Королева Воздуха и Тьмы

(мифология кельтов, народа, заселявшего в древности Британские острова, а также часть континентальной Европы, нынешней территории Франции)
Ответить
Аватара пользователя
Iss
Иерарх
Сообщения: 6703
Зарегистрирован: Пн ноя 12, 2007 19:10
Пол: Мужской

Королева Воздуха и Тьмы

Сообщение Iss » Ср май 16, 2012 13:13

Королева Воздуха и Тьмы

Ранние кельты наслаждались темной стороной жизни. Они обнимали войну как возлюбленную, обнаженными врывались в сражение, распевая великолепные хвастливые песни. Они были бесстрашны перед лицом смерти, которую их вера в перевоплощение превращала в "..., середину долгой жизни". Для человека было нормальным отдать деньги в долг и договориться о выплате в будущей жизни. Их день начинался на закате, а Новый Год - в Саунь, праздник, известный нам как Хэллоуин. Тьма была связана с новыми началами, потенциалом семени, сокрытым под землей.
В кельтской мифологии и фольклоре, мудрость тьмы часто олицетворяется величественными образами богинь. Их роль в естественном, культурном или индивидуальном контексте - изменить личность властью тьмы, провести героя через смерть в новую жизнь.

Темной богиней природы, особенно хорошо известной в Шотландии, является Калех, чье имя означает "Старая Жена", но которое в буквальном переводе означает "Сокрытая" - эпитет, часто применявшийся к тем, кто принадлежал иным мирам. К этому имени часто добавляется другое - Бер, - что значит: "острая" или "пронзительная", поскольку она олицетворяет собой холодные ветры и суровость северной зимы. Она также была известна как дочь Грианана, "малое солнце", которое в старом шотландском календаре светит людям в период от Хэллоумаса до Кэндлмаса, предваряя рождение "большого солнца" летних месяцев.

На вид она ужасна:

Было два тонких боевых копья
На другой стороне карлена
Ее лицо было иссиня-черным, с угольным блеском,
И зубы ее походили на сгнившие кости.
На ее лице был всего один глубокий глаз, подобный омуту,
И был он быстрее зимней звезды.

Над головой ее - скрюченный хворост,
Подобный когтистой старой древесине осиновых корней.



Ее один глаз характерен для тех сверхъестественных существ, которые способны видеть за пределами мира противоположностей. Одетая в серо-коричневый плед, обернутый вокруг ее плеч, Калех Бер прыгала с горы на гору через морские заливы. Когда начинался необыкновенно сильный шторм, люди говорили друг другу: "Калех собирается вытряхивать свои одеяла сегодня вечером". В конце лета она полоскала свой плащ в Корриврекане, водовороте у западного побережья, и когда она встряхивала его, холмы становились белыми от снега. В своей правой руке она держала волшебный прут или молот, которым она била траву, превращая ее в ледяные лезвия. Ранней весной она не могла переносить траву и солнце, и, вспылив, бросала свой жезл у корней падуба, и затем исчезала в кипящем облаке, "....... и именно поэтому никакая трава не растет под падубом".

Некоторые источники говорят, что в конце зимы Калех превращается в серый валун до тех пор, пока не закончатся теплые дни. Валун, как считают, был "всегда влажным", потому что в нем содержалась "сущность жизни". Но в то же время много рассказов говорят, что в это время она превращается в красивую молодую женщину. Второй образ Калех - Брайд, богиня, и современная шотландская святая, чей особый день, 1 февраля, отмечает возвращение света. Накануне своего превращения, Калех отправляется на волшебный остров, где в лесу стоит удивительный Колодец Юности. При первых лучах рассвета она пьет воду, которая пузырится в щели скалы, и превращается в Брайд, справедливую деву, чей белый жезл превращает голую землю в зеленую.

На культурном уровне Темная Богиня появляется во множестве обликов, и ее роль как правило состоит в том, чтобы помочь кельтскому обществу в трудные переходные периоды, такие как война или выбор короля. В Ирландии Морриган, чье имя означает Королева Призраков, олицетворяет собой ярость сражения. Вместе с Бадб (Вороной) и Махой они составляют ужасающую триаду, которая при помощи своих чар напускает туманы, облака тьмы и ливни огня и крови на своих врагов. Их угрожающие завывания заставляют кровь стынуть в жилах, воины, услышавшие эти звуки, в ужасе бегут с поля битвы. Любой аспект этой триединой богини мог появиться среди противостоящих армий в образе ворон или воронов, зловещих черных птиц смерти. Или воины могли увидеть тощую, ловкую ведьму, парящую над битвой, прыгающую на копьях и щитах армии, которая должна одержать победу.

