Пергамский Алтарь

(греки, римляне, этруски...)
Ответить
Ker Senoss
Близкий к Тьме
Сообщения: 734
Зарегистрирован: Вс янв 06, 2008 15:37

Пергамский Алтарь

Сообщение Ker Senoss » Пн апр 14, 2008 08:23

Изображение

Пергам, Пергамское царство
(греческое Pergamos) - древнее государство (283—133 гг. до н.э.) в северо-западной части Малой Азии Центр — г. Пергам.

Основателем царства Пергам был управляющий казной государства Лисимаха в Пергамской крепости грек Филетер, выступивший в 283 году против Лисимаха и завладевший его казной Филетер создал новое эллинистическое государство в области Мисия и основал династию Атталидов. С 231 года правители Пергама стали именоваться царями. Населяли Пергам местные племена (мисийцы, масдиены, пафлагонцы), а также греки и македоняне .

Пергам (греч. Pergamos) - древний город в Малой Азии (современный Бергама). Основан в 12 в. до н.э. выходцами из материковой Греции. В 283—133 гг. до н.э. столица Пергамского царства. Наивысшего расцвета достиг при Евмене I (263—241 гг. до н.э.) и Евмене II (197—159 гг. до н.э.). Являлся одним из крупнейших экономических и культурных центров эллинистического мира. В библиотеке Пергама хранилось до 200 000 свитков, она уступала только Александрийской библиотеке; в Пергаме впервые стал употребляться взамен папируса писчий материал — пергамент. Пергам славился своей медицинской школой. Раскопки Пергама велись немецкими археологами К.Хуманом, Э.Курциусом и другими в 1878—86 годах, 1900—06 годах и последующие годы.
Архитектура островной и малоазийской Греции. Храм Деметры в Пергаме. 3 век до н.э.

Эллинистический Пергам был окружен мощной стеной с так называемыми воротами Евмена. Над городом господствовал акрополь (основное строительство — 2 в. до н.э.), расположенный в динамически-живописной композиции на террасах; на верхних площадках находились дворцы пергамских царей, арсенал и Траянеум, несколько ниже — святилище Афины Никефоры [рядом с которым во 2-й половине 3 века до н.э. были установлены замечательные по своей реалистической выразительности статуи, в том числе изображения галлов (скульптор Эпигон, известны в мраморных римских копиях)], библиотека, храм Деметры (3 век до н.э.), Большой алтарь Зевса, украшенный грандиозным горельефным фризом, изображающим гигантомахию (мрамор, около 180, Античное собрание, Берлин), театр (2 век до н.э.). На равнине сохранились руины римского города [в том числе так называемый Красный зал (1-я половина 2 в. н. э.)].

Пергамские цари поддерживали культурные связи с Афинами и всячески стремились подчеркнуть свое уважение к традициям Афин. Главным божеством Пергама стала богиня Афина. Цари Пергама создали не только библиотеку, соперничавшую с знаменитой Александрийской библиотекой, но и настоящий музей искусства. Они скупали картины и греческие статуи, заказывали копии работ известных мастеров. По заказу царей Пергама были созданы несколько выдающихся произведений античного искусства, и в их числе - знаменитый Пергамский алтарь.

Грандиозный беломраморный алтарь, посвященный Зевсу и предназначенный для богослужений под открытым небом, был сооружен в 180-160 годы до н.э. по заказу пергамского царя Эвмена II. Алтарь был воздвигнут в память о победе пергамского царя Аттала I над вторгшимися в конце 3 века до н.э. в пределы его государства племенем галатов.
Фрагмент горельефа большого фриза Большого алтаря Зевса в Пергаме. Ок. 180 года до н.э. Античное собрание. Берлин.

Пергамский алтарь представлял собой высокий цоколь, на котором возвышался стройный ионический портик. С одной стороны цоколь прорезала широкая открытая лестница из мрамора, ведущая к верхней площадке алтаря, на которой находился жертвенник. По периметру цоколя непрерывной лентой тянулся знаменитый Большой фриз Пергамского алтаря высотой 2,3 метра и длиной около 120 метров. Рельефы Большого фриза ныне хранятся в Берлинском музее. Здесь же можно сегодня увидеть модель-реконструкцию алтаря.

