Японская мифология

(Китай, Япония и другие)
Ответить
Аватара пользователя
Iss
Иерарх
Сообщения: 6700
Зарегистрирован: Пн ноя 12, 2007 19:10
Пол: Мужской

Японская мифология

Сообщение Iss » Пн апр 07, 2008 12:51

Японская мифология, совокупность древнеяпонской (синтоистской), буддийской и возникшей на их основе (с включением элементов даосизма) поздней народной мифологических систем. Древнеяпонская мифология запечатлена в многочисленных памятниках, таких, как «Кодзики» («Записи о делах древности», 712г.), «Нихонги» (или «Нихонсёки», «Анналы Японии», 720 г.), этногеографические описания японских провинций, т. н. фудоки («Записи о землях и обычаях», 8 в.), древнейшие молитвословия норито, «Когосюи» («Собрание древних слов», нач. 9 в.) и «Кюдзихонги» («Главные записи о делах старины», нач. 12 в.). Наибольшее количество мифов, целые циклы их вошли в «Кодзики» и «Нихонги». Эти своды и составили официальную мифологию синто, частично адаптировав, а частично оттеснив на периферию и в низшую мифологию местные шаманистские культы. Материалы первых свитков в обоих сводах позволяют выделить в них три основных мифологических цикла: в первом, космологическом цикле действие происходит на равнине высокого неба - такама-но хара, где обитают небесные боги, и в царстве мёртвых ёми-но куни.
Во втором цикле действие происходит на земле Идзумо (Идзумо - древнее название местности, ныне расположенной в восточной части префектуры Симане в центральной Японии). Третий цикл рассказывает о событиях, происходящих в местности Химука (нынешняя префектура Миядзаки, остров Кюсю). Героями мифов в этих свитках выступают боги - ками (иначе именуемые микото), одни из которых действуют и говорят подобно людям, другие же олицетворяют абстрактные, умозрительные представления. Высшую категорию ками представляют собой небесные ками, среди которых, в свою очередь, выделяются «особые небесные» ками, ниже их стоят земные ками, обычно привязанные к определённой местности; и ещё ниже - ками-духи, проявлением существования которых служат предметы и явления природы. В японской мифологии нет единого творца - зачинателя мироздания, демиурга. Всё начинается не с хаоса, а с самопроизвольного установления самого первоначального и элементарного порядка, одновременного появлению богов-ками. Первых ками трое: Амэ-но Минакануси, Такамимусуби и Камимусуби. В отличие от последующих поколений богов, являющихся парами, они не имеют пола и каких-либо внешних признаков. За этой троицей появляются ещё четыре ками-одиночки. Они уже менее абстрактны и связаны с теми или иными природными объектами. Двое из них (ср. Амэ-нотокогами) были рождены в лоне земли, которую можно отождествить с Японией (поэтическое наименование Японии в мифах - Асихара-но Накацукуни, «тростниковая равнина - срединная страна»). Следом рождаются бог, навечно утвердившийся на земле, и бог обильных облаков над равнинами - последние боги-одиночки. Бог всплывающей грязи и его младшая сестра богиня осаждающегося песка открывают список богов, являющихся парами. Завершение космогонического процесса приходится на долю пятой пары этих богов Идзанаки и Идзанами. Ко времени их появления «земля еще не вышла из младенчества» и носилась по морским волнам, поэтому высшие небесные боги поручают этим богам обратить жидкую землю в твердь, что они и совершают, мешая воду копьём.
Затем, заключив брак, они рождают острова, составляющие Японию, а потом - богов-духов, которые должны эту страну населить. Мир постепенно обретает свой обычный вид: являются горы и деревья, равнины и ущелья, туманы в ущельях и тёмные расщелины, а «хозяевами» всех предметов и явлений окружающего мира становятся рождённые здесь ками. Старшая дочь Идзанаки, Аматэрасу, получает во владение «равнину высокого неба» и становится главным божеством пантеона, покровительницей земледелия. Небесные владения Аматэрасу описываются, как некое подобие земли. Здесь есть рисовые поля, покои для ткацких работ и т. п. Повествования, связанные с нисхождением Сусаноо в Идзумо, могут рассматриваться как своего рода посредники, объединяющие два цикла мифов - мифы пришельцев и мифы коренных насельников Идзумо. В этих последних наиболее прославленным персонажем является 0-кунинуси, отпрыск Сусаноо, который со своим помощником Сукунабикона занимается устроением мира. С прибытия на землю Ниниги и его вступления во владения Японией начинается третий цикл мифов об установлении божественной власти на земле. Существование двух версий приведения к покорности земных богов: длительной и гуманной («Кодзики», «Нихонги») и краткой и воинственной («Когосюи») также отражает наличие двух разных культурных традиций, одна из которых принадлежала покорителям (небесные боги), другая - побеждённым (земные боги). Характерной особенностью японской мифологии является широкое отражение в ней веры древних японцев в магию. Исследователи отмечают, что японские мифы больше похожи на смесь различных суеверий, чем на связную сюжетную систему. Подробное описание магических обрядов приводится в мифе о бегстве Идзанаки из подземного царства, содержащем распространённый в фольклоре многих народов мотив задержания погони посредством бросания различных предметов («магическое бегство»), и в мифе о сокрытии солнечной богини Аматэрасу в грот, где самым главным в магическом ритуале является танец богини Амэ-но удзумэ. В японских мифах вычленяется много сказочных мотивов и сюжетов, явно более позднего происхождения, чем основные сюжетные линии, например, миф о победе Сусаноо над змеем Ямата-но ороти. В мифах действуют животные - помощники. Это мышь в рассказе об испытаниях 0-кунинуси, «голый заяц» Акахада-но усаги в мифе об 0-кунинуси и его старших братьях - ясогами. Полный и развитой сказочный сюжет воплощён в мифологическом рассказе о пребывании Хоори в подводном царстве, тоже явно более позднем по происхождению включении в мифологический свод.
Буддийская мифология
Буддизм получает распространение в Японии с середины 6 в. вместе с потоком континентальной культуры из Кореи и Китая. Начиная с этого времени он оказывает существенное влияние на все стороны социальной и культурной жизни японского общества, находившегося на стадии перехода от общества раннеклассового к классовому. Однако это происходит не столько за счёт подавления местных культов, сколько путём инфильтрации буддизма в те идеологические и духовные сферы, в которые синтоизм ещё не успел проникнуть. В первую очередь это касается государственного культа, а также обслуживания потребностей выделявшейся из кровнородственного коллектива личности. Персонажи буддийской мифологии выступают не в своей основной ипостаси, а в изменённом обличье - обычно святыми (хидзири), творящими чудеса. Подобная трактовка будд и бодхисатв (босацу) через привычные образы полуфольклорных героев создавала широкие предпосылки и возможности для инкорпорирования идей и персонажей буддийской мифологии в жизнь японцев. Святые первоначального японского буддизма сохраняют некоторые черты синтоистских шаманов и заклинателей. Они помогают добродетельным, наказывают злодеев, наставляют заблудших. Главная роль при этом принадлежит аватарам бодхисатвы Каннон (Авалокитешвары), чаще всего осмысляемой, в отличие от Индии и подобно Китаю, в женском облике. Понимание ею личных нужд человека, безграничное сострадание, чего были лишены синтоистские божества, поклонение которым носило по преимуществу коллективный характер, сделало Каннон чрезвычайно популярной среди простого люда. Другим главным действующим лицом буддийских мифов, преданий и легенд стал царь страны мёртвых - Эмма-о (санскр. Яма). Считалось, что Эмма-о определяет меру грехов и благодеяний того или иного человека и соответствующее воздаяние, причём акцент делается не на будущих рождениях (как в ортодоксальном буддизме), а переносится на данную жизнь человека. Уже в 8 в. с Эммой-о стали отождествлять бодхисатву Дзидзо. Характерной чертой сложившегося в результате сосуществования буддизма и синтоизма общего пантеона стала двуединость многих входящих в него божеств: тот или иной будда являл себя через определённое божество синтоизма (напр., Вайрочана в образе Аматэрасу), сохраняя при этом собственные свойства и приобретая дополнительно свойства этого божества. С распространением буддизма космология дополнилась сложными представлениями о мировой вертикали - горе и шести мирах, в которых перерождаются умершие в соответствии с их моральными заслугами. Однако в народном буддизме эта картина довольно быстро упростилась. Небеса и адские судилища в представлениях японцев отождествились с реальными горами, издавна считавшимися обиталищами ками. Так, например, горы Кумано, священные и в добуддийскую эпоху, с начала 9 в. стали почитаться как место расположения раёв бодхисатв Каннон и Амиды. Эсотерические секты Сингон (букв. «истинные слова», перевод санскр. «мантра») и Тэндай («опора неба», кит. Тяньтай) впервые вводят рисованные изображения будд и бодхисатв (раньше типично было их скульптурное воплощение), первостепенное значение приобретает мандала, в центре которой находится Вайрочана. Культ Вайрочаны особенно развит в учении Сингон, согласно которому всё живое и неживое на земле является эманацией этого будды. Пантеон Тэндай более многочислен. Приверженцы Тэндай почитали и Шакъямуни (япон. Сяка-нёрай), и Вайрочану, и будду Амитабху (Амида), и Бхайшаджьягуру, исцеляющего людей от телесных и духовных недугов, и многих других будд и бодхисатв. Секта Дзёдо-сю (букв. «чистая земля»), получившая распространение в 12 в., осуществила серьёзный пересмотр основных положений буддийской доктрины. Конечной целью человеческого существования объявлялась не нирвана (япон. сатори), а возрождение в западном раю «чистой земли», которым правит Амида. Раньше представления о рае и аде совмещались в стране мёртвых царя Эммы. Это типологически соответствовало синтоистским идеям о потустороннем существовании, согласно которым статус каждого умершего одинаков: вне зависимости от его земных деяний, он является объектом поклонения для своих потомков. В учении Дзёдо-сю рай и ад разделены. Среди сект «чистой земли» Амиде особенно большое место отводилось в учении Дзёдо-син-сю (истинная секта чистой земли), основанной в 13 в. Начиная с 1614, когда был издан указ, согласно которому каждому японцу вменялось в обязанность посещать храм того прихода, где он проживал, вне зависимости от принадлежности к той или иной секте, наблюдается постепенное нивелирование мифологии, догматики и обрядности различных японских буддийских сект. Народные верования буддизма в новое время обнаруживают аморфность и синкретичность. На эти верования заметное влияние оказала практика синтоизма и отчасти даосизма.

