Армянская мифология.

(армяне, осетины, адыги и другие)
Аватара пользователя
Iss
Иерарх
Сообщения: 6741
Зарегистрирован: Пн ноя 12, 2007 19:10
Пол: Мужской

Сообщение Iss » Вс ноя 15, 2009 14:31

Ну это не только по армянским, наверное и вообще по кавказским обычаям в целом...А этот ДАХАНАВАР, за прелюбодеяние не карал?
Вообще вампир-защитник народа интересный образ. Это ты все из той книги берешь?

А вообще интересная подборка, молодец))
Среди могил унылых и безвестных
Я принесу чудовищный оброк
Тебе, о страх земной, подземный рок
И бич небесный!

Аватара пользователя
LucyFernega
Архидемон
Сообщения: 577
Зарегистрирован: Сб сен 05, 2009 00:26
Пол: Женский
Откуда: Τάρταρος

Сообщение LucyFernega » Вс ноя 15, 2009 14:47

А этот ДАХАНАВАР, за прелюбодеяние не карал?

Этого не встречала, кажется только за инцест.

Ну это не только по армянским, наверное и вообще по кавказским обычаям в целом...

У азербайджанцев не знаю как, у грузин не имеет значения девственность, а у армян обычаи по сей день сохранились. Если кто слышал о традиции "красное яблоко".

Это ты все из той книги берешь?


Нет, не только из той, в ней я нашла только некоторые. Для того чтобы написать про одного я там как минимум с трех книг информацию беру, начиная со школьных учебников до Матенадаранских экземпляров.
Дело в том что из дохристианской мифологии мало ли что осталось. Поэтому я не написала конкретного автора. Жаль, что не могу найти побольше информации.

Рада, что понравилось. :oops:
Изображение
Между нами есть различие: Я умру за свои убеждения, а вы умрете за чужие!

Аватара пользователя
Iss
Иерарх
Сообщения: 6741
Зарегистрирован: Пн ноя 12, 2007 19:10
Пол: Мужской

Сообщение Iss » Вс ноя 15, 2009 14:55

Если кто слышал о традиции "красное яблоко".


Вот уж чего не слышал того не слышал...

до Матенадаранских экземпляров.


А енто что?
Среди могил унылых и безвестных
Я принесу чудовищный оброк
Тебе, о страх земной, подземный рок
И бич небесный!

Аватара пользователя
LucyFernega
Архидемон
Сообщения: 577
Зарегистрирован: Сб сен 05, 2009 00:26
Пол: Женский
Откуда: Τάρταρος

Сообщение LucyFernega » Вс ноя 15, 2009 15:09

Цитата:
до Матенадаранских экземпляров.



А енто что?


Матенадаран это вроде музея древних рукописей и при этом научно-исследовательский центр рукописаей им. Маштоца. В основном в архив пускают ученых, или работающих в музеях, у меня стаж работы в Музее Истории Армении, и знакомый ученый) как говориится, хороший знакомый полезная вещ)))
Вот фото здания можешь посмотреть тут: http://www.advantour.com/img/armenia/matenadaran.jpg

Цитата:
Если кто слышал о традиции "красное яблоко".



Вот уж чего не слышал того не слышал...


Рассказать? Заранее скажу, обычае самое тупое... на мой взгляд...
Изображение
Между нами есть различие: Я умру за свои убеждения, а вы умрете за чужие!

Аватара пользователя
Iss
Иерарх
Сообщения: 6741
Зарегистрирован: Пн ноя 12, 2007 19:10
Пол: Мужской

Сообщение Iss » Вс ноя 15, 2009 19:59

Рассказать? Заранее скажу, обычае самое тупое... на мой взгляд...


Ну расскажи хохмы ради))
Среди могил унылых и безвестных
Я принесу чудовищный оброк
Тебе, о страх земной, подземный рок
И бич небесный!

Аватара пользователя
LucyFernega
Архидемон
Сообщения: 577
Зарегистрирован: Сб сен 05, 2009 00:26
Пол: Женский
Откуда: Τάρταρος

Сообщение LucyFernega » Вс ноя 15, 2009 20:21

Ну расскажи хохмы ради))


Ну вот, коротко... как я сказала эта традиция сохранилась до сех пор. то есть девушка должна остаться "чистой" до свадьбы. После первой брачной ночи члены семьи жениха (может и вместе с родственниками) идут в отцовский дом невесты. Если девушка была чиста с собой берут карзину красных яблок и... простынью... в некоторых селениях даже простынью вешают во дворе, чтобы прохожие видели.
Изображение
Между нами есть различие: Я умру за свои убеждения, а вы умрете за чужие!

Аватара пользователя
Cursed
Темная Душа
Сообщения: 156
Зарегистрирован: Вс июн 21, 2009 23:39
Пол: Другое
Откуда: From Abyss

Сообщение Cursed » Вс ноя 15, 2009 20:41

Этот обычай был и у славян. Объясняется просто: в условиях родового строя очень важно, кто чей потомок.
Убей одного, станешь убийцей. Убей миллионы, станешь победителем. Убей всех, станешь богом.

Аватара пользователя
LucyFernega
Архидемон
Сообщения: 577
Зарегистрирован: Сб сен 05, 2009 00:26
Пол: Женский
Откуда: Τάρταρος

Сообщение LucyFernega » Вс ноя 15, 2009 20:48

Ага, у всех БЫЛ этот обычай, а в Армении и сейчас есть. Я узнала, что здесь до 21-ого века сохранилась эта традиция когда переехала в Армению, на первом курсе) и была в шоке...
Изображение
Между нами есть различие: Я умру за свои убеждения, а вы умрете за чужие!

