Армянская мифология.

(армяне, осетины, адыги и другие)
Аватара пользователя
LucyFernega
Архидемон
Сообщения: 577
Зарегистрирован: Сб сен 05, 2009 00:26
Репутация: 0
Пол: Женский
Откуда: Τάρταρος

Армянская мифология.

Сообщение LucyFernega » Сб ноя 07, 2009 01:16

Формирование армянского язычества

Истоки уходят к мифологиям и верованиям племен, населявших Армянское нагорье, участвовавших в этногенезе армянского народа (фракийцы, фригийцы, греки, урумейцы, мушки, вторгшиеся в 12 в. до н. э. в пределы ассирийской провинции Шуприа, хуррито-урартские племена и др.). Мотив ожесточенной борьбы между урумейцами и Ассирией, а с 9 в. — между Урарту и Ассирией в модифицированном виде лег в основу многих древнеармянских мифов. Они складывалась под значительным влиянием иранской культуры (некоторые божества армянского пантеона — иранского происхождения: Арамазд, Анаит и др.), семитских мифологических представлений (Баршамин, Нанэ).

Основные сведения об Армянской мифологии сохранились в произведениях древнегреческих, византийских (Платон, Геродот, Ксенофонт, Страбон, Прокопий Кесарийский), средневековых армянских [5 в. — Мовсес Хоренаци, Агатангехос (Агафангел), Езник Кохбаци, 7 в. — Себеос, Анания Ширакаци] авторов, а также в поздней народной традиции.

Тотемизм в древних армянских мифах

В древних мифах прослеживаются элементы тотемизма. По одному мифу, имя княжеского рода Арцрунидов происходит от наименования птицы — орла (арцив, арм. արծիվ), который раскрытыми крыльями заслонил от солнца и дождя спящего юношу — предка этого рода. В «Випасанке» царь маров (мидян) вишап Аждахак выступает их тотемом (согласно народной этимологии, мар — «змея», «вишап, арм . վիշապ»). Тотемические представления проявляются в мифах о Ерванде и Ервазе, родившихся от связи женщины с быком; отец-бык выступает тотемом их рода. В большинстве мифов животные, растения первоначально имели антропоморфный облик. Священными животными выступают бык, олень, медведь, кошка, собака, рыба, священными птицами — аист, ворона, журавль, ласточка, петух. В эпосе «Сасна Црер»(арм. Սասնա Ծռեր) («Давид Сасунский») вестник, посланник богов — ворона (аграв-арм. ագռավ). Вещей птицей, глашатаем утреннего света выступает петух (акахах- арм. աքաղաղ), воскрешающий людей от временной смерти — сна, отгоняющий духов болезни. Аист (арагил- арм. արագիլ) фигурирует в мифах как вестник Ара Гехецика( Ара Прекрасный), как защитник полей. Согласно древним мифологическим представлениям, два аиста олицетворяют солнце. По некоторым мифам, аисты в своей стране — люди, земледельцы. Когда приходит время, они надевают перья и прилетают в Армению. Перед отлетом убивают одного из своих птенцов и приносят его в жертву богу. имело место поклонение (вернее почитание) быкам(волам), как символа плодородия и трудолюбия.
Многие мифы посвящены змеям, культ которых издревле был распространен среди народа (особенно почитался уж — лорту, которого считали другом армян и даже называли «армянином»).
Считалось, что священные змеи живут в пещерах в своих дворцах, у царей змей на голове - драгоценный камень или золотые рога.
У каждого из царей — войско. Священные растения — платан (соси- арм. սոսի), можжевельник, бригония (лоштак- арм. լոշտակ).

