Каналоа

(гавайцы, маори, папуасы...)
Ответить
Аватара пользователя
Iss
Иерарх
Сообщения: 6700
Зарегистрирован: Пн ноя 12, 2007 19:10
Пол: Мужской

Каналоа

Сообщение Iss » Пт окт 05, 2012 17:29

Каналоа

Каналоа (Тангароа, Таароа, Тагалоа и т.п)- один из четырех главных богов полинезийской мифологии, почитавшийся вместе с Тане (Кане), Ронго (Лоно) и Ку (Ту). Под немного измененными именами эти боги были известны и на Самоа и в Новой Зеландии и на Гавайях, однако их функции и значимость в системе мироздания могла существенно разнится от острова к острову. Тот же Тангароа мог восприниматься и как верховный бог, творец Вселенной и как второстепенное божество, мог представляться и благостным богом или же хтоническим воплощением «зла».
Нас, понятное дело, больше всего интересует именно, что представление о Каналоа- воплощении мрака и зла. Именно так ( и именно под таким именем) этот общеполинезийский бог известен на Гавайских островах.
Изображение
Не абсолютное, разумеется, зло- такого понятие вообще не часто встретишь в язычестве, но все же достаточно мрачное божество океана. Каналоа призывают во время мореплавания, он указывает на подземные источники. Кроме того, Каналоа считается богом потустороннего мира и учителем магии.
В легендах Каналоа часто действует вместе с Кане, верховным божеством и культурным героем в гавайской традиции. Они вместе творят мир- так Кане создает каноэ, но именно Каналоа заставляет его плавать; Кане принадлежит северная часть эклиптики. Каналоа южная и так далее. По сути- типичный миф о обустройстве мира двумя сотворцами: как Ульгень и Эрлик в алтайской мифологии, Нум и Нга в мифах ненцев или Нуми-торум и Куль-Отыр в ханты-манскийских мифах. С приходом христианства один из творцов отождествляется с Богом-Отцом – как правило это небесный, «добрый» бог. Соответственно бог Нижнего Мира, Бог Смерти отождествляется с Сатаной( там где есть исламское влияние- с Шайтаном). Соотвествено и с Сатаной отождествляется и Каналоа- его имя связывается с различными легендами о борьбе против Кане. В одном из таких преданий, Каналоа является лидером духов созданных после того, как земля была отделена от неба. Эти духи были "выплюнуты богами". Они восстали, во главе с Kaналоа, потому что им не разрешают пить Аву ( своего рода местный вариант «божественного нектара»). Духи эти потерпели поражение и были низвергнуты в подземный мир, где Каналоа, иначе известный как Милу, становится правителем мира мертвых.
В подобных легендах видят следы христианского влияния, считают что отождествление Каналоа с Дьяволом произошло под влиянием миссионеров. Возможно так оно и есть, но и для подобного отождествления должны были быть предпосылки уже в язычестве. Тем более что легенды о «добром» и «злом» творцах достаточно типичны для язяческого мировоззрения, обнаруживаясь в мифах народов вроде как не подверженных особому христианскому влиянию. Собственно миф о Кане и Каналоа этой схеме вполне соответствует: когда Кане рисует фигуру человека на земле, Kаналоа делает тоже самое, однако изображение Кане оживает, а творение Каналон остается камнем. Каналоа сердится и проклинает человека, привнося мир смерть. Каналоа производит все виды ядовитых существ. Именно он соблазняет жену первого человека в этой версии грехопадения ( кстати тоже не являющееся сугубо библейским изобретением). Каналоа посылает белого альбатроса, который выводит первого мужчину и первую женщину из сада богов, предусмотренного для них.

