Египетская мифология

...начиная с додинастического периода и до принятия христианства.
Ответить
Аватара пользователя
Iss
Иерарх
Сообщения: 6703
Зарегистрирован: Пн ноя 12, 2007 19:10
Пол: Мужской

Египетская мифология

Сообщение Iss » Сб фев 09, 2008 01:23

Космогонии

Мемфисская космогония

По преданию, передаваемому Геродотом, Мемфис заложил объединивший Северный и Южный Египет в единое государство первый фараон Менее (егип. Аха? Нармер?). Мемфис был столицей всю эпоху Древнего царства-до распада централизованного государства (VI династия).

Первоначальное название города - Хет-Ка-Пта - "Дом (души) Ка (бога) Птаха", по-видимому, закрепилось впоследствии за всей страной в греческом "Айпоптос". Со времён VI династии город получил название Меннефер ("Прекрасное обиталище"), которое звучало по-коптски "Менфе" и трансформировалось греками в Мемфис.

Вначале, когда повсюду простирался безжизненный Океан Нун, Птах, который сам был землёй, решил воплотиться в божество. Усилием воли он создал из земли свою плоть-тело и стал богом.

Воссуществовав, Птах решил сотворить мир и других богов. Сперва он создал их Ка и знак жизни "анх", затем - творческую силу будущих богов, дабы они, родившись, сразу же обрели могущество и помогли Птаху в его творчестве. Так как других материалов для деятельности у Птаха не было, он решил, что будет создавать всё сущее из себя - из земли, которая была его плотью.

Творение свершилось так: в сердце бога возникла Мысль об Атуме, а на языке - Слово "Атум"; бог произнёс это имя - и в тот же миг Атум родился из Первозданного Хаоса. Он стал помогать отцу в деле творения, однако действовал не самостоятельно, а лишь исполнял волю Птаха, был её проводником. По воле Птаха Атум создал Великую Девятку; Птах же дал всем богам могущество, наделил их мудростью.

После того, как Птах сотворил мир, он создал божественные волшебные слова-заклинания и установил справедливость на земле. И была дана жизнь миролюбивому, и была дана смерть преступнику, и были созданы всякие работы и всякие искусства, труды рук, хождение ног, движение всех членов согласно этому приказанию, задуманному сердцем и выраженному языком и творящему назначение всех вещей. <...> Вышли из него (Птаха) все вещи: пища и еда, пища богов и все другие прекрасные вещи. И так было найдено и признано, что его сила больше, чем всех других богов.

Птах построил города, основал номы, поставил каменные изваяния богов в их святилища и ввёл обряд жертвоприношения. Боги вселились в свои статуи в храмах. Оглядев свою работу, Птах остался доволен.

Плоть и дух этого великого бога пребывают во всём живом и неживом, что есть в мире. Он почитается как покровитель искусств, ремёсел, кораблестроения и зодчества. Птах, его жена - богиня-львица Сохмет и их сын- бог растительности Нефертум составляют Мемфисскую Триаду.

Гелиопольская космогония

Политическим центром государства Гелиополь (библейск. Он) никогда не был, однако с эпохи Древнего царства и вплоть до конца Позднего периода город не утрачивал значения важнейшего теологического центра и главного культового центра солярных богов. Космогоническая версия Гелиополя, сложившаяся в V династию, была наиболее распространённой, а главные боги гелиопольского пантеона - особенно популярными во всей стране. Египетское название города - Иуну ("Город Столбов") связано с культом обелисков.

В начале был Хаос, который назывался Нун,- бескрайняя, неподвижная и холодная водная гладь, окутанная темнотой. Проходили тысячелетия, но ничто не нарушало покоя: Первозданный Океан оставался незыблемым.

Но однажды из Океана появился бог Атум - первый бог во вселенной.

Вселенную по-прежнему сковывал холод, и всё было погружено во тьму. Атум стал искать в Первозданном Океане твердое место - какой-нибудь островок, но вокруг не было ничего, кроме неподвижной воды Хаоса Нуна. И тогда бог создал Холм Бен-Бен - Изначальный Холм.

Согласно другому варианту этого мифа, Атум сам был Холмом. Луч бога Ра достиг Хаоса, и Холм ожил, став Атумом.