Аватара пользователя
Cursed
Темная Душа
Сообщения: 156
Зарегистрирован: Вс июн 21, 2009 23:39
Пол: Другое
Откуда: From Abyss

Сообщение Cursed » Вс ноя 15, 2009 21:20

Ага, у всех БЫЛ этот обычай, а в Армении и сейчас есть.


Наверное, инородцы вольны пренебречь этим обычаем?
Убей одного, станешь убийцей. Убей миллионы, станешь победителем. Убей всех, станешь богом.

Аватара пользователя
LucyFernega
Архидемон
Сообщения: 577
Зарегистрирован: Сб сен 05, 2009 00:26
Пол: Женский
Откуда: Τάρταρος

Сообщение LucyFernega » Вт дек 15, 2009 14:29

Древние армянские праздники

Аманор

По преданию Айк Наапет разбил в сражении войска вавилонского тирана Бэла и положил начало будущему армянскому государству. Это произошло 11 августа 2492 г. до н. э. Этот день – 11 августа - стал началом нового года для армян.
Главные новогодние представления происходили на обоих берегах реки Аратзани, на склоне горы Нпат. На торжествах принимали участие царь и царица со своей свитой, полководцы вместе с армянским войском. Сюда приезжали со всех концов Армении. Смысл праздника был не только в веселье, но и в единении народа.

Празднества длились несколько дней. В один из этих дней люди пили сладкие напитки и легкие вина. В день Навасарда пьяных людей практически не было, так как древняя армянская поговорка гласит: "Боги больше всего плевела оставляют на поле пьяницы". На этих праздниках даже еда была умеренной.
Из-за разных климатических условий Армении в разных районах на праздничный стол подавались различные блюда. Однако в новогодний праздник все блюда имели что-то общее, что подчеркивало национальные особенности. В этих блюдах первое место занимала круглая пшеница, которая росла только в Армении. На стол клали хлеб, испеченный из этой пшеницы, чтобы языческие боги армян сделали новый год плодородным.
Есть другая древняя поговорка: "без вина придет новый год, без нгатзахика - запаздает". В древности нгатзахик был самой известной приправой. Этот вызывающий аппетит цветок рос на склонах Масиса (Арарата). Его собирали и сушили армяне, живущие в районах Масйацотн и Тжакатк, а потом распространяли по всей Армении. И в каком бы районе ни жил армянин, на Новый Год он всегда имел нгатзахик. Эта традиция (применять в новогодних блюдах сушоный нгатзахик) была символом национального единения армян. Нгатзахик связывал всех армян с Масисом - сердцем Родины.
Праздник отмечается и в наши дни, и проходит в языческом храме Гарни.



Вардавар

1-е число месяца навасард (11 августа).
По одной версии, само название праздника «Вардавар» (или «Вардаматн») восходит своим корнем к слову «вард» (роза) и означает «осыпать розами». В дохристианской Армении Вардавар связывали с богиней любви и красоты Астхик и любовью между нею и богом Ваагн. Даря розы и разливая розовую воду, Астхик сеяла любовь по всей армянской стране, а бог Ваагн, вечно борясь со Злом, охранял и защищал эту любовь.
Праздник сопровождался традиционными песнями, танцами и играми. Люди дарили друг другу розы, а влюбленные юноши пускали в небо голубей. В храме Астхик паломники возлагали на священное место букеты из роз и совершали жертвоприношения.

По другой из вариантов, слово «Вардавар» состоит из корней «вард (уард)» - «вода» и «вар» - «мыть, поливать», означает «опрыскивать водой», что и составляет смысл праздника. Согласно дошедшей до нас древней легенде, на свете жил богач, требовавший за пользование принадлежащей ему водой отдавать в рабство юных красавиц. Храбрый юноша Вардан победил злодея и освободил девушек. В этот день принято обливаться водой. Праздник начинается с самого раннего утра, все поливают друг друга водой, кто из чего может, невзирая при этом ни на возраст, ни пол, ни на общественное положения. Обижаться или проявлять недовольство нельзя, потому что считается, что в этот день вода обладает целебной силой.

После принятия христианства сохранились многие обычаи празднования: украшаться розами, обливать друг друга водой, выпускать голубей и т.д. Но христианская церковь дала им другое толкование, связав с великим Потопом, Ноевым голубем и другими моментами христианской истории. Впоследствии, в VI веке, при Католикосе Мовсесе II (574-604), поскольку в дни августа отмечалось Успение Богоматери, праздник нового Преображения был включен в пасхальный цикл и переместился на седьмое воскресенье после Пятидесятницы. Так этот праздник стал переходящим и дата его празднования падает на период от 28 июня до 1 августа.

Терндез

Праздник Терендез отмечается каждый год 14 февраля. Этот праздник напоминает праздник Влюбленных, т.к. главные его участники – влюбленные и молодожены, а также русскую Масленицу.
Истоки этого праздника – в древнем ритуале язычников-огнепоклонников. Первоначально он назывался Дерендез, что в переводе с армянского означает «сноп сена перед вашим домом», то есть, пожелание благополучия дому, плодородия земле. После принятия христианства название претерпело изменение, праздник стал называться Терендез, от слова «тере» - хозяин, творец. С тех пор его главные участники – юноши и девушки, молодожены или собирающиеся пожениться в текущем году.
Главный символ действа – костер, через который прыгают молодые пары. Главное – не расцепить рук, тогда союз будет крепким. Пока юноши и девушки прыгают, старшие посыпают их семенами пшеницы и конопли.
Считается, что во время обряда пламя костра обретает особую энергию обновления, новой жизни. Следом за молодежью должны прыгнуть взрослые или бездетные женщины, надеющиеся обзавестись потомством. Затем все участники, взявшись за руки, объединяются в общем танце вокруг плодоносного огня. Пепел от сгоревшего праздничного костра рассыпают по полям, чтобы уродился новый урожай.
Изображение
Между нами есть различие: Я умру за свои убеждения, а вы умрете за чужие!

