Вампиры, ведьмы и колдуны

...не вошедшее в иные разделы
Аватара пользователя
Iss
Иерарх
Сообщения: 6649
Зарегистрирован: Пн ноя 12, 2007 19:10
Пол: Мужской

Re: Вампиры, ведьмы и колдуны

Сообщение Iss » Ср авг 29, 2012 19:11

Босоркани - венгерские ведьмы

ВЕНГЕРСКИЕ ВЕДЬМЫ

<Ведьм на свете нет, и, следовательно, против тех, которые себя таковыми почитают, не должно возбуждать никакого судопроизводства>.
(с) Венгерский король Коломан (1095-1114).

Разумеется, ведьмы на свете есть. Многие из них известны по именам. А с одной из них (по крайней мере!) я знаком лично.

В апреле этого года исполнится 396 лет с тех пор, как померк дневной свет для знаменитой венгерской <вампирши> Эржебет Батори - <кровавой графини>, зверски замучившей, по разным данным, от 300 до 650 девушек. Именно с <подачи> венгерской ведьмы Дарвули, проживавшей неподалеку от печально известного замка Чахтице (его развалины до сих пор возвышаются среди живописных отрогов Карпат к востоку от Братиславы), сорокалетняя красавица прибегла к страшному средству продления молодости - купанию в крови девственниц. Дарвуля же научила стареющую аристократку магическому заклинанию, призванному уберечь ее от любых опасностей: <Маленькое Облако, защити Эржебет, она в опасности: Пошли девяносто черных котов, пусть они разорвут на части сердце императора Матиаса и моего кузена Турзо, и сердце рыжего Медьери:> Но никакие заклинания не помогли <чейтской твари> - Турзо приказал замуровать ее живьем в собственном замке, где она протянула в полном мраке, на воде и хлебе, еще три года: Кстати говоря, Дарвулю тоже ждал несчастный конец - она умерла от страха.

Кто же они такие, венгерские ведьмы, властвовавшие умами не только простолюдинов, но и аристократов?

Из мифологии известно, что босоркань (boszorkany), или босорка (boszorka), - безобразная старуха, способная летать и превращаться в животных (собаку, кошку, козу, лошадь, свинью). Слова босоркань и босорка проникли в венгерский из языка куманов-половцов (соответственно, куны и палоцы в составе современных мадьяр), переселившихся в Венгрию из Северного Причерноморья в ХIII столетии. Им родственны такие тюркские слова, как крымскотатарское бастырык <домовой>, <кошмар>, <кошмарное сновидение> (от глагола бастыр <давить, душить>), ногайское бастырык <кошмарное сновидение>, кумыкское бастырык <дух, вызывающий кошмары>, татарское бастырган <домовой> (отсюда удмуртское и русское бустурган с тем же значением). В свою очередь, у венгров название ведьмы позаимствовали некоторые славяне: ср. словацкие bosorka <колдунья, ведьма>, bosorak <колдун>, украинские босорка <ворожея, ведьма, колдунья>, босоркун <упырь>.

Подобно ведьмам в других финно-угорских традициях, венгерские босоркани вредят людям - насылают засуху, порчу, лишают коров молока. Особенно активны они в Иванов день (24 июня), день Луцы (13 декабря) и день покровителя скота Св. Георгия (24 апреля) - на рассвете этого дня они, раздевшись догола, собирают росу, чтобы повысить удойность своей коровы. Любопытно отметить некоторые специфические детали, объединяющие венгерских ведьм с аналогичными персонажами других финно-угорских народов. Так, например, считается, что босоркань может являться в виде вихря или смерча; если бросить в него нож или топор, оттуда брызнет кровь. Точно такие же представления характерны для мари с их вувером - <родственником> упыря, вампира.

Но венгерские ведьмы - это не только достояние истории и мифологии. Те, кому доводилось бывать в столице Венгрии - Будапеште, знают, насколько <оккултивирован> этот древний город. Практикующие ведьмы (примерно то же, что наши экстрасенсы, маги и целители) буквально заполонили страну, предлагая всем желающим за небольшую плату (визит к современной ведьме обойдется вам примерно в 2000 форинтов, или 10 долларов) всевозможные услуги: от любовного приворота до порчи. Полумрак кабинетов, баночки с засушенными змеями и ядовитыми насекомыми, козлиные черепа, куклы с торчащими булавками и прочие ведьминские штучки - все это не антураж исторического фильма, а реалии наших дней. <Церковь венгерских ведьм> зарегистрирована как некоммерческая религиозная организация, а Венгерская ассоциация ведьм и колдунов объединила в своих рядах (на 2002 год) около 10 тысяч членов, из них 200 <специалистов>, 500 учеников, остальные - последователи и любители магии и колдовства.

