Тескатлипока

(ацтеки, майя, инки)
Ответить
Аватара пользователя
Iss
Иерарх
Сообщения: 6700
Зарегистрирован: Пн ноя 12, 2007 19:10
Пол: Мужской

Тескатлипока

Сообщение Iss » Чт июн 07, 2012 20:11

Тескатлипока в мифах ацтеков - главное божество, повелевающее четырьмя сторонами света. Тескатлипока олицетворяет солнце как губительное начало, ночь, а также вечернюю и утреннюю звезду. В глазных впадинах и в руках статуй Тескатлипоки помещались зеркальца из обсидиана; по верованиям ацтеков, в них отражалось всё происходившее на свете.
Изображение
Тескатлипока. Кодекс Борджия
Он выступает и как Бог ночи, покровитель разбойников, колдунов, жрецов; его эпитеты: "враг" , "капризный владыка" , "сердце гор" , "сеятель разногласий" ... К Тескатлипоке обращались и под другими именами, которые в переводе звучали как "Господин, которому мы служим" , "Тот, пленниками которого мы являемся" , "Даритель всего" . О нем говорили, что он знал "все мысли" , "был во всяком месте" , "знал сердца" (то есть мысли, намерения людей, поэтому его порой называли "Всемогущий, который делает все вещи" .

Тескатлипока мог проявляться перед людьми в виде ягуара, обезьяны, птицы. Причем, когда он хотел с кем-то "поговорить", то будил ночью, "производя шум крыльями" . Иногда в кодексах Тескатлипоку также изображали в виде персонажа с лапами петуха или орла, и даже со змеями вместо ног.

Он мог явиться людям в виде страшного призрака, "демона". При описании Тескатлипоки в виде демонического существа индейцами привлекается самая буйная фантазия. Он мог, якобы, превращаться в некое существо "без бровей" , "ресниц" , "зрачков" , "белков глаз" и даже "без коленных чашечек и суставов" . В другом случае Тескатлипока являлся ночью в виде человека без головы, но с "дверцей на месте груди" , которая, открываясь и закрываясь, производила звуки, напоминающие треск сучьев при рубке леса (этот звук из-за этого имел даже специальное название - "ночной топор" ).

Чаще всего такие звуки слышали жрецы, занятые ночью выполнением ритуалов, или же люди, которые находились в дороге. Встреча же с самим божеством могла быть и благом и бедой для человека, в зависимости от того, достойным ли был человек или нет. Если призрак являлся храброму воину, то последний мог счесть это добрым знаком. В таком случае демон вручал воину три-четыре колючки агавы (число соответствовало количеству пленников, которых он вскоре возьмет в бою). После такой встречи с Тескатлипокой обнаружить в складках своей одежды перо или колючку агавы означало в дальнейшем благополучие и процветание. Если же человек находил у себя угли или грязные обрывки одежды, то это было предзнаменованием несчастья. Если звуки "ночного топора" слышал трусливый человек, то он мог от страха заболеть или даже умереть.

Тескатлипока мог явиться и в виде женщины-карлицы с длинными, до пояса, волосами. Появление этого призрака было крайне опасным, поскольку считалось, что с увидившим его случится что-то очень худое, вплоть до смерти.

Тескатлипока пугал людей, превращаясь так же в прыгающий под ногами череп, в покойника, демона с головой филина и даже в обычного койота. Как утверждали информаторы-индейцы, если кто-то осмеливался схватить его, то в руках оставался только дерн, или комья земли. Иногда он, оставаясь невидимым, давал знать о себе страшными, необычными звуками и голосами.

Знаком его прибытия на праздник считался отпечаток ноги на муке, рассыпанной на полу храма.

В ответ за принесенные ему жертвы Тескатлипока гарантировал своим сторонникам победу в войнах. Ацтекам была известна легенда о поражении тольтеков, которое произошло благодаря влиянию «темного бога». Он должен был послать людям опасную болезнь, которая Уничтожила бы большую часть населения. Поэтому ацтеки были уверены, что их цивилизации рано или поздно придет конец, если не вернется Кецалькоатль с силой света.

Ацтеки старались в равной степени почитать богов созидания и разрушения, оказывая каждому из них должное почтение с помощью ритуалов поклонения и жертвоприношения.

Тескатлипоку часто изображали держащим в руке человеческие нижние конечности, значение чего пока не до конца понято. Известно, что ладони и ступни считались у ацтеков особенным деликатесом, вкушать который имели право исключительно привилегированные слои населения. Здесь речь может идти о нижней конечности женщины, умершей после родов; по этой причине ей приписывались особенно магические силы. Жрецы использовали такую конечность, например, для того, чтобы заставить всех жителей дома оцепенеть от страха, когда они стучали ею о порог дома.

Символ Тескатлипоки — "дымящееся зеркало" .Такое «предсказывающее зеркало» было непосредственно связано с именем Тескатлипоки, с его помощью можно было воспринять неосознанные образы. Зеркало делалось из гладко отполированного обсидиана. Если предсказатель смотрел в такое зеркало, то видел в нем сначала подобие перистых облаков, которые постепенно принимали очертания, поддающиеся толкованию. Так возникло имя Тескатлипока, которое означает — «дымящееся зеркало».