Горы

Горы в мифах обычно персонифицированы. Согласно одному варианту, горы некогда были людьми исполинских размеров. Будучи братьями, каждое утро, после пробуждения, они затягивали свои пояса, затем приветствовали друг друга. Но, постарев, они не смогли больше рано вставать и здоровались, не затягивая ремней. Бог за нарушение старого обычая наказал братьев, превратив их самих в горы, их пояса — в зеленые долины, их слезы — в родники. В других мифах Масис (Арарат) и Арагац были сестрами, Загрос и Тавр — рогатыми вищапами, борющимися между собой. В версиях, распространенных после принятия христианства, горы Арарат, Сипан, Артос и Арное связываются со всемирным потопом. В армянских мифах огонь и вода также персонифицированы, выступают как сестра и брат. Сестра-огонь поссорилась с братом-водой, поэтому между ними — вечная вражда; вода всегда гасит огонь. По одному варианту, огонь был создан Сатаной, ударившим железом по кремню. Этим огнем и стали пользоваться люди. Тогда разгневанный бог создал молнию (огонь божий), которой он карает людей за пользование сатанинским огнем. С огнем связаны культовые церемонии во время свадеб и крестин. В феврале, в праздник терындез, разжигали ритуальные костры. Значительное место занимают астральные сюжеты. В древности официальная религия армян включала культ солнца и луны; их статуи находились в храме в Армавире. Секты солнцепоклонников сохранялись в Армении еще и в 12 в. (мифы о солнце и Ауне см. в статьях Арэв и Лусин). Со звездами был тесно связан культ предков. Так, Хайк — астральный лучник, отождествляющийся с созвездием Орион. Согласно народным поверьям, каждый человек имеет в небесах свою звезду, которая меркнет, когда ему угрожает опасность. Существуют мифы о Млечном пути (согласно одному из них, у убитой женщины-оборотня из груди разбрызгалось на небосклоне молоко), о созвездии Большой Медведицы (семь кумушек, превращенных разгневанным богом в семь звезд). Из явлений природы выделяется грозовая буря. Гроза с багряными тучами уподобляется рождению в муках, гром — крику женщины при родах, происходящих между небом и землей. Персонификация грозовой бури и смерча — вишапы, против которых воюет бог грозы и молнии Вахагн. По другим мифам, распространившимся после принятия армянами христианства, персонификация грома и молнии — пророк Илия (Егиа). Отражения в мифах нашли зарница (блеск брюха большой рыбы на земле, когда она переворачивается на спину), роса (слезы луны или пророка Илии). Ветер или буран связываются со святым Саркисом. Ночную тьму олицетворяют гишерамайрер. Противопоставлением злой ночной тьме является «добрый свет» дня, особенно утренняя заря, уничтожающая ночных злых духов. Персонифицирует утреннюю зарю в народных поверьях «непорочная дева», или «розовая дева» (после распространения христианства — богоматерь). Небо представляет собой город с медными воротами и каменными стенами. У бездонного моря, разделяющего небо и землю, находится рай. У райских ворот течет огненная река, через которую переброшен мост волосинка (мазэ камурч). Под землей находится ад. Измученные в аду души грешников покидают ад, поднимаются по мосту, но он рвется под тяжестью их грехов и души падают в огненную реку. Согласно другому мифу, мост протянут над адом; когда наступит конец света и воскреснут все усопшие, каждый из них должен будет пройти по этому мосту; грешники упадут с него в ад, а праведники перейдут в рай (ср. с мостом чинват в иранской мифологии). Земля, согласно одной версии, находится на рогах быка. Когда он трясет головой, происходит землетрясение. По другой версии, земля окружена телом огромной рыбы (Лекеон или Левиатан), плавающей в мировом океане. Рыба стремится поймать свой хвост, но не может. От ее движений происходят землетрясения. Если удастся рыбе поймать свой хвост, разрушится мир. В эпосе нашли отражение мифы о героях-богоборцах, некоторые из них в наказание заковываются в цепи (Артавазд, Мгер Младший и др.). Терпит поражение и эпический герой Аслан ага, вступивший в борьбу с Габриелем Хрештаком. Получили развитие этногонические мифы (об эпонимах армян Хайке и Араме), мифы о близнецах и культурных героях (Ерванд и Ерваз, Деметр и Гисанэ, Санасар и Багдасар и др.), мифологический мотив о борьбе хаоса с космосом (см. в статьях Вишапы., Вахагн). В эсхатологических мифах прослеживается влияние митраизма и христианства. В «Сасна Црер» бог Михр (восходит к Митре) в образе Мгера Младшего входит в скалу, из которой он выйдет лишь тогда, когда грешный мир разрушится и возродится новый мир (по иному варианту — когда Христос придет на последний суд). По другому мифу, люди постепенно будут уменьшаться и в конце концов превратятся в ачучпачуч, тогда и настанет конец света. Формирование пантеона богов, по всей вероятности, произошло в процессе этногенеза армян, когда создавались первые протоармянские племенные союзы. Возможно, что два мифических предка армян Хайк и Арам были этническими божествами двух мощных племенных союзов (хайасов и арменов), игравших в процессе этногенеза армян решающую роль. К раннеармянскому пантеону богов относятся также Ара Гехецик, Шамирам и др. С созданием первых армянских государственных образований на основе культов древних божеств и под влиянием иранских и семитских представлений формируется новый пантеон богов, возглавленный отцом всех богов Арамаздом.
В культовых центрах древней Армении этим богам были посвящены особые храмы. Значительное место занимают мифы и верования о демонах и злых духах. В архаических мифах и в эпосе «Випасанк» выступают демоны: вишапы, дэвы и каджи. В заговорах, заклинаниях, народных поверьях упоминаются чарки и другие злые духи. Образы и сюжеты армянской мифологии нашли отражение в искусстве и литературе. До нас дошли древнейшие огромные каменные изваяния, имеющие форму рыб, названные в народе «вишапы». Они находились у родников, искусственных водоемов. Начиная с эпохи бронзы встречаются многочисленные изображения, статуи, барельефы мифического оленя, связанного с культом богини-матери, позднее — с христианской богоматерью. При раскопках древнего Арташата обнаружены многочисленные античные терракотовые культовые статуэтки (1-2 вв. н. э.), многие из которых изображают Анахит. В Британском музее находится бронзовая статуя Анаит, найденная в Садахе (на территории современной Турции). Каменный жертвенник бога Михра из городища Двин хранится в Двинском археологическом музее. На средневековых армянских миниатюрах изображены разные мифологические сцены и персонажи (алы, Тьшха, древо жизни, хуш-капарики, мифические животные и др.).
Последний раз редактировалось LucyFernega Чт дек 17, 2009 20:25, всего редактировалось 2 раза.
Изображение
Между нами есть различие: Я умру за свои убеждения, а вы умрете за чужие!