Аватара пользователя
Iss
Иерарх
Сообщения: 6700
Зарегистрирован: Пн ноя 12, 2007 19:10
Пол: Мужской

Сообщение Iss » Пн апр 07, 2008 12:54

Бог Эмма-о

Эмма-о, в японском буддизме властитель и судья мертвых.
Эмма-о правил подземным адом дзигоку; там его окружали восемнадцать военачальников и тысячи воинов, а также демоны и стражники с лошадиными головами. Подземный мир разделен был на восемь огненных и восемь ледяных адов. Считалось, что смерть начинается как путешествие через пустынную равнину и горы, а у входа в иной мир течет река, которую можно пересечь в трех местах. Брод был предназначен для совершивших незначительные прегрешения, мост — для хороших людей, а закоренелые грешники должны были преодолеть поток, кишащий чудовищами. На другом берегу их поджидала страшная старуха. Она обнажала покойных, и в таком виде они представали перед Эмма-о, который в магическом зеркале видел все их земные дела и судил (только мужчин) согласно увиденному. Женщин судила его сестра.
Среди могил унылых и безвестных
Я принесу чудовищный оброк
Тебе, о страх земной, подземный рок
И бич небесный!

Аватара пользователя
Iss
Иерарх
Сообщения: 6700
Зарегистрирован: Пн ноя 12, 2007 19:10
Пол: Мужской

Сообщение Iss » Вс май 11, 2008 14:34

Японская нечисть

Любители (нелюбители чаще обходятся сакраментальным "чур меня")обычно подразделяют демоническую группу японского социума на две части: ёкай и юрэй. Собственно привидения - это вторые (сам термин записывается иероглифами "потусторонний мир" и "душа"), а вот ёкай, имеющие значение "призрак", понимаются более широко. Нет, еще шире и немного влево, да, и еще шире. Слово записывается двумя иероглифами: "волшебный, чудесный" и " нечто странное", "хренотень". Ёкай вполне материальны и антропоморфны, по японским меркам, разумеется. То есть вроде "иппон аси" - "одна нога". При условии, что иппон аси может быть невидим, очевидно, насколько он \ она\оно антропоморфно в доступных\недоступных восприятию членах. Если же вы узрели следующую за вами на непочтительном расстоянии голову, не вздумайте принять ее за недостающую часть иппон аси, если вы успеете приглядеться, то обнаружите, что за нею тянется шнурок (это шея), а тушка просто еще не успела выйти. Это всего- навсего рокурокуби - "чудовище с длинной шеей". Специалисты часто определяли его присутствие исключительно по шнурку, не вглядываясь, дабы сохранить себя для науки. Хотя любопытно было бы опубликовать набор трансакций между рокурокуби и иппон аси, ведь это вполне возможно, однако работ на данную тему я не встречала. Вообще же подобные персонажи живут своей отдельной жизнью по малоочевидным законам и в неочевидных местах и состояниях, наверняка у микоси-нюдо есть разработанная мифология по людям, но увы, мы лишены сокровищ их культуры. Посему люди обычно встречают ёкай случайно (для людей) и реагируют непредсказуемо (для ёкай). В детстве я очень удивилась, прочитав "Алису", поскольку ранее прочла в сборнике японских сказок историю про дровосека, встретившего в лесу бамбуковую улыбку. Боюсь, что оттого я до сих пор понимаю Кэрролла неправильно. Но это тоже ёкай.
Все ёкай очень привязаны не только к сфере, но и к месту (а некоторые, одомашненные, и к предмету) своей деятельности. А также и ко времени - они активизируются обычно в сумерках, отчего часы от вечерней зари до темноты даже принято называть "оума-га доки" -"время встречи с демоном". Живут они не нарочно и недоказуемо, однако педантичные японцы их классифицировали, привожу частично:

1.Ки-но кай -духи деревьев

кобоку-но сэй -"Духи старых деревьев"

ки-но ядору то нару моно - "духи, которые живут на деревьях или становятся ими".

2.Мидзу-но кай - духи воды

каппа -"дитя воды"? и т.п.

3.Уми-но кай -духи моря

фунаюрэй -"корабль-призрак"

исонна -"женщина с побережья"

умибо - "морской монашек"

нуси - "хозяин", водяной дух

4.Юки-но кай - духи снега

юкионна -"снежная женщина"

иппон аси - "одна нога"

5.Иэ-но кай - духи дома

иэ-ни иру кай - "духи, обитающие внутри дома" (дзасики-боко, домовой)

иэ-о тадзурэру кай - "духи, посещающие дом" (барсук, особенно если он имеет привычку превращаться в домашнюю утварь, и лиса)

6.Хи-но кай - духи огня

7.Ото-но кай - духи звука

ямабико - "эхо"

адзукитоги - "промывание красных бобов"

тэнгудаоси - "тэнгу одолевают", подразумеваются слуховые галлюцинации, которые создают тэнгу.

8.Яма-но кай --духи гор

тэнгу --"небесная собака"

ямамба - "горная старуха"

ямаотоко - "горный человек", мужчина

9. Мити-но кай - духи дорог

нюдо бодзу - "гигантский монах"

рокурокуби - "страшилище с длинной шеей"

итимэ кодзо - одноглазый монашек

микоси-нюдо - гигантское чудище

10. Добуцу-но кай - духи животных

содзодзё-но добуцу-но кай - "духи воображаемых животных"

гэндзицу-ни иру добуцу - "реальные животные" (!). В том числе барсук и лисица, обязанные своим появлением китайской традиции.