Самой древней ипостасью Тецкатлипоки был Тепейолотль ( "сердце гор" ) - ягуароликий бог пещер, землетрясений и несчастий, эхо.
Изображение
Бурбонский кодекс, Тескатлипока-Тепейотль, бог-ягуар

На языке майя понятия "ягуар" , "оборотень" , и "колдун" выражались одним словом - "балам" , а сам культ ягуара был тесно связан с Тескатлипокой. Поскольку ягуар был символом этого божества, ацтеки описывали его так же, как и Тескатлипоку: "Он обитает в лесах, скалах, водах; благородный, знатный. Он царь, правитель животных. Он осторожен, мудр, горд. Он не питается падалью. Он тот, кто ненавидит и презирает, которого тошнит от всего грязного... И ночью он не дремлет; он высматривает то, за чем охотится, что ест. Его зрение ясно. Он видит хорошо, очень хорошо видит; он видит далеко. Даже если очень темно, очень туманно, он видит" .
http://svart-ulfr.livejournal.com/77152.html#cutid1
Среди могил унылых и безвестных
Я принесу чудовищный оброк
Тебе, о страх земной, подземный рок
И бич небесный!

Аватара пользователя
Iss
Иерарх
Сообщения: 6700
Зарегистрирован: Пн ноя 12, 2007 19:10
Пол: Мужской

Re: Тескатлипока

Сообщение Iss » Чт июн 07, 2012 20:28

Тецкатлипока, Тескатлипока - ("дымящееся зеркало")

В мифологии индейцев Центральной Америки божество, вобравшее в себя черты многих древнейших богов; в историческое время - главный бог племён науа и майя. Он выступает и как бог ночи, покровитель разбойников, колдунов, жрецов; его эпитеты: "враг", "капризный владыка", "сердце гор", "сеятель разногласий" и др. В ипостаси Иоалла-Ээкатль Тецкатлипока странствует ночью по улицам, разыскивая преступников, как Ицтли - олицетворяет жертвенный нож, как Чальчиутотолин - кровь жертвы, в ипостаси Иицтлаколиуки Тецкатлипока - звёздный бог холода, льда и наказаний, как Несауалпилли - покровитель банкетов, как Тельпочтли - повелитель школ мальчиков, как Некокиаотль - бог-воин, в последней ипостаси Тецкатлипока первым прибывал на праздники, когда боги собирались на земле. Знаком его прибытия на праздник считался отпечаток ноги на муке, рассыпанной на полу храма. Самой древней ипостасью Тецкатлипоки был Тепейолотль ("сердце гор") - ягуароликий бог пещер, землетрясений и несчастий, эхо.

В ацтекских мифах Тецкатлипока часто выступает как противник или соперник Кетцалькоатля и как двойник и сотоварищ Уитцилопочтли в их деяниях. По представлениям ацтеков, Тецкатлипока олицетворял зиму, север, ночное небо, покрытое звёздами, поэтому он изображался с чёрным лицом, покрытым жёлтыми поперечными полосами, или в виде своего духа-двойника ягуара (уподобление пятнистого меха звёздному небу). По некоторым мифам, Тецкатлипока превращается в Полярную звезду, чтобы добыть огонь; он становится созвездием Большой Медведицы. В тропиках это созвездие стоит в зените, поэтому жители Мезоамерики воспринимали его как изображение одноногого человека и часто изображали с оторванной ногой. Сопутствующим опознавательным символом Тецкатлипоки является зеркало с отходящим от него завитком дыма (отсюда его имя), укреплённое или на виске или на обрубке ноги; в нём он мог видеть всё, что происходит на свете. Этому же служит и магическая палка с круглым отверстием в одном конце, которую он держит в руках, через неё Тецкатлипока видит всё сокрытое и тайное. Другим отличительным признаком Тецкатлипоки является круглое кожаное кольцо (символ вечности), висящее на жёлтой ленте на груди. Такое же кольцо есть и у трёх его братьев: Кетцалькоатля, Уитцилопочтли и Шипе-Тотека. У ацтеков возник и светлый двойник Тецкатлипоки - красный Тецкатлипока (синкретизация с богом Шипе-Тотеком).

Тецкатлипока считался как благодетельным, так и зловредным божеством: он был богом - творцом мира и его разрушителем, глазом, видящем всё в ночи, судьёй и мстителем за всё злое, всезнающим и вездесущим, беспощадным, полным неожиданностей. Его эпитеты: "тот, кто распоряжается по своему усмотрению", "тот, рабами которого мы все являемся". Он мог дать счастливую жизнь и благополучие, но часто обижался и становился злым разрушителем. Так, например, он поступил с тольтеками. Чтобы испытать мужество молодых воинов, Тецкатлипока принимал ночью причудливый облик и вызывал их на бой. Воин, победивший Тецкатлипоку, получал в качестве выкупа несколько шипов агавы, предвещавших количество пленников, которых он захватит в ближайшей битве. Особо страшным обликом Тецкатлипоки считалось тело без головы, с двумя дверцами в груди, которые то открывались, то закрывались, издавая звук, похожий на стук топора по дереву. Фигурки Тецкатлипоки в этом облике были найдены в Теотиуакане.