Аватара пользователя
LucyFernega
Архидемон
Сообщения: 577
Зарегистрирован: Сб сен 05, 2009 00:26
Пол: Женский
Откуда: Τάρταρος

Сообщение LucyFernega » Вт дек 15, 2009 16:32

Путешествие в Навасард

В жертву наиболее почитаемым культам первого поколения арийских божеств Ваагну и Мхер-Михру подносились тысячи телок и бычков, причем ритуал сопровождался кровепомазанием — обрядом массового раскрашивания лиц самих участников празднеств жертвенной кровью. В числе прочих торжеств устраивались и спортивные состязания в районе святилища Багаван. Подобные церемонии, имевшие место по всему арийскому миру (на древнеиндийском праздник именовался Нава-сарата, на древнеперсидском — Навасарату), очевидно, восходят к очень древнему единому истоку. В частности, проводились общенародные спортивные игры с участием борцов, мастеров кулачного боя, метателей копья и дисков; устраивались также забеги на колесницах и скачки. С древнейших времен в Армении воспевалась физическая сила, необходимая, как утверждал Мовсес Хоренаци, «для защиты Отечества». Один из главных культов первого поколения народных божеств — Ваагн являлся не только символом Огня (арийское — агни), но имел и свою антропоморфную ипостась. Обладатель недюжинной мощи, он был приучен только к победам над силами Тьмы, в том числе драконами, за что и был удостоен эпитета Драконоборец. Приписываемые ему подвиги весьма напоминают деяния Геракла, и многие исследователи склонны угадывать в этом древнейшем культе прототип греческого героя; отдельные составляющие эллинского пантеона (тот же бог войны Арес, изначально символизирующий сцену «благого терзания») родом из индоевропейской прародины, локализуемой учеными именно на Армянском нагорье. Великим атлетом слыл и предводитель армянского племени Гайк, поборовший в «первой дуэли человечества» вавилонского титана Бэла. Именно день рождения исполина (11 августа) и отмечался в архаичной Армении как начало Нового года — Навасард. С особой торжественностью проходили соревнования лучников, восхвалявшие великий подвиг патриарха. Путешествие в Навасард можно начать с горы Багарсак. Эта священная гора возвышается всего в 50 км к югу от армянской столицы. Она располагается в предгорьях Гегамского хребта и имеет высоту 1252 метра над уровнем моря. Несмотря на скромные характеристики, Багарсак — одна из вершин арийского мира; название горы восходит к древнейшему понятию индоевропейского бога — «Баг». Округа действительно сохранила много названий от той далекой эпохи: река, которая берет начало на абсолютной высоте 2720 м и имеет протяженность всего в 48 км, и поныне называется Веди — иными словами, «река знаний» древних жрецов Багарсака. Подножие горы — один из центров Навасардовских празднеств. . . Напоминанием той далекой эпохи являются и вещие места Агравакар — «Вороньи камни». Топонимика Армении знает много святых мест — гор, скал, ущелий, родников и «ковчегов», имеющих непосредственное отношение к исповедуемому в древности культу «вещей птицы». На склоне вулкана Арагац и находится одна из таких святынь. Гора Агравакар (Вороний камень) представляет собой вершину, «обреченную на извержение», причем выброс должен быть именно «вороньим». Иными словами, «вещим». Удивительным образом ворон оказывается посредником между сушей и водой. Умирающим в пустыне он приносит воду или съестные припасы. Еще в шумерском эпосе «О Гильгамеше» Утнапишти посылает ворона из своей лодки, на которой он спасается от потопа, узнать, не появилась ли суша. Ласточка и голубь суши не нашли и вернулись, а ворон нашел и потому не вернулся. Именно в шумерской традиции ворон и представлялся «благим вестником», хотя и невернувшимся. Вещая птица сохранит свой статус даже в христианской Армении: в частности, последнего армянского святого Григора Татеваци спасает от змеиного укуса именно этот представитель орнитофауны; в честь ворона и назван родник у Татевского монастыря. «Вороний родник» у Татевского монастыря — лишь один из многих подобных в Армении, наиболее же известная «скала Ворона» находится в Ване. Высеченный на склоне гряды Сим-Сим, этот памятник имеет свои каменные ворота и свою великую легенду. По мнению ученых, именно древнеармянская легенда «О вороньих вратах» впоследствии — уже через арабские сказки «Тысяча и одна ночь» — проникла в Западную Европу и трансформировалась в сказочное «Сезам, отворись!» Европейская традиция «Кунжутных дверей» ориентирована на материальные блага — известна слабость ворона к блестящим предметам. Он якобы обладает несметными сокровищами и способностью их обнаруживать, охраняет клады, спрятанные в земле или скале. В средневековой Европе верили, что в гнезде ворона хранятся невидимые богатства: золото, серебро, каменья; насобирав их, ворон якобы золотит себе голову и хвост. Древний Восток придерживался диаметрально противоположной версии; открытие таинственных врат ассоциировалось с явлением Мессии и нового духовного очищения. Название «Сезам» в большей степени условное; зрелые семена кунжута или сезама, как называют его в ряде стран, даже при легком прикосновении к ним раскрываются с громким треском. В настоящее время кунжут в Армении не культивируется; впрочем, на территории страны еще сохранились многочисленные «вороньи скалы», при подходе к которым так и хочется произнести «Сезам откройся!» Именно Ворон и предвещал начало вселенских Навасардовских празднеств. . . Родина умирает только тогда, когда обживаемый ее народ лишается способности воспроизводить и передавать наследственную информацию. Волею исторических обстоятельств она может долгое время находиться и в оккупации; более того, обживаться пришлыми этническими образованиями, но все равно сохранять свой первородный статус. И даже рассеянная по миру и, казалось бы, лишенная Отечества нация все равно остается Единственным Хозяином, если поколениями не утрачена способность передачи наследственной информации, причем не только эмоциональной, но и познавательной. Стратегическая составляющая процесса познания собственной страны неоспорима, ибо только в этом случае не истощается важнейший идеологический вектор нации. Познавательный процесс — категория в высшей степени серьезная, не предполагающая статичной декоративности и организации формальных празднеств. Особенно важно динамическое действо — путешествие во времени и в пространстве. К сожалению, древнейший и наиболее продолжительный пласт национальной культуры в этом отношении еще не востребован; между тем именно он и является армянским Истоком.




