сквозь белоснежное одеяние. Двое
сопровождавших ее были настоящими гипербореями - с блеклыми,
невыразительными глазами и гривами бесцветных волос.
Сгорая от бессильного гнева, кусая руки и сдавливая в себе стоны, асиры
наблюдали, как одного за другим их соплеменников предавали мучительной
смерти при помощи страшных, безжалостных крюков и кривых ножей. Те, кто
еще вчера были мужественными воинами, стонали и выли, извиваясь в
последних судорогах. Долгие часы пришлось им мучиться, дожидаясь смерти
как избавления...сам факт пленения продемонстрировал гарнизону Халоги, что асиры
где-то поблизости. Скорее всего, черные колдуны предупредили своих о
приближении неприятеля. Мрачные легенды об их могуществе получили сегодня
кровавое подтверждение. Теперь в Халоге знали, что асиры неподалеку, и
готовились отразить любое нападение. Ничто, никакие боги Асгарда не могли
помочь отряду Ниала."

http://2lib.ru/getbook/4936.html

Лоухи тоже появлется в повести де Кампа- "Гиперборейская колдунья". Там все описано следующим образом:

— Гиперборея — место темное. Этой мертвой, голой, объятой туманами землей правит страх. Страною управляют служители тайного культа — черные колдуны-убийцы. Их единственное оружие — деревянные прутья, на конце которых закреплены шары, выточенные из необычного металла, называемого платиной. Старуха, которую колдуны считают воплощением богини смерти, правит всеми их землями, она же является и их главной жрицей. Ее слуги-убийцы заняты постоянным самоистязанием — они умерщвляют свое тело, разум и волю. Маски, подобные той, которую ты видел, — одно из проявлений их фанатизма. Нет в мире воинов страшнее этих, — слепая вера в демонов делает их бесстрашными и нечувствительными к боли.
http://lib.rus.ec/b/202668/read#t5

Но тут Конан сталкивается с ведьмой в рассвете лет, уже даже малость постаревшим королем- поэтому он с ней расправляется и образ Лоухи не получил особого развития. А вот Вамматар, не только выжившая после столкновения с Конаном, но и пленившая его получила продолжение в ряде фанфиков, а также стала персонажем "Marvel Comics" ее серии о Конан-варваре. Собственно вот:
Изображение
Vammatar possesses a number of magical powers. She is immune to the effects of disease and aging. She can project magical bolts, form shields, etc. She can raise the dead, and cause those she has revived to serve her as warriors. Once raised, they will follow her commands, but do not require continual direct control/animation (in some instances, however, she did require at least one of her Witch Men to be present to maintain their animation). She has vast knowledge of magical lore, and can cast spells for a variety of effects.
Vammatar is also served by the Witch Men of Hyperborea, who are seven feet tall, and carry staffs able to shock a man into unconsciousness.

http://www.marvunapp.com/Appendix/vammat.htm
После пошли ее изображения во всяким рода "ктулхианских Таро" и просто рисунках, где от первоначального образа отошли вот в такое:
Изображение
И даже вот такое:
Изображение
Последнее, как не странно, не совсем безоновательно: как будет показано в следующем посте, рептильные ассоцации у финских ведьм вполне себе имеют место быть.
Среди могил унылых и безвестных
Я принесу чудовищный оброк
Тебе, о страх земной, подземный рок
И бич небесный!

Аватара пользователя
Iss
Иерарх
Сообщения: 6700
Зарегистрирован: Пн ноя 12, 2007 19:10
Пол: Мужской

Re: Старуха Лоухи и другие финские ведьмы

Сообщение Iss » Пн окт 21, 2013 14:01

Собственно змея рассматривалась в финской мифологии как порождение еще одной финской богини-ведьмы( или ипостаси той богини)- Сэютар, некоего финского аналога Бабы-Яги.. Сюэтар ненавидела людей и всячески им вредила. Однажды ночью она на одном доме поменяла прялку на топор. В этом доме жила женщина, у которой было девять сыновей. Братья очень хотели сестру, и когда у их матери начались роды, ушли из дома,попросив известить их о рождении сестры прялкой на воротах. В отличие от прялки, топор – мужское орудие. Его должны были повесить, если вместо сестры родиться еще один брат. Поступок Сюэтар привел к тому, что братья не смогли узнать о рождении сестры. В результате они так расстроились, что ушли из дома. Когда сестра выросла, мать послала ее на поиски сыновей. По дороге девушка встретила Сюэтар, которая сумела обменяться с ней лицом путем взаимных плевков в глаза. Девушке было обещано, что за эти плевки ее приведут к братьям. И привели в виде уродливой старой ведьмы. Зато Сюэтар стала красавицей и долго жила у братьев под видом сестры, а настоящую сестру использовала в качестве служанки. Когда обман раскрылся, Сюэтар сначала принудили совершить обратный обмен лицами, а затем сожгли на костре. Из тела Сюэтар произошли твари, которе в карело-финской мифологии считались вредоносными. Из глаз – чижики, из волос – сороки, из ушей – вороны, из пальцев – воробьи и щуки, из слюны – змеи, из всех остальных органов – вредоносные насекомые. Итак, мы видели, что змея в карелофинской мифологии – порождение Сюэтар.
Она же - главный обитатель преисподней (у финов ад называется Туони). В Туони отправилась сожженная Сюэтар, туда же отправляются после смерти и все ее порождения.
По другой версиии Сюэтар - некое злобное существо, жившее в пучине моря и пожиравшее людей, породило змею из своей слюны:

Знаю я начало толстой,
Знаю изверга рожденье:
Мать твоя ведь – людоедка,
Мать твоя - из глуби моря (руна 26:691-694).