Еще, конечно, они, бишь что-то вроде чертей, посланники Великого князя Эмма, хозяина преисподней, появлению коих японцы обязаны буддизму, особенно опасны для детей и в период смены сезонов (риссюн, рикка, риссю, ритто). В праздник Сэцубун (1-я декада 2-го лунного месяца, ) повсеместно очищались от скверны, и в первую очередь - от они (обряд они-яраи, "забор от чертей", или они-хараи - "изгнание чертей", или ониой-сики -"церемония изгнания чертей", способов два - с помощью сильных запахов, т.е. лука, чеснока, сушеной рыбы, шерсти, кустарника османтуса, либо с помощью разбрасывания красных бобов (обряд момэ-маки) около дома, на пороге, в темных углах, произнося формулу "они ва сото фуку ва ути", т.е. "черти -- вон, счастье - в дом", еще помогает окуривание травой хамагаси, или молитвы в течение 7749 дней). Встретить чертей можно везде, но с наибольшей вероятностью в преисподней и на острове чертей, Они-га дзима. Некоторые считают их духами умерших, иные - злыми божествами (кисин). Поскольку их способ восприятия мира все-таки более человеческий, нежели у ёкай, то вряд ли они к ним относятся. Выглядят как великаны невероятной силы, с громовым голосом и вредным характером, отличаются по цвету кожи, красной, синей, желтой, и пр. У них плоские лица и улыбка до ушей в буквальном смысле слова, один или два рога, три пальца на руках и ногах, иногда вместо пальцев - гвозди, носят набедренную повязку из ткани либо шкуры тигра, они одновременно глупы и коварны, любят архитектуру, а еще любят, чтобы узнавали их имя (Онироку, Кагухана, Аманодзяку, например), которым весьма гордятся, в виде отступного обычно берут глаза жертвы. Они в целях самосохранения можно рассечь на части и раскидать по полям, накормить их камнями, заманить на необитаемый остров, заставить откусить себе голову (!), набить соломой, изобрести срочный вызов в преисподнюю, и вообще что придумаете. Еще могут выглядеть как маленькие и юркие, то есть бобом их убить можно, и в соломенных островерхих шляпах, может быть, это детеныши?

В отличие от ёкай, юрэй все имеют единое происхождение и облик, поскольку являются душами умерших, и их цель (то есть она известна, -- тоже отличие) заключается в том, чтобы явиться перед здравствующим втуне человеком и, по возможности, напугать его так, чтобы он немедленно перешел в класс юрэй. После смерти душа умершего выжидает, пока о нем забудут и перестанут оплакивать, и тихонько покидает тело. Если персонаж умер естественной смертью, то он станет духом предка, а если насильственной, то юрэй. Вне зависимости от пола умершего, он является в мир в женском обличии (!), и приходит в дом по ночам, являя взгляду верхнюю антропоморфную часть и дымку внизу, примерно как у арабских джиннов. Их появлению предшествуют мерцающие огоньки и внезапные порывы ветра. Если же реципиента дома нет, то они способны преодолевать любые расстояния, испытывая по дороге особый интерес к заброшенным домам, где имеют привычку поджидать запоздалых путников в надежде получить утешение, при этом они обычно незаметны всем, кроме предмета их интереса (нужен особый дар, чтобы узреть напудренный скелет), и об их присутствии чаще догадываются по изменениям состояния жертвы. Ноппэрапон и существо с глазами на неочевидных частях тела тоже юрэй, как и большинство тех, кого в быту по ошибке относят к ведьмам - оборотням.

Вообще любая асимметрия, неполнота форм, -- обычный признак колдуна, предсказателя и вообще перехода из одного мира в другой, но юрэй это свойственно вследствие перехода, а ёкай - из-за принадлежности к другому миру.

Подробнее о ёкай:

Мити-но кай, духи дорог, т.е. по преимуществу, узких горных тропинок. Говорят, что эти ёкай заманивали людей в глушь либо пугали, но это - человеческая точка зрения, что на самом деле было нужно духам, никто толком не знает, поскольку жертвы либо пугались до состояния, несовместимого с жизнью, либо бежали, либо пропадали в зарослях. Весьма небольшое количество показаний свидетелей позволяет предположить, что целью ёкай не был испуг, например, один путник встретил духа, сошел с ума, был отправлен домой, где в бреду повторял, что он неверно выбрал дорогу, и теперь участь его предрешена. Сей несчастный умер и являлся в виде юрэй. Еще одна жертва помогала строить каппе дом, после чего строитель стал говорить невразумительно (т.е. для людей непонятно), но приобрел необыкновенные способности, как то: закручивать волны в колечки, рисовать на воде и строить домики, но уважения окружающих не приобрел, поскольку его домики всем были хороши, да очень уж малы, а его художества на воде, очевидно, не сохранились. Есть также история о человеке, встретившем одноглазого монашка, человек этот после долго объяснял односельчанам, что двух глаз много, из-за этого недостатка люди видят два там, где есть одно, и поэтому рискуют заблудиться. Эффект неожиданности (а люди встречают ёкай случайно, и, возможно, ёкай испытывают не меньший дискомфорт) и внешний вид духа и вызывают обычно страх, но из этого совершенно не следует, что дух этого хотел,( мы боимся зубных врачей, мышей, скелетов и пауков, но это совершенно не входит в их планы, всадник без головы совершенно не хотел, да и не мог хотеть никого пугать).

Посему когда вас внимательно разглядывает своим единственным глазом итимэ кодзо, одноглазый монашек, попытайтесь поинтересоваться, зачем, вы будете первым, и если рокурокубэ высунул из-за куста свою крохотную головку на шнурке, это еще не повод рассказывать, как вы чудом избежали смерти.

Микоси-нюдо выглядят, по сравнению с предыдущими своими собратьями по классу, несколько неопределенно, то есть это нечто огромное, словно гора, с руками и одноглазой головой, но оно такое большое, что его никто не видел целиком, обычно встречаются лишь с какой-нибудь одной частью их тела, например, с губами или пальцем. Самая примечательная особенность этого существа - это его особенность быть совершенно незаметным и не обнаруживать своего присутствия, а еще то, что, случайно увидев, можно перевести его их мира ёкай в реальный мир. Есть истории, где путник умудряется найти общий язык с микоси-нюдо, и выяснить, что его странный внешний облик не более, чем общепринятая, по его понятиям, форма приветствия. Живут, т.е. скорее, "обитают" они в пещерах.

Про лису-кицунэ и барсука-тануки (т.е. на самом деле енотовидную собаку) известно довольно много, посему, упомянув замечательные способности тануки превращаться в котелок (даже с водой), башмак (обычно один, для двух башмаков, если они не сросшиеся, надобно два тануки), и даже в луну, ветку и полную коробочку благодеяний, и подчеркнув способность кицунэ создавать невероятные по масштабу галлюцинации всякого рода (например, театр, разыгрывающий пьесу), а также то, что и барсуки, и лисы романтичны и ценят красоту, и затруднения этих (как и многих прочих существ), когда требуется различать левое и правое (похоже, что у ёкай нет этих понятий, и, видимо, поэтому они с трудом могут указать дорогу, что люди ошибочно принимают за попытку их запутать), и упомянув множественные сюжеты по типу арабского мираджа, когда герой стрижется в монахи, путешествует, проповедует перед людьми много лет и вдруг, очнувшись, оказывается в одиночестве на заброшенной дороге и понимает, что это все ему пригрезилось (иногда он, выбравшись к людям, обнаруживает, что и правда прошло лет двести, скажите, это, по-вашему, пугать? ), так вот, напомнив все это, я оставлю их в покое.

Способы противодействия в данном случае - поднести близко к лисе огонь, или застать ее в глубоком сне, тогда она принимает свой истинный облик, но на барсуков это плохо действует (разве что то, что вы приняли за котелок и поставили на огонь, было на самом деле барсуком, тогда вы услышите истошный визг и столкнетесь впоследствии со всякими неприятностями, ведь барсуки обидчивы и пыток не простят), а вообще барсуки (и ёкай, и обычные) огня просто боятся. Можно еще сказать "уходи, оборотень, прочь", прочтя буддийскую молитву и посыпав солью вокруг обмороченного, но похоже, что это не панацея, иначе не приходилось бы чуть что звать даоса и молиться по 300 дней.