Древнеармянский календарь

Продолжительность древнеармянского года была принята равной 365 суткам. Таким образом, армянский календарный год был немного короче солнечного (тропического), равного 365,2422 суток. Календарный год делился на 12 месяцев по 30 дней в каждом и один пятидневный месяц. Месяцы носили следующие названия: Навасарди, Хори, Сахми, Тре, Кхалоц, Арац, Мехекани, Арег, Ахекани, Марери, Доаргац, Хротиц, Авелиац.

По своей структуре древнеармянский календарь воспроизводил одну из древнейших календарных систем — египетскую. Египетский календарь, как мы знаем, также исходил из постоянного количества дней в году (= 365) и, в противоположность Юлианскому календарю, не знал високосных годов.И древне-египетский и древне-армянский календари в одинаковой мере убегали вперед по сравнению с Юлианским. Отставание последнего достигало одних суток в четырёхлетний период, так как из каждых четырёх Юлианских лет один был високосным (= 366, а не 365 суткам). Вследствие этого, египетское и армянское новогодие последовательно передвигались (с интервалами через каждое четырёхлетие) по всем месяцам и дням Юлианского года, при чем в направлении, обратном их естественной последовательности. За 1460 лет египетский и армянский календари опережали Юлианский на целый год (= 365 суткам).
Действительно, исходя из нарастающей разницы между календарями (египетским и армянским — с одной стороны, Юлианским — с другой) в количестве одних суток за четырёхлетие, разница в 365 суток наступит через 1460 лет. Другими славами, 1460 египетских или армянских лет = 1461 Юлианскому году. Через 1460 лет начало египетского или армянского года, обойдя последовательно (в обратном порядке) все числа Юлианского календаря, возвращается, на исходное число. Этот промежуток в 1460 лет древиие египтяне, называли «Софическим периодом» или «периодом Сотиса».
В качестве эры, в древне-армянской хронологии фигурирует дата 11 июля 552 г европейского летосчисления. Другая армянская хронологическая система берет за свою исходную точку дату на год позже (11 июля 553 г.).

Дни недели

В языческие времена Армяне, как и Греки или Римляне, называли дни недели по именам солнца, луны и известных тогда пяти планет.

1. Арегак — Воскресенье
2. Лусин — Понедельник
3. Грат — Вторник
4. Пайлацу — Среда
5. Луснтаг — Четверг
6. Арусьяк — Пятница
7. Еревак — Суббота

( Арегак- Солнце, Лусин-Луна, Грат- Марс, Пайлацу-Меркури, Луснтаг-Юпитер, Арусяк- Венера, Еревак-Сатурн)

Дни месяца

В древнеармянском календаре, не только месяцы, но и дни месяца имели свои названия. Каждый день назывался по имени одного из богов армянского пантеона.

1. Арег
2. Гранд
3. Арам
4. Маргар
5. Агранк
6. Мадег
7. Астгик
8. Мигр
9. Дзопабер
10. Мурц
11. Ерезкан
12. Ани
13. Пархар
14. Ванат
15. Арамазд
16. Мани
17. Асак
18. Масис
19. Анаит
20. Арагац
21. Гргор
22. Кордуик
23. Цмак
24. Луснак
25. Црон
26. Нпат
27. Ваагн
28. Сеин
29. Вараг
30. Гишеравар

Часы

24 часа суток также имели свои собственные названия.

Ночные часы

1. Хавараканн
2. Агджамугджн
3. Мтацьялн
4. Шагувотн
5. Камавотн
6. Баваканн
7. Гавтапьялн
8. Гизкан
9. Лусачемн
10. Аравотн
11. Лусапайлн
12. Пайлацумн

Дневные часы

13. Айгн
14. Цайгн
15. Зоряцьялн
16. Чарагайтьялн
17. Шаравигьялн
18. Еркратесн
19. Шантакалн
20. Гракатн
21. Гуртапьялн
22. Тагантьялн
23. Араварн
24. Арпогн
Изображение
Между нами есть различие: Я умру за свои убеждения, а вы умрете за чужие!

Аватара пользователя
Мишко-Скептик
Темная Душа
Сообщения: 108
Зарегистрирован: Сб окт 10, 2009 16:45
Пол: Другое
Откуда: Украина, Черкащина