...Над Будапештом возвышается 140-метровая гора Геллерт, традиционно считающаяся <горой ведьм>. В ответ на мой вопрос, продолжают ли современные венгерские ведьмы слетаться сюда на свой традиционный шабаш, моя знакомая <будапештка> Анна лишь загадочно улыбается и молчит. А мне почему-то припоминается старое помело, которое я однажды видел у нее, случайно заглянув в темную комнату
http://www.kukarka.ru/hung/publications/bosorkan.shtml

Босорка, босоркань - в карпатско-славянских (украинских, польских, словацких) и южнославянских, а также венгерских представлениях ведьма, двоедушница. Ее считали безобразной старухой, обладающей способностью летать и превращаться в различных животных (собаку, кошку, козу, лошадь, свинью, зайца, мышь и пр.) и предметы (колесо, копну сена, кочергу и пр.).

При этом в некоторых местах считалось, что днем босорка может вести себя как обычная женщина, мало отличающаяся от обычных деревенских старух, но ночью она засыпает глубоким, беспробудным сном, и в это время бродит вне своего тела в зверином либо в человеческом обличье, причиняя разные беды.
Босорке, как и любой ведьме, повсеместно приписывалась способность насылать болезни и порчу на людей и животных: ее магии, например, традиционно приписывались неожиданные недомогания скота и людей, исчезновение молока (или молоко с кровью) у коров, возникновение эпидемий и т.п. Украинские поверья связывали босорку с внезапным исчезновением плода из чрева матери: считалось, например, что босорки иногда летают сороками по домам и крадут младенцев прямо из живота рожениц, пожирают новорожденных и пьют кровь беременных женщин, а также подменивают детей, оставляя взамен веник, полено или уродливое детище, порожденное нечистым духом.
Помимо этого, ведьму-босорку обычно считали способной управлять погодой, насылать засуху, похищать дожди и красть росу с полей, насылать продолжительные ливни, ураганы и грозы. По поверьям, босорка может летать с тучами и ветром, уничтожая посевы и насылая болезни.
Согласно народным поверьям, босорки вредят людям преимущественно ночью, но есть у них и время особой активности, когда они могут напасть в любое время; такими днями традиционно считались Иванов день (24.VI/7.VII), день мученицы Лукии (венг. Луцы, 13/26.XII) и день святого Георгия, покровителя скота (24.IV/6.V). Так, например, считалось, что на Иванов день ведьмы-босорки собираются на свои шабаши, а на рассвете Егорьева (Юрьева) дня они голыми руками собирают росу, чтобы увеличить удой своих коров.
Защитой от босорки служили, в общем, те же самые обычаи и обряды, которые обычно применяли для защиты от ведьм, вештиц, богинок и т.п. Так, например, на Благовещение украинцы обводили топором или косой по земле вокруг хаты, “чтобы босорка не приступила”, а также старались не давать ничего из дома, чтобы босорка не отняла молоко у коров. На Иванов день в щели хлева нередко затыкали крапиву или другие жгучие растения, чтобы босорка не добралась до коров; застав же в этот день в хлеву кошку или другое животное, хозяева непременно били и прогоняли его, полагая, что это босорка хочет украсть молоко.
Среди могил унылых и безвестных
Я принесу чудовищный оброк
Тебе, о страх земной, подземный рок
И бич небесный!

Аватара пользователя
Iss
Иерарх
Сообщения: 6649
Зарегистрирован: Пн ноя 12, 2007 19:10
Пол: Мужской

Re: Вампиры, ведьмы и колдуны

Сообщение Iss » Вт сен 04, 2012 16:33

Как появились ведьмы?

На этот счет существует легенда, интересная в первую очередь тем, что в ней (скорее всего) упоминается славянский бог Волос/Велес. По сюжету легенда не оригинальна - по славянскому миру известны и другие варианты.

Интересующая нас легенда записана в середине XIX в. в северной части Черниговской губ. (Козелецкий уезд) и помещает общеизвестный сюжет о Каине и Авеле и о первом братоубийстве в новый контекст. Жена Каина «знала всяка зилле» (зелья) и по ночам выдаивала коров у вдовы Авеля (типичное занятие для ведьмы). Молоко было с кровью – так «Бог карав йих за Явелеву смерть». Однажды жена Каина встретила бога Валосько, который спросил, что она делает. «А те раблю, що стань да стуй!» Валосько встал как вкопанный, а потом сказал: «Ну, рабы ж свое... Кали робыш!» – «Ну, иды ж и ты соби, кали ыдеш да не пытайся бъульше». «С таго часу сталы у нас видьмы, видьмаки, перевертни и вавкулаки, що па дварам ходять да птыцю и скотыну давлють».