Из духов дома, Ути-но ёкай, имеет смысл указать домового, дзасики-бокко, или дзасики-вараси, т.е. "мальчуган-под-татами", это, в сущности, слуховая и зрительная галлюцинация, имеющая вид прыткого мальчишки, наличие его в доме косвенно подтверждает то, что род заслуженный, обеспеченный и старинный, а его уход приводит к крушению всех надежд. Представители знати, берегите ваши домашние галлюцинации! Домовые беззлобны, хотя обидчивы, а страх они вызывают не своим видом, а как раз тем, что ничего нельзя увидеть, то есть когда смотришь на домового, то кажется, что видишь ничего, и когда ваш взгляд задерживается на определенном месте, у вас возникает кратковременное ощущение, что вы ослепли. Но при этом домового слышно (например, кто-то подметает в пустом доме, или гремит посудой), и видны следы его деятельности. Иногда десять детей, игравших в хоровод, вдруг обнаруживают, что в кругу их было одиннадцать, но при этом не было ни одного незнакомого и ни одно лицо не повторялось дважды. Еще домовой любит морочить детей, принимая их облик. Домовые очень любят праздники, вечеринки и своих хозяев, а при переселении на другое место часто принимают облик людей, например, своих бывших хозяев. Также к "посещающим дом" ёкай относят лис и барсуков.

Из Юки-но кай, духов снега, имеет смысл помянуть юкионну, снежную женщину. Она совершенно белая, почти прозрачная, словно изо льда, и очень красивая, похожа на нашу Снежную королеву, и тоже любит уверять всех в своем бескорыстии. (Советую не забывать о японских мерках красоты и антропоморфности, у юкионны может быть только одна нога и только один глаз, и следы ее обычно одноногие). Двигается она неторопливо и изящно, появляется чаще в сумерках или ночью во время снегопада или снежной бури (Куросаву, я думаю, все смотрели), особенно в первые дни Нового года (наверно, снежные духи тоже любят праздники). При том она может объявиться в любом месте, где идет снег, ее видели даже в крупных городах. "Умереть насильственной смертью" и "жениться на юкионна" во многих областях - синонимы, но обряда я не знаю.

Хотя бывает еще подвид снежных женщин, они правда добры и бескорыстны, на них женились без всяких жутких последствий, и они даже рожали детей, которые умели ходить по снегу в любую бурю и не мерзли, и эти дети жили с отцом после того, как их мама исчезала, и от нее оставались только мокрые сандалии, гребешок и шпильки для волос (говорят, ее заставили сесть к огню, или просто узнали, или плеснули кипятка, или наконец настала весна, или муж не выполнил какой-то зарок, это обычный способ борьбы с добрыми снежными девами. У нас также, добрую Снегурочку замочили, а Снежная Королева жива и здравствует. Боритесь на здоровье).

Горные духи - Яма-но кай.

Это, во-первых тэнгу, или амацу кицунэ, "небесная собака". Когда-то очень давно предки нынешних тэнгу проносились по небу, похожие на падающие звезды, и оглушительно гремели, -- так они предвещали войну. Неправедные буддийские монахи в те далекие времена превращались в тэнгу, но забыли оставить рецепт, как это делается. Тогда тэнгу выглядели как злобные носатые (нос был большим и страшным вороньим клювом) твари с белыми длинными волосами, красным лицом, и с туловищем, покрытым шерстью, как у ямаину - дикого волка, у них были ужасные длинные когти, острые, как гвозди, а на спине - небольшие, но тоже страшные крылья. Но потом тэнгу то ли выродились, то ли, наоборот, эволюционировали (интересно, являются ли к тэнгу духи духов их предков?), разучились происходить от буддийских монахов, или делают это тайком, и теперь они выглядят почти по-человечески. Летали они всегда не с помощью крыльев (а, например, с помощью волшебной палки тэнгу,(это зеленая бамбуковая палка, одно из сокровищ тэнгу) когда взлетаешь, следует сказать: "ситяракатянтян, ситяракатянтян", а когда хочешь приземлиться: "одзуйдзуйнодзуй, одзуйдзуйнодзуй", махая при этом палкой), но тем не менее, крылья не атрофировались. У тэнгу ныне жиденькие волосы, спадающие на лоб и свисающие с подбородка, густые брови вразлет, смешной длинный нос, печальные глаза, опущенные уголки губ и вечное выражение незащищенности, вызывающее умиление у всякого, кто не станет злить тэнгу. Цвет лица и тушки у них теперь не красный, а неестественного алого цвета.

Как полагают люди, хотя тэнгу и встречаются поодиночке, на самом деле сплочены в своего рода союз, где есть главные ("оотэнгу" - великий тэнгу) и подчиненные, а главы этого союза носят красное одеяние, на голове у них маленькая красная шапочка, а в руке - веер из перьев. Они живут на самых высоких деревьях, предпочитая сосны или криптомерии, откуда следят за своими подчиненными("высоко сижу, далеко гляжу" - это из японской сказки, так кричат оотэнгу). Рядовые тэнгу должны во всем слушаться старших, из-за чего их даже прозвали "коппа тэнгу" - "тэнгу, листочкам подобные". Еще они проводят тайные собрания где-нибудь в уединенном месте или на верхушке сосны, но так при этом шумят, что их нетрудно услышать. Сосна, нос и веер - три неотъемлемые детали, которые прочно закрепились за тэнгу в сознании японцев, а что касается сосны, то в японской науке даже есть такое понятие, как "тэнгу мацу" - "сосна тэнгу". Иногда, если сыро, тэнгу зажигают на вершине своей сосны или в воздухе между деревьями странные огоньки. Они также любят громко кричать и бить в большой барабан -тайко. Еще они часто превращаются в птиц, иногда - в зверей и людей. Могут превращаться в птиц и\или кричать по-птичьи ("хаттобо-хаттобо", как голубь, или "тинтико-тинтико", как воробей, или "тонбироро-тонбироро", как коршун, или "день-день", как жаворонок, или " гао-гао", как ворон, и т.п.)

Но, прошу обратить внимание, различать речь тэнгу для человека непросто. Не помешает знать их символику и образ мышления или обратиться за помощью к хорошему заклинателю, иначе вы не услышите ничего членораздельного. Может также помочь просьба к тэнгу выражаться более внятно (может быть он сам того захочет, они падки на вкусное и ценят внимание и вежливый испуг) Или вам должно уж очень повезти. Например, диалог тэнгу может выглядеть следующим образом:

Гао-доно, длинна ли красная нитка?
Хаттобо-доно, коротка, отсюда и до третьей стражи.

Этот разговор через голову обреченного означает, что жить тому осталось до третьей стражи по независящим от тэнгу( а связанным с каким-то оборотнем) причинам. Тэнгу многое знают. Для обычных оборотней красная нитка неразличима, их так и ловят, но с тэнгу иначе, и для большинства ёкай и юрэй красная нить обозначает почему-то жизнь. Обращать внимание на такие вещи в мире, где даже старая циновка может стать оборотнем, весьма полезно.

Тэнгу и шум - это в общем, одно и тоже, но могут существовать и раздельно, в разных ипостасях (как Бог-отец и Бог- дух в христианской мифологии, а еще точнее - как дух и дух духа). Эта ипостась (а часто просто слуховая галлюцинация, но людям это различить трудно) называется "тэнгу-даоси", т.е. "тэнгу одолевают", или "тэнгу разрушают". В лесу внезапно может раздаться ужасный хохот ("тэнгу вараи"), или звук топора, или, по восходящей: "Ой, задавит, ОЙ, ЗАДАВИТ. ЗАДАВИТ, ЗАДА-А-АВИТ…НЕ ЗАДАВИ-И-ЛО-О…"до обиженного, или шипящее: "Хво-о-ост, мне нужен хво-ост", или: "Тёккура-моккура, носом стук, вышел звук!", или: "Эй-о, ухнем!", и дальше хором: "У-ух!", или: "Кто не ворон- крикни: "Га-ао! (наше "карр")", и дальше хором. Это кричит тэнгу, во третьем случае, вероятно, поспоривший с женщиной-змеей. Тэнгу любят хоровое пение, и принимая во внимание тот факт, что один тэнгу легко может петь хором, а также то, что для этого тэнгу может обойтись вообще без тэнгу, а одним тэнгу-даоси, неудивительно, что они предпочитают этот способ. Также они могут (и любят) петь народные припевки, типа "Ёй-ёй-ёй, ясаноса, наше дерево гундосо" и т.п. Правда, большинство слушателей находят их манеру исполнения ужасающей - тэнгу совершенно немузыкальны. Именно это обычно ведет за собой нервные расстройства, панический страх и смерть жертвы.