Сообщение Мишко-Скептик » Вт дек 15, 2009 18:52

очень познавательный раздел. Было бы интересно прочесть материал по происхождению богов в пантеоне + сам этногенез армян. В самом начале упомянуто, что армяне формировались как народ на почве автохтонов + пришлые народы. Где-то говорится, что ученные локализируют родину ариев В Армении, так по-моему это типичное перетягивание арийского одеяла на себя. Действительно, теория такая есть, что арии происх из Закавказья, Междуречья и Ближнего Востока, но она не самая популярная. То, что я встречал, описывает индоевропейцев как пришлых, автохтонами были люди урартского типа (по сути - те же армяне, что сегодня), а фракийцы (точнее протофракийцы) и арии - пришлые. С какой стороны по этой версии пришлы арии - не помню, то ли через Кавказ, то ли со стороны Ирана. Соответственно, так как армянский народ формировался из совершенно разных групп людей - как по языку, верованиям и антропотипу (урартские автохтоны и пришлые индоевропейцы), да еще и был постоянно в контакте с другими народами (семиты, другие индоевропейцы, со временем тюрки, но это уже в христианскую эпоху), то это слияние, возможно, как-то выражалось и в мифологии. Как к примеру у скандинавао война ванов и асов: предполагается, что это следствие войны пришлых индоевропейцев с местными, которая отобразилась и на богах. Если такое где-то есть, мне лично будет очень интересно прочесть. Но если нету, все равно благодарен за предоставленную инфу 8)
Iss, а от чего интерес тока к злым богам и духам? ведь были и "добрые" нарушители порядка и устоев, как Прометей у греков...
My lifestyle determines my death style (J. Hetfield, Metallica)
The higher you walk The farther you fall The longer the walk The farther you crawl (J. Hetfield, Metallica)
But does heaven know you're here? And did they give you smiles or tears?(J. Hetfield, Metallica)
Смерть стоит того, чтобы жить, а Любовь стоит того, чтобы ждать (В. Цой)

Аватара пользователя
Iss
Иерарх
Сообщения: 6741
Зарегистрирован: Пн ноя 12, 2007 19:10
Пол: Мужской

Сообщение Iss » Вт дек 15, 2009 18:57

Iss, а от чего интерес тока к злым богам и духам? ведь были и "добрые" нарушители порядка и устоев, как Прометей у греков...


Добро и зло- понятия относительные...Кроме того злые- оно архетипичней...
Среди могил унылых и безвестных
Я принесу чудовищный оброк
Тебе, о страх земной, подземный рок
И бич небесный!

Аватара пользователя
Мишко-Скептик
Темная Душа
Сообщения: 108
Зарегистрирован: Сб окт 10, 2009 16:45
Пол: Другое
Откуда: Украина, Черкащина

Сообщение Мишко-Скептик » Вт дек 15, 2009 19:18

это понятно, что относительные. Но хвастовство и желание продемонстрировать умение и знание - это, на мой взгляд инстинктивно, а значит тоже архетипично... А желание скрыть ценную информацию - это уже осмысленное действие, пожчиненное сознанию, уму, ведущее к возвышению путем получения преобладания. это более сатанински )) здесь Зевес будет тоже интерестен. Прошу прощения за оффтоп, думаю, что на этом можно закончить с греческой мифологией в разделе армянской ))
My lifestyle determines my death style (J. Hetfield, Metallica)
The higher you walk The farther you fall The longer the walk The farther you crawl (J. Hetfield, Metallica)
But does heaven know you're here? And did they give you smiles or tears?(J. Hetfield, Metallica)
Смерть стоит того, чтобы жить, а Любовь стоит того, чтобы ждать (В. Цой)

Аватара пользователя
LucyFernega
Архидемон
Сообщения: 577
Зарегистрирован: Сб сен 05, 2009 00:26
Пол: Женский
Откуда: Τάρταρος

Сообщение LucyFernega » Вт дек 15, 2009 19:58

Прошу прощения за оффтоп, думаю, что на этом можно закончить с греческой мифологией в разделе армянской ))


Кстати, древние армяне армянских богов почитали наряду с привнесёнными из греческой мифологии. Часто существовали две или три ипостаси одного и того же божества: ярким примером этого служит Армазд - Ахурамазда - Зевс. Среди наиболее употребительных культов древних армян отмечу поклонение Митре, которого отождествляли и с Солнцем (Гелиосом), и с Аполлоном, и с Гермесом.

Но если нету

Найдем как нибудь, раз
будет очень интересно прочесть.


благодарен за предоставленную инфу

пожалуйста, стараюсь найти как можно больше информации. как я уже говорила здесь, после принятия христианства почти все дохристианское уничтожилось (
Изображение
Между нами есть различие: Я умру за свои убеждения, а вы умрете за чужие!

Аватара пользователя
LucyFernega
Архидемон
Сообщения: 577
Зарегистрирован: Сб сен 05, 2009 00:26
Пол: Женский
Откуда: Τάρταρος

Сообщение LucyFernega » Ср дек 16, 2009 02:33

Духовная культура Армении III в. до н. э.—1 в. н. э. (Эллинистический период)

(Надеюсь этот материал дадит общее понятие об элленистическом периоде в Армении... )

В этот период пантеон армянских богов пережил значительные изменения. Во главе пантеона стал Арамазд- отец богов. За ним следовал ряд божеств, из которых важнейшими были Ваагн— бог войны, бог-гроодовник, поражающий драконов, и богиня Анаит. Анаит была особенно почитаема и считалась богиней-покровительницей страны. У армянского историка V в. Агатангехоса богиня названа «славой нашего народа, дающей жизнь», «матерью всех доблестей, благодетельницей всех людей». Боги Михр (Митра) и Тир в разное время выступали как солнечные божества, а последний из них считался также богом мудрости и письма. Известны также божества Нанэ и Астхик—богиня любви.
Хотя имена древнеармяноких божеств часто походят на иранские, но подлинная сущность армянской языческой религии была весьма далека от иранского зороастризма. В ней отсутствует наиболее характерный признак иранской религии—дуализм, представленный извечной борьбой доброго я злого начал, олицетворенных в Ахура-Мазде и Ахримане.
Об армянской языческой мифологии можно судить на основе лишь тех единичных намеков, которые сохранились у Мовсеса Хоренаци и других христианских авторов. Мовсес Хоренаци упоминает о культе четырех различных Арамаздов, откуда Голова статуи богини Анаит личных Арамаздов, откуда можно заключить, что с каждым из них был связан определенный миф.