Тецкатлипока, вероятно, в основе был хтоническим богом подземных сил, вулканов и обсидиана. С появлением племён науа он сливается с божеством звёздного неба, севера и холода, отсюда он - старое солнце первой эры. Тецкатлипока вместе с Кетцалькоатлем разделяет Сипактли на небо и землю и становится богом-творцом. Тецкатлипока широко почитался, ему приносилось много жертв. У ацтеков каждый год избирался имперсонатор Тецкатлипоки - красивый юноша, не имевший физических недостатков. С имперсонатором обращались как с божеством, удовлетворяя любые его желания, по прошествии года его торжественно приносили в жертву.
http://mesoamerica.narod.ru/tezkatlipoka.html
Изображение

Тескатлипока - великий и ужасный образ ночного Солнца

Ацтеки верили, что Солнце, достигнув зенита в полдень, затем не склоняется к западу, а вновь возвращается на восток. Как же они объясняли то, что мы ежедневно видим на небосводе? Считали, что после полудня по небу движется огромный «солнечный зайчик» — отражение нашего светила в огромном черном дымящемся обсидиановом зеркале, которое символизировало ночь. Так что закатное солнце считали ложным. А вот бога ночи Тескатлипоку, владельца огромного зеркала, весьма почитали. Даже среди многочисленных ацтекских богов его «великий и ужасный» образ выделяется. Миф о нем некоторые современные исследователи трактуют, весьма глубоко, усматривая в нем указания на особые психотехники, аналогичные знаменитым шаманским практикам.

Согласно ацтекским представлениям, по ночам гигант Тескатлипока неприкаянно бродит, одетый в плащ пепельного цвета, и при этом несет свою голову в руке. Понятное дело, что при виде такого явления поневоле испугаешься. Но якобы нашелся храбрец, задержавший страшного бога и вдобавок пообещавший не отпускать его до рассвета. Но ведь Тескатлипока — это образ самого Солнца. И на рассвете он обязан быть на своей «небесной работе». Поэтому Тескатлипока предложил богатырю в обмен на свое освобождение четыре шипа в залог. И собственное сердце. «Победитель» принес завернутое в ткань сердце бога к себе домой, но увидел, что вместо сердца Тескатлипоки ему достались только белые перья, шипы, пепел и старая тряпка. Заметим, что эти предметы символические — они соответствуют важным для развития характера качествам: воинственности, ясности, силе и приходящей к старости мудрости. Жрецы считали, что человек должен последовательно приобретать каждое из качеств, но затем уметь и избавляться от его избытка.

Каждый год в ацтекских городах выбирали красивого пленника, который должен был в течение года изображать Тескатлипоку. Ему прислуживали восемь пажей, его украшали цветами, наряжали в изысканные одежды. Изображавший бога играл на флейтах, которые ему все время меняли, развлекался, а за двадцать дней (месяцы у ацтеков были двадцатидневными) до окончания срока своих полномочий он даже получал в жены сразу четырех красавиц. Однако по истечении года пленника приносили в жертву «настоящему» Тескатлипоке, богу Солнца, вырывая его сердце. Жены и свита покидали его еще до восхождения на жертвенную пирамиду. А он сам по дороге на вершину пирамиды должен был на каждой ступени разбивать по одной флейте. Жрецы трактовали обряд аллегорически — как отрицание своей внешней красоты и прочей мишуры, часто затмевающей нам истину. Однако не столь философски подкованным людям, а в особенности самой жертве, было не до абстракций...

Именно грозный лик бога Солнца находился в центре каменного круга ацтекского календаря диаметром более чем в три с половиной метра, плита с которым весом около двадцати пяти тонн была найдена в 1790 году в Мехико.
Изображение
Бирюзовая маска Тескатлипоки, Британский музей.

Заметим, что представления ацтеков о смене исторических эпох были связаны со сменой облика бога Солнца. В четные эры он предпочитал образ бога дня Кецалькоатля, в нечетные — бога ночи. Более общее имя для солнечного бога — Тонатиу, а Тескатлипока — это его ночная ипостась. А также Солнце в соответствующие эпохи. Поэтому легенды, согласно которым в Солнце обратился Кецалькоатль, вовсе не вступают в противоречие с теми, где светилом «работает» Тескатлипока. Просто речь идет о разных эрах...

«Больших эр» по этим представлениям было всего четыре, в пятую эпоху, характерную, по мнению ацтеков, соединением бога ночного Солнца еще и с образом бога войны Уицилопочтли, необычайная индейская цивилизация погибла. Конкистадоры принесли с собой вирус неведомой здесь прежде болезни — оспы, погубившей больше людей, чем война, вызванная появлением пришельцев из-за Большой Воды — океана.