Жители некоторых деревень утверждали, что по звукам, издаваемым "их" тэнгу, они могут определить его настроение: когда тэнгу радуется, он хохочет, когда озадачен, то кричит: "пи-иро, пи-иро", а когда печалится, то с дерева доносятся дикие крики и ужасный гром. Воздействие на людей звуком со стороны тэнгу было не менее значительным, чем его поступки.

С другой стороны, тэнгу очень ценят заботу и внимание со стороны людей, например, один служка храма в Ниигата подружился с тэнгу и ухаживал за старой сосной, после чего получил возможность превращаться в тэнгу и летать в Киото любоваться на красоты архитектуры. Люди, не рубите зеленку, каждая сосна это не только полтонны макулатуры, но и один-два тэнгу!

Сокровища тэнгу разнообразны - это и волшебная палка-леталка, и плащ, или шапка-невидимка, а еще веер, который может удлинять или укорачивать носы с точки зрения понятий тэнгу о красоте (методом особых шлепков), и не только у людей, но и у барсуков, и у лисиц, и вообще круглые веера-ниндзицу - это изобретение тэнгу, а мастера по изготовлению этих вееров могли тоже становиться невидимыми после произнесения магических слов, а еще они приобретали способность оставаться под водой больше часа или бегать быстрее лошади, а за особое умение изготовления вееров один тэнгу подарил предку Масааки Миядзаки волшебный меч, (правда, не стоит эти предметы уничтожать или терять - грозит большим несчастьем). Веер также может дать вечную молодость и счастье, дать или отнять достаток и плодовитость.

Но любую из этих замечательных вещей можно при умении выменять на сон под Новый год (этот сон вещий, и похоже, что сами тэнгу не видят снов), или на сито, сквозь которое видно, что за горизонтом, выиграть в кости и просто отнять у детенышей. Но я бы не решилась, отношение к тэнгу было весьма настороженным, как к демонам, и вообще, с ними лучше не шутить. Пожалеете.

Застрелить тэнгу нельзя, если он сам этого не захочет, то есть попасть можно, но не более. В отместку вас могут сжечь заживо вместе с лесом. То же грозит рубящим деревья в лесу тэнгу. Вообще они ревностно относятся к тому, что считают своим, например, одного маловера, срубившего сосну тэнгу, тот наказал, явившись к нему в дом (редкое явление, обычно эти духи избегают людских жилищ, а если и приходят, так никто, кроме хозяина, не может входить в дом, пока тэнгу не уйдет, почему -- непонятно), кастрировав нарушителя, и повесив отрубленный орган на срубленную часть сосны.

Еще тэнгу известны как похитители людей. Однажды тэнгу похитил Такэгоро, научил его летать по небу, и принуждал проделывать это каждый вечер, угрожая за неповиновение бросить в море или разбить о скалы, так продолжалось 20 лет, пока тэнгу не заявил Такэгоро, что присмотрел себе другого человека. Впоследствии этот тэнгу часто приходил к Такэгоро в гости, и даже обогатил его, но Такэгоро был уже стар, и богатство не пошло ему впрок. Тэнгу вообще не всегда могут ориентироваться во времени как люди.

Волшебным является и нос тэнгу, символ плодородия и достатка, его можно удлинять, пока он не достигнет чего-нибудь вкусного, пусть даже в соседней провинции, правда, такой нос вороват и малоуправляем, а еще некоторые встречные могут его отрезать, а это - позор.

Хана то хана то га
О-дзяма ни натта
Кути мо суварэну
Тэнгу сама

(... Нос-то, нос
Стал помехой
И ртом не вздохнуть
Господину тэнгу...)

поют в таком случае бессердечные окружающие. Часто длинный нос помогал тэнгу выполнять функцию чего-то вроде домового, но не того доброго и верного, что упомянут выше. Тэнгу в этой роли скорее полтергейст, несущий всяческие разрушения. Он появлялся обычно в виде карлика в черном охотничьем костюме, иногда с лицом, закрытым полотенцем, и мог исчезнуть в любой момент. При том мог загореться сундук с вещами, могли вдруг потеряться мечи, которые позже обнаруживали в канаве на значительном расстоянии от дома, на голову хозяевам могла опрокинуться миска с горячим варевом, а меч мог зависнуть перед самым носом кого-либо из домочадцев и преследовать беднягу до тех пор, пока тот не попросит прощения за нанесенную тэнгу обиду. Насколько известно, просто так тэнгу не приходят, им свойственно чувство своеобразной справедливости, которому они неукоснительно следуют.

Но тэнгу могут быть также очень полезны. Даже не принимая во внимание тот факт, что они изобрели не только круглый веер, моти анкоро (вид рисовых колобков) и многое другое, даже забывая о волшебных свойствах и предметах этих существ, следует учитывать, что они -- своеобразное связующее звено меж многими видами нечисти, и не только ёкай. Несмотря на неочевидные для человека законы их жизни, эти законы, по-видимому, позволяют им находить общий язык со многими существами. Они без труда контактируют с лисами, и случается, даже работают вместе ("иллюзионист иллюзиониста всегда поймет", говорили в преф. Фукусима), и, похоже, обмениваются чудесами, с ямамбой, к примеру, иначе как тэнгу мог подарить человеку искусство быстро бегать, самому ему совершенно несвойственное? То же насчет каппа, каппа тоже весьма азартны, и оттуда, вероятно, чудеса тэнгу, связанные с водой (также и каппа иногда имеют в пользовании несвойственные им таланты, например, полет, которые дарят, кому ни попадя), иногда общаются с барсуками, но барсуки обиды помнят долго и к тэнгу относятся настороженно, а заодно и со многими духами дорог, гор, естественно, с деревьями и их духами и оборотнями, есть пара историй о заблудившихся тэнгу и морских монахах либо оборотнях. Также могут оказывать положительное влияние на они, но они тупы и эффект недолог. Берегите тэнгу, а не то…

Другие горные духи -это ямамба и ямаотоко, то есть горная старуха и "горный мужчина", но в кровном родстве или в браке они обычно не состоят, они также, как и тэнгу, тесно связаны с Богом горы - Яма-но ками, хозяева леса. Ростом они метров шесть, и бегают по горам босиком и очень быстро, питаются плодами и мелкими зверюшками. Тело их часто (у ямаотоко всегда, когда он того хочет) покрыто шерстью, волосы седые и длинные, а рот у самых корней волос, от них особого вреда не ждут, более того, к ним часто обращаются за помощью. Несмотря на внешность и благодаря колдовскому искусству, ямамба может обольстить самурая, один самурай, Райко, прижил от ямамбы сына (то ли Кинтаро, то ли Кинтоки), что-то вроде Маугли с силой Геракла и умом они. Ямамба любит ловить и есть детей, иногда нанимаясь для этого в няньки, есть немало душераздирающих легенд, как ямамба, не удержавшись, с сожалением поедает любимого воспитанника, а родители в ответ кормят ее лепешками с раскаленными камнями и дают запить маслом, или толкут ее заживо в ступе, или варят, или топят (ямамба не может плавать). Добрее надо быть, как говорит Шац.

Но бывает и иначе, однажды ямамба потребовала у жителей окрестных сел еды, обосновав свою просьбу тем, что ей нечем кормить новорожденное дитятко ( а у этих духов новорожденные ростом с родителей, иногда и побольше, только глупее), и старухе, что принесла ей еды и составляла компанию всю зиму, подарила кусок бесконечной парчи, а жителей этих сел с той поры защищала от всех напастей и болезней. Заодно ямамба часто выступает как посредник между людьми и духами их предков, и как исполнительница обряда очищения (своеобразного) перед Новым годом. То есть Бог на белом зайце сажает рис, а ямамба - терновник, тем не менее, это необходимо.