Изображение

Из мифов, сложенных о Ваагне, Хоренаци долее до нас в дословной передаче замечательный отрывок о рождении бога:
(перевод В. Брюсова)

Небеса и Земля были в муках родин, Морей багрянец был в страданья родин,
Из воды возник алый тростник,
Из горла его дым возник,
Из горла его пламень возник,
Из того огня младенец возник,
И были его власы из огня,
И была у него брада из огня,
И, как солнце, был прекрасен лик.

Изображение
Статуя Ваагна

В мифе за этим отрывком следовало описание подвигов Ваагна, его битвы с драконами (вишапами) и победы над ними и т. д. С Ваагном, выкравшим, согласно мифу, солому и рассыпавшим ее по пути, древние армяне связывали возникновение Млечного пути. Женой Ваагна считалась богиня Астхик, одно из святилищ которой называлось «Покой Ваагна». О самой Астхик, богине любви, рассказывали, что во время купания она простирала туман над рекой, дабы засевшие на берегу молодцы не видели ее наготы.
Примечательно, что с образованием нового пантеона древнейшие армянские божества—Хайк, Ара Прекрасный, Торк и другие не находят в нем места, но очеловечиваются, начинают считаться историческими личностями, патриархами армян, предками нахарарских родов. И напротив, новый бог Ваагн, например, считался обожествленным человеком.

Эллинизм наложил определенный отпечаток на древнеармянский пантеон. Как это имело место и в соседних с Арменией странах, божества армянского пантеона сопоставлялись и отождествлялись со сходными с ними по функциям грече-I скими богами. Так, Арамазд отождествлялся с Зевсом, Ватн с Гераклом, Анаит—с Артемидой, Тир и Михр (Митра)—с Аполлонам и Гелиосам, Астхик—с Афродитой. Подобная эллинизация пантеона, хотя и явилась результатом влечения к греческой культуре и языку лишь господствующего класса армянского общества, все же оставила определенный след в Армении. Еще в исторических трудах авторов V века Агатангехоса, Фавстоса Бузанда и Мовсеса Хоренаци наряду с исконными именами встречаются и упомянутые выше греческие имена армянских божеств.

В религии древней Армении существовал культ царской династии и правящего царя, нередко отождествлявшегося с каким-либо божеством. Это явление отразилось и в народном творчестве. Например, в легенде о борьбе Тиграна с драконом Аждахаком, овеянной воспоминаниями о подлинно историчеокюс событиях, Тигран явственна выступает в роли драконоборца бога Ваагна. Тот же Мовсес Хоренаци донес до нас легенду об Артавазде, заключенном в пещеру и стремящемся выйти и сокрушить (по другим версиям—спасти) мир, которая, несомненно, является вариантом легенды о боге Митре.

Помимо мифов о богах и богоравных героях, в древней Армении были широко распространены и эпические сказания, посвященные выдающимся историческим личностям—царям Ерванду, Арташесу, Тиграну, Трдату, Санатруку и другим. Сохранением образцов этих сказаний мы опять-таки обязаны Мовсесу Хоренаци. Некоторые отрывки он записал дословно; они в основном относятся к царю Трдату I (вторая половина I в. н. э.), который в сказаниях выступает под именем Арташеса.

В древней Армении письменными языками служили греческий и арамейский. На греческом языке до нас дошли, хотя и немногие, но разнообразные по характеру и содержанию надписи на камне—свидетельство о том, что греческий язык применялся во многих областях жизни.

Древнейшие на территории Армении надписи на греческом языке найдены в Армавире. Они высечены на грани III—II вв. до н. э. В числе семи надписей, начертанных на двух камнях, имеется текст послания «царя» армавирцев («басилевса»,—вероятно, руководителя армавирской гражданско-храмовой общины) Митраса царю Ерванду.Послание написано по греческой эпистолярной формуле. Имеются здесь и литературные тексты, в одном из которых упомянут знаменитый древнегреческий поэт VII в. до н. э. Гесиод, а другой является отрывком из произведения в стихах, написанных в стиле трагедий Еврипида. Все это позволяет заключить, что в этот ранний период в Армении уже существовал интерес к греческой культуре, и что число причастных к греческому языку людей было значительным.

Греческая надпись из Гарни датирована 77 г. н. э. и повествует о строительной деятельности Трдата I. Вероятно, в III в. высечена греческая надпись из Апарана, сообщающая о дарении земли царем представителю знатного рода Гнуни. Очень содержательна большая надпись из развалин города Типранакерта. Это—яослание-указ армянского царя (вероятно, Трдата III—298—330 гг.) гражданам города. Имеются надгробные надписи на греческом языке.

Арамейские надписи, обнаруженные в Армении, большей частью относятся к Арташесу I (первая половина II в. до н. э.) и упоминают его имя. Они высечены на тех самых межевых камнях, памятниках земельного эдикта этого царя, а которых повествует и Мовсес Хоренаци. Арамейская надпись из Гарни относится к грани II—III вв. н. э. и упоминает армянского царя Вагарша II.
Все это—иноязычные, но армянские надписи, и их тексты составлялись царской канцелярией. Вероятно пергаментные копии надписей хранились в царском архиве.
Имеются некоторые данные об историографии в древней Армении. Она развивалась при царском дворе и при языческих храмах. Двор с ранних пор был культурным центром. При дворе Тиграна II (95—55 гг. до н. э.) проживали, например, два видных представителя греческой культуры— Амфикрат Афинский и Метродор Скепсийский по прозвищу «Римляноненавистник». Последний, помимо других произведений, написал также историю Тиграна II, к сожалению, не дошедшую до нас.