Внутри эр были своеобразные «века», каждый из которых равнялся 52 годам. Особый праздник «связывания годов», или, «нового огня», отмечали в конце каждого такого периода. Праздник, посвящался в основном возрождению Кецалькоатля как образа дневного светила.


Но не будем повторяться и сосредоточимся здесь на роли Тескатлипоки, обладателе Дымящегося Зеркала.

Не станем преувеличивать роль праздника, когда приносили в жертву юношу, изображавшего этого бога. В ацтекском календаре было 18 двадцатидневок, начало каждой из которых сопровождалось особым праздником, чаще всего сопряженным с жертвоприношениями. Так что описанный выше обычай был лишь одним из 18-ти. Он символизировал также начало так называемой «мужской половины года». А жертвоприношения в этот день имели связь и с «магией плодородия», как и вообще весь солярный культ, столь характерный для ацтеков. На всякий случай, кроме бога Солнца, задабривали и менее значимого бога дождя Тлалока — девочку, одетую в голубое, приносили в жертву на озере Тескоко, задабривая еще и богиню вод.

Не надо думать, будто столь излюбленный ацтеками бог войны считался праведным. Так, в одной из легенд о гибели предыдущей цивилизации тольтеков говорится, что хитрый Тескатлипока принял образ кукольника, на ладони которого плясал Уицилопочтли. Завороженные зрелищем тольтеки устроили давку, а потом, разозлившись из-за нее, забили камнями и кукловода, и его живую куклу. Однако при попытке убрать тело Тескатлипоки с площади произошла еще большая давка с еще большими жертвами. Нет ли в этой легенде намека не только на жестокость войн, но и попытки «обосновать» их в мальтузианском духе? Мол, без управляемой ночными страхам войны общество якобы становится еще хуже...

Заметим, что Тескатлипока также и лунный бог, и к тому же мог принимать образ всеразрушающегo ураганного ветра. Известно, что ветер раздувает огонь. Так что с Кецалькоатлем, возрождающимся из огненного факела, зажигаемого в ночь окончания 52-летия, Тескатлипока связан самой природой, подобно тому, как огонь связан с ветром. Мало того, ацтеки верили, что у первой пары богов было четыре сына, все сплошь Тескатлипоки — черный (этот и стал богом ночи), красный (бог страданий и плодородия по имени Шипе-Тотек), голубой (этот стал богом войны Уицилопочтли), и, наконец, белый. Он же Кецалькоатль. Так что соперники считались братьями... Сама же первая пара богов являлась воплощением единого божества, воплощения двойственности, единства мужского и женского начала, чем-то напоминающего Шиву, только в Мезоамерике зовущегося Ометеотль. Кстати, четыре брата олицетворяли и четыре стороны света. Тут имелись разные варианты соответствий, но зачерным Тескатлипокой обычно оставался север.

Одеяния ацтекских жрецов были преимущественно черными, знаком отличия часто служило изображение Солнечного диска на груди, то есть именно ночного светила. На руки юноше, назначенного на роль Тескатлипоки, надевали золотые браслеты, на ноги — золотые колокольчики, лицо его раскрашивали черной краской. Вновь сочетание цветов Ночи и Солнца.

Ацтекские «гвардейцы» делились на Орлов и Ягуаров, причем последние, посвященные «ночному Солнцу», были наиболее привилегированными воинами. Первых называли «орлами, которые первыми входят в огонь», а вторых — «ягуарами, которые входят в огонь после орлов». Почетнее для «орлов». Но «ягуары» оставались последним резервом. Описанный выше ежегодный ритуал жертвоприношения юноши, разбивавшего флейты о ступени пирамиды, официально назывался праздником «Засуха», но именно этот день был одновременно и праздником знатных воинов. Храбрость черного Тескатлипоки считалась непревзойденной — якобы однажды он приманивал водяного дракона, опустив в воду собственную ногу. В итоге победил, хотя дракон успел откусить божеству ступню.

А вот как описывали ацтеки появление на небе Солнца. Сначала четыре божественных брата, благодаря, в основном, Кецалькоатлю, создали половину Солнца. Но увидели, что света от восходящего на рассвете светила недостаточно. Да и сил у Солнца мало, чтобы преодолеть весь путь по небосводу. Не потому, напомню, что оно пропадает куда-то по ночам, а из-за того, что трудно двигаться по небу в зените. И тогда один из братьев, Черный Тескатлипока, сам обратился в светило. А по ночам стал ходить по небу вокруг северного «полюса мира», оставляя на небе следы в виде звезд... Как из- вестно, Большая Медведица своими очертаниями напоминала медведицу 50 тысяч лет назад, в нашу эпоху она больше похожа на ковш с ручкой. У одних народов названия созвездий Большой и Малой Медведицы восходят, видимо, к очень древним временам, у других закрепилась более поздняя ассоциация с ковшом. Но понятно, что можно придумать и другие образы для создания запоминающихся образов созвездий. Инки, например, вообще дали названия не конфигурациям звезд, а черным пятнам между ними. Тогда почему ацтеки не могли считать «ковшик» Малой Медведицы отпечатком ступни Тескатлипоки, ковыляющего вокруг Полярной звезды?