Ямамба в быту обычно ткачиха. Волшебный предмет у нее - чаще всего ткань, самая разная, по отдельным кускам можно взобраться на небо, или, чаще, отрез различными способами помогает достичь полного благополучия, и бутылочка сакэ, бездонная, разумеется. Ямамбу можно встретить на рынках, она торгует сакэ, и если кого угостит, тому будет удача. Ямамба может легко обернуться юной девой, и вообще она очень похожа на бабу-Ягу. А вот ямаотоко не может.

Мидзу-но ёкай - духи воды:

Если с большинством горной, лесной и одомашненной нечисти можно справиться ловкостью и смекалкой, то при встрече с водяной нечистью пригодится, скорее, сила. Из водяных:

Каппа чаще обитает в реках, любит прятаться на рисовых полях, в лужах и болотцах, прудах и озерах. Фунаюрэй предпочитает море, исонна и сёдзё - морское побережье, нуси - пруды и омуты.

Каппа, "дитя воды", бывает только мужеского пола (хотя бывают еще "морские царевны", на них можно жениться и народить пучеглазых деток, чтобы посылать их потом к маме за подарками), имеет вид нескладного подростка с зеленовато-желтой кожей, с перепонками на руках и ногах. Личико у него обезьянье и глазки навыкате, на спине - панцирь, он голый и воняет рыбой. На голове у него ямка, где плещется вода, не простая, а могущество каппы. Это очень опасное и сильное существо (иногда, когда сил человека не хватало, на помощь ему в поединке с каппа являлись боги, силач Горо, например, прервал поединок, отправился в буддийский храм и съел предназначенный Будде рис, после чего победил-таки каппа), но если вода из ямки выльется, то каппа станет беспомощным, поэтому важно повалить его на землю. Они заманивают силой или хитростью в воду людей и животных, но мне непонятно, зачем. У русалок это случайно, из-за пения, или намеренно, из мести, а тут… Иногда объясняют, что каппа питается внутренностями своих жертв, высасывая их через задний проход, или высасывает кровь, но тут много противоречий. Хотя историй об изуверствах и извращениях каппа предостаточно. Несмотря на свою жестокость, каппа очень вежливы. Говорят, что как бы вы себя не чувствовали при встрече с ним, надо низко поклониться, может быть, каппа ответит вам тем же, и вода из ямки вытечет. Иногда их вытаскивали на берег лошади, или их ловили сетями, маленького каппу мог утащить коршун. В такой ситуации каппа молят о пощаде, но верить им не стоит. Каппа очень азартны, любят бороться и играть в кости, и вообще всякие состязания, даже совершенно им неподходящие.

Еще их часто ловили на воровстве, за руку, нередко отрывая при этом руку. Поскольку руку каппа может приживить обратно только в течение 3-х дней, каппа выпрашивал ее обратно, иногда - за секрет врачевания, ведь каппа - прекрасный лекарь-костоправ(обучение бывает двух типов: либо каппа наглядно показывает человеку, как он приращивает руку, либо дает ученику что-то съесть, например, рыбу, после чего ученик внезапно становится до тошноты костоправом). В деревнях каппа называют страшноватым словом "гость".

Они, как и тэнгу, и ямамба, знают способ мгновенного обогащения, у них есть волшебные предметы - колотушка бога Дайкоку и парчовый мешочек. Их можно украсть, но чаще каппа отдает их в знак благодарности. Если ударить в колотушку и загадать желание, из мешочка выйдет все, чего ни пожелаешь, даже если это нечто абстрактное.

Исонна, "женщина с побережья, считается самым коварным морским ёкай. Если на нее смотреть спереди, то видишь женщину, если сзади - то скалу, от пояса вверх она вполне человек, а ниже- как юрэй, потому чаще старается показываться сидя или в воде по пояс. Известно также, что вблизи она меньше, чем издали, если вы видите гигантскую женщину, это значит, что она скоро подойдет. Исонна часто появлялась перед выходом корабля в море и слезно просила одолжить ей на минутку черпачок, а если ей одалживали, то она лила воду в корабль, пока тот не тонул. Также исонна может подрезать швартов, и лодку унесет в море, или обрезать якорную веревку. Она пьет кровь рыбаков и забирает их сознание, чтобы ткать из него иллюзии, на которые большая мастерица.

Умибо, морской монашек, занимается примерно тем же самым, только в открытом море, известен своим печальным плачем, ему очень трудно отказать, он лысенький, маленький и беззащитный.

Сёдзё не принадлежит морю, а приходит из-за моря, оттого, видать, нрав его странен и поступки совсем уж непонятны, он не пытается топить людей, а опаивает их на берегу сакэ и оставляет в стельку пьяными. Иногда выглядят как длинноволосые женщины, иногда - как длинноволосые подростки (волосы у них ярко-красные или рыжие, невероятно густые, в них - сила и удача сёдзё, такая, что один волосок обеспечит удачей человека на всю жизнь. ), прыткие и смешливые, у них красное или алое лицо, одежда красного или золотистого цвета, а в руках - бездонный черпак с сакэ. Они очень любят музыку, хорошему музыканту могут и волосок подарить.

Нуси -- "хозяин", властитель непроточных вод, поджидает свою жертву в воде или ищет ее в деревне. Нельзя у непроточной воды стоять так, чтобы тень ваша падала на воду, нуси может утащить вас за тень. Нуси - близкие родичи пауков, (все пауки после захода солнца в Японии становятся оборотнями), и змей, они могут связать человека прочной паутиной, и при том они очень сильны, за конец паутины могут утащить дом, но если паутину перерезать, нуси может заболеть или даже умереть (хотя как это возможно для духа, я не знаю). Нуси может обернуться юношей или девушкой, огромной змеей или пауком, иногда они притворяются мостиком. Если с горными духами можно договориться, то водяных лучше избегать.

Фунаюрэй - это корабль-призрак, на его борту либо пусто, либо корабль заполнен мертвецами, которые работают, как живые и просят о помощи. Мачта корабля не закреплена, ее вращает ветер, она издает жуткий скрип, и фунаюрэй надвигается прямо на ваш корабль. Если вы в него поверите, вам конец, если же нет, то у вас есть шанс, особенно если вы переживете бурю, которую всегда предвещает фунаюрэй. Если, не дай бог, у вас на борту человек, переживший кораблекрушение и видевший корабль-призрак, не удивляйтесь появлению фунаюрэй, эти люди сами вызывают его, являясь, в какой-то мере, частью его команды. Эти же люди могут, сами того не зная, вызывать бурю и цунами; не стоит брать их на борт.

И так далее.

В общем, если вы подозреваете, что ваш любовник - оборотень( обычно они не отбрасывают тени и не имеют стежков на одежде), воткните в край его одежды иглу с красной ниткой, а утром посмотрите, куда нитка вас приведет, или накормите его рисовой мукой до смерти, или отрубите лапу, но проследите, чтобы девятихвостая лисица не превратилась в скалу, источающую яд,( если вы боретесь с кознями дерева, то не забудьте его сжечь, а то вырастет заново, как и части трупов всякой нечисти), если вас мучает громовик-они, то посадите его в деревянную лодочку, и он вернется на небо, если вы полагаете, что это - дух умершего, то посмотрите на него в бронзовое зеркало, вы сможете увидеть много интересного, если мертвая женщина покупает у вас сладости, так это ничего, у нее просто есть дети, может, тоже мертвые, если это - резная куколка, так они обычно не злые, если это - ямамба, то выпроводите детей и попробуйте договориться, а если не вышло, то помолитесь Небесному богу, он ее поднимет и бросит, чтобы разбилась, если водяной -- бегите, а еще лучше - зовите заклинателя, это их работа, то же, если вы хотите избавиться от напасти, сна, нечисти или любимого родственника, а если у заклинателя ничего не выйдет, значит, он плохой профессионал, и пусть уж лучше жертвой станет он, чем вы. Если вы сами - дух или призрак, то просто убедите жертву, что это не так. Это нетрудно.