Аватара пользователя
LucyFernega
Архидемон
Сообщения: 577
Зарегистрирован: Сб сен 05, 2009 00:26
Репутация: 0
Пол: Женский
Откуда: Τάρταρος

Сообщение LucyFernega » Сб ноя 07, 2009 01:17

Характер верований

Верования древних армян связаны с множествами культов(почитаний/поклонений). Основными культами были: культ предков, культ небесных тел (культ Солнца, культ Луны, Культ Неба), поклонение львам, орлам и быкам. Но основным культом конечно было поклонение богам армянского пантеона богов. Верховным богом был общий индоевропейский бог Ар (как начало начал), затем Ванатур. Позднее Богом-Творцом (Созидателем) стал Арамазд (во время армяно-персидских взаимоотношений) затем в эпоху эллинистического влияния он отождествлялся с греческим громовержцем Зевсом.

Мифы древних армян

От армянского язычества сохранилось достаточно мало текстов, сборников мифов, армянских сказок и значительных изображений на мифологические темы, но они могут поведать об армянском эпосе, например, «Давид Сасунский» и тд. .

Памятники народного творчества хранят сведения о верованиях армян, об их молитвах и анимистическом толковании природы. Историко-познавательную и художественную ценность представляют сказки, предания, пословицы, загадки, антуни-песни, песни скитальца — пандухта, а также легенды и сказы («Гайк и Бел», «Ара Прекрасный и Шамирам», «Торк Ангех», «Рождение Ваагна», «Тигран и Аждаак», «Арташес и Артавазд», «Арташес и Сатеник»), в которых отображается борьба армян против чужеземных захватчиков, воспеваются подвиги героев-богатырей, любовь к свободе и независимость. В песенном творчестве особое место занимает поэзия гусанов, продолжавших традиции народной поэзии языческих времен. Художественно своеобразен жанр айрепов, которые в литературной обработке Наапета Кучака (16 в.) вошли в сокровищницу мировой поэзии. Художественной обобщение героическое борьбы армянского народа против иноземного ига дано в героическом эпосе «Давид Сасунский».


Боги древних армян

Анаит (Անահիտ, Анахит) — богиня-мать, богиня(дицуи- դիցուհի) плодородия и любви; дочь (или жена) Арамазда. В армянском фольклоре Анаит изображалась с младенцем в руках, с внешностью и одеянии армянской женщины. Культ Анахит возник в Армении, вероятно, под влиянием распространённого у различных народов Древнего Востока культа богини-матери. Возможно, первоначально Анаит и Астхик были именами одного божества. Постепенно Анаит и Астхик стали почитаться как две различные богини. С именем Анаит стал связываться в первую очередь культ плодородия (в этом сказалось влияние иранской богини Ардвисуры Анахиты.)', изменяется и характер культа Анаит.: он теряет свой первоначально оргиастический характер. Её именуют «великая мать», «великая госпожа», «мать целомудрия», считают покровительницей армян. Культ Анаит был широко распространён в Армении до официального принятия христианства. Ей были посвящены многочисленные храмы (в храме в Ериза, современный Эрзинджан в Турции, была воздвигнута статуя Анаит из золота).
Отождествляли Анаит с древнегреческой Артемидой.

Ар (Ար) — главный протоармянский (арийский) бог. Ознаменовал могущество Солнца (арм.- арев), соединял в себе черты силы природы, весны и возрождения («смерть-воскрешение»), позже- черты бога войны.

Арэв, Арэгак (Արեգակ) — «Солнце», в переносном значении — «жизнь». В армянской мифологии: персонификация Солнца, иногда в виде колеса, излучающего свет, чаще в образе юноши. Согласно мифам, дворец Арэв находится на Востоке, на краю света. Вечером, воспламенённый и усталый, Арэв возвращается к матери (заход Солнца по-армянски — «майрамут», «вход к матери»). Арэв купается, мать вытаскивает его из воды, укладывает в постель, кормит грудью. Отдохнув, он снова пускается в путешествие. По другому мифу, Арэв купается и отдыхает в озере Ван, на дне которого находится его ложе. Перед рассветом ангелы облачают Арэв в огненную одежду. Когда Арэв умывается, горы и равнины покрываются росой. На высокой горе на Востоке поднимаются 12 телохранителей Арэв и огненными посохами ударяют по горе, которая вместе с другими горами преклоняет свою голову перед царём Арэв. Тогда Арэв, голова которого покрыта огненными волосами, поднимается на небо. По некоторым мифам, Арэв сопровождает огромная птица, её крылья раскрыты, чтобы от лучей Арэв не загорелась Земля. Арэв мчится по небосводу, сидя на льве. Лев своим огромным мечом защищает его от злых духов. Культ Арэв с древних времён был распространён среди армян. В V веке до н. э. в жертву богу Солнца приносили лошадей. Ещё в XII веке в Армении существовали сектанты — солнцепоклонники (арэвордик), преследуемые армянской христианской церковью. Восьмой месяц древнеармянского календаря и первый день каждого месяца назывались Арегом (то есть Арэв). Следы культа Арэв сохранились в народных молитвах и клятвах до XX века.

Астхик (Աստղիկ) (от армян. звёздочка) — в армянской мифологии богиня (дицуи) любви и красоты, возлюбленная бога грозы и молнии Ваагна.

Баршамин (Բարշամին) -Баршамин, Баршимниа, Баршам, в армянской мифологии божество, выступающее противником богов и героев (Вахагна, Арама и др.). Образ восходит, по-видимому, к западносемитскому Баалшамему, культ которого был распространён в Армении. Построенный в честь Б. храм и статуя из слоновой кости, вывезенная из Месопотамии Тиграном II (1 в. до н. э.) и установленная в селении Тордан (к юго-западу от современного города Эрзинджан в Турции), были разрушены после принятия в Армении христианства (4 в.).