Глаз Бога Моря
В гавайском язычестве особенно подчеркивается, что в отличие от других богов у Каналоа круглые глаза – как у осьминога. В традиции «хуна» ( что-то вроде сильно осовремененной гавайско-языческой мистики) существует эзотерический символ- Глаз Каналоа.
Вот такой:
Изображение

Он представляет собой семиконечную звезду, окруженную кругами, разделенными восьми линиями. В целом символ похож на паутину, которая символизирует нити жизни, восемь линий ведущих из центра связаны с мистической силой "мана", (число 8 в гавайской традиции также число силы), 4 круга символизируют любовь, а звезда в центре сущность человека. В целом, картина представляет символическую связь всех вещей друг с другом. В этом аспекте звезда в центре символизирует паука / шамана, то есть физическое лицо, сознающее себя к «ткачом своей собственной жизни» ( кстати, по некоторым версиям в обличье паука представал и скандинавский бог-колдун Локи).
Звезду могут использовать для исцеления, стимулирования физических и умственных способностей, а также многих других целей. Большинство людей могут ощутить энергию, (проявляющую себя как покалывание, давление или прохлада), держа руки, пальцы, щеки или лба рядом с символом. Сам по себе символ способствует гармонизации физических, эмоциональных и психических энергий в комнате или в другом месте. Энергия может быть доступна непосредственно при медитации на этот символ. Он также может усилить и гармонизировать другие источники энергии, при помещении его сзади или спереди источника.
Среди могил унылых и безвестных
Я принесу чудовищный оброк
Тебе, о страх земной, подземный рок
И бич небесный!

Аватара пользователя
Iss
Иерарх
Сообщения: 6700
Зарегистрирован: Пн ноя 12, 2007 19:10
Пол: Мужской

Re: Каналоа

Сообщение Iss » Пт окт 05, 2012 18:10

Каналоа - прообраз Ктулху?

Изображение

Среди прочего Каналоа является богом кальмаров и Богом-Кальмаром( Спрутом, Осьминогом, как кому больше нравится). Его даже порой называли Каа-хe'e-хaунa-Вeлa (зловонный кальмар). Один из заговоров обращенных к Каналоа для исцеления звучит примерно так:

Kanaloa, Бог-Кальмар,
Вот ваш больной человек


Несмотря на такие ожидания и сам Каналоа считался недобрым богом, да и на кальмаров соответственно чуть ли ни как на демонических существ. Само именование Каналоа "зловонным кальмаром" находит следующие паралелли в Лавкрафтовском рассказе "Ужас Данвича", где поисываются божества лавкрафтовского пантеона- Великие Древние:

"Лишь по зловонию Их узнаешь ты их. Руки Их у тебя на горле, но ты Их не
видишь, и обиталище Их как раз там, где порог, что ты охраняешь."

http://www.lib.ru/INOFANT/LAWKRAFT/danv.txt

Неизвестно знал ли Лавкрафт полинезийскую мифологию вообще и гавайскую в частности. Но стоит отметить, что его Ктулху схож с Каналоа не только внешним обликом, но и местом проживания- Тихим океаном. В своем бессмертном творении «Зов Ктулху» Лавкрафт распологает затонувший город Р’лиех именно в Тихом Океане, правда не там где Гавайи, а значительно южнее.


Этот человек, после того как пришел в чувство, рассказал весьма
странную историю о пиратстве и кровавой резне. Он назвался Густавом
Йохансеном, норвежцем, вторым помощником капитана на двухмачтовой шхуне
"Эмма" из Окленда(Новая Зеландия), которая отплыла в Каллао 20 февраля, имея на борту команду из одиннадцати человек.
Он рассказал, что "Эмма" задержалась в пути и была отнесена к югу от
своего курса сильным штормом 1-то марта, и 22 марта в 49 градусах и 51
минуте южной широты и 128 градусах и 34 минутах западной долготы встретила
"Бдительную", управляемую странной и зловещего вида командой из канаков и
людей смешанной расы. Получив повелительное требование повернуть назад,
капитан Коллинз, отказался выполнить его; и тут странный экипаж без всякого
предупреждения открыл, яростный огонь по шхуне из батареи медных пушек,
составлявших вооружение яхты.
....
Из Данедина по телеграфу сообщили, что "Бдительная" была, хорошо
известным торговым судном, курсировавшим между островами Тихого океана, и
что она пользовалась дурной репутацией по всему побережью; Ей владела группа
представителей смешанных рас, достаточно необычная, чьи частые сборища и
ночные путешествия в лесную чащу давали пищу для немалого любопытства; она
вышла в море в большой спешке сразу же после шторма и подземных толчков 1
марта.