Тескатлипока также покровительствовал священному для ацтеков числу 13, а его Дымящееся, Зеркало считали еще и символом ясновидения.

Согласно другим легендам, в усилении светимости Солнца Тескатлипока сыграл роль не столько героя, сколько хитрована. Его имя, напомним, означает «Дымящееся Зеркало». Точнее — черное дымящееся зеркало ночи. Используя его, можно создать впечатление, будто огромный солнечный зайчик успешно двигается вперед «с вершины под горку» — от зенита к закату, хотя на деле уставшее к полудню Солнце якобы возвращается назад. Проще говоря, хитрый бог не столько сам светит, сколько создает у зрителя требуемое впечатление, используя свое волшебное зеркало.

Причудливость этих представлений заслоняет от нас тот факт, что жрецам Мезоамерики было отлично известно, что Земля шарообразна. Как бы иначе они могли определять момент «решающего жертвоприношения» 52-летнего цикла во время праздника «связывания годов», когда требовалось, чтобы Солнце находилось в надире с другой стороны Земли, а на ночном небе кульминировали Плеяды?

Сергей КРИВЕНКОВ
Среди могил унылых и безвестных
Я принесу чудовищный оброк
Тебе, о страх земной, подземный рок
И бич небесный!

Аватара пользователя
Iss
Иерарх
Сообщения: 6700
Зарегистрирован: Пн ноя 12, 2007 19:10
Пол: Мужской

Re: Тескатлипока

Сообщение Iss » Пт июн 08, 2012 19:56

Тецкатлипока, Победитель тольтеков

Мы обнаруживаем, что Тецкатлипока близко связан с легендами, которые рассказывают о падении Толлана, столицы тольтеков. Его главным противником на стороне тольтеков был царь-бог Кецалькоатль, характер и правление которого мы рассмотрим позже, но которого сейчас мы будем просто считать врагом Тецкатлипоки. Соперничество между этими богами символизирует то соперничество, которое существовало между цивилизованными тольтеками и варварами-науа, и хорошо проиллюстрировано в следующих мифах.
Мифы о Кецалькоатле и Тецкатлипоке

Во времена Кецалькоатля было изобилие всего, необходимого для жизни. Было много кукурузы, тыквы-горлянки росли толщиной в руку, а хлопок был всех цветов, и его не нужно было красить. Множество птиц с богатым оперением наполняли воздух своим пением, а золота, серебра и драгоценных камней было видимо-невидимо. Во время царствования Кецалькоатля был мир для всех людей.

Но это блаженное положение дел было слишком благополучным, слишком счастливым, чтобы длиться долго. Завидуя спокойной и радостной жизни бога и его народа, тольтеков, трое злобных черных магов замыслили их извести. Это конечно же ссылка на богов вторгшихся племен науа: Уицилопочтли, Титлакауана или Тецкатлипоку и Тлакауэпана. Они наложили злое заклятье на город Толлан, и именно Тецкатлипока встал во главе этого полного зависти умысла. Переодевшись в седого старца, он явился во дворец Кецалькоатля и сказал слугам: «Прошу вас, проведите меня к своему хозяину, к царю. Я желаю поговорить с ним».

Слуги посоветовали ему уйти, так как Кецалькоатль был нездоров и не мог никого видеть. Однако он попросил их сказать богу, что будет ждать снаружи. Они так и сделали, и его впустили.

Войдя в покои Кецалькоатля, коварный Тецкатлипока притворился, что очень сочувствует больному богу-царю. «Как ты себя чувствуешь, сын мой? — спросил он. — Я принес тебе лекарство, которое ты должен выпить, и оно положит конец твоему нездоровью».

«Добро пожаловать, старец, — ответил Кецалькоатль. — Я давно знал, что ты придешь. Я очень хвораю. Болезнь охватила весь мой организм, я не могу пошевелить ни ногой, ни рукой».

Тецкатлипока заверил, что если он попробует принесенное лекарство, то немедленно почувствует облегчение. Кецалькоатль выпил снадобье и сразу же ощутил улучшение. Хитрый Тецкатлипока заставил его выпить еще одну чашу зелья, а так как это было не что иное, как пульке, местный алкогольный напиток, то он быстро опьянел и стал мягким, как воск, в руках своего противника.
Тецкатлипока и тольтеки

Преследуя враждебную политику в отношении государства тольтеков, Тецкатлипока принял облик индейца по имени Туэйо (или Товейо) и направил свои стопы ко дворцу Уэмака, вождя тольтеков в мирских делах. У этого достойного человека была дочь, такая прекрасная, что ее желали себе в жены многие тольтеки, но все зря, так как ее отец отказывал всем подряд. Царевна, увидев лже-Туэйо, проходящего мимо дворца ее отца, влюбилась в него, и так бурна была страсть, что она серьезно заболела, потому что не могла без него жить. Узнав о ее болезни, Уэмак направился в ее покои и спросил у прислуживающих ей женщин о причине нездоровья. Те сказали ему, что причиной тому внезапно охватившая ее страсть к индейцу, который недавно проходил той дорогой. Уэмак немедленно отдал приказ арестовать Туэйо, и того притащили к вождю Толлана.