Ваагн (Vahagn, Վահագն), Вахагн — бог грозы и молнии, предок армян.
В эллинистическую эпоху, Ваагн отождествлялся с Гераклом. Ваагн суровой зимой украл у родоначальника ассирийцев Баршама солому и скрылся в небе. На своем пути он ронял мелкие соломинки и из них образовался Млечный Путь, по-армянски — «дорога соломокрада».— Мкртич Нагаш
В имени этого бога содержится тот же индоевропейский корень, что и в имени иранского бога Вертрагна и парфянского Вархагна. В святилище на горе Немруд в Коммагене (Заевфратье), южнее Малатии, он назван Артагнесом и идентифицирован с Гераклом, так же, как и у Фавтоса Бузанда, армянского историка IV векa. Любопытно, что у Мовсеса Хоренаци он выступает в качестве человеческого существа, сына Тиграна Ервандяна (хотя тут же в гимне выявляется его божественная сущность и описывается его рождение из лона природы — из ствола огнедышащего тростника), подобно тому, как в греческой мифологии Геракл, с которым Вахагн тут же сопоставляется, был человеком, сыном бога Зевса и смертной Алкмены, и лишь впоследствии был обожествлён и взят на Олимп.

Ванатур( Վանատուր) — бог (диц) гостеприимности.

Лусин (Լուսին) (в переводе «Луна») — в армянской мифологии: антропоморфная персонификация Луны.

Нанэ (Нанэа, Նանե) в армянской мифологии богиня, дочь верховного Бога-Творца Арамазда.

Михр(Мгер, Միհր) (видимо происходит от Митры) — бог (диц) чистоты, доброты и справедливости, бог небесного света и солнца, сын Арамазда.

Спандарамет (Spandaramet, Սպանդարամետ) — у древних армян бог подземелья. Также он был богом царства мертвых. Отождествлялся с древнегреческим богом Аидом.

Тарку/Торк (Տարկու, Tarqu/Torq) — у древних армян бог плодородия и растительности

Тир(Տիր, Tir) — бог (диц) науки и образования.

Торк Ангех (Տորք Անգեղ,Torq Angegh) — божество, сын Ангеха. Изображался как высокий, уродливый и в то же время обладатель нечеловеческой силы человек.

Тцовинар (Ծովինար, Tzovinar), от арм. «тцов»(ծով) — «море» (реже её называли «Тцовян», что переводится как «Морская») — богиня моря, воды и дождя.
Последний раз редактировалось LucyFernega Вт дек 15, 2009 17:32, всего редактировалось 1 раз.
Изображение
color="#008000" size="+1" face="Monotype Corsiva">Между нами есть различие: Я умру за свои убеждения, а вы умрете за чужие!

Аватара пользователя
LucyFernega
Архидемон
Сообщения: 577
Зарегистрирован: Сб сен 05, 2009 00:26
Репутация: 0
Пол: Женский
Откуда: Τάρταρος

Сообщение LucyFernega » Сб ноя 07, 2009 01:31

Духи и мифические существа

Азаран Бмбул (Հազարան Բմբուլ, Hazaran Bmbul)- в армянских мифах чудесная птица.

Аждаак (Աժդահակ, Ajdahak) — Человеко-вишап (полудракон).

Айоц лернер (Hayoc lerner, Հայոց լեռներ) («армянские горы») В армянских мифах персонифицированные горы.

Алы, Алк (Alq — мн., Al — ед., ԱԼք) алк — в мифах армян злые духи, вредящие роженицам и новорождённым.

Амбару (Hambaru, Համբարու) — Дух амбаров и хлевов. Требуют к себе доброго отношения, в противном случае мстят хозяевам строений.

Арагил (Aragil, Արագիլ) («аист») — Защитник полей. Согласно некоторым мифам, в стране своего обитания Арагил — люди, земледельцы; они надевают перья перед перелетом в Армению; улетая из нее, приносят в жертву богу одного из своих птенцов.

Арэваманук (Arewamanuk Արևամանուկ) («солнечный юноша») — у армян охотник, наказанный солнцем.

Аралезы (Арлезы, Արլեզներ)— в армянской мифологии духи, происходящие от собаки. Они спускаются с неба чтобы зализать раны убитых в сражении и воскресить их. Так аралезы воскресили Ара прекрасного, убитого Семирамидой. Языческие армяне верили в существование духов-аралезов, содействовавших воскресению павших в бою. Эти духи, по выражению Фавста, сходили и лизали раны убитого на поле сражения, возвращая ему жизнь. Этимология слова «аралез», как пишет Езник, вполне определяет роль этих духов. Оно состоит из «иар» — беспрестанно и «лез-ум» — лизать.

Бахт ( Բախտ«судьба»), в армянской мифологии персонификация судьбы.

Баршамин-Баршамин, Баршимниа, Баршам, в армянской мифологии божество, выступающее противником богов и героев (Вахагна, Арама и др.). Образ восходит, по-видимому, к западносемитскому Баалшамему, культ которого был распространён в Армении. Построенный в его честь храм и статуя из слоновой кости, вывезенная из Месопотамии Тиграном II (1 в. до н. э.) и установленная в селении Тордан (к юго-западу от современного города Эрзинджан в Турции), были разрушены после принятия в Армении христианства (4 в.).