Сюэтар плюнула в море; ее слюна шесть лет качалась на волнах, приобретя на седьмой год вытянутую форму и гибкость:

Там вода слюну тянула,
Ей давало гибкость солнце (руна 26:702-703).



Затем слюну злобной Сюэтар прибой принес к берегу, где ее нашли “три дочери творенья”, ставшие рассуждать, что может получиться из слюны, если вложить в нее душу. Их речи прервал “творец”, верховный бог Укко:

Говорит слова такие:
“Только дрянь из дряни выйдет,
Из дурных отбросов злое,
Если я вложу в них душу,
Если им глаза дарую” (руна 26:717-720).


Однако злой дух Хийси (он же Лемпо, он же в христианское время- Черт и Дьявол) был “готов к дурному делу”: “даровал слюне он душу”, в результате чего “из слюны змея явилась, вышла черная гадюка” (руна 26:724-728). Далее все злобные и темные силы постарались наделить змею кто чем мог:

Услыхал слова те Хийси,
Он готов к дурному делу;
Приступил он сам к созданью,
Даровал слюне он душу,
Той, что Сюэтар бросала,
Что выплевывала злая.
Из слюны змея явилась,
Вышла черная гадюка.
Из чего ей жизнь досталась?
Из углей, из груды Хийси.
У змеи откуда сердце?
Сюэтар дала ей сердце.
Из чего мозги гадюки?
Из морской кипучей пены.
Чувства изверга откуда?
Из пучины водопада.
Голова дрянной откуда?
Из боба дрянного вышла.
Из чего глаза гадюки?
Из зерна льняного Лемпо.
Уши изверга откуда?
Из листов березы Лемпо.
Из чего же рот змеиный?
Он – из пряжи людоедки.
Из чего язык гадюки?
Дал копье ей Кейтолайнен.
Что такое зуб гадюки?
С Туонелы ячменный усик.
Что такое десны злобной?
Десны девы бога смерти.
А спина змеи ужасной?
То – печной ухват у Хийси.
Хвост откуда появился?
Из косы нечистой силы.
Из чего гадюки чрево?
То бог смерти дал свой пояс.
Вот твое происхожденье,
Вот, змея, твоя украса!


В “Калевале” отмечены два места основного скопления змей. Прежде всего далекая “северная страна Похъёла (она же Сариола) в Лапландии. Страна эта называется в “Калевале” “суровой”. Располагалась она “за чертой земли туманной” (руна 29:511-512), т.е. за чертой обитания людей. Это равнинная пустынная страна, “где ворон лишь родится” (руна 30:379). Там проживало “племя Лемпо” в облике людей (руна 29:566). Если учесть, что злой дух Лемпо (он же Хийси) принял активное участие в сотворении змеи из слюны Сюэтар, то нет ничего удивительного в том, что именно многочисленные змеи составляли “змеиную ограду” (руна 26:612) - живой забор страны Похъёлы:

Тот забор - в земле сто сажен,
Сажен тысячу до неба;
Копья были там столбами,
Змеи были там жердями,
Их гадюками скрепили,
Ящерицами связали,
И хвосты у них висели,
С свистом головы шипели,
Черепа вверху качались,
И хвосты мотались снизу (руна 26:585-595).
Змеи оплетали этот забор и под землей:
Глубоко ползут гадюки,
А забор еще поглубже (руна 26:601-602).


“Тысячеязыкая”, “стоглазая” с тысячью жал змея охраняла ворота страны Сариолы-Похъёлы (руна 26:615-670).

Описание змеиного забора страны Похъёлы (или Похьолы) находим в многочисленных вариантах песен, в которых эта ограда выступает как угроза “смерти первой” или
“второй смерти” (здесь налицо разночтения). Кроме того, смертельная змеиная угроза в Похъёле исходила из угощения, подаваемого прибывавшему гостю. Так, Леммин-кяйнен, которому дали выпить пиво, кишащее змеями, заметил, что эта кружка — “в Маналу бокал несущий”, а принесший ему кружку направляет его прямо в Туанелу (она же Манала, Туонела, Туони).