Обретя под ногами землю, Атум стал размышлять, что ему делать дальше. Прежде всего надо было создать других богов. Но кого? Может быть, бога воздуха и ветра? - ведь только ветер сможет привести в движение мертвый Океан. Однако, если мир придёт в движение, то всё, что бы Атум после этого ни сотворил, будет немедленно разрушено и вновь превратится в Хаос. Творческая деятельность совершенно бессмысленна до тех пор, пока в мире нет стабильности, порядка и законов. Поэтому Атум решил, что одновременно с ветром надо создать богиню, которая будет охранять и поддерживать раз навсегда установленный закон.

Приняв после многолетних раздумий это мудрое решение, Атум, наконец, приступил к сотворению мира. Он изверг семя себе в рот, оплодотворив сам себя, и вскоре выплюнул изо рта Шу, бога ветра и воздуха и изрыгнул Тефнут, богиню мировго порядка.

Нун, увидав Шу и Тефнут, воскликнул: "Да возрастут они!". И Атум вдохнул в своих детей Ка.

Но свет ещё не был создан. Повсюду, как и прежде, была тьма и тьма,- и дети Атума потерялись в Первозданном Океане. Атум послал на поиски Шу и Тефнут своё Око. Пока оно бродило по водной пустыне, бог создал новое Око и назвал его "Великолепным". Старое Око тем временем разыскало Шу и Тефнут и привело их обратно. От радости Атум заплакал. Его слёзы упали на Холм Бен-Бен и превратились в людей.

По другой. (элефантинской) версии, сюжетно не связанной с гелиопольской космогонической легендой, но достаточно распространенной и популярной в Египте, людей и их Ка вылепил из глины бараноголовый бог Хнум, главный демиург в элефантинской космогонии.

Старое Око очень разгневалось, увидев, что Атум создал новое на его месте. Чтобы успокоить Око, Атум поместил его к себе на лоб и поручил ему великую миссию- быть хранителем самого Атума и установленного им и богиней Тефнут-Маат миропорядка.

С тех пор Солнечное Око в виде змеи-кобры стали носить на коронах все боги, а потом фараоны, унаследовавшие от богов земную власть. Солнечное Око в виде кобры называется урей. Помещенный на лоб или на корону, урей испускает ослепительные лучи, которые испепеляют всех встретившихся на пути врагов. Тем самым урей защищает и оберегает законы мироздания, установленные богиней Маат.

В некоторых вариантах гелиопольского космогонического мифа упоминается изначальная божественная птица Вену, как и Атум, никем не сотворённая. В начале мироздания Вену летал над водами Нуна и свил гнездо в ветвях вербы на Холме Бен-Бен (поэтому верба считалась священным растением).

На Холме Бен-Бен люди впоследствии построили главный храм Гелиополя - святилище Ра-Атума. Символами Холма стали обелиски. Пирамидальные вершины обелисков, покрытые листовой медью или золотом, считались местом пребывания Солнца в полдень.

От брака Шу и Тефпут родилась вторая божественная пара: бог земли Геб и его сестра и жена, богиня неба Нут. Нут родила - Осириса (егип. Усир(е)), Хора, Сета (егип. Сутёх), Исиду (егип. Исет) и Нефтиду (егип. Небтот, Небетхет). Атум, Шу, Тефнут, Геб, Нут, Нефтида, Сет, Исида и Осирис составляют Великую Гелиопольскую Эннеаду, или Великую Девятку богов.

Гермопольская космогония

Гермополь, столица XV верхнеегипетского (Заячьего) нома, важным политическим центром не был. В эпоху Древнего царства назывался Унут - по имени богини-покровительницы нома, изображавшейся в облике зайчихи. В Первый Переходный период (IX- Х династии) Мемфис утрачивает статус столицы централизованного государства, власть концентрируется в руках номархов Гераклеополя (егип. Хенсу, Ненинесут), объявивших себя фараонами; соответственно возрастает политическое значение соседнего с гераклеопольским Заячьего нома, властители которого были союзниками гераклеопольских фараонов; растут популярность и значимость космогонической доктрины Гермополя. Город Унут получает название Хемену (коптск. Шмуну) - "Восемь", "Восьмёрка" - в честь почитавшихся там восьми изначальных богов-творцов. Космогоническая версия Гермополя распространилась повсеместно, однако пользовалась значительно меньшей популярностью, нежели гелиопольская и мемфисская космогонии. Гораздо более важной была роль Гермополя как культового центра бога Луны и мудрости Тота и священных ибисов. Греки отождествляли Тота с Гермесом отсюда греческое название города.