Ачуч-Пачуч (Achoych-Pachoych, Աչուչ-Փաչուչ), Ачоч-Мачоч — в мифах древних армян — карлики, проживающие на краю света; последняя человеческая раса перед концом мира. Согласно поверьям, люди постепенно уменьшаются, достигая в конце концов размера, позволяющего им пройти через игольное ушко.

Вишап (Vishap, Վիշապ) — Крылатый дракон, с огненной пастью. В армянских мифах, драконы, хтонические существа (в древней Армении изображались в виде огромной рыбы).

Гишерамайрер (Gisheramayrer, Գիշերամայրեր) — в переводе «Матери ночи». В армянской мифологии: персонификация ночной тьмы, злые ведьмы.

Грох (Grogh, Գրող) («пишущий», «записывающий») — В армянских мифах дух смерти, персонификация, ипостась духа смерти Огеара.

Дэв, Дайва (Դև) (авестийский), Див (фарси), Деус — Злой дух, великан покрытый шерстью. Очень напоминает циклопов, но в отличие от них двуглазый.

Даханавар (Դախանավար) был вампиром (также называемый «Дашнавар»), который проживал в горах Ултиш Альто-тэм.

Джраарс
Джраарс (Ջրահարս, «Djrahars» — буквально — «водяная невеста») — в армянских сказках и легендах — русалка. Русалка — женщина с рыбьим хвостом, живущая под водой и с волосами, похожими на водоросли и морскую тину.

Жук у Жаманак ( Juk u Jamanak, Ժուկ ու Ժամանակ) («время») — Персонификация времени. Жук у Жаманак — седовласый старик, сидит на вершине высокой горы (на небе). Держит в руках два клубка — белый и черный. Он спускает по одной стороне горы один клубок, при этом его разматывая, второй клубок он сматывает, поднимая его по другой стороне горы. Когда белый клубок (символизирующий день, дневное небо), разматываясь, доходит до низу, — светлеет и восходит солнце. Когда Жук у Жаманак сматывает белый клубок, а черный (символ ночи, ночного неба), разматывая, спускает вниз, — темнеет и заходит солнце.

Кадж (Qaj, Քաջ),- буквально «храбрец», у армян мифологические персонажи — духи бури и ветра.

Кахард(Kakhard, Կախարդ), в армянской мифологии — ведьма.

Мардагайл (Mardagayl, Մարդագայլ) («человек-волк») — Человек-оборотень (обычно женщина-оборотень), обладающий способностью превращаться в волка.

Нэанг (Nhang, Նհանգ) был обитающим в реках змееподобным монстром со способностями к изменению формы тела. Его обычно связывают с традиционными армянскими драконами(вишап). Существо могло заманить мужчину, приняв облик женщины или превратиться в тюленя и затащить человека в воду, чтобы утопить и выпить его кровь. Слово Нэанг использовалось в древней армянской литературе для всех водных (морских и речных) монстров.

Пай (Paհ, Պահ) — Дух-хранитель, домовой, леший. В зависимости от отношения к нему, может быть добрым или вредным. Различались разный виды пайев в зависимости от названия:

Тнапай (Տնապահ) домовой (от слова «тун» — «дом»).

Антарапай — (Անտառապահ) леший (от слова «антар» — «лес»), подобный греческому пану (он также подобен дикому козлу)

Мардапай (Մարդապահ)— дух-хранитель, исходя из названия (от слова «мард» — «человек» и «пай» — хранить)

Пери (Pheri, Փերի) — Прекрасная фея. Пери всегда отличается особой красотой, что в некоторых случаях может оказаться губительным для человека.

Пиатэк (Piatek, Փիատեք) — в армянской мифология большое шерстистое млекопитающее с клювом.

Тзук
Тзук (ThzukԹզուկ) — в армянской мифологии — гном или карлик.

Чары (мн.ч -Чарк/Чары; ед.ч — Чар) (Char, Չարք)- в низшей армянской мифологии злые духи.

Эскá (Հսկա, Hska)- в армянской мифологии великаны, исполины или гиганты.
Последний раз редактировалось LucyFernega Чт дек 17, 2009 14:16, всего редактировалось 1 раз.
Изображение
color="#008000" size="+1" face="Monotype Corsiva">Между нами есть различие: Я умру за свои убеждения, а вы умрете за чужие!

Аватара пользователя
Iss
Иерарх
Сообщения: 6023
Зарегистрирован: Пн ноя 12, 2007 19:10
Репутация: 5
Пол: Мужской

Сообщение Iss » Сб ноя 07, 2009 12:50

LucyFernega, хорошая подборка)) 8)
Источник не укажешь?
Среди могил унылых и безвестных
Я принесу чудовищный оброк
Тебе, о страх земной, подземный рок
И бич небесный!

Аватара пользователя
LucyFernega
Архидемон
Сообщения: 577
Зарегистрирован: Сб сен 05, 2009 00:26
Репутация: 0
Пол: Женский
Откуда: Τάρταρος

Сообщение LucyFernega » Сб ноя 07, 2009 12:58

Iss
КИТОС!!! :oops:

Я это с книги перепечатла, но сейчас пострюсь найти информацию в армянских сайтах.
Последний раз редактировалось LucyFernega Сб ноя 07, 2009 13:14, всего редактировалось 1 раз.
Изображение
color="#008000" size="+1" face="Monotype Corsiva">Между нами есть различие: Я умру за свои убеждения, а вы умрете за чужие!