Следующим известным нам историографом в Армении был уже армянин, царь Артавазд II (55— 34 гг. до н. э.); он сочинял речи, писал трагедий и исторические труды, которые были знакомы жившему спустя более столетия после него греческому автору Плутарху. До нас они, однако, не дошли. При Аршакидах традиции придворной историографии продолжались; из ее представителей известен Марабас Мцурнский (III—IV вв.), трудом которого впоследствии широко пользовался Мовсес Хоренаци.

Представителем храмовой историографии в Армении был живший в первые века н. э. историк Олюмп (Олимпий), жрец знаменитого храма Арамазда в Ани, в области Даранали. Он написал «Храмовые истории», включавшие историю царя Арташеса I, причем, использовал и данные устного народного творчества, и письменные источники. Труд Олюмпа в III в н. э. был продолжен известным сирийским писателем Бардецаном, когда тот посетил Армению в миссионерских целях. «Храмовые истории» также послужили важным источником для Мовсеса Хоренаци.
Надо полагать, что в армянских языческих храмах, как и в других древневосточных храмах, занимались также математикой, составлением календаря, медициной и т. п. Прямых данных об этом пока нет.
Мало знаем мы и о таких сторонах духовной культуры древней Армении, как музыка и танцевальное искусство. Отдельные сообщения древних авторов не дают цельной картины, но позволяют предположить, что эти области культуры были достаточно развиты.
Больше сведений сохранилось об эллинистическом театре в Армении.

Известно, что Тигран II построил в столице Тигранакерте театральное здание и пригласил для представлений греческих актеров. Эллинистический театр, как известно, был театром массового зрителя. Здания—огромные амфитеатры—были рассчитаны на все свободное население данного города, т. е, вмещали десятки тысяч зрителей.
Тигранакертский театр просуществовал недолго, но опыт Тиграна был подхвачен его сыном Артаваедом II. Из сооб щения Плутарха известно, что в царском дворце в Арташате давались театральные представления, опять-таки в исполнении греческих актеров. Имя одного из них дошло до нас. Это был Ясон из Тралл,, сыгравший в 53 г. до н. э. на арташатской сцене главную роль в трагедии Еврипида «Вакханки». Сам Артавазд, как упоминалось, сочинял трагедии, которые, естественно, должны были ставиться в первую очередь в столице Арташате.

Конечно, еще задолго до эллинистического театра, в Армении сложились формы народных игр и зрелищ культово-театрального типа, которые должны были продолжать свое существование в этот период, оказывая влияние на развитие эллинистического театра на местной почве.
Изображение
Между нами есть различие: Я умру за свои убеждения, а вы умрете за чужие!

Аватара пользователя
LucyFernega
Архидемон
Сообщения: 577
Зарегистрирован: Сб сен 05, 2009 00:26
Пол: Женский
Откуда: Τάρταρος

Сообщение LucyFernega » Сб дек 19, 2009 04:51

Размещаю несколько изображений экспонатов Музея Истории Армении. постараюсь по-возможности дать определения... :oops:

Для начала хотелось бы сказать пару слов про ковров. Интересен тот факт что даже постхристианский период на коврах изображены языческие культы, в частности культы тотемизма, почетание женского и мужского начал.
Изображение Здесь изображена пчела-матка (в углах квадрата), символ женского начала, продолжения потомства и деторождения. Второе значение пчелы, считается что пчелы всегда возврашаются обратно в улей. Если наковрах были изображены пчелы маленьких размеров, это означала что мужчина/мужчины был/и далеко от дома (на войне, в изгнании, на странствование).

Изображение Здесь изображены лестничные узоры, что означает жизнь, видно обострение в конце “лестницы жизни”, что обозначает вера в жизнь после смерти. Второй вариант: две лестницы жизни соеденяются в высшей точке, символизируется семья, одноженство.

Изображение на первый взгляд обыкновенаая геометрическая фигура… но это символ женского начала. Фигура обозначает женские органы размножения (аналог-разрезанное пополам яблоко). Так же носит символ народного обычия, согласно которой женщины должны не позновать мужчину до свадьбы.

Изображение символы мужского начала, продолжения рода. Изображены семена и плоды, различаются по окраске вокруг изображений.

Изображение Изображение Отдельный подвид армянских ковров - вишапагорг, т.е. "драконоковры", ковры с изображением драконов. Разумеется, дракон изображался символически - в виде своеобразных сороконожек, змей, лорту. Основной культовой целью вишапагорга была защита дома и отпугивание злонамеренных сил, что доказывают изображения вишапов на ковре, головы которых никогда не бывают направленны в центр ковра (центр ковра символизирует дом, домашний очаг). Нельзя было наступать на вишапагорги и на ковры где изображено мужское начало, по этой причине их всегда вешали на стены.

Изображение Украшение, «танцующие змеи/драконы» 1век до н.э.

Изображение медальон, Изоброжение богини, опять таки на «короне» богини изображены змеи, а так же крылья айста.

Изображение Статуетка воина (9в. до нэ). в древней Армении было распрастранено почетание фалоса, как символа продолжения рода, развитии народа. Что объязательно изображалось на статуетках воинов и богов, также сохранились статуетки фалоса примерно с 40см до 145см. Последние в оснавном были у входа храмов.

Изображение Украшение, изображение жабы. Жаба символизировала плодородие. Существовали пояса из металла в виде жаб, которые носили беременные женщины, согласно повериям жаба защищала от злых духов и сглазов. В небогатых семьях употреблялись пояса из сушенных жаб.



А сейчас хочу обратить особое внимание на нижепредставленное. Как уже я говорила не раз, после христианизации осталось мало информации о язычестве Древней Армении, а про ритуальную практику не осталось вовсе. Но, благодаря археологическим раскопкам стало возможно составить теоритическое представление на этот счет.