«Откуда ты идешь?» — спросил Уэмак у пленника, который был весьма скудно одет.

«Господин, я чужеземец и пришел в эти края продавать зеленую краску», — ответил Тецкатлипока.

«А почему ты так одет? Почему ты не носишь плащ?» — спросил вождь.

«Мой господин, я следую обычаю своей страны», — ответил Тецкатлипока.

«Ты поселил любовь в груди моей дочери, — сказал Уэмак. — Что с тобой сделать за то, что ты так опозорил меня?»

«Убей меня; мне все равно», — сказал лукавый Тецкатлипока.

«Нет, — ответил Уэмак, — ведь если я убью тебя, моя дочь умрет. Пойди к ней и скажи, что она может выйти за тебя замуж и быть счастливой».

Брак Туэйо с дочерью Уэмака вызвал большое недовольство среди тольтеков. Они перешептывались друг с другом и говорили: «Почему Уэмак отдал свою дочь этому Туэйо?» Уэмак, до которого дошли слухи об этом, решил отвлечь внимание тольтеков, начав войну с соседним государством Коатепек. Тольтеки вооружились и собрались драться. Придя в страну Коатепек, они позволили Туэйо с его телохранителями попасть в засаду в надежде на то, что они погибнут. Но Туэйо и его люди убили много врагов и обратили их в бегство. Уэмак отпраздновал его победу с большой пышностью. На его голову водрузили рыцарские перья, а тело раскрасили красной и желтой краской — такой чести удостаивались те, кто отличился в сражении.

Тецкатлипока предпринял следующий шаг и объявил в Толлане большой праздник, на который были приглашены все на много миль вокруг. Собрались большие толпы народа; они плясали и пели в городе под звуки барабана. Тецкатлипока спел им и заставил их отбивать ритм своей песни ногами. Люди плясали все быстрее и быстрее, пока темп не стал таким бешеным, что все посходили с ума, потеряли под ногами опору и покатились кувырком в глубокое ущелье, где и превратились в скалы. Другие, попытавшись пройти по каменному мосту, упали вниз в воду и превратились в камни.

В другой раз Тецкатлипока предстал в виде храброго воина по имени Текиуа и пригласил всех жителей Толлана и его окрестностей в цветочный сад под названием Шочитла. Когда они собрались там, он напал на них с мотыгой и многих убил, а другие в панике затоптали своих товарищей до смерти.

В следующий раз Тецкатлипока и Тлакауэпан отправились на рыночную площадь Толлана. Первый показывал на ладони маленького ребенка, которого он заставлял танцевать и выделывать самые забавные коленца. Этим ребенком был на самом деле Уицилопочтли, бог войны науа. При виде этого тольтеки стали проталкиваться, чтобы все увидеть получше, и поэтому многих задавили насмерть. Тольтеки пришли от этого в такую ярость, что, по совету Тлакауэпана, убили и Тецкатлипоку, и Уицилопочтли. И когда это произошло, тела убитых богов стали издавать такое губительное зловоние, что тысячи тольтеков умерли от эпидемии. Затем бог Тлакауэпан посоветовал им выбросить тела, чтобы не произошло чего-нибудь похуже, но, когда люди попытались сделать это, обнаружили, что вес тел так велик, что они не могут сдвинуть их с места. Трупы обвязали сотнями веревок, но путы порвались, а те люди, которые за них тянули, попадали и внезапно умерли, повалившись один на другого и задавив тех, на кого они упали.

Уход Кецалькоатля

Тольтеков так измучило колдовство Тецкатлипоки, что вскоре им стало ясно, что счастье их на исходе и близится конец их империи. Кецалькоатль, испытывая глубокую печаль от того, какой оборот приняло дело, решил покинуть Толлан и отправиться в страну Тлапаллан, откуда он и прибыл когда-то со своей миссией принести мексиканцам цивилизацию. Он сжег все дома, которые построил, и схоронил свои сокровища, состоявшие из золота и драгоценных камней, в глубоких долинах между гор. Он превратил деревья какао в акации и приказал всем птицам с красивым оперением и голосом покинуть долину Анауака и следовать за ним в его странствии, которое должно было охватить более ста лиг. По пути из Толлана он обнаружил огромное дерево в местечке под названием Куатитлан. Там он отдохнул и попросил своих слуг дать ему зеркало. Разглядывая себя в отшлифованной поверхности, он воскликнул: «Я стар!» — и поэтому это место было названо Уэуэкуаутитлан (Старый Куаутитлан). Продолжая свой путь в сопровождении музыкантов, игравших на флейтах, он шел, пока усталость не сковала его ноги, и он сел на камень, на котором оставил отпечаток своих рук. Это место называется Темакпалько (Отпечаток рук). В Коаапане его встретили боги народа науа, враждебно относившиеся к нему и к тольтекам.