В заключение еще раз замечу, что у японцев, так же как у многих аборигенов Африки и Австралии само собой разумеется, что демоны, духи, оборотни и т.п. живут своей, непонятной людям жизнью, что контакты между этими двумя мирами происходят чаще всего случайно и вызывают недоумение у обеих сторон. Но в мире духов явно есть свои законы, просто они очень отличаются от людских, что неудивительно, поскольку духи и люди думают и живут по-разному. Но японские духи способны понимать друг друга ( в европейских сказках при встрече гнома с фэйри они и не пытаются общаться), так почему бы и вам не попробовать, наверняка все эти странные поступки можно как-то объяснить, посмотрев не мир "одним глазом". Попробуйте, вам понравится.

Задумывались ли вы когда-нибудь, что между сайтом ритуальных услуг для томагучи и ноппэрапон есть нечто общее?

Я полагаю, что если обычному человеку сказать, что люди моего племени по утрам надевают на шею длинную ленту, а на руку - талисман, который указывает, высоко ли солнце и далеко ли до Нового года, а потом или покупают амулет, дающий право прохода под землю (а инвалиды имеют такой амулет изначально), или садятся в железную коробку, которая везет их куда они хотят, но только пока едешь, нужно различать дорогу по трем цветам- зеленому, красному и желтому, а еще обращать вниман
Среди могил унылых и безвестных
Я принесу чудовищный оброк
Тебе, о страх земной, подземный рок
И бич небесный!

Аватара пользователя
Iss
Иерарх
Сообщения: 6700
Зарегистрирован: Пн ноя 12, 2007 19:10
Пол: Мужской

Сообщение Iss » Вс май 11, 2008 14:37

еще обращать внимание на придорожные символы, а потом они весь день, например, гадают по светящейся коробке с помощью особых фишек с буковками, а коробка с ними разговаривает, и т.п., это можно счесть полным бредом. Я также полагаю, что если сказать, что лесные карлики дали за один пирожок-мандзю гору золота и еще в придачу волшебную мельницу, которая доставляет любые кушанья, или что человек женился на змее и долго кормил прижитого от нее ребенка змеиными ( дальше обрыв) взято из
http://darkswd.clan.su/publ/6-1-0-145
Среди могил унылых и безвестных
Я принесу чудовищный оброк
Тебе, о страх земной, подземный рок
И бич небесный!

Аватара пользователя
Антихрист
Темный Демон
Сообщения: 347
Зарегистрирован: Сб мар 22, 2008 16:58
Пол: Другое

Сообщение Антихрист » Вс май 11, 2008 16:09

Оказывается, япогская мифология достаточно богатая и красочная.
благодарю, Исс, за статью! 8)
Как - то Антихрист решил прикинутся быком... То - то он всех забодал!
_______________________________________________________________
Смысл жизни для меня
Рев симфонии огня!
Я избавлю наших детей
От опасных, ложных идей! (с)

Аватара пользователя
Iss
Иерарх
Сообщения: 6700
Зарегистрирован: Пн ноя 12, 2007 19:10
Пол: Мужской

Сообщение Iss » Вт июн 03, 2008 18:43

Японские духи и демоны

Мё-о. Санскритское название - Видья-раджа ("Владыка секретного знания"). Воины, защищающие людей от демонов. Подчиняются буддам. Выглядят как огромные могучие воители с двуручными мечами из чистого света. Происходят из числа просветленных военачальников, не достигших статуса будд и бодхисаттв.

Сатори. Буквально это переводится как "Просветление". Сатори изображаются как люди среднего роста, с очень волосатой кожей и пронзительными глазами. Живут сатори в отдаленных горах как звери, охотясь на мелких животных и не встречаясь с людьми. Согласно легенде, такими становятся даосы, достигшие полного понимания Дао и Просветления. Они могут читать мысли собеседника и предугадывать каждое его движение. Люди от такого иногда сходят с ума.

Они. Большие злобные клыкастые и рогатые человекоподобные демоны, живущие в Аду (Дзигоку). Очень сильны и трудноубиваемы, отрубленные части тела прирастают на место. В бою используют железную палицу с шипами (канабо). Носят набедренную повязку из тигровой шкуры. Несмотря на свой внешний вид, очень хитры и умны, могут превращаться в людей. Любят человеческое мясо. Считается, что люди, не контролирующие свой гнев, могут превратиться в они. Особенно это относится к женщинам. Иногда бывают добры к людям и служат их защитниками.

Игра в салочки называется в Японии "онигокко" ("игра они"). Играющий-салка называется "они".

Бакэмоно. Небольшие уродливые демонические существа, живущие в темных горных пещерах неподалеку от поселений людей, которые они любят грабить. Сами по себе они весьма слабы, поэтому всегда нападают большим числом. Их самое опасное оружие - длинные и сильные зубы. Особенно они боятся буддийских храмов.

Гаки. Вечно голодные демоны, населяющие один из буддийских миров - Гакидо. В них перерождаются те, кто при жизни на Земле обжирался или выбрасывал вполне съедобную еду. Голод гаки неутолим, но они не могут от него умереть. Они едят все что угодно, даже своих детей, но не могут насытиться. Иногда попадают в Мир Людей, и тогда становятся людедами. Изображаются как люди кожа-да-кости.

Асуры. Вечно воюющие демоны, населющие один из буддийских миров - Сюра-Кай. В них перерождаются желавшие власти и превосходства над другими. Изначально асуры (ед. число - асура) - это демоны индийского фольклора, восставшие против воли богов. Изображаются как могучие многорукие демоны-воины.

Бусо. Духи, поедающие человеческую плоть. Возникают из людей, умерших от голода. Они рыщут по темным ночным улицам в поисках своих жертв. Практически лишены интеллекта, способны думать только о еде. Выглядят как начинающие разлагаться трупы.

Дзасики-Вараси. Это добрые духи-домовые, поселяющиеся в домах и охраняющие его обитателей, приносящие им и дому процветание. Неизвестно, как дзасики-вараси выбирают себе дома. Если они из дома уходят, дом приходит в запустение. Обычно показываются людям в виде маленьких детей (обычно девочек) с волосами, собранными в пучок, и в кимоно. Дзасики-вараси предпочитают дома старой постройки, и никогда не живут в офисах. Обращаться с ними нужно как с маленькими детьми (вежливо и с добротой), и ведут они себя как дети - могут иногда устроить какую-нибудь шалость.

Сикигами. Духи, вызываемые магом, знатоком Оммё-до. Обычно они выглядят как маленькие они, но могут принимать формы птиц и зверей. Многие сикигами могут вселяться в тела животных и управлять ими, а сикигами самых сильных магов - могут вселяться в людей. Управлять сикигами очень непросто и опасно, так как они могут вырываться из под контроля мага и нападать на него самого. Знаток Оммё-до может направить силу чужих сикигами против их хозяина.

Снежные люди (Яма-уба). Горные духи. Проявляются в виде существ в рваных кимоно и вообще очень неопрятны. Заманивают путников высоко в горы и поедают их плоть. Обладают отличным слухом и обонянием. Бывают знатоками черной магии и ядов.

Сёдзё. Демоны глубин. Большие существа с рыжими волосами, зеленой кожей и плавниками на руках и ногах. Не могут долго находиться на суше без морской воды. Любят топить рыболовные суда и утаскивать моряков на дно. В древности за голову сёдзё в прибрежных городах назначалась награда.

Чудища

Драконы (Рю). Самые сильные и могущественные существа на Земле, после богов. Очень красивые существа, наделенные огромными знаниями и мудростью. Они символизируют богатство, воду и мудрость. В отличие от европейских драконов, их тела длинные и тонкие, они лишены крыльев, а голова похожа на голову лошади с огромными усами и без ушей, с двумя рогами. Драконы обожают играть с облаками и вызвать ливни и ураганы. Они славятся своими богатствами и щедростью. Драконы обожают жемчуг, и ради редкой жемчужины готовы на многое. Говорят, что высоко в горах есть огромный водопад. Карп, который сможет добраться туда, прыгая из реки в реку, становится драконом.