Изображение Это изображение ритуального тапорика. На ней изображены свастика (символ солнца и вечности) а так же символ водной стихии. Хотелось бы обратить внимание на его форму. Он носит характер головы быка. Сейчас стоило бы сравнить его с формой бусинок следующего украшения

Изображение как видим они схожи. Это украшение использовались исключительно во время ритуалов. Можно предположить, что элементы тотемизма имели большое место, еще одно доказательство статуя быка
Изображение
найдены так же статуи льва и птиц, но нет никаких доказательств, что они употреблялись в ритуалах.



На ритуальных атрибутах очень часто встречаются изображения змеи. Как уже было сказано- хранители от злых духов, также в ритуалах змея считается посредником между человеком и богами.

Изображение На этой масляной лампе изображена змея. Лампа использовалась в погребальных ритуалах а так же во время жертвопреношений. Погребальные ритуалы имели большое значение для княжеских и королевских семей. Умершего хоронили вместе с колесницей
Изображение
интересен сам ритуал. Спереди процесии шли женщины “плачущие” за ними “дзайнарку”, которые пели и играли музыку, участники погребального ритуала одевались так как одевался покойник при жизни, и иногда носили маски.

Изображение ножи, по поводу которых есть две версии. Согласно первой употреблялись во время охоты. Но по второй версии это ритуальные ножи, о чем свидетельствует знак водной стихии. Употребляли исключительно мужчины.

Изображение Ритуальный нож. Употребляли только женщины. На ней опять же изображена змея. Использовалась в двух целях: первая из них жертвопиношение. Предпологается что в жертву приносили мелкий скот. Кровь жерты проливали в сосуд круглый снаружи, но снутри он имеет форму головы быка. К сожелению изображение этого сосуда у меня нет...
Второе преднозначение данного ножа: употреблялось во время родов. Им отрезывалась пуповина новорожденного. Считалось что через пуповину могло пройти внутрь младенца проклятие, поэтому употребляли нож с изображением змеи. Считалось, что если при родах на землю прольется кровь, младенец либо умрет либо будет несчастним, поэтому употреблялся сосуд, где собиралась кровь Изображение
Изображение
Между нами есть различие: Я умру за свои убеждения, а вы умрете за чужие!

Аватара пользователя
Онерис
Близкий к Тьме
Сообщения: 757
Зарегистрирован: Вт авг 25, 2009 18:54
Пол: Мужской
Откуда: Кёнигсберг

Сообщение Онерис » Сб дек 19, 2009 17:41

:))))
No doubt. No mercy. No remorse.

Аватара пользователя
LucyFernega
Архидемон
Сообщения: 577
Зарегистрирован: Сб сен 05, 2009 00:26
Пол: Женский
Откуда: Τάρταρος

Сообщение LucyFernega » Пн янв 11, 2010 02:25

Вот в википедии нашла статью, как оснавалось "государство" Сасун (ну вообще-то, это регион, сейчас на территовии Турции, а до 1915г Западная Армения...) ну этот миф о Санасаре и Багдасаре еще раз доказывает что в армянской мифологии стихия воды имеет большое значение.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0% ... 0%B0%D1%80

Санасар и Багдасар

Санасар и Багдасар (арм. Սանասար և Բաղդասար), Санасар и Абамелик (Аслимелик, Аднамелик), в армянском эпосе «Сасна црер» братья-близнецы, зачатые матерью Тцовинар от выпитых ею двух пригоршней морской воды.
От полной пригоршни родился Санасар, во всём превосходящий своего брата, от неполной (из-за того, что иссяк морской источник) — Багдасар (по более позднему варианту, они родились от двух пшеничных зёрен). Санасар и Багдасар уже в пять-шесть лет отличались богатырской силой. Багдадский халиф (вариант: ассирийский царь Сене-керим), супруг Тцовинар, хотел убить Санасара и Багдасара как незаконнорожденных (вариант: принести их в жертву своим идолам). Братья покинули дом халифа и отправились в армянские земли. Когда они пришли к морю, давшему им жизнь, Санасар бросился в море. Воды расступились перед ним, и он посуху спустился на дно морское. В подводном царстве он добыл чудесного коня Куркик Джалали, меч-молнию, чудесные доспехи. Искупавшись там в водоёме и испив ключевой воды, Санасар стал таким исполином, что Багдасар не узнал брата, когда тот вышел на сушу. Мифологичность образа Санасар сказывается в его тесных связях с живительной плодотворной стихией — водой. Он рождён от воды; чудесные доспехи, коня он получил от воды; испив воды, стал исполином. После долгих странствий Санасар и Багдасар у истока чудесного ручья в высоких горах выстроили из огромных каменных глыб крепость и город Сасун (согласно народному толкованию слова, «ярость»), который заселили 40 семьями (построив для них 40 домов). Так они положили начало государству Сасун. Санасар женился на красавице Дех-цун, дочери царя Pghindzi Qaghaq (Պղինձի Քաղաք) («медный город»), из-за которой ему пришлось воевать с вишапами, и пехлеванами (богатырями). Санасар — родоначальник нескольких поколений сасунских героев, у него и Дехцун родилось три сына, среди них Мгер Старший.
Изображение
Между нами есть различие: Я умру за свои убеждения, а вы умрете за чужие!

Аватара пользователя
Левиафан
Демон
Сообщения: 219
Зарегистрирован: Чт дек 25, 2014 09:30
Пол: Мужской

Re: Армянская мифология.

Сообщение Левиафан » Чт июл 14, 2016 21:13

Странный миф. Путешественники-то в чем виноваты?
Тут не хвататет еще каджей. Мои любимые низшие демонишки.
Мой Бог меня рабом не называл.

Ответить

Вернуться в «Кавказских народов мифология»