Аватара пользователя
Iss
Иерарх
Сообщения: 6023
Зарегистрирован: Пн ноя 12, 2007 19:10
Репутация: 5
Пол: Мужской

Сообщение Iss » Сб ноя 07, 2009 13:07

А что за книга?
* у самого армянская кровь присутствует, но о мифологии тамошней знаю до обидного мало*
Среди могил унылых и безвестных
Я принесу чудовищный оброк
Тебе, о страх земной, подземный рок
И бич небесный!

Аватара пользователя
LucyFernega
Архидемон
Сообщения: 577
Зарегистрирован: Сб сен 05, 2009 00:26
Репутация: 0
Пол: Женский
Откуда: Τάρταρος

Сообщение LucyFernega » Сб ноя 07, 2009 13:09

Вот здесь "Армянский пантеон богов":
http://demurov.mylivepage.ru/page/Армянский%20пантеон%20богов

Это форум, но нужной информации найдется:

http://forum.openarmenia.com/topic/6879-армянская-мифология/
Последний раз редактировалось LucyFernega Сб ноя 07, 2009 13:16, всего редактировалось 1 раз.
Изображение
color="#008000" size="+1" face="Monotype Corsiva">Между нами есть различие: Я умру за свои убеждения, а вы умрете за чужие!

Аватара пользователя
LucyFernega
Архидемон
Сообщения: 577
Зарегистрирован: Сб сен 05, 2009 00:26
Репутация: 0
Пол: Женский
Откуда: Τάρταρος

Сообщение LucyFernega » Сб ноя 07, 2009 13:16

Iss

А что за книга?
* у самого армянская кровь присутствует, но о мифологии тамошней знаю до обидного мало*


Вот есть один сайт, там опубликованна книга Саргиса Арутюняна, жаль что нет на русском. http://armenianhouse.org/harutyunyan/ar ... gends.html

Iss, если тебе интересно, я могу здесь написать содержание книги, и если что будет нужно могу перевести, мне не трудно, но могут быть грамматические ошибки.
Изображение
color="#008000" size="+1" face="Monotype Corsiva">Между нами есть различие: Я умру за свои убеждения, а вы умрете за чужие!

Аватара пользователя
Iss
Иерарх
Сообщения: 6023
Зарегистрирован: Пн ноя 12, 2007 19:10
Репутация: 5
Пол: Мужской

Сообщение Iss » Сб ноя 07, 2009 13:27

Ну меня прежде всего интересуют условно говоря "Темные боги": боги смерти, боги подземного мира, боги ночи и ну и всякого рода злые духи всякие чудовища...Если тебе удаться найти какую-то более подробную информацию на эту тему - будет очень даже хорошо)))
Также интересуют пережитки язычества уже в христианскую эпоху...
Среди могил унылых и безвестных
Я принесу чудовищный оброк
Тебе, о страх земной, подземный рок
И бич небесный!

Аватара пользователя
LucyFernega
Архидемон
Сообщения: 577
Зарегистрирован: Сб сен 05, 2009 00:26
Репутация: 0
Пол: Женский
Откуда: Τάρταρος

Сообщение LucyFernega » Сб ноя 07, 2009 13:42

Ок! Сейчас зкончу работу и переведу. постараюсь как можно скоро)))
Изображение
color="#008000" size="+1" face="Monotype Corsiva">Между нами есть различие: Я умру за свои убеждения, а вы умрете за чужие!

Аватара пользователя
LucyFernega
Архидемон
Сообщения: 577
Зарегистрирован: Сб сен 05, 2009 00:26
Репутация: 0
Пол: Женский
Откуда: Τάρταρος

Сообщение LucyFernega » Вс ноя 08, 2009 02:52

Хотелось бы с начала написать миф о царе Трдате III, при котором христианство провозгласилось государственной религией Армении

Согласно мифу, Трдат III (Տրդատ Երրորդ) возврашался в Арменю в сопровождении римской армии (легионов), чтобы занять отцовский престол. При входе в Армению он совершает обряд жертвоприношения богине (дицуи, аствацуи- դիցուհի, աստոածուհի) Анаид. Один из сопровождающих, Григор Лусаворич (Григор Просветитель- Գրիգոր Լուսավորիչ), будучий христианином, отказался принять участие в жертвоприношении. Тогда же Трдату сообщают, что Григор является сыном убийци его отца, царя Хосрова II. По приказу Трдата, Григора заключают в темнице для смертников Хор Вирап (существует и сейчас, только рядом с темницей (скорее над) построена церковь). Кроме этого Трдат отдает приказ арестовать всех христиан, проживающих на территории Армении, а тех, кто попытается скрыться- казнить.
Григор остался в темнице 13 лет (согласно источникам он единственный, кто выжил в этой теммнице).
В это время в Арменю приехали 33 девственниц-христианок, родом из Рима, которые скрывались от преследований императора Диоклетиона.
Трдат, очарованный красотой одной- Рипсиме (Հռիփսիմե), решил взять ее в жены, но Рипсиме отказалась. Тогда Трдат приказал казнить всех девственниц-христианок.
Сцена казни вызвала у царя сильное потрясение, он заболел "свинной" болезнью. Сестре царя Хосровадухт (Խոսրովադուխտ) приснилось, что вылечить сможет только Григор. Его освободили и после 66 дней проповеди христианства Григор исцелил царя.
После этого, в 301 году н. э. Трдат III провозгласил христианство государственной религией Армении.
Трдат отдал приказ уничтожить все языческие культы, храмы, жертвенники. Он поставил перед собою цель уничтожить все, что было связанно с язычеством.