http://lib.ru/INOFANT/LAWKRAFT/ktulhu.txt

С нескрываемым отвращением он сообщал о смуглолицых служителях культа, находившихся на борту «Бдительной». По-видимому в них было что-то такое, что-то небывало гнусное, отчего их уничтожение превращалось почти в священный долг – именно поэтому Йохансен с нескрываемым недоумением воспринял обвинение самого себя и своих людей в жестокости, прозвучавшее во время слушания в суде. Затем, движимые любопытством, люди Йохансена мчались вперед на захваченной яхте, пока, находясь в 47 градусах 9 минутах южной широты и 126 градусах 43 минутах западной долготы, не наткнулась на береговую линию, где посреди липкой грязи и ила обнаружили поросшую тростником каменную кладку, которая была не чем иным, как материализованным ужасом той планеты – кошмарным городом-трупом Р'льехом, построенном в незапамятные доисторические времена гигантскими отвратительными созданиями, спустившимися с темных звезд. Там лежали великий Ктулху и его несметные полчища, укрытые в зеленых осклизлых каменных усыпальницах, посылавшие те самые послания, которые в виде ночных кошмаров проникали в сны чутких людей, а верных слуг призывали в поход с миссией освобождения и возрождения своих повелителей.

http://lib.rus.ec/b/124972/read


В другом культовом рассказе Лавкрафта «Зов над Иннсмутом» Глубоководные, народ разумных амфибий, поклоняющихся Дагону и Ктулху пришел в новоанглийский городок Иннсмаут тоже с неких тихоокеанских островов, населенных «канаками»- так раньше называли гавайцев, да и вообще полинезийцев.

Мэтт Элиот – его первый напарник был, – тоже много чего болтал, только он был против того, чтобы парни увлекались язычеством. Много рассказывал об острове к востоку от Отахайты, на котором полно всяких каменных развалин, да таких старых, что еще и свет не видывал. Вроде тех, что лежат в Понапее – это в Каролине, – но только с резными лицами, похожими на те, что на острове Пасхи. И еще там был один маленький островок – после вулкана остался, – и на нем тоже остались развалины, только резьба там уже другая была, а руины все такие, словно давным-давно под водой находились, и картинки на них резные – сплошные чудовища; все изрезанные…

Так вот, сэр, этот Мэтт сказывал, что тамошние жители, ловят столько рыбы, сколько их утроба вместить может, и все носят браслеты, побрякушки какие-то, и на голову украшения – и все резные, с картинками, вроде тех, что были на руинах на том маленьком острове – то ли рыбы-лягушки, то ли лягушки-рыбы, но все в разных позах, и вообще ходят как люди. И никак было не дознаться у них, откуда они все это взяли; а матросы все удивлялись, как это они могут столько рыбы ловить, когда даже на соседнем острове ее нет. Мэтт тоже голову ломал над этим, и капитан Оубед тоже. Оубед еще заметил тогда, что многие симпатичные молодые парни с этого острова вдруг куда-то исчезают – год назад были, и нет их, – а стариков там вообще почти нет. И еще ему показалось, что многие из тамошних парней чудные какие-то, лицом даже хуже туземцев– канаков.
http://lib.rus.ec/b/70332/read


Даже в рассказе «Дагон», поднявшийся из воды остров на котором неведомое чудище, похожее на все тех же Глубоководных, поклоняется загадочному каменному монолиту, расположен в Тихом океане.
Изображение
Кстати, параллели с лавкрафтовскими Глубоководными без особого труда прослеживаются в мифах различных народов Тихого океана: меланезийские полулюди-полурыбы, имеющих обыкновение топить купающихся людей; божество маньчжурских шаманов Матушка Дэликэ- рыбоголовая богиня; наконец на Камчатке ительмены почитали рыбоподобного бога Митга, а коряки - Хозяина моря в виде огромного краба.
Возвращаясь к Лавкрафту мы можем вспомнить и еще один рассказ написанный им в соавторстве с Хейзл Хилд- «Вне времен». Там упоминается еще одно божество-чудовище под именем Гхатанотхоа, вид которого столь ужасен, что одним своим видом этот бог способен обращать в камень. Главный герой случайно увидевший слабый отпечаток на сетчатке одного такого окаменевшего от ужаса человека описывает его так:

Когда меня привели в чувство, в глазах чудовищной мумии уже не было отчетливого изображения, по словам инспектора Киффа, который взял мою лупу, чтобы посмотреть, что же такое я там увидел. Я не решался еще раз взглянуть на то отвратительное существо. Мне пришлось собрать все свое мужество, чтобы описать то, что я видел в тот ужасный миг. Да и то я заговорил лишь тогда, когда очутился в своем кабинете, вдали от того дьявольского зрелища, этого существа, которое не могло существовать. Дело в том, что я начал взращивать самую страшную и фантастическую теорию насчет мумии и ее стеклянных глаз. Я уверял себя, что она, видимо, обладает каким-то адским сознанием и все это неисчислимое время тщетно пытается передать какое-то устрашающее сообщение из далекой эры. Это была безумная мысль, но я, может быть, сохраню ясность ума, если изложу все, что тогда мельком увидел.

В сущности, немногое. Я увидел, как из зияющего люка возникло титаническое чудовище, и я не сомневался в его возможности убить человека одним своим видом. У меня и сегодня не хватает слов, чтобы описать его. Я мог бы назвать его гигантом, имеющим щупальца и хобот, полуаморфным, получешуйчатым, полубугорчатым, с глазами спрута. Ох, все эти слова не дадут представления об этом отвратительном, адском, нечеловеческом, внегалактическом, полном ненависти и невыразимо злобном существе, возникшем из небытия и хаоса вечной ночи. Даже сейчас, когда я пишу эти строки, воспоминания о том зрелище вызывают у меня тошноту и головокружение, а в тот момент, когда я сообщал своим компаньонам о том, что я видел, я изо всех сил старался сохранить ясность ума и не потерять сознание еще раз.


Тут уже даже само имя «Гхатантохоа» очень приблизительно, но схоже с именем Каналоа-Тангароа-Тагалоа. Место указано то же самое- «южная часть Тихого океана».

11 мая 1879 года капитан Чарльз Уэттерби, командующий грузовым судном «Эриданус», вышел из Веллингтона (Новая Зеландия) к Вальпараисо в Чили и вскоре заметил на горизонте остров, не обозначенный ни на одной карте. Явно вулканического происхождения, он возвышался над поверхностью океана, как усеченный конус. Небольшая группа моряков под командованием капитана Уэттерби высадилась там и обнаружила на его крутых склонах следы длительного погружения, а на вершине — признаки недавнего разрушения, словно бы вызванного землетрясением. Среди обломков исследователи обнаружили массивные каменные блоки, по всей видимости, обтесанные человеческими руками, а также остатки стен циклопической кладки, какие встречаются на некоторых архипелагах Тихого океана и являются археологической загадкой.
http://lib.rus.ec/b/201235/read

В творениях продолжателей Лавкрафта Гхатанотхоа именуется сыном Ктулху.
Исходя из таких предпосылок и символизм «Глаза Каналоа» приобретает уже более зловещий смысл - что-то вроде новой версии взгляда Горгоны.
У Тангароа-Каналоа тоже есть сын, Тинирау, который является хозяином рыб и морских зверей. С известными оговорками его можно рассматривать как сказочного «двойника» Тангароа. Вот как он описывается:

На некоторых восточнополинезийских островах ему предоставляют видное место в пантеоне, часто связывая с самим Тангароа. Маори говорят, что Тинирау - сын Тангароа; на островах Общества - то же мнение, но связь их усложнена. Их Таароа (так здесь называют Тангароа) - это Повелитель Океана и отец Тинирау. В этих двух ролях по-разному проявляется значение Таароа как всепроникающего начального творца вселенной.