Еще один ее аспект - Прачка у Потока, старуха, стирающая одежду солдата, который должен умереть в сражении. Увидев ее, воин знал, что он скоро пересечет реку, разделяющую жизнь и смерть. Все же для кельтов кровь и резня на поле битвы были символом оплодотворения и наполнения земли. Война и смерть уступали место жизни и плодородной земле, и Морриган, заключающая в себе эту тайну, также была богиней изобилия и сексуальности, иногда появляясь перед людьми, как красивая молодая женщина. Она идентифицировалась непосредственно с землей, в облике Верховной Власти, богиня вступала в ритуальный брак с тем, кто должен был стать королем Ирландии.

Верховная Власть, также появляется в легендах, как уродливая старуха. В истории под названием "Приключения Сыновей Эохайда Магмедина", пятеро братьев отправляются на охоту в лес, чтобы доказать свое мужество. Они сбиваются с дороги и разбивают лагерь, чтобы разжечь костер и приготовить дичь, которую они только что добыли. Один из братьев отправляется на поиски питьевой воды и встречает ужасную черную ведьму, охраняющую колодец. Она говорит, что даст ему воду только в обмен на поцелуй. Он возвращается в лагерь ни с чем, также как и остальные братья, которые по очереди отправляются к колодцу. Неудачу терпят все кроме Нилла, который заключает старуху в искренние объятия. Когда он вновь смотрит на нее, оказывается, что она превратилась в самую красивую женщину в мире, с губами "как темно-красный мох скал Лейнстера ... ее глаза ... подобны лютикам Брегона".

"Кто ты?" - спросил мальчик. "Король Тары, я - Верховная Власть," - отвечает она, "и твое семя будет в каждом из кланов Ирландии".

Появляясь в своем самом отталкивающем аспекте, Верховная Власть может испытать короля, которого не должны одурачить эти трюки, который знает цену сокровища, сокрытого в темноте. Он откладывает свое вознаграждение на потом и подчиняется неприятным требованиям из сострадания. Целуя или занимаясь любовью (что более явно выражено в других легендах) с Темной, он познает тайны жизни и смерти, что они есть лишь две стороны одной монеты, и мудрость Иного Мира будет сопровождать его на протяжении всего его правления.

Объятия Темной Богини, как акт жертвы ради Обретения познания, также тема легенды артуровского цикла о сэре Гавэйне и Леди Рэгнелл, где красивый Гавэйн обещает жениться на "отвратительной леди", чтобы спасти жизнь Короля Артура. Двор наполняется ужасом, узнав о том, что обещал сделать Гавэйн, настолько зла и отвратительна его будущая невеста, но когда он целует ее в первую брачную ночь, она превращается в прекрасную молодую деву непревзойденной красоты.

Посвящение через Темную Богиню происходит во многих кельтских рассказах, где герой изменяется через контакт с нею. В таком аспекте, она часто появляется как дева фэйри, которая посвящает героя в тайны Иного Мира. Эта тема нигде не раскрывается так ярко, как в шотландской балладе Томаса Раймера, Истории Томаса Эрлстона, поэта, который действительно жил в 13-ом столетии. В начале рассказа, у которого существует множество альтернативных вариантов, мы видим Томаса, сидящего под кустом боярышника на холме фэйри. Дерево, стоящее между землей и небом, часто встречается на границе миров, а боярышник - это растение, особенно священное для фэйри. Томас играет на музыкальном инструменте, а поскольку музыка во всех культурах служит мостом, соединяющим миры, то его мелодии привлекают прекрасную Королеву Земли Фэйри, которая подъезжает к холму на своей белой лошади. Она бросает Томасу вызов:

Сыграй на арфе и поспорь, Томас, сказала она
Сыграй на арфе и поспорь со мной,
И если посмеешь ты поцеловать мои губы
Я буду вечно владеть твоим телом


Томас отвечает на вызов бесстрашно:

Постигнет меня добро или горе меня постигнет
Никогда зло не овладеет мной,
И он поцеловал ее в розовые губы
У корней Дерева


В этот момент красота королевы увядает и она становится грязной и отвратительной старухой. Теперь Томас, связанный обязательством, должен следовать за ней и вечно служить Королеве фэйри. Она предлагает ему попрощаться с солнцем, луной и зелеными листьями земного лета, и ведет его во тьму холма, в мир под корнями дерева. Томас должен выдержать испытания нижнего мира:

Сорок дней и сорок ночей
Он пробирался через поток красной крови,,
Доходивший ему до колен,
И он не видел ни солнца, ни луны,
Но слышал рев моря.