Это и есть причина того, что до нас дошло малое количество данных о язычестве в Армении.

Самым знаменитым языческим храмом Армении считается Гарни (Գառնի), он существует по сей день. Почему то Трдат его не уничтожил... Информация здесь---> http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/35889
Изображение
color="#008000" size="+1" face="Monotype Corsiva">Между нами есть различие: Я умру за свои убеждения, а вы умрете за чужие!

Аватара пользователя
LucyFernega
Архидемон
Сообщения: 577
Зарегистрирован: Сб сен 05, 2009 00:26
Репутация: 0
Пол: Женский
Откуда: Τάρταρος

Сообщение LucyFernega » Вс ноя 08, 2009 04:10

"Темные боги"


ГРОХ() (Գրող) так же известен как ОГЕАР(Հոգեառ): в древнеармянской мифологии считался духом смерти. Соласно мифам он записывал все действия человека за всю его жизнь, и по этим записям после смерти человека определял насколько чиста была его "солнце" (Арев, Արև), тимелась ввиду совесть.

После провозглашения христианства государственной религией Армении Грох представлялся как дух, который ставил на младенцев "печать судьбы". Дальше Гроху предписалось другое христианское представление, а именно он представлялся как "обвенитель" во время божьего суда.

И наконец, Грох отождеставлялся с Сатаной. Даже до сегоднешнего дня есть проклинание Грохи цоц (Գրողի ծոց) , что в дословном переводе означает "Ложе Гроха". Имеется ввиду смерть.



СПАНДАРАМЕТ(Սպանդարանամետ) бог подземелья и царства мертвых. (Отождествляется с древнегреческим богом Аидом).
Есть предположение, что Спандарамет изначально считался богом растительности и плодородности, об этом свидетельствуют описания "Праздника Поклонения Спандарамету" в разных источниках.

В дальнейшем Спандарамет упоменается как Спандараметапет и представляется как бог земли и подземного мира. В более позднее время он упоменается как повелитель Ада, мертвых и Злых духов.
Считалось, что Спандараметапет время от времени приходит "в мир людей", так как это часть его царства.



АЛЫ, АЛК (мн. ч. Ալք) -это злые духи, считалось что они бывают и женского пола и мужского. В мифах они описываются как наполовину человек наполовину зверь, покрытые шерстю, глаза огненные а ногти из меди. Алы в первую очередь считались врагами роженниц и новорожденных.

Согласно поверьям они боялись только железа и конкретных "молитв роженниц" (համյեկներ, Hmayekner). Роженицы всегда хранили при себе железные предметы.

Считалось, что Алы душат роженниц и поедают их, особенно печень. После этого они похишали новорожденных и уносили своему царю. Иногда они причиняли вред зародышам еще в утробе матери.

Согласно мифологии Алы жили в горах, в углах домов, в пещерах, а их царь в глубоком ущелье.

После христианизации Армении рождается миф, что Ал (ед.ч. Ալ) это женщина созданная из огня Богом, до создания Евы и была первой женой Адама. Ал была гордой и злой. Адам не смог полюбить ее и она сбежала от Адама и Начала охоту за его потомством.

*Ал в переводе с армянского означает кроваво-красный.
Изображение
color="#008000" size="+1" face="Monotype Corsiva">Между нами есть различие: Я умру за свои убеждения, а вы умрете за чужие!

Аватара пользователя
LucyFernega
Архидемон
Сообщения: 577
Зарегистрирован: Сб сен 05, 2009 00:26
Репутация: 0
Пол: Женский
Откуда: Τάρταρος

Сообщение LucyFernega » Вс ноя 08, 2009 04:16

все... мозг отключен... продолжу завтра. :258:
Изображение
color="#008000" size="+1" face="Monotype Corsiva">Между нами есть различие: Я умру за свои убеждения, а вы умрете за чужие!

Аватара пользователя
LucyFernega
Архидемон
Сообщения: 577
Зарегистрирован: Сб сен 05, 2009 00:26
Репутация: 0
Пол: Женский
Откуда: Τάρταρος

Сообщение LucyFernega » Пн ноя 09, 2009 06:19

ГИШЕРАМАЙРЕР (Գիշերամայրեր) - /мн. ч., арм. гишер-ночь, майр- мать/в армянской мифологии олицетворяютночных злых духов. Они презирали свет и солнце. Со дня мира они приследовли солнечному свету, но не могли "поймать". Каждый вечер они выходили из под гор, но солнце уже скрывалось и их дыхание полное гнева приносили мрак ночи. У них в руках всегда были черные змеи. Во время погонии за солнцем они вхотила в дома, леса, в мельницы и если по-пути встречали живого существа отравляли их ядом черной змеи, приносили безплодие. А после скрывались в глубинах рек и озер, в подземелях.
Изображение
color="#008000" size="+1" face="Monotype Corsiva">Между нами есть различие: Я умру за свои убеждения, а вы умрете за чужие!

Hellia
Темная Душа
Сообщения: 124
Зарегистрирован: Вс авг 16, 2009 04:45
Репутация: 0
Пол: Другое
Откуда: Чита... чи не та...