В начале был Хаос. В Хаосе царили силы разрушения: Бесконечность, Ничто, Небытие и Тьма.

В некоторых источниках к "отрицательным" изначальным силам Хаоса причисляются три пары божеств: Тенему и его женская параллель Тенёмуит (Мрак, Исчезновение), Ниау и Ниаут (Пустота, Ничто), Герех и Герехт (Отсутствие, Ночь).

Разрушительным силам Первозданного Хаоса противостояли созидательные силы - четыре пары божеств, олицетворяющих стихии, - Великая Восьмёрка, Огдоада. Мужские божества Восьмёрки - Хух (Бесконечность), Нун (Вода), Кук (Темнота) и Амон ("Невидимый", т. е. Воздух) - имели облик людей с головами лягушек. Им соответствовали женские пары: Хаухет, Наунет, Каукет и Амаунет - богини со змеиными головами.

Боги Великой Восьмёрки плавали в Первозданном Океане. Из земли и воды они создали Яйцо и возложили его на Изначальный Холм - "Огненный остров". И там, на острове, из Яйца вылупился бог Солнца Хепри - "молодой Pa".

По другой версии, солнечное божество, осветившее землю, пребывающую во мраке, родилось из цветка лотоса который вырос на Изначальном Холме; от радости младенец Ра заплакал, и из его слёз, упавших на Холм, возникли люди. Эта версия была распространена во всём Египте. "О лотосе, выросшем на Холме у города Хемену и давшем жизнь юному солнечному богу, говорят древнейшие мифы, а изображения этого лотоса с сидящим в его лепестках младенцем, встречающиеся вплоть до римского времени, показывают, что это предание стало одной из официальных версий позднейших египетских космогоний.

В "Книге Мёртвых" сохранились фрагменты еще одной мифологической версии, связанной с космогонической доктриной Гермополя (но восходящей, очевидно, к древнейшим, архаическим представлениям): яйцо, из которого родился бог Солнца, снёс на Изначальном Холме Великий Гоготун - белая птица, которая первой влетела во тьму и нарушила вековечное безмолвие Хаоса. Великий Гоготун изображался в виде белого гуся- священной птицы бога земли Геба.

Ра создал Шу и Тефнут - первую божественную пару, от которой произошли все остальные боги.

Аватара пользователя
Iss
Иерарх
Сообщения: 6703
Зарегистрирован: Пн ноя 12, 2007 19:10
Пол: Мужской

Сообщение Iss » Сб фев 09, 2008 01:25

БОГ АНУБИС

АНУБИС (греческое) - ИНПУ (египетское).
Сын Осириса и Нефтиды, брат бога Баты, отец Кебхут.
Священное животное: Шакал.
Отождествление: Хентиаменти, Упуаут (бог-волк Упуат), Исдес.
В Древней Греции - Гермес, Крон.

В египетской мифологии бог-покровитель умерших; хранитель ядов и лекарств. Изображался в виде лежащего шакала черного цвета. Или дикой собаки Саб, живущей в пустыне. Или чёрного охотничьего пса с пушистым хвостом. Или в виде человека с головой шакала или собаки. Зоологический вид, будь то собака или шакал, египтянами точно не отмечался, но предположительно он являет собою смешанное существо - помесь дикой собаки, волка-шакала и человека. Сведения о сжирающих трупы шакалах стали причиной того, чтобы считать представителей семейства собачьих символическими животными смерти и проводниками в нижний мир. Анубис часто держит в руке иероглиф "анк" ("жизнь"). Этот божественный охранитель пути в царство мертвых изображается черным, т. е. имеет окраску священной смолы для бальзамирования, которая символизирует веру в продолжение жизни в потустороннем мире.

Первоначально Анубис - бог смерти в Тинитском и Кинопольском номах (областях). Центром культа Анубиса на протяжении всей истории Древнего Египта был город Касса, столица 17 верхнеегипетского нома (греческое название города - Кинополь, то есть "город собаки"), однако его почитание очень рано распространилось по всему Египту.

В период Древнего царства Анубис считался богом мертвых, его основные эпитеты "Хентиаменти", т. е. тот, кто впереди страны Запада ("царства мертвых"), "Хозяин священной страны" (т.е. некрополя), "тот, кто перед залом богов" (в котором проводилось мумифицирование), "владыка Расетау" ("царства мертвых"), "стоящий впереди чертога богов". Анубис-Саб считался судьёй богов. Согласно "Текстам пирамид". Анубис был главным богом в царстве мертвых, он считал сердца умерших (в то время как Осирис главным образом олицетворял умершего фараона. который оживал подобно богу).


В поздних мифах Анубис играет значительную роль в мифе об Осирисе, выступая одним из победителей врага Осириса - Сета. Анубис тесно связан с некрополем в Фивах, на печати которого изображен лежащий над девятью пленниками шакал. На дверях многочисленных гробниц изображается лежащая черная собака, она и есть охраняющий бог. Анубис считался братом бога Баты.

С конца 3-го тысячелетия до н. э., с периода Среднего Царства (2100 г. до н. э.), функции Анубиса переходят к Осирису, которому присваивали его эпитеты а Анубис наряду с другими богами (Упуатом, Хентиаменти, Тотом и др.), имеющими сходную иконографию, входит в круг богов, связанных с мистериями Осириса (Анубис вводит мёртвого и на весах справедливости взвешивает сердце и пёрышко Маат, рядом находится страшный пёс Ануд (или Аммит), который поедает сердце умершего, если оно отягощено грехами). Одной из важнейших функций Анубиса была подготовка тела покойного к бальзамированию и превращению его в мумию. Анубису приписывалось возложение на мумию рук и превращение покойника с помощью магии в ах ("просветленного", "блаженного", загробное блаженное воплощение человека), оживающего благодаря этому жесту; Анубис расставлял вокруг умершего в погребальной камере Гора детей и давал каждому каноп с внутренностями покойного для их охраны. При бальзамировании тела жрец в маске шакала выступал в роли Анубиса. Ночью Анубис охранял мумии от злых сил.

Представления об Анубисе оказали влияние на формирование образа христианского святого Христофора Псеглавца.
Несмотря на то что в "Текстах пирамид" его называют четвёртым сыном Ра. Анубис более широко известен в качестве сына Нефтиды и Осириса. (По Плутарху, Анубис был сыном Озириса и Нефтис). Нефтида, Скрытная, Открывательница, первоначально была женою Сета (Хаоса). Плодом же её союза с Осирисом (Стабильностью, Порядком) стал Анубис - "Защитник души во мраке.

С распространением в Римской империи культов Египта - Сераписа и Исиды греки и римляне начинают считать Анубиса слугой и спутником этих божеств. Греки отожествляли Анубиса с Гермесом - Психопомпом ("проводником душ").
Среди могил унылых и безвестных
Я принесу чудовищный оброк
Тебе, о страх земной, подземный рок
И бич небесный!

Аватара пользователя
Gud Namus
Тень
Сообщения: 48
Зарегистрирован: Пт апр 05, 2013 16:59
Пол: Женский
Откуда: москва

Re: Египетская мифология

Сообщение Gud Namus » Чт апр 11, 2013 14:50

в дополнение справочка наглядная с местами почитания:

Темные Боги и демоны

Анат. Богиня воительница. Имела свой храм в Танисе – столице Рамессидов в восточной Дельте. В Египте Астарта и Анат были разными Богинями – женами Сета. «Удвой владения Сета, дай ему Анат и Астарту…»

Анубис. Бог мертвых, некрополей. Женская ипостась – богиня ИНПУТ. Захоронение мумий собак – близ Шаруна. Часовня в храме Хатшепсут в Дэйр-эль-Бахри. Поклонялись в Мемфисе, Абидосе и Дендера. Сын Нефтиды и Осириса.