«Куда ты идешь? — спросили они его. — Почему ты покидаешь свою столицу?»

«Я иду в Тлапаллан, — ответил Кецалькоатль, — откуда я и пришел».

«По какой причине?» — продолжали настаивать колдуны.

«Мой отец Солнце позвал меня оттуда», — ответил Кецалькоатль.

«Тогда иди спокойно, — сказали они, — но оставь нам секрет твоего искусства, секрет выплавки серебра, обработки драгоценных камней и дерева, живописи и составления мозаик из перьев и другие».

Но Кецалькоатль им отказал и выбросил все свои сокровища в источник Коскаапа (Вода драгоценных камней). В Кочтане ему повстречался другой колдун, который спросил его, куда он идет, и, получив ответ на свой вопрос, предложил ему глоток вина. Попробовав его, Кецалькоатль почувствовал неодолимую сонливость. Продолжив свое путешествие утром, бог прошел между вулканом и Сьерра-Невадой (Снежная гора), где все сопровождавшие его слуги умерли от холода. Он очень сожалел об этом, тосковал, оплакивая их судьбу самыми горькими слезами и печальными песнями. Достигнув вершины горы Пояутекатль, он съехал по льду к ее подножию. Когда он добрался до морского побережья, он встал на плот из змей, который и унес его в страну Тлапаллан.

Очевидно, что эти легенды имеют некоторое сходство с легендами Иштлильшочитля о падении царства тольтеков. Они взяты из книги Саагуна «Historia General de Nueva Espana» и включены в эту книгу как для сравнения, так и из-за присущей им их собственной ценности.

Тецкатлипока в роли Вестника Смерти

Тецкатлипока был гораздо больше, чем просто олицетворение ветра, и если его считали богом, дающим жизнь, то у него также была власть и уничтожать ее. На самом деле он иногда оказывается безжалостным посланцем смерти, и в таком качестве его величали Нецауальпилли (Голодный вождь) и Яоцин (Враг). Возможно, одним из имен, под которым он наиболее известен, было Тельпочтли (Молодой воин) благодаря тому, что его запасы физических и жизненных сил никогда не уменьшались, а неистовая юношеская энергия явственно чувствовалась в бурях.

Тецкатлипоку обычно изображали с дротиком в правой руке, вложенным в atlatl (копьеметалка), с зеркальным щитом и четырьмя дополнительными дротиками в левой руке. Щит — это символ его судебной власти над человечеством как поборника справедливости среди людей.

Ацтеки изображали Тецкатлипоку мчащимся по дорогам в поисках людей, на которых можно обрушить свой гнев, подобно ночному ветру, который несется по пустынным дорогам более стремительно, чем днем. И действительно, одно из его имен Йоалли Ээкатль означает «Ночной ветер». Вдоль дорог специально для него расставляли каменные скамьи, своей формой напоминающие те, которые делались для сановников мексиканских городов, чтобы на них он мог отдохнуть после своих стремительных путешествий. Эти скамьи были скрыты зелеными ветвями, под которыми должен был прятаться бог в ожидании своих жертв. Но если один из схваченных им людей побеждал его в борьбе, то он мог просить все, что захочет, и быть уверенным, что божество исполнит свое обещание незамедлительно.

Считалось, что Тецкатлипока привел народ науа, а особенно народ Тецкоко, из северных краев в долину Мехико. Но он не был просто местным божком Тецкоко, его культ широко распространялся по всей стране. Высокое положение в мексиканском пантеоне завоевало ему особое почитание как бога судьбы и удачи. Место в качестве главы пантеона науа дало ему много черт, которые были изначально чужды его характеру. Страх и желание возвеличить своего бога-покровителя будет побуждать приверженцев культа этого могущественного бога наделять его любыми или всеми качествами, так что нет ничего удивительного в том, что Тецкатлипока превратился в нагромождение всевозможных свойств, человеческих или божественных, когда мы вспоминаем о главенствующем положении, которое он занимал в мексиканской мифологии. Каста его жрецов значительно превосходила в могуществе, в широте и активности своей пропаганды жрецов других мексиканских божеств. Ей приписывают изобретение многих цивилизованных обычаев, и совершенно ясно, что жрецам почти удалось сделать его культ всеобщим, как это уже было показано. Другим богам поклонялись с какой-нибудь особой целью, но поклонение Тецкатлипоке считалось обязательным и в какой-то степени гарантией от уничтожения вселенной, той катастрофы, которая, как верили науа, может произойти при его содействии. Он был известен как Моненеке (Требующий молитв), а на некоторых его изображениях видно золотое ухо, выглядывающее из его волос, к которому тянутся вверх маленькие золотые язычки, обращающиеся к нему с молитвой. Во времена общенациональной опасности, мора или голода все обращались с молитвами к Тецкатлипоке. Главы общин направлялись к его teocalli (храм-пирамида) в сопровождении толпы народа, и все вместе искренне молились о его скорейшем вмешательстве. Дошедшие до наших дней молитвы, обращенные к Тецкатлипоке, доказывают, что древние мексиканцы безоглядно верили в то, что он обладает властью даровать жизнь и смерть; и многие из них сформулированы в самых жалобных выражениях.