Сообщение Hellia » Пн ноя 09, 2009 14:44

Замечательно ! Огромные благодарности! Такой информации нет почти нигде!!! Читала с большим интересом.


@}->-- Китос, дорогая :)
кто не видит Сатану - подсотанник, кто видит - шизик... (c) Понтик

Христианский конь всегда ходит буквой "Г". А сатанинский конь ходит буквой "Ю", потому что сатанизм- эгоистичная и беспощадная философия.) (с) dazarat

Чем шире рот, тем чешире кот.

ИзображениеИзображениеИзображениеИзображениеИзображение

Аватара пользователя
LucyFernega
Архидемон
Сообщения: 577
Зарегистрирован: Сб сен 05, 2009 00:26
Репутация: 0
Пол: Женский
Откуда: Τάρταρος

Сообщение LucyFernega » Пн ноя 09, 2009 20:00

Star Gate

Замечательно ! Огромные благодарности! Такой информации нет почти нигде!!! Читала с большим интересом.
Китос, дорогая


Олкаа хювя :oops:

Да, в интернете почти ничего нет на русском, стараюсь найти как можно больше информации.
Объязательно продолжу.
Изображение
color="#008000" size="+1" face="Monotype Corsiva">Между нами есть различие: Я умру за свои убеждения, а вы умрете за чужие!

Аватара пользователя
LucyFernega
Архидемон
Сообщения: 577
Зарегистрирован: Сб сен 05, 2009 00:26
Репутация: 0
Пол: Женский
Откуда: Τάρταρος

Сообщение LucyFernega » Вт ноя 10, 2009 20:58

ВИШАПЫ (Վիշապներ) и НЭАНГ (Նեանգ). Они изображались в виде крылатого духа, пожего на змею. Эти злые духи обитали в небе, в озерах, на горных вершинах. Согласно мифу, когда небесные Вишапы опускались вниз, а озерные поднимались на небо, это порождает грозу. А самый большой Вишап, которого назыавали Нэангом, мог проглотить солнце и тогда происходиало солнечное затмение.
В мифах говорится, что водные Вишапы заставляли людей приносить им в жертву молодых девушек. Если мужчины шли спасать девушек, Вишапы приврашались в женщину неземной красоты, соблазняли мужчин, утопали их в воде а после пили их кровь. С ними боролся бог Ваагн. А битва Вишапов и Ваагна были причиной штормов на озере Ван.
После христианизации миф несколько изменился. С Вишапами боролся Архангел Гавриил (Габриел Хрештак-Գաբրիել Հրեշտակ). Во время грозы Вишапы пытаются проглатить солнце. По приказу Архангела Гавриила Ангелы вздымают Вишапов к солнцу и от лучей солнца Вишапы преврашаются в пепел и сыпляются на землю.
Изображение
color="#008000" size="+1" face="Monotype Corsiva">Между нами есть различие: Я умру за свои убеждения, а вы умрете за чужие!

Аватара пользователя
LucyFernega
Архидемон
Сообщения: 577
Зарегистрирован: Сб сен 05, 2009 00:26
Репутация: 0
Пол: Женский
Откуда: Τάρταρος

Сообщение LucyFernega » Вс ноя 15, 2009 13:35

ДАХАНАВАР ИЛИ ДАШАНАВАР (Դախանավար, Դաշանավար) , вампир с двумя головами и без ног, согласно легенде был провителем 366 Долин (арм. Овит-Հովիտ). Он не довал приблежатся к своей территории. Если кто то приближался, он в ночное время нападал и пил кровь из стопы. Укус Даханавара был смертельным.
Сагласно другому мифу, эти 366 долин входили в состав Армении.И Даханавар нападал на чузеземцев, защищая армянский народ.
На армян нападал только в случае инцеста.
Но армянский народ начал злоупотреблять его силу и Даханавар покинул Долины навсегда.
Изображение
color="#008000" size="+1" face="Monotype Corsiva">Между нами есть различие: Я умру за свои убеждения, а вы умрете за чужие!

Аватара пользователя
Iss
Иерарх
Сообщения: 6023
Зарегистрирован: Пн ноя 12, 2007 19:10
Репутация: 5
Пол: Мужской

Сообщение Iss » Вс ноя 15, 2009 13:43

На армян нападал только в случае инцеста.


Что такой высокоморальный был?))
Среди могил унылых и безвестных
Я принесу чудовищный оброк
Тебе, о страх земной, подземный рок
И бич небесный!

Аватара пользователя
LucyFernega
Архидемон
Сообщения: 577
Зарегистрирован: Сб сен 05, 2009 00:26
Репутация: 0
Пол: Женский
Откуда: Τάρταρος

Сообщение LucyFernega » Вс ноя 15, 2009 14:23

Смотри, по армянским обычаям инцест, а так же потеря девственности до свадьбы считалось неуважением к отцовскому дому. Наверно поэтому придумывали такого рода истории. Вот еще одна: если девушка теряла девственность до брака, на нее с неба падала волчья шкура, и по ночам она преврашалась в волчицу, бродила по лесам, и нападала на путешественников. Это длилось 7 лет, а после шкура опять возврашалась в небо.
Изображение
color="#008000" size="+1" face="Monotype Corsiva">Между нами есть различие: Я умру за свои убеждения, а вы умрете за чужие!


Вернуться в «Кавказских народов мифология»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость