Мара

Ответить
Аватара пользователя
Iss
Иерарх
Сообщения: 6700
Зарегистрирован: Пн ноя 12, 2007 19:10
Пол: Мужской

Мара

Сообщение Iss » Пт май 30, 2008 11:25

Мара (санскр. मार, māra?, «смерть, разрушение») — в буддизме — демон, искушавший Будду видениями красивых женщин (возможно, своих дочерей). В буддийской космологии Мара персонифицируется как воплощение безыскусности, гибели духовной жизни. Мара — искуситель, отвлекающий людей от духовных практик путем придания привлекательности земной жизни или выдавая отрицательное за положительное.Часто встречается также «Намучи» в качестве синонима Мары — дословно «не-освободитель», т.е. противоположность освободителю.
Согласно традиции, когда Бодхисатта сидел под деревом Бодхи, Мара пытался предотвратить его просветление, наслав на него орды демонов. Этот эпизод называется «Война Мары» (мара-юддха). Также он пытался соблазнить Будду своими тремя дочерями. Затем ещё 7 последующих лет он его преследовал Будду, пытаясь найти слабое место. Впоследствии Мара пытался убедить Будду уйти в паринирвану без разглашения миру Учения, а также, когда её время приближалось, оставить мир поскорее, и в последнем даже преуспел, хотя фактически момент ухода Будды из мира соответствовал истощению кармы существ видеть его и слушать его поучения.
Изображение
Мара искушает Будду.
В абхидхарме Мару помещают на высшее местопребывание сферы чувственного в мир Паринимитра-вашавартин, где «дэвы имеют власть над творениями других». Там, в качестве реальной личности, Мара считается одним из правящих дэвов.

Ранние буддисты, однако, расценивали Мару не как демона, всемогущего повелителя зла, а, скорее, как досадную неприятность. Многие сюжеты преданий, в которых Мара встречается с Буддой, носят определённо ироничный оттенок.

«Мара многолик», — говорят буддисты, когда хотят сказать, что существует некоторая сумма сил (привязанностей и страхов как результат соприкосновений с окружающей материальной и пр. иллюзорными «реальностями»), вновь и вновь увлекающих человеческую сущность к очередному воплощению.

В традиционном Буддизме слово «мара» имеет четыре значения:

1. клеша-мара (санскр. क्लेश, kleśa?, «трудность, неприятность, страдание») — Мара, как воплощение всех безыскусных, низких эмоций
2. мритью-мара (санскр. मृत्यु, mṛtyu?, «смерть») — Мара, как воплощение смерти, непрерывной череды перерождений
3. скандха-мара (санскр. स्कन्ध, skandha?, здесь: «условность, форма») — Мара, как метафора взаимосвязанности условностей.
4. девапутра-мара (санскр. देवपुत, devaputra?, «дитя бога»)— Мара, как дитя бога, то есть, собственно Мара, как существо. Последняя ипостась Мары близка с индуистской концепцией Майи.
Иногда к этому списку добавляется камма-мара — Мара как сила чувственных желаний. Например, три дочери Мары — Похоть, Страсть и Услада.
Изображение
Дочери Мары искушают Будду

В раннем буддизме значение придавалось как буквальному, так и «психологическому» восприятию Мары. Считается, тем не менее, что как бы мы не понимали Мару, он имеет власть ровно настолько, насколько мы ему это позволяем.

В некоторых преданиях о просветлении Будды, говорится, что демон Мара послал своих трех дочерей, чтобы соблазнить Будду отказаться от своих поисков. Мара послал три дочери определенные как Танха (Жажда), Арати (скука) и Рага (страсть).

Является ли Мара буддийским Сатаной?

Хотя есть некоторые очевидные параллели между Марой и Дьволом монотеистических религий, также есть много существенных различий.

Несмотря на то, что он явлется сущностью, связанной со злом, важно понимать, что буддисты понимают "зло" в отлично от остальных авраамических религий.
Кроме того, Мара является сравнительно небольшой фигурой в буддийской мифологии по сравнению с Сатаной. Сатана является владыкой ада. Мара является господином только шестого неба " царства желений", в Трилоке, которая является аллегорическим изображением реальности взятой из индуизма.

С другой стороны, современные буддисты пишут и такое:

"Во-первых, что такое домен Мары? Где он работает? В какой-то момент Будда показал, что каждая из пяти скандх (пять «групп привязанности»,пять составляющих, необходимых для создания личности, в соответствии с феноменологией буддизма) ум, психическое состояние и психическом сознание все под властью Мары. Мара символизирует все время существования непросвещенного человечества. Другими словами, область Мары есть все сансарическое существование. Мара насыщает каждый уголок жизни. Только в нирване его влияния неизвестно. Во-вторых, каким Мара работает? В этом лежит ключ к Влияние Мары на всех непросвещенных людей. Мара ведет себя как один из демонов, он использует обман, маскировку, и угрозы, он обладает людьми, и он использует все виды ужасных явлений, чтобы запугать и привести к путанице. Самым эффективным оружием Мары является поддержание атмосферы страха: страх засухи или голода или рака или терроризма. Идентификация желания или страха затягивает узел, который связывает человека, и, таким образом, влияние Мары распространено широко ".
Мару отождествляют с ведийским Мритью, олицетворением смерти, иногда отождествляется с владыкой ада Ямой, иногда выступает как самостоятельное божество, подчиненное Яме.
Среди могил унылых и безвестных
Я принесу чудовищный оброк
Тебе, о страх земной, подземный рок
И бич небесный!

Ответить

Вернуться в «Индийская мифология»