В процессе формирования суши после ее отделения от моря и от неба Таароа возглашает: "Распространяйтесь, распространяйтесь, о черные пески, о красные пески!" Затем он трясет расширяющуюся сушу и придает ей окончательную форму. Громко, так что эхо его голоса звучит в горах и долинах, он вопрошает: "Кто там сверху? Кто там снизу? Кто в земле? Кто в море?"

Отовсюду отзываются духи, которые суть проявления его самого. Сверху гремит Атеа, или Безграничное Пространство. Снизу грохочет Руа (Бездна). С земли отвечает Ту, Постоянство. Из моря исходит голос, перечисляющий свои титулы: "Это я! Повелитель Океана, Владыка Прибрежных Скал, Дыхание Океана, Подводные Скалы, Острые Коралловые Рифы, Вздыбленные Морские Камни, Хозяин Бездны, Двутелый, Двуликий, Поглотитель и Неисчислимый". Последнее слово тоже дано в переводе, на местном языке оно звучит - Тинирау.

Эти океанические проявления Таароа выражают разнообразие свойств моря и его обитателей. Двутелый, чьими вестниками служат акулы, имеет человеческую, человекоподобную форму наряду с рыбьей, рыбоподобной. Однажды, когда он стал во весь свой рост высоко над водой, он помог поднять небо почти до его нынешней высоты. Почитатели Двутелого в рыбачьих марае на Таити и Борабора считают, что он должен упоминаться первым среди прочих ипостасей Повелителя Океана.

Между тем другие считают, что Поглотитель выше. Власть Поглотителя над всеми прочими морскими духами имел в виду герой Рата, когда обратился к нему с молитвой. Рата просил его не давать ожить Черной Цапле (персонификация темной ночи в открытом море), которую герой убил во время плавания, предпринятого им ради спасения своих родителей. Поглотитель исполняет просьбу Раты, и герой затем использует крылья Черной Цапли как паруса для своей лодки. Вестники Поглотителя - киты; порой он сам принимает облик птицы-фрегата и парит над простором океана. Голос его ревет, но "никому неведом язык, на котором он выражает свою волю. Он лежит, притаившись, когда дует легкий бриз. Белые буруны - его челюсти. Он глотает людей и целые флотилии, он не щадит самых могучих вождей и королей. Он облизывает корпуса лодок и потом глотает их. Не разбирая, глотает он все подряд и никогда еще не сказал: "Я насытился, мне довольно". Пускаясь в море, ни один человек не знает, суждено ли ему возвратиться на берег".

Во время самых значительных церемоний таитянские жрецы всю ночь выкликают одно за другим имена бесчисленных богов, которые приглашены помогать при ритуалах. Перед самым рассветом, когда, по мнению жрецов, боги уже собрались, они просят утреннюю тучу со всеми богами подняться с моря, где всю ночь они провели с Поглотителем. Жрецы поют:

Туча опоясывает небо,
Туча пробуждается.
Созерцайте встающую тучу, встающую на рассвете!
Туча двинулась, двинулась туча,
От Поглотителя, от Повелителя Океана
Поднимается туча сюда.
В ночных тенях
Поднимается туча,
Сгущается туча, освобождая
Для солнца тропу.
Туча двинулась, двинулась туча,
От Поглотителя, от Повелителя Океана
Поднимается туча сюда.
В ночных тенях
Поднимается туча,
Разделяясь, сгущаясь, сливаясь опять
И образуя тропу багряную
Для солнца, встающего из океана,
Для солнца, от Поглотителя, поднимающегося сюда.

Владыка Бездны, или Руахату, имеет человеческое тело с хвостом меч-рыбы. Все рыбы - его потенциальные жены. Его потомство столь многочисленно, что его невозможно сосчитать. Это величественное воплощение Таароа иногда пышно именуется Руахату-Тинирау, Бог Океана Благоухающей Знатности и Царь Вздыбившегося Моря. Несмотря на это, он спит в тихих водоемах, которые также служат ему зеркалами. Однажды, когда он спал в коралловом гроте, несколько рыбаков случайно зацепили рыболовным крючком корону на его священной голове. Подняв добычу на поверхность моря, они пришли в ужас, увидев благородную голову бога и его длинные волосы, плавающие в воде. В наказание за ошибку рыбаков он наслал потоп на их остров. Правда, вопреки логике он предварительно уведомил их об этом, так что рыбаки со своими семьями смогли перебраться на другой остров.

http://mifolog.ru/books/item/f00/s00/z0 ... t008.shtml

Паралли с лавкрафтовскими рыболюдами напрашиваются сами собой.
Изображение

Конечно, я не претендую на то, что вот так взял и сразу разгадал источник вдохновения Лавкрафта - это всего лишь предположение. У меня нет данных позволяющих думать, что ГФЛ был столь хорошо знаком с полинезийской мифологией. С другой стороны при его энциклопедических познаниях вполне возможно, что где-то что-то он и читал на эту тему. Возможно и простое совпадение, но возможно и какое-то интуитивное, не совсем осознанное проявление некоей глубинной связи с божествами-чудовищами людоедских островов Тихого океана. В любом случае, иные из современных сатанистов и оккультистов Левой руки, ничего не потеряют, если на какое-то время перестанут натягивать сову на глобус, а Великих Древних – на сомнительных «шумерских богов» и обратят внимание на полинезийского Зловонного Кальмара. Не исключено, что именно там, в Южных морях найдется ключ к оккультному смыслу «Мифов Ктулху».
Ну а американские сатанисты уже начиали продавать вот такие вот футболки:
Изображение
http://www.amazon.com/Hawaiian-Kanaloa- ... B008W7BQ6A
Среди могил унылых и безвестных
Я принесу чудовищный оброк
Тебе, о страх земной, подземный рок
И бич небесный!

Аватара пользователя
Iss
Иерарх
Сообщения: 6700
Зарегистрирован: Пн ноя 12, 2007 19:10
Пол: Мужской

Re: Каналоа

Сообщение Iss » Пн окт 07, 2013 15:43

Наткнулся тут еще на один материал, весьма созвучный моим мыслям на эту тему:

Написанный в 1926 году небольшой рассказ «Зов Ктулху» («Call of Cthulhu») принадлежит к наиболее известным произведениям Говарда Филипса Лавкрафта. На протяжении всей своей творческой карьеры автор разрабатывал несколько сюжетных циклов, в одном из которых описываются встречи современного человека с дожившими до наших дней чудовищными представителями протоисторических цивилизаций. В первых рассказах цикла прослеживаются образы и сюжетные ходы, которые писатель позже использовал в «Зове Ктулху». В «Дагоне» появляется сюжет о поднимающейся с океанского дна вместе с морским чудищем суше. В «Заточенном с фараонами» - связанный с древним чудищем тайный культ. В «Храме» описывается манящий человека телепатический зов из скрытого на океанском дне храма. В дальнейшем, в рассказах «Безымянный город» и «Праздник», писатель отказывается от использования узнаваемого античного, библейского, шумерского, египетского, арабского материала и вводит полностью выдуманных персонажей с вымышленными именами.
Несомненно, Лавкрафт, конструируя образы своих чудищ – в том числе Ктулху – использовал некий мифологический и фольклорный материал. Но какой именно – определить трудно, так как писатель был одним из самых изощренных мистификаторов в истории мировой литературы. Чтобы достичь ощущения документальности, Автор писал свои рассказы в форме писем, личных дневников, научных и газетных статей. Но мало того – подтверждая реальность повествования, писатель очень убедительно ссылался на целую библиотеку выдуманных книг разных эпох и народов.
Согласно рассказу, Ктулху – это существо огромных размеров, чье тело напоминает одновременно человека и доисторического ящера. Ктулху – крылатый, а его голова имеет вид осьминога с щупальцами вокруг рта. Он принадлежит к «Властителям Седой Старины» («Great Old Ones») – группе инопланетян, которая переселилась на землю в незапамятные времена. По каким-то причинам инопланетяне были вынуждены спрятаться на дне океана и впасть в спичку. Ктулху выпала роль дежурного, который следит за спящими и должен в нужный момент разбудить их. Это невозможно без помощи человечества – и вот, благодаря невероятным способностям к телепатии Ктулху организовал всемирную сеть тайного культа, очаги которого разбросаны по всем уголкам планеты.
Ктулху и его собратья обитают в городе Р’лайх («R’lyeh»), построенном на острове, способном опускаться на дно и подыматься на поверхность, словно подводная лодка. На территории Р’лайха пришельцы со звезд воссоздали условия родного мира, который отличны от земных законов физики. Формы сооружений время от времени меняются – Лавкрафт сравнивает виды Р’лайха с картинами кубистов и футуристов.
Если отбросить типичные мистификации писателя, то можно найти аналогии между образом Ктулху и легендами об осьминогах и кальмарах, бытовавших в старые времена у аборигенов Полинезии, индейцев западного побережья Канады и народов Скандинавского полуострова. Наличие подобных аналогий не удивительно, если учитывать огромную эрудицию Лавкрафта.
Благодаря причудливому внешнему виду и необычным качествам головоногих моллюсков народы, обитавшие на побережьях морей и океанов, издавна считали этих животных сверхъестественными.

Аборигены Полинезии считали создателями мироздания двух богов-братьев (Тане и Тангароа, Кане и Каналоа), один из которых повелевает сушей, днем и миром живых, а второй – океаном, ночью и миром мертвых. Их переменные соперничество и дружба олицетворяют взаимодействие противоположных начал, необходимое для существования Вселенной. Обоих братьев полинезийцы представляли как людей, но повелитель моря обладал способностью превращаться в осьминога или кальмара, почему эти моллюски считались его священными животными.
Изображение
По мнению полинезийцев, когда братья состязались в том, кто сможет оживить слепленного из глины человека, повелитель водной стихии потерпел неудачу, и в отместку сделал людей подверженными болезням и смерти. Но потом он раскаялся, создал лекарства и целительные обряды, стал великим знахарем, покровителем полинезийских шаманов. В полинезийских лечебных обрядах пользовались пойманными осьминогами или рисовали на земле магическую диаграмму «глаз осьминога» («глаз Каналоа»), сидя в центре которой, больной напитывался жизненной энергией «мана». Число восемь – количество щупалец осьминога – почиталось как священное.
Изображение
Точно так же у индейцев западного побережья Канады (юте, шошоны, тлинкиты, нутка, квакиутль) осьминога рассматривали как могучего духа моря, великого шамана, и прежде всего – мастера оборотничества (здесь сыграли роль наблюдения над поразительными способностями животного к маскировке). Существовали легенды о смешанных браках людей и осьминогов, дружбе и вражде с подводным племенем.
Изображения осьминога встречаются на индейских тотемных столбах, кухонной утвари, рыболовных принадлежностях. Узор из рядов присосок на ритуальных масках был знаком способности изображенного персонажа к оборотничеству. Число «восемь» индейцы западного побережья Канады, как и жители Полинезии, связывали с количеством щупалец осьминога и считали священным.

Подобно полинезийцам и канадским индейцам в верованиях древних скандинавов кальмары и осьминоги – это «морские колдуны» («зоэтролд»). Именно на крайнем севере Европы родились легенды о гигантских головоногих моллюсках – «кракенах», позже записанные составителями хроник и местными учеными 16 – 19 веков.
С существованием кракенов скандинавы связывали сезонные «цветения» отдельных районов моря и скопление в этих местах большого количества рыбы. По легенде, изложенной известным ученым 18 века, епископом Бергена Эриком Понтопиданом в книге «Естественная история Норвегии», рыбаки следят за появлением кракена, и с его спины, похожей на россыпь покрытых лесом островков, собирают застрявшую там рыбу. Делать это нужно очень быстро – опускающийся в глубины кракен создает гигантскую воронку-водоворот.

Как и в скандинавских легендах, у Лавкрафта гигантское головоногое существо напоминает скалу или остров. Но писатель превращает колоссального кальмара в плавающий остров, на котором находится город инопланетян – Р’лайх.

Cкандинавские легенды о кракенах нашли документальное подтверждение в 70 годы 19 века, когда вследствие какой-то катастрофы в глубинах мирового океана на побережьях разных материков стали находить трупы гигантских глубоководных кальмаров вида «архитевтис». Это событие привлекло не только ученых, но и деятелей культуры. С рассказом Лавкрафта перекликается стих «Кракен» выдающегося английского поэта 19 века Альфреда Теннисона, воображение которого поразили найденные монстры.

Бежав от солнца
В глубины мрака
Ужасный монстр –
Корявый кракен
Спит в бездне моря,
Но снов не видит.
На ложе из илов зыбучих,
Среди полипов жгучих,
Червей и звезд ползучих
Дремать он будет мирно
До дней последних мира.
Когда вскипят, как лава,
Глубины океана,
Тогда со страшным ревом
Всплывет он, обожженный,
И в пламени погибнет.

В русском переводе отсутствуют важные для понимания стиха описания подводного мира и библейские реминисценции. У Теннисона кракен «шевелит во сне огромными руками», и, ворочаясь, «давит гигантских морских змеев» (в староанглийском слово «worm» могло означать и «червь», и «змей, дракон»; в контексте стиха больше подходит второе значение). Он обитает среди «множества чудесных гротов и тайных пещер», «бесчисленных громадных полипов». В последних же строках монстр не просто «всплывает обожженный», а «предстанет пред взорами людей и ангелов». Образ кракена в стихе Теннисона перекликается с библейским морским чудищем Левиафаном, которое Бог уничтожит во время Страшного суда (Псалмы 73/74; Исайя 27,1). Лавкрафт продолжает эту традицию, однако в отличие от кракена Теннисона его Ктулху подымается из бездны, чтобы захватить власть над миром и уничтожить европейскую цивилизацию.
Такое мрачное представление о грядущем, когда ужасные чудища восстанут из глубин, а Бог не захочет спасать человечество, характерно для литературы и искусства рубежа 19 – 20 веков. Подобные настроения звучат в работах известных графиков той эпохи – англичанина Артура Рэкхема («Левиафан») и чеха Альфреда Кубина (гравюры «Ужас», «Кракен», картина «Марсианин»).
Тема океана как прибежища неведомых исполинских существ до сих пор волнует человечество. На рубеже 20 – 21 столетий мировую общественность поразили сообщения NOAA (Национальное управление по океану и атмосфере США) о периодически появляющемся из океанских глубин ультразвуковом сигнале, получившем название «феномена «Блуп» ( «Bloop», в переводе - «завывание, рев»). Если источником этого сигнала является живое существо, то его размеры должны значительно превосходить всех известных крупных морских животных. Как ни удивительно, сигналы регистрировали именно в тех местах, в которых фантазия Лавкрафта поместила обиталище Ктулху (район Тихого океана между Южной Америкой и Антарктидой).

http://do.gendocs.ru/docs/index-232667.html

Изображение
Среди могил унылых и безвестных
Я принесу чудовищный оброк
Тебе, о страх земной, подземный рок
И бич небесный!

Аватара пользователя
Lucifug
Близкий к Тьме
Сообщения: 1284
Зарегистрирован: Пт фев 12, 2010 23:15
Пол: Мужской
Откуда: Ингушетия

Re: Каналоа

Сообщение Lucifug » Вт окт 08, 2013 02:00

Ух ты.. классная подборка, Исс и инфа интересная
Ad Lucifer qui laetificat juventutem meam!
Изображение

Аватара пользователя
Iss
Иерарх
Сообщения: 6700
Зарегистрирован: Пн ноя 12, 2007 19:10
Пол: Мужской

Re: Каналоа

Сообщение Iss » Вт окт 08, 2013 10:33

Lucifug писал(а):Ух ты.. классная подборка, Исс и инфа интересная


Данке шён :D :)
Среди могил унылых и безвестных
Я принесу чудовищный оброк
Тебе, о страх земной, подземный рок
И бич небесный!

Ответить

Вернуться в «Мифы Австралии и Океании»