Томас выдерживает испытание, но когда он достигает другого берега, он умирает от голода. Они с королевой едут через красивый сад, но Королева предупреждает его, что если он съест какой-нибудь плод, его душа будет гореть в "адском огне". Она предусмотрительно захватила с собой пищу, которая безопасна для человека - ломоть хлеба и бутылку вина. Все дело в том, что они находятся внутри Древа Жизни, стоящего в центре кельтского Иного Мира, и съесть его плоды означает никогда не вернуться в мир смертных. Они едут туда, где дорога разделяется на три пути. Королева объясняет, что узкая дорожка, покрытая шипами и колючим кустарником это Путь Справедливости, и он ведет в небеса; широкая, гладкая дорога ведет в Ад, а третья "прекрасная дорога", приведет их в "чудесную Страну Фэйри" , их цель в Ином мире.

Томас попадает в замечательный замок фэйри, где играет музыка и идет пир. Королева вновь становится прекрасной девой, и Томас живет с ней там, как ему кажется, в течении трех дней. На исходе третьего дня Королева сообщает ему, что он должен уехать, поскольку на земле прошло уже три года и сегодня в страну фэйри прибывает Дьявол чтобы взять свою дань или "нарок Ада" с ее земли, и Королева боится, что он выберет Томаса. Перед тем как поэт уезжает, она дает ему зеленую одежду фэйри и одаривает его даром пророчества и "языком, который никогда не сможет лгать", из-за которого Томаса в течение шести столетий в Шотландии будут называть "Правдивый Томас".

Ища слияния с Возлюбленной, обладающей потусторонней силой, Томас попадает в объятия своей Тени, Хранителя Порога, неизбежный первый шаг на пути к Своей Истине, которую дарует ему двойственная богиня. Томас поддался соблазнительному обещанию любви и красоты, но сначала он должен столкнуться со всем уродливым, нерешенным и непроработанным внутри себя, прежде, чем он сможет перейти в духовную жизнь.

Однако принятие своей тени - лишь первая часть посвящения Томаса. Теперь он вступает в темную ночь души в рискованной обстановке нижнего мира, типичное для мифов путешествие непосредственно в тело богини - Земной Матери - которая открывает свое лоно/могилу, чтобы забрать себе мертвое тело. Британские острова и Ирландия покрыты подобными холмами и насыпями, которые считаются входами в невидимые миры, многие из которых описываются как земное проявление Богини. Ньюгрэнж в Ирландии, например, в некоторых легендах называется лоном богини Бондд, которая подарила свое имя реке Бойн, текущей поблизости. Путешествие Томаса в смерть и его преобразование через хтоническое царство - это древний обряд перехода, ведущий к более высокому уровню существования, который встречается в культурах многих народов по всему миру, часто как "путешествие по ночному морю".

У него нет выбора, ему остается только довериться Королеве и в итоге она действительно защищает его, предупреждая о тех действиях, которые могут навсегда запереть героя в стране фэйри, и спасает его от лап Дьявола. Ее возвращение к прежнему очаровательному облику подтверждает переход Томаса в земной рай земли фэйри. Но он прибыл сюда не для того, чтобы вечно наслаждаться чудесами этой страны: у него есть мирская работа, которую он должен выполнять, так что когда Королева награждает его "языком, который никогда не скажет ни слова лжи". В этот момент эго Томаса резко повышается и он пытается отказаться от такого, на первый взгляд, бесполезного подарка:

"Мой язык и без того хорош," сказал Правдивый Томас;
"Видный подарок даешь ты мне!
Я не осмелюсь ни купить, ни продать товар на ярмарке, ни пойти на свидание".


Томасу не позволяют отказаться от своего духовного достижения. Вернувшись в Шотландию, он обнаруживает, что обрел умения барда, который "настоящее, прошлое и будущее видит", дар, который он разделит с его народом. При входе в холм Элдон, старая сущность Томаса умерла, и сам он обрел черты "дважды рожденного". Он получает дар пророчества, поскольку он сознательно идет на Посвящение Иного Мира перед смертью и повинуется законам Королевы, доказывая, что он достоин обрести сокрытое знание, возвратившись в мир смертных. Вступая в бесконечные царства, он обретает власть изменить время и увидеть будущее. Он никогда больше не сможет опять стать тем Томасом, который знал лишь один мир, и когда его жизнь в нашем мире подходит к концу, согласно легенде, два белых оленя, посыльные Королевы, приблизились к Эрлстону, чтобы отвезти Томаса назад в землю, где правит Темная Богиня.
Среди могил унылых и безвестных
Я принесу чудовищный оброк
Тебе, о страх земной, подземный рок
И бич небесный!

Ответить

Вернуться в «Кельтская мифология»