Фриз был изготовлен группой скульпторов по единому композиционному замыслу. Известны некоторые имена авторов - Дионисиад, Орест, Менекрат. Кто из них какую часть алтаря изготавливал, сказать трудно. Художники принадлежали к разным направлениям древнегреческого искусства и вышли из разных школ. Одни были представителями пергамского стиля, другие - выходцами из Афин, последователями классической школы Фидия. Но при этом вся композиция производит целостное впечатление и ни одна деталь не нарушает единства художественного замысла. Исключительное богатство изображений и огромные размеры фриза делают его выдающимся произведением, которому нет равных в античном искусстве.

Тема Большого фриза - гигантомахия, битва богов и гигантов. Это - иносказательный образ борьбы Пергама с племенем галатов, в память о которой создан Пергамский алтарь. На стороне богов, кроме божеств Олимпа, принимают участие ряд богов совсем древних или даже придуманных авторами. На западной стороне алтаря были изображены божества водной стихии, на южной - боги небес и небесных светил, на восточной, главной - олимпийские боги и на северной - божества ночи и созвездий.

Древнегреческие мифы рассказывают, что гиганты, сыновья богини земли Геи, восстали против богов Олимпа и в жестокой битве - гигантомахии - потерпели поражение. Сцены гигантомахии одна за другой разворачиваются на фризе Пергамского алтаря. Чтобы подчеркнуть, что идет не просто сражение, а битва двух миров - верхнего и нижнего, мастера изобразили богов над фигурами гтгантов. Всего на фризе изображено около пятидесяти фигур богов, и столько же - гигантов. Фигуры выполнены в очень высоком рельефе, они отделяются от фона и практически являются скульптурами. Фон между фигурами заполнен развевающимися одеждами, крыльями орлов и гигантов, извивающимися змеями. Детали фриза изготовлены и обработаны с такой тщательностью, что буквально чувствуешь их материальность.
«Битва богов с гигантами» (фрагмент). Рельеф фриза Большого алтаря Зевса в Пергаме. Мрамор. Около 180 год до н.э. Античное собрание. Берлин.

Первоначально все фигуры были раскрашены, многие детали - позолочены. Высокий рельеф давал глубокие тени, в результате чего все детали хорошо можно было различить на расстоянии. Битва изображена в самом разгаре, хорошо подчеркнут яростный темп событий. Стремительному натиску богов противопоставляется отчаянное сопротивление гигантов. Боги и гиганты изображены в полный рост, у многих гигантов вместо ног - змеи. Имена каждого из богов и гигантов, поясняющие изображения, аккуратно вырезаны под фигурами на карнизе.

Центральный образ фриза - сражающийся Зевс Олимпийский. Он одновременно ведет борьбу с тремя противниками. В его полуобнаженной фигуре ощущается беспредельная, нечеловеческая мощь. Поразив одного из противников, Зевс-громовержец готовится метнуть свою испепеляющую молнию в предводителя врагов - змееголового исполина Порфирона. Мышцы гиганта вздулись в напряжении, лицо искажено ожесточением - он готовится отразить удар.

Особым драматизмом и выразительностью наполнена сцена боя богини Афины и крылатого гиганта Алкионея. Богиня со щитом в руках повергла противника на землю,в ее движениях сквозит решительность и торжество победителя. К Афине устремляется крылатая богиня победы Ника, чтобы увенчать голову Афины лавровым венком. Поверженный гигант тщетно пытается освободиться от беспощадной руги богини. Его мускулы напряжены в последнем усилии, а прекрасное лицо выражает глубокое страдание. Священная змея Афины, обвившая гиганта, впивается ему в грудь. Рядом с Афиной скорбит богиня земли Гея, мать гигантов. Ее руки подняты вверх, длинные волосы разметались по плечам. Скульпторам удалось с необыкновенным драматизмом передать горе матери, оплакивающей своих сыновей.

На верхней площадке Пергамского алтаря находился второй фриз - малый. Фриз посвящен мифу о Телефе, аркадском герое, который поцитался в Пергаме. Этот фриз был исполнен совершенно в другом стиле, чем Большой. Неторопливые движения действующих лиц, спокойный пейзаж, на фоне которого разворачиваются события, контрастируют с напряженными, динамичными образами Большого фриза.

По своему художественно-историческому значению Пергамский алтарь стоит в одном ряду с Парфеноном. Это одно из самых величественных сооружений Эллады, одновременно являющееся одной из непревзойденных вершин мирового храмового искусства.

Источник

Ответить

Вернуться в «Античная мифология»