Тэнгу. Человекообразные существа с длинными красными носами и иногда крыльями - помесь человека и аиста. Часто одеваются как ямабуси. Считаются духами гор и обычно живут возле них. Иногда носят веер, вызывающий ужасные ураганы. Умеют летать. Говорят, что тэнгу не желают, чтобы люди жили в мире, поэтому они пытаются управлять историей людей и организовывать войны. Очень обидчивы, но прекрасные воины. Согласно легенде, великий полководец и герой Минамото-но-Ёсицунэ учился военному искусству у тэнгу.

Гномы (Коробокуру). Живут в джунглях, вдали от людей. Раса охотников и собирателей. Ростом около полутора метров, с длинными руками и кривыми ногами. Всегда нечесанные бороды и волосы, твердая шершавая кожа. Взаимная неприязнь с людьми.

Сикомэ. Воинственная раса существ, похожих на западных гоблинов. Кровожадные садисты, чуть выше людей и намного их сильнее, с развитой мускулатурой. Острые зубы и горящие глаза. Не занимаются ничем другим, кроме войн. Часто устраивают засады в горах.

Русалки (Нингё). Загадочные морские существа. Считается, что они бессмертны. Человек, съевший мясо русалки, может прожить очень долгую жизнь, фактически, сам стать бессмертным. Существует популярная легенда о девочке Яао-химэ, которой отец дал попробовать мясо русалки. Она прожила после этого 800 лет, сохранив облик 15-летней девочки. В честь нее построен храм.

Сятихоко. Морское чудище с головой тигра и телом рыбы, покрытым ядовитыми иглами. Для хождения по земле оно может превращаться в тигра. Обычно они плавают вокруг головы кита, следя за тем, чтобы кит не нарушал Закон Моря - "кит не может есть большую рыбу". Если кит нарушает этот закон, сятихоко забираются к нему в рот и зажаливают до смерти. В средневековье статуи сятихоко часто ставили в японских замках, как в Европе - статуи горгулий.

Призраки

Привидения (О-бакэ). Неприятные существа, похожие на сгустки тумана. Они любят пугать людей, принимая различные кошмарные облики, и живут в дуплах деревьев и других темных местах.

Призраки (Юрэй и онрё). Души умерших и погибших, не находящие себе покоя. По проявлениям сходны с о-бакэ, но могут быть успокоены. Юрэй - души погибших, не осознавшие, что умерли, и потому являющиеся на месте гибели. Онрё - души несправедливо обиженных, преследующие своих оскорбителей.

Баку. Доброе привидение, поедающее плохие сны. Его можно вызвать, если написать его имя на бумажке и положить ее под подушку. Изображается похожим на чепрачного тапира (чепрачный тапир - большое южно-азиатское непарнокопытное млекопитающее с небольшим хоботом, ближайшие родственники - лошади и носороги).

Конаки Дзидзи. Буквально это переводится как "старик, плачущий как ребенок". Чудовище, могущее управлять своим весом. Обычно оно принимает вид младенца с лицом старика и лежит на дороге. Когда его кто-нибудь поднимет, оно начинает плакать и немедленно увеличивает свой вес во много раз, пока сердобольный странник не свалится под такой ношей.

Нурикабэ. Чудовище в виде большой невидимой стены, загораживающей проход. Если человек куда-то опоздал, потому что долго шел пешком, то говорят, что ему помешал нурикабэ. Иногда показываются людям в виде большой каменной стены на ножках и с маленькими ручками.

Иттан-момэн. Буквально это переводится как "Штука хлопковой ткани". Иттан-момэн - это длинная белая летающая полоса ткани, появляющаяся по ночам и душащая своих жертв, обертываясь вокруг шеи и головы.

Хитоцумэ Кодзо. Буквально это переводится как "Одноглазый парень". Лысые одноглазые чудовища, похожие на буддийских священников. Любят пугать людей.

Каса-но-Обакэ. Буквально это переводится как "Привидение-зонтик". Деревянный зонтик с одним глазом и одной ногой. Любят пугать людей.

Рокуроккуби. Буквально это переводится как "Женщина с длинной шеей". Женщина-чудовище, у которой шея в полночь вытягивается до невероятных размеров. Днем все выглядит нормально. Любят пить масло из фонарей и пугать людей.

Японские оборотни

Енотовидные собаки (Тануки). Для японцев тануки - это популярные герои детских песенок, сказок и легенд, не особенно умные непоседливые создания, безуспешно пытающиеся подшутить над людьми. Считается, что, положив на голову листья, тануки могут превращаться в кого захотят. Некоторым выдающимся легендарным тануки японцы строят храмы и поклоняются, как богам. Гениталии тануки - традиционный символ удачи, они считаются площадью 8 татами - 12 кв. метров. Скульптуры тануки с огромными гениталиями и бутылкой саке в лапе часто можно встретить в Японии.

Лисы (Кицунэ). Считаются умными хитрыми созданиями, умеющими превращаться в людей, как тануки. Подчиняются Инари, богине злаковых растений. В Японии известны китайские легенды о лисах, превращающихся в прекрасных девушек и совращающих юношей. Как и тануки, лисам ставят статуи, особенно их много у святилищ Инари.

Кошки (Нэко)Как и тануки и лисы, кошки считаются умеющими превращаться в людей. Обычно считаются добрыми созданиями, помогающими людям. Часто бывают волшебными помощниками героев в мифах и легендах. Как и лисы, девушки-кошки могут быть очень опасны. В человеческом облике демонстрируют сверхчеловеческую гибкость, подвижность и хитрость. Сохраняют кошачью расцветку тела.
В древние времена в одном старом храме, в который никто не заходил, поселилась кошка. Она стала выходить на дорогу и садиться на задние лапы и поднимая переднюю дапу, как бы приглашая людей в храм. Узнав о таком диве, толпы повалили в этот храм. С тех пор статуи кошек с поднятой передней лапой считаются приносящими удачу и часто ставятся перед храмами и в домах.

Собаки (Ину). Обычно собакам поклоняются как стражам и защитникам. Статуи Кома-ину ("Корейские псы") - две собаки друг напротив друга, у левой пасть закрыта, у правой - открыта - часто ставят в храмах как защиту от злых сил. Также считается, что собаки рожают без боли, поэтому беременные женщины в определенные дни приносят статуям собак жертвы и молят об удачных родах.
Иногда могут превращаться в очень сильных и высоких мужчин, преданных своим друзьям, отличных воинов, умных и сообразительных, но лишенных живого воображения и легко впадающих в гнев.

Обезьяны (Сару). Превращаясь в людей, обезьяны выглядят как пожилые люди, очень умные и знающие, но несколько странного поведения. Очень любят большие компании, в некоторых легендах даже спасали людей только для того, чтобы с ними пообщаться. Легко впадают в гнев, но быстро отходят.

Журавли (Цуру). Очень редко превращаются в людей, в человеческом облике - очень добрые, милые, красивые существа со всепонимающим взглядом. Часто принимают облик странствующих монахов и путешествуют в поисках нуждающихся в их помощи. Ненавидят насилие.

Крысы (Нэдзуми). В человеческом облике - маленькие мерзкие людишки без всяких моральных принципов, с отличным нюхом и зрением. Становятся шпионами и убийцами.

Пауки (Кумо). Весьма редкие существа. В обычном облике выглядят как огромные пауки, размером с человека, с горящими красными глазами и острыми жалами на лапах. В человеческом облике - прекрасные женщины с холодной красотой, заманивающие мужчин в ловушку и пожирающие их.

Карпы (Кой). Карп считается символом мужской силы, так как может высоко выпрыгивать из воды и плавать против течения. Так же их часто разводят в прудах как декоративных рыб. Флаги с изображением карпов (койнобори) вывешивают в День Детей - 5 мая. Иногда вешают несколько флагов разных цветов: черный - в честь отца, красный - в честь матери, и синие - по числу детей.
Среди могил унылых и безвестных
Я принесу чудовищный оброк
Тебе, о страх земной, подземный рок
И бич небесный!

Ответить

Вернуться в «Восточная мифология»