Вторым местом скопления и обитания змей было само подземное царство смерти, царство мертвых. Туда попадали “похищенный болезнью”, “убитые грозною смертью” (руна 16:178-179). Там хозяйничало божество Мана-Маналайнен. Попасть в страну Маны можно было через туманную далекую реку Туонелу (руна 32:175), которая считалась “святой речной пучиной” (руна 14:406), рекой, ведущей “в вечные потоки Маны” (руна 17:436). Черные потоки Туонелы текли “в нижних Маналы пределах” (руна 14:387-388). Сама река Туонела называется в “Калевале” “черной”, определяется также как “пролив” (руна 16:354) и “сумрачный поток”, “Манелы глубокие воды” (руна 15:189-190). Там водилась щука - “рыба жирная” “с страшными зубами” (руна 19:155-156, 201-202, 206). Обитали в водах Туонелы и змеи. Недаром Лемминкяйнен обращается к змее, преградившей путь у ворот Похъёлы:

Ты, подземная ползунья,
Туонелы червяк ты черный
(руна 26:759-760).

Борьба со змеями была повседневным явлением в жизни древних людей. Змеи мешали собирать урожай, отсюда следующее сравнение: герой “Калевалы” Ахти отталкивает челнок в воду, “как змею между колосьев” (руна 30:119). Змеи несли и другое зло людям: именно они вскормили мороз, рожденный хозяйкой северной страны Сариолы-Похъёлы:

Мать его была без груди.
Молока совсем не знала.
Там его вскормили змеи.
Там гадюки насыщали
(руна 30:225-228).

Змеи же придали морозу силы, змеиную хватку:

Покусал листы деревьев.
Снял у вереска цветочки.
Покусал кору у сосен.
Пощипал у елок корку
(руна 30:251-254).


Собственно через призму карело-финского эпоса “Калевала” объясняется и семантика каменных лабиринтов Русского Севера, прежде всего соловецких . Выложенные из валунных камней спирали обозначали змей подземного царства смерти, а размещенные в центре сооружений каменные горки символизировали Мировую гору, в недрах которой, в представлении древних, находилось царство смерти. Змеи — хтонические существа, связанные с этим подземным миром мертвых.
http://www.rozhdestvenka.ru/burov2.htm

А воообще- всяческие негативные змеиные ассоциации известны и у других угро-финских народов. У коми-пермяков это называлось порча с помощью змеи (или ящерицы) называлась «шева». В коми-пермяцкой мифологии все вредные животные (хищники) и вредные птицы (ястреб, филин, ворона) являются творениями злого духа. Тесная связь между змеей и адом характерна и для других угрофинских мифологий. У марийцев змея – верная помощница Азырена, имя которому, судя по всему, является искажением Азраила – мусульманского ангела смерти. (Напомним, что марийцы были знакомы с исламом благодаря татарам).
У мордвы считается, что змея, наряду с воронами, сороками и лягушками составляет основное население преисподней, и что им достаются тела тех мертвецов, чьи души попали в ад. Например, тело Стеньки Разина, душа которого согласно мордовским преданиям попала в ад, потому что он был казнен, т.е. умер неестественной смертью.
Мордовские предания гласят, что каждую ночь змеи съедают все тело атамана. Утром они уползают, и только один остается сосать кровь из его сердца. За день тело снова обрастает плотью, чтобы следующей ночью змеи не остались голодными. И так будет продолжаться до Страшного Суда (здесь к мордовскому язычеству примыкает христианская эсхатология.)
Мордва считала также , что змея – это причина грозы: поскольку она и черт – это одно и то же, их вместе поражает мордовский громовик Пургине-Паз. У мордвы есть даже легенда о том, как однажды собиралась гроза, и охотник думал, как бы ему успеть до ее начала уйти из леса. Внезапно он увидел змею и убил ее. И тучи тут же разошлись. Мордовские предания гласят также, что змеи при приближении грозы цепенеют от страха.
В мифологии приобских угров Нуми-Торум творит всех живых существ за исключением ящерицы, жабы, жука, червя и змеи. Эти пятеро- творение черта (Куль-Отыра).Змеи и ящерицы у приобских угров – это еще и враги божественной птицы Карн - вестницы Нуми-Торума. Они ползают под ее деревом и ждут, когда выпадут из гнезда ее птенцы, чтобы сожрать их.
Среди могил унылых и безвестных
Я принесу чудовищный оброк
Тебе, о страх земной, подземный рок
И бич небесный!

Boseviaz
Случайный
Сообщения: 1
Зарегистрирован: Пн янв 29, 2018 05:20
Пол: Другое

Re: Старуха Лоухи и другие финские ведьмы

Сообщение Boseviaz » Пн янв 29, 2018 05:27

Я думаю, что обсуждаемые вопросы полезны для распространения.

RUBUSS
Случайный
Сообщения: 1
Зарегистрирован: Вт янв 30, 2018 00:06
Пол: Мужской

Re: Старуха Лоухи и другие финские ведьмы

Сообщение RUBUSS » Ср янв 31, 2018 17:37

Ух

Ответить

Вернуться в «Финно-угорская мифология»