"Итак, от первой ведьмы – Каиновой жены, – «пересилившей» в споре «бога Валосько», произошли все ведьмы и другие обладатели вредоносной силы."

Очевидно, что элемент христианства (Каин и Авель) здесь наносной. В других вариантах легенды (см. дальше) ни Каин, ни его жена ни разу не упоминаются.

Мотивация "перепалки" между "Валосько" и ведьмой в этой легенде не очень ясна, потому стоит обратить внимание на параллельные варианты:

1) В карпатской легенде Бог, увидев «чародильницу, сбивающую росу» (и отнимающую таким образом молоко у коров), пригрозил ей и лишил возможности двигаться. Ведьма же ответила: «А ты, Боже, чтоб не вознесся на небеса». И Бог отступил от своего намерения наказать ведьму: «Чародильнице, лиходильнице, так лихие дела делай, какие делала». Тогда ведьма разрешает ему вознестись на небеса.

2) В 1984 г. в белорусском Полесье (с. Ручаёвка Лоевского р-на Гомельской обл.) был записан текст, в котором развивается сходная ситуация. Перед нами снова ведьма за своим традиционным занятием: она наводит порчу, делает залом (завитку) из колосьев. Господь (Христос) пытается ей помешать, наказывая искривлением спины, она же в отместку мешает его вознесению на небеса. В течение трех лет вынужденного пребывания на земле Христос творит чудеса, но на небеса может отправиться лишь тогда, когда снимает наказание."

3) "По другой карпатской версии, Иисус Христос накануне Вознесения ходил с апостолами по земле и увидел, что «чародейница» ворожит. Он спросил, что она делает. Ведьма разозлилась и ответила: «Иди-иди! ни защóкуй ми (не «чтокай». – О.Б.), бо сї ни ознисеш!». И Христос не смог вознестись на небеса в назначенный день, ему удалось это только на следующий. Он вознесся бы вовремя, если бы «тоти паскуди шось ни перечили».

"Согласно болгарской легенде, ведьмы («вештицы»), несмотря ни на что, сохраняют свою вредоносную силу, потому что их благословил на колдовство сам Христос. Когда родился Христос, волшебницы не сказали царю, где его найти. И Господь разрешил им заниматься магией, только бы глаза их его не видели."

Очевидно что Бог видя вредоносные действия ведьмы недоволен и пытается помешать этому. Для этого он угрожает обездвиженьем (1), наказывает искривлением спины (2), и, наконец, "чтокает", задает вопрос "что ты делаешь?" (3). Очевидно что третий вариант равноправен с 1ым и 2ым - ведьма сильно злится когда ей "чтокают" - видимо оно ей мешает, Бог своим вопросом прерывает магическое действо.

Наказание ведьмой Бога происходит всегда в отместку за запрет заниматься вредоносным колдовством (как минимум) - об этом может быть не сказано прямо, но оно всегда подразумевается (как в варианте с "Валосько").


Сам Бог "Валосько", сюжетно сопоставимый с христианским богом из других вариантов легенды (то есть однозначно "хороший") должно быть бог магии и чародейства языческих славян - Велес/Волос. Никакие другие интерпретации имени "Валосько" на ум не приходят - библейских персонажей схожих по функциям и имени нету (Ваал не подходит никак), святой Власий тоже не подходит (ни по имени, ни по сновным функциям).

Литература:
Восточнославянский этнолингвистический сборник М.: "Индрик", 2001, О.В.Белова - Библейские сюжеты в восточнославянских легендах
http://slav-drevnosti.livejournal.com/26919.html
Среди могил унылых и безвестных
Я принесу чудовищный оброк
Тебе, о страх земной, подземный рок
И бич небесный!

Аватара пользователя
Iss
Иерарх
Сообщения: 6649
Зарегистрирован: Пн ноя 12, 2007 19:10
Пол: Мужской

Re: Вампиры, ведьмы и колдуны

Сообщение Iss » Пт сен 21, 2012 17:13

Колдуны и ведьмы островов Тробриан.
(Если что это тут)
Изображение

На о-вах Тробриан, где магия в разных ее видах занимает большое место в жизни населения, существует несколько категорий колдунов, знахарей и гадателей. Обычно эта профессия наследуется по женской линии—от материнского дяди. Видную роль играют там специалисты по земледельческой магии, имеющиеся в каждой деревне; без такого специалиста не предпринимаются никакие земледельческие работы. Особый колдун руководит работой по постройке лодки, произнося заклинания в начале каждого этапа работы. Так же обстоит и с другими хозяйственными занятиями. Есть даже специальный колдун по добыче раковин калома — томозина калома. Но помимо этих знахарей, выполняющих, по мнению меланезийцев, полезные функции, существуют «черные колдуны», якобы причиняющие вред и поэтому внушающие страх. В каждой деревне есть по одному или по два «черных колдуна» — бвагау: они считаются виновниками болезней. Эта профессия тоже наследственная, передается от дяди или от отца. Совершенно своеобразное явление представлял колдун-палач, состоявший у вождя на службе: вождь поручал ему время от времени исполнение смертного приговора над осужденным, и он совершал казнь, облекая ее в форму магических приемов.

Очень боятся островитяне также «летающих колдуний». Это нечто вроде европейских ведьм. По местным верованиям, летающие колдуньи (йойова) едят трупы людей, главным образом погибших на море. Они издали узнают о кораблекрушении и во время бури носятся над морем по воздуху, промышляя лакомую добычу. Способность быть йойова считается наследственной, и люди верят, что мать приучает с детства свою дочь есть трупы и летать по воздуху. Ни одна женщина не признается открыто, что она йойова, хотя многие из них считают подобную репутацию незазорной и не стараются ее опровергать. Подозрение в принадлежности к летающим колдуньям не вредит положению женщины в обществе, и она может даже выйти замуж. Вообще на о-вах Тробриан женщины монополизировали в своих руках некоторые виды магии.
http://lib7.com/okeaniya/52-religija-melaneziicev.html
Среди могил унылых и безвестных
Я принесу чудовищный оброк
Тебе, о страх земной, подземный рок
И бич небесный!

Аватара пользователя
Левиафан
Темная Душа
Сообщения: 204
Зарегистрирован: Чт дек 25, 2014 09:30
Пол: Мужской

Re: Вампиры, ведьмы и колдуны

Сообщение Левиафан » Чт дек 25, 2014 15:06

Имел дело с ведьмами. Могу сказать одно - с ними надо быть поосторожней. Шутки шутками, но ведьма она и есть ведьма. Хотя по-началу, конечно, можно спутать с обыкновенными стервами/суками.
Мой Бог меня рабом не называл.

Аватара пользователя
LoKinder
Близкий к Тьме
Сообщения: 1604
Зарегистрирован: Вт янв 29, 2008 08:40

Re: Вампиры, ведьмы и колдуны

Сообщение LoKinder » Пт фев 13, 2015 08:10

Блять.... да все уже давно в курсе этой старой заковыки про христа. Из него сын божий такой же как из меня богу тетя... причем в моем случае это даже более возможно, если я дядя, а в его - ну никак......

Последий ковен "апезделов" сдох на границе эпох. И о? Просто - так было надо.


я просто хуею...... дай вам какой нить детектив - вы сразу - с первых 30 страниц знаете чем все кончится,,,, даже если там 1000 страниц. а дай вам библию.... Вообще-та, уже с трех любых все понятно...
По ошибке проглотил мелок от тараканов. Такая тишина в голове.... наверно рисуют...

Аватара пользователя
Iss
Иерарх
Сообщения: 6649
Зарегистрирован: Пн ноя 12, 2007 19:10
Пол: Мужской

Re: Вампиры, ведьмы и колдуны

Сообщение Iss » Пн фев 23, 2015 14:05

Злой колдун: Особенности мифологизированной личности.
Н.Е. Мазалова.

В настоящее время исследователи более или менее едины во мнении о том, что личность связана с культурой. В значительной степени это относится к колдуну –«знаковой» личности традиционного общества. Рассказы о сибирском колдуне Кирике Захаровиче [1] удивительно похожи на повествование о карельском колдуне Михеевиче [2]. Вместе с тем для жителей конкретного сибирского села и деревни в Карелии это «их» колдуны, деяния и чудеса которых воспринимаются как исключительные, происшедшие именно у них, исключительными магическими способностями наделен именно их местный колдун. В соответствии со взглядом «изнутри» традиции, любой «знающий» – это конкретный индивид, с его деяниями, с определенными особенностями характера, устремлениями, наклонностями.

При исследовании личности русского колдуна я предлагаю использовать термин «мифологизированная личность» [3]. В произведениях несказочной прозы данное определение предстает как сочетание свойств, выработавшихся на основе традиционных мифологических представлений, но, что важно, воспринимаемых внутри традиции как черты, принадлежащие исключительно этой личности, а также характерных реальной личности. В статье рассматриваются психологические особенности колдуна, связанные с этнической культурой, восходящие к различным верованиям, прежде всего – с представлениями о маргинальности колдуна.

Колдун наделен способностью вступать в контакт с потусторонним миром, то есть нарушать границу между социальным и природным. Он связан как с человеческим миром, так и с миром природы, что проявляется, прежде всего, в их образе жизни. Колдуны нелюдимы, их характеризуют следующим образом: «живет как бирюк (волк)», «как медведь в берлоге», приписывают черты животных. Кроме того, «худой человек (колдун – Н.М.) живет замкнуто, от людей хоронится, в церковь не ходит, людей сторонится, Богу не молится» [4, с.302].

В соответствии с архаическими представлениями, большинство колдунов относятся к категории людей, слово, мысли или само присутствие которых является негативным для окружающих. Обычно такие люди обладают определенным набором особенностей характера: злые, тяжелые в общении, злопамятные, хитрые, скупые, завистливые, необщительные, неоткровенные. Их присутствие влечет за собой вред, неудачу, болезни.

Чаще всего в произведениях мифологической прозы колдун характеризуется как злой. Злость – его постоянное качество, описанное в заговорных текстах: «злой лихой человек колдун, колдуница». «Злой» – емкое, многозначное понятие; оно характеризует различные стороны личности «знающего». Сопоставление слов со знанием «зло» в словаре В.И. Даля показывает близость многих слов: зло – худое, лихое, плохое, лютое, жестокое и другое.

«Злой» в характеристике колдуна означает, прежде всего, дурное свойство, качество, черту характера, порок: «сердитый, гневливый, свирепый, жестокий». О злобном характере свидетельствует выражение его лица и, прежде всего, глаз: они у колдуна «злобные», «сердитые». Вот типичный портрет колдуна: «Роста он небольшого, с вечно всклокоченной головой и злыми, хитрыми глазами» [5, с. 520]. Глаза колдуна подтверждают его связь с природой: «волчий» взгляд исподлобья, его глаза часто горят огнем, как глаза мифологических персонажей.

Внешний облик колдуна свидетельствует о чувствах, которых он испытывает к окружающим: злобе, ненависти, антагонизме,– проявляющихся в его отношениях к членам социума. Эти чувства являются основными мотивировками действий персонажа народных меморатов: «Колдуны по злобе своей портят молодых и вселяют в них страх друг к другу, обращая одного, то есть мужа в волка, а жену в медведя, видимых только им одним» [6, с. 320].

В прошлом сама оценка человека соседями как «недоброго» могла послужить поводом для обвинения в колдовстве. Так, в 1820 г. на допросах в Мезенской канцелярии односельчане по поводу обвиняемых в колдовстве свидетельствовали: «имели ли названные лица волшебство, они того не знают, токмо за добрых людей их не признают, понеже по всему видно, что подлинно они напускают на людей икотную болезнь» [7, с. 156]. Оценка личностного качества «злой» совпадает с направленностью деяний колдуна. «Злой» – это также оценка его функций со стороны социума: заключающий в себе зло, причиняющий кому-либо зло, неблагоприятный для кого-либо, приносящий какую-либо беду, неприятности, враждебный членам социума. Колдуны совершают свои деяния, руководствуясь желанием причинить зло, худо окружающим. Одно из диалектных названий колдуна – злыдарь [8, с. 297]; злыдня, злыдни–обозначение чертей, нечистой силы.

Понятие «злой» применительно к колдуну – не только атрибутивная категория, но и процессуальная. Оно подразумевает, что колдун постоянно «творит зло». Определение «злой» не только оценивает колдуна как человека; обычно оно сопутствует результатам его деятельности – порче человека, животного, порче свадьбы: «В Пелгострове был Колич (колдун –Н. М.). Его на свадьбы худо угостили, дак ен спортил молодых. <...> Ой, Колич был злой» [9, с. 105–106].

«Злой» – это, прежде всего, признак природы, животных. Злоба по отношению к людям характеризует мифологических персонажей, духов природы: водяного, лешего, черта – «злых духов». Колдунья в конце жизни утрачивает человеческие признаки и приобретает признаки мифологических персонажей и природы: «Под конец черт совсем старуху замучил: она сделалась как бешеная и злая, как зверь» [10, с. 44].

Несомненно, мотивировка действий колдуна – творить зло, разработаны под влиянием христианства: «Колдун – это человек, вступивший в договор с нечистой силой, вследствие какового договора он пользуется помощью этой нечистой силы во всеми, в чем пожелает. Колдун делает людям исключительно вред, хотя бы он мог делать и добро, но не желает этого, и не делает» [11, с. 197]. Вредоносные акции колдуны совершают под воздействием нечистой силы, которая, по христианским представлениям, постоянно подталкивает человека творить зло.

По христианским представлениям, Бог зла не сотворил, это – деяние дьявола: «Зло – это уклон бытия к небытию, движение к мнимой цели, извращение, ложь, болезнь бытия. Как сила, направленная к небытию, зло всегда разрушительно» [12, с. 20-21].

Христианские представления о зле как «уклонении от истинного пути» совпадают с архаическими; это, прежде всего, подтверждает этимология слова «зло»: «о.-с. Zъlъ восходит к и.-е. корню g'huel: ghul –“изгибаться”, “кривиться”, “изворачиваться”, “кривить душой”; “идти кривыми путями, петлять, спотыкаться, падать» [13, с. 99]. Слово «зло» связано с идеей кривизны, неправильного пути, движения, нестабильности. Таким образом, важнейшее качество колдуна – злость, которая связана с основными понятиями славянской мифологии: кривдой, неправильностью, неистинностью и другое.

В народной традиции колдуна также причисляют к «лихим людям». Лихой – постоянное обозначение колдуна в русских заговорах: так, например, лихой (колдун) насылает на людей злых духов: «Иду я, раб Божий (имя) из ворот в ворота, в чистое поле, навстречу бегут семь духов: все злые, все черные, все нелюдимые. Идите, злые духи, все черные и все нелюдимые, к лихим людям, держите их на привязи, чтобы я, Раб Божий (имя), от них был цел, был здоров и невредим во все путях, дорогах <...> в своем дому и чужом дому» [14, c. 229–230]. «Лихой» –это также обозначение злого духа, Сатаны.

«Лихой» – также смелый, решительный. По народным представлениям колдунами становились очень храбрые люди. Храбрость колдуна проявляется во время прохождения обряда инициации, который требует от неофита огромного мужества, напряжения душевных сил: «Это трудно знать. Потому что, если кому надо, чтобы человек передал, дак надо, чтобы который хочет чтобы кой-что знать, дак надо не пугаться. Ведь ему все привидения покажут. А если ты маленько струсил, значит, ты не в силах будешь эту власть принять»[15, с. 120].

Деревенский колдун, обладающий неформальной властью, нередко находится в оппозиции по отношению к официальной власти: так, карельский колдун Максим Павлович «он такой, в милицию брали: «Вы все равно с меня ничего не возьмете». Он ничего не боится, черти помогают. <...> В войну что-то нашкодил, ничего не наказали» [16]. Однако отношение к храбрости колдуна неоднозначное – это скорее неоправданное, бесшабашное поведение: «Ему сам черт не брат».

Еще одно название колдуна – худой (Ярославская губ., Вологодская обл., Восточная Сибирь). Основные функции худых – портить людей, в частности, «сажать килы», «надевать хомуты», насылать на них несчастья: «Худые портят людей, нагоняют на них страшную необъяснимую тоску, человек места себе не находит и страшно худеет» [17]. Слово «худой» в некоторых русских диалектах имеет значение «нечистая сила»; так, в сибирских говорах «худой» – «злой дух, черт, Сатана, дьявол» [18, ст. 1243].

«Худое» также определяет «тайные» знания колдуна - направленные на причинение вреда; знахарка, которая успешно лечит от разных заболеваний, противопоставляет свои знания «на добро» – «худым» (колдовским) знаниям: «Мне нельзя, больно горяча, мне нельзя худому учиться» [19, л. 40].

Колдуна часто характеризуют как «хитрого» человека. Хитрость может проявляться как свойство характера; так, крестьянам трудно поймать колдуний, пережинающих поля, поскольку «он хитры», то есть умеют ловчить, обманывать. Хитрость – сложное понятие – это уловка, обман и умение делать что-то, а также «тайное» знание, магическая сила. <...> О знахаре говорят как о «простом человеке» (в значении «простодушный», «искренний», а также «не обладающий колдовскими знаниями»): «Которые похитрее, мы простосердечный народ» [20, л. 4].

«Колдун-обманщик» – постоянная характеристика колдуна. Распространенный мотив быличек – «колдун морочит» [21]. Эта особенность также характеризует и мифологических персонажей; так, леший обманывает или леший «водит» и т.п.

Колдун груб с окружающими, склонен к конфликтам, часто ссорится с односельчанами. В народных представлениях, грубый – не только невежливый, дерзкий, но и враждебный, причиняющий обиду, вред, ущерб; ссора – это проявление враждебности. Эти же черты колдуна проявляются и на уровне внутрисемейных отношений. В современной деревне такое поведение человека, особенно – женщины, зачастую служит поводом для обвинения в колдовстве.

Колдуна нередко характеризуют как гордого человека. Колдун кичится тем, что он обладает «тайным» знанием, он держится с окружающими высокомерно, надменно, спесиво: «Колдуна часто представляют угрюмым, молчаливым, необщительным. Он <...> к людям относится свысока» [22, c. 180]; «Люди они (братья Салмины – колдуны – Н.М.) были зажиточные, но очень гордые, односельчане их не любили»[23]. Гордый – «осознающий свое превосходство»; ощущать свое превосходство над другими колдуну позволяет обладание «тайным знанием». Гордость также характеризует Сатану.

Колдуны честолюбивы. Нередко мотивом того, что человек становился колдуном, было стремление к власти над людьми. Владение «тайным» знанием и связь с «иным» миром позволяет колдуну требовать от окружающих оказания почета и уважения; как выразилась одна из моих карельских информаторов, «ему в чести надо быть». Колдун требует правильной оценки его достоинств и знаний со стороны окружающих взамен на оказание услуг: контактов с потусторонним миром. Это выражается и в оплате его услуг. Колдун всегда требует плату за отправление магических практик. Плата – архаический элемент обряда: происходит обмен ритуальной услугой и какими-то дарами. В поздних мифологических рассказах нередко описано, что колдун использует свои знания в корыстных целях и требует за это плату.

Колдун тщеславен и хвастлив: «Степка Колдунчик хвастался, что с чертями знается» [24, л. 35]; колдун Григорий после того, как кого-то испортит, «хвалится»; обещает «испортить насмерть»[25, с. 71]. Колдун неумеренно восхваляет свои магические способности, зачастую преувеличивая их, он считает, что ему подвластно все на свете; так, он уверяет, что может оживить мертвого: «Захочу – и мертвого подниму этой водой <...> только у вас состояния не хватит со мной расплатиться» [26].

Некоторые черты характера проявляются в отношении к вещам, к собственности. Колдун жаден, все время что-то просит и не хочет отдавать;что возьмет, не отберешь; у него «к рукам прилипает». Так, в карельской деревне мне так охарактеризовали жадную колдунью: «Бей по рукам, не выпадет». Значение слова «жадность» – ощущение недостатка в чем-либо; желание, тоска, стремление к чему-либо. Стремление колдуна постоянно забирать какие-либо вещи у людей основано на том, что, по народным поверьям, с вещью можно забрать у человека счастье, достаток, здоровье: «На чистый четверг нельзя никому ничего давать, а то порчу могут наслать, попортют и тебя и животину и все. Ничего не давай, особенно соли, ето самая страшная порча будет. Не давай из дому ничего, а то с порчей вернут. Самое время такое, на страшной неделе, ето ихний день, колдунский, заповедный, они его специально дожидаются»[27].

Колдуны нарушают сексуальные запреты традиционного общества. Пользуясь своей властью, они вступают в сексуальные связи со многими односельчанками. Так, пошехонский колдун и знахарь Петр Васильевич Туров, который занимался отгадыванием воров, лечением, ворожбой, «был сильно охочь, по выражению крестьян, до женского пола» [28]. У колдуна обычно много любовниц, он легко расстается с ними. В конце 80-х гг. в одной из деревень на Пинеге нам рассказы вали о бывшем председателе колхоза, которого считали колдуном (нам показали его: и в 70 лет это был властный жесткий эффектный старик). Сексуальным домогательствам с его стороны подвергались многие колхозницы. Показывали и одну из жертв, посмевшую отвергнуть его, после чего, как считают односельчане, он наслал на нее порчу: у женщины отсохла рука. Ср.: сластолюбие –также отличительная черта чертей.

Представления об особенностях личности колдуна связаны с направленностью их деятельности. Основная функция колдуна – причинять зло, вред, портить. Колдун может испортить человека, животных, посевы, а также молодых. Образ колдуна в мифологических рассказах имеет чрезвычайно архаические черты. Он является руководителем свадебного обряда. Исследование мотивов свадебной порчи показало, что представления о ней основаны на архаических представлениях обрядов предшествующих эпох. Колдун намеренно умерщвляет жениха и невесту, превращает их в животных, препятствует соитию в первую брачную ночь и т.д. Он временно возвращает жениха и невесту в природное состояние, чтобы затем они «родились» как новые члены социума. Колдун связан с производящей силой природы и передает ее молодым [29, с. 120–140].

Отправление колдуном архаических обрядов, ставших непонятными, рассматривается как причинение им вреда участникам обряда, а сам колдун – как злой, обидчивый, мстительный человек. Непонятным стало стремление колдун к нормативному проведению свадебного обряда в своем социуме, его связь с производительными силами и, кроме того, необходимость получения награды за отправление магических практик.


Многие особенности личности колдуна в соответствии с христианской традицией, рассматриваются в народной традиции как грехи. По народным представлениям, колдун – личность глубоко греховная. Грех – уже одно то, что он стал колдуном, отрекся от Бога, как известно, нередко обряд посвящения включает отречение об Бога, попрание креста. В разряд смертных грехов относят также и другие его характеристики, в частности, магические практики, направленные на причинение вреда человеку, вследствие которых наступала его смерть: богоотступничество, колдовство, убийство, прелюбодеяние.

Мучительную смерть колдуна рассматривают как расплату за грехи. Так, костромской колдун Ирипарха «лет 40 не бывал у святого причастия, помер в жестоких мучениях 65 лет от роду в 1896 г. Уверяют жители Шанско-Городищенской, в церкви при жизни этого колдуна видали в Пасху в церкви много раз не похожим на человека, а на востроголова черта»[30, c. 89].

В духовном стихе о Страшном Суде колдунам уготовано место в аду среди нераскаявшихся грешников – разбойников, убийц и других:

«Татьи пойдут во великий страх;
Разбойники пойдут в грозы лютые,
А чародеи все изыдут в дьявольский смрад» [31, c. 231]
.

Первоначальное значение слова «грех» близко значению слова «зло»: уклонение от прямого пути, несоответствие норме. В древнерусском языке грех сопоставимо со злом, только зло характеризует уклонение в отношении к людям, а грех – в отношении к Богу [32, c. 104]. Обычно к греху склоняет нечистая сила: «Если человека поймали на преступлении, например, в краже, или убийстве, то преступник в этом случае высказывает: “Это грех меня попутал, соблазнил меня дьявол”. Народ ему говорит: “Это тебя попутало, не почитал своих родителей, за то тебя Бог обличил”» [33].

С течением времени понятие греха стало сложнее, оно является не только религиозно-этической категорией, но и этической: «Грех характеризует свойства и качества личности, ее поведение и взаимоотношения с окружающими» [34, c. 303]. Так, к смертным грехам относятся и некоторые особенности характера колдуна: злоба, гнев, гордость и другое [35, c. 22].

Колдун –сложная многогранная личность. Он играл значительную роль в жизни традиционного социума. Общество одобряло его контакты с потусторонним миром, если они были направлены на благо коллектива. Если его деяния причиняли вред ближайшему окружению, они вызывали негативную реакцию и приводили к наделению его отрицательными личностными характеристиками. Этому также способствовало отправление колдуном обрядов, смысл которых был утрачен. Несомненно, негативное отношение православной церкви к этим ритуальным специалистам также повлияли на сложение образа русского колдуна.

Ссылки:

1. Мифологические рассказы русского населения Восточной Сибири / сост. В.П. Зиновьев. No
297, 298, 306 и другие.
Новосибирск, 1987.

2. Полевые материалы автора // Архив Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН (далее – АМАЭ). Ф. К - 1. Оп. 2. Л. 14. No 1881. Республика Карелия. Сегежский р - н., пос. Валдай.

3. Лотман Ю.М. Семиотика культуры и проблемы киноискусства. Таллин, 1973.

4. Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы. Материалы «Этнографического бюро» князя В.Н. Тенишева. Т. 2. Ярославская губерния. Ч. 2. Даниловский, Любимский, Романо-Борисоглебский, Ростовский и Ярославский уезды. СПб., 2006.

5. Материалы для изучения быта и языка русского населения Северо-западного края, собранные и приведенные в порядок П.В. Шейном. Т. II. СПб., 1893.

6. Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы. Материалы «Этнографического бюро» князя В.Н. Тенишева. Т. 4. Нижегородская губерния. СПб., 2006.

7. Беляев И.С. Икотницы и кликуши: к истории русских суеверий // Русская старина. Т. 122. 1905.

8. Словарь русских народных говоров / гл. ред. Ф.П. Филин; ред. Ф.П. Сороколетов (Ин -т рус. языка АН СССР, словарный сектор). Т. 11. М.,1999.

9. Памятники русского фольклора Водлозерья: предания и былички / сост. В.П. Кузнецова. Петрозаводск, 1997.

10. Колчин А. Верования крестьян Тульской губернии // Этнографическое обозрение. 1899. No 3–4.

11. Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы. Материалы. Т. 2. Ярославская губерния. Ч. 1. Пошехонский уезд. СПб., 2006.

12. Епископ Александр (Семенов Тян-шанский). Православный катехизис. М., 1990.

13. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т. 2. М., 2008.

14. Попов Г. Русская народно-бытовая медицина // По материалам этнографического бюро князя В.Н. Тенишева. СПб., 1903.

15. Кузнецова В.П. О функциях колдуна в русском свадебном обряде Заонежья // Заонежский сборник. Петрозаводск, 1992.

16. Мифологические рассказы русского ... С. 48.

17. Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы ... Т. 2. Ч. 2. С. 302.