Апоп. Змей, живущий в глубине первозданного океана. Враг солнца и мирового порядка. Мрак и небытие. Участвовал на суде, наказывал, верша правосудие. «Огонь внутри тебя, Апоп, противник Ра»

Астарта. Богиня воительница, близкая Анат. Храм в Мемфисе и близ лежащем порту Пер-Нефер. Также в Мемфисе в храме Баала.

Баал. Сирийско-палестинский Бог, отождествлявшийся с Сетом. Храм в Мемфисе.

Бабаи. Сын Сета. Демон мрака.

Имахуэманх. Демон. В подчинении у него демон Джесертеп. Изображался с головой сокола и двумя ножами.

Исдес. Анубис Среднего Царства.

Мертсегер. «Любящая молчание». Повелительница некрополей и умерших в Фивах, г. Дэйр-эль-Медина. Изображалась в виде змеи или женщины с символом Запада или некрополя на голове. Иногда увенчана солнечным диском и рогами\перьями, либо как лежащая львица с головой змеи.

Нейт. «Устрашающая» - Богния-воительница. Центр культа в Сансе в Дельте. Изображалась с двумя стрелами и щитом, позже в короне с луком и стрелами. В Архаическую эпоху считалась покровительницей цариц. Позже культ распространился в Эсне, Абидосе, Мемфисе.

Непит. Супруга Непри, проводника в мире мертвых. Изображалась в виде змеи.

Нефтида. Супруга Сета, мать Анубиса. Покровительница мертвых. В городе Ху (Диосполис Парва) отождествлялась с Хатхор.

Пахет. «Та, что царапается». Богиня-львица. Почиталась в г.Спеос Артемидос.

Себек. Покровитель бурных вод. Культ в Фаюме, Бусирисе, (в Ком-Омбо в В.Египте).

Сет. Бог пустынь, гроз, песчаных бурь. В древности помогал против Апопа. Город Омбос около современного г.Баллас, гипсель, Су (Фаюм), Дахла, Харга, Оксиринх – главные места культа. Пустыни – места схватки с Гором. Красный был его цветом.

Сокар. Страж подземного царства. Изображался в виде сокола. Позже соединенс Пта и Осирисом.

Сехмет (Сохмет). «Могучая» - Богиня-львица. Место почитания – Мемфис и Ашеру. Богиня гнева, силы, обрушающая мор и эпидемии, мать царей. Богиня, которой понравилось истреблять людей и пить человеческую кровь, не подчиняясь приказам Ра.«Я победила людей, и сладостно в сердце моем». «Она приняла грозный облик разъяренной львица… вздыбила гриву. Шерсть ее заблестела. Спина налилась кровью, лик засиял на солнце, глаза засверкали огнем, взгляд загорелся, опаляя пламенем, как солнце. Она вся светилась \..\ Все, кто был рядом, испугались… Она издала мощное рычание.»

Упуаут. Аналог Анубиса, нов стоячем положении, как воин. В лежачем – Хентиментиу. Почитался в Абидосе.

Хети. Огненный змей, страж загробного царства. . «Кусающий, Ужасающий, Первый в загробном царстве, Ужасноликий, сидящий в своей пещере, которому обитатели Загробного царства отдают свои души на месте гибели»


Силы Первородной Тьмы и Хаоса.

Хаос делился на созидательные силы (пары богов: Нун и Наунет, Хух и Хаухет, Кук и Кауке , Амон и Амаунет) и на первичные «отрицательные» силы:

Герех и Герхет. «Отсутствие, Ночь»

Ниау и Ниаут. «Пустота, Ничто»

Тенему и Тенемуит. «Мрак, Исчезновение»

Герех, Ниау и Тенему изображались с головами лягушек, их жены – змеями, либо Богинями с головами змей


"Мифология Древнего Египта" Я.Липинская, М.Марциняк. Москва "Искусство", 1983
"ничто не остановит тебя, меня и танки Зла!" =)

Аватара пользователя
Iss
Иерарх
Сообщения: 6703
Зарегистрирован: Пн ноя 12, 2007 19:10
Пол: Мужской

Re: Египетская мифология

Сообщение Iss » Пн мар 16, 2015 13:14

Изображение
Среди могил унылых и безвестных
Я принесу чудовищный оброк
Тебе, о страх земной, подземный рок
И бич небесный!

Ответить

Вернуться в «Египетская мифология»