Праздник Теотлеко

Главенствующее положение, которое занимал Тецкатлипока в религии мексиканцев, хорошо иллюстрирует праздник Теотлеко (Пришествие богов), который полностью описан Саагуном в рассказах о мексиканских праздниках. Другой особенностью, связанной с его культом, было то, что он являлся одним из немногих мексиканских богов, которые имели отношение к искуплению грехов. Науа изображали грех в виде экскрементов, и в различных манускриптах Тецкатлипоку изображают в виде индюка, которому приносят жертвоприношение нечистотами.

О празднике Теотлеко Саагун пишет: «Когда наступал двенадцатый месяц, проводили праздник в честь всех богов, которые, как говорили, ушли в какую-то страну, местонахождение которой мне неизвестно. В последний день месяца проводили еще более пышный праздник, потому что боги возвратились. На пятнадцатый день этого месяца мальчики и служители украшали все алтари или молельни богов ветками, а также те алтари, которые находились в домах, и изображения богов, стоящие на обочинах дорог и на перекрестках. За эту работу они получали плату кукурузой. Некоторые получали полные корзины, а другие — всего лишь несколько початков. На восемнадцатый день появлялся вечно молодой бог Тламацинкатль, или Титлакауан. Говорили, что он хороший ходок и всегда приходит первым, потому что силен и молод. В ту же ночь в его храме ему делались жертвоприношения пищей. Все пили, ели и веселились. Старики особенно праздновали приход этого бога и пили вино; утверждают, что этими возлияниями ему омывали ноги. Последний день месяца был отмечен большим праздником, потому что все верили, что в это время возвращаются все боги. В предшествующую ночь на коврике замешивали тесто, так как считалось, что в знак своего возвращения боги оставят на нем отпечаток ступни. Главный служитель всю ночь следил, расхаживая взад-вперед, появится ли отпечаток. Когда он, наконец, видел его, он кричал: „Хозяин пришел!“ — и тут же храмовые жрецы начинали трубить в рожки, трубы и другие музыкальные инструменты. Услышав эти звуки, все принимались делать жертвоприношения пищей во всех храмах». На следующий день должны были прибыть пожилые боги, и молодые люди, переодетые в чудовищ, швыряли жертв в огромный жертвенный костер.

Праздник Тошкатль

Самым замечательным праздником, связанным с Тецкатлипокой, был Тошкатль, проводившийся в пятом месяце. В день этого праздника убивали юношу, которого в течение целого года тщательно готовили к роли жертвы.

Его выбирали из числа лучших военнопленных этого года, и у него на теле не должно было быть ни одного изъяна или пятнышка. Он присваивал имя, одеяние и атрибуты самого Тецкатлипоки, и все население относилось к нему с благоговейным страхом, так как он считался представителем этого божества на земле. Днем он отдыхал и осмеливался выходить на улицу только ночью, вооруженный дротиком и щитом бога, чтобы рыскать по дорогам. Это, конечно, символизировало перемещения бога-ветра по ночным магистралям. У него также был свисток, как у бога, и с его помощью он устраивал такой шум, какой производит таинственный ночной ветер, когда летит по улицам. К его рукам и ногам были привязаны небольшие колокольчики. За ним следовала вереница слуг, а через определенные промежутки времени он отдыхал на каменных скамьях, которые ставили у дорог для удобства Тецкатлипоки. В течение этого года его сочетали браком с четырьмя прекрасными девушками высокого происхождения, с которыми он проводил время во всевозможных развлечениях. Его угощали на застольях знати как земного представителя Тецкатлипоки, а его последние дни представляли собой один бесконечный круг праздников и развлечений. Наконец, наступал роковой день, когда его должны были принести в жертву. Он слезно прощался с девушками, супругом которых стал, и его уводили на teocalli, чтобы принести в жертву; о его края он разбивал музыкальные инструменты, с которыми коротал время своего плена. По достижении вершины его принимал верховный жрец, который быстро воссоединял его с богом, им изображаемым, вырывая на жертвенном камне из груди его сердце.
(Льюис Спенс "Мифы инков и майя")
Среди могил унылых и безвестных
Я принесу чудовищный оброк
Тебе, о страх земной, подземный рок
И бич небесный!

Аватара пользователя
Iss
Иерарх
Сообщения: 6700
Зарегистрирован: Пн ноя 12, 2007 19:10
Пол: Мужской

Re: Тескатлипока

Сообщение Iss » Пт мар 25, 2016 11:53

Tezcatlipoca was the God of the North, The Cold, The Night Sky including The Moon and The Stars, The Color Black, Matter, War, Heroes, Temptation and Beautiful Women.
Вложения
Tezcatlipoca.jpg
Tezcatlipoca.jpg (75.98 КБ) 3300 просмотров
Среди могил унылых и безвестных
Я принесу чудовищный оброк
Тебе, о страх земной, подземный рок
И бич небесный!

Ответить

Вернуться в «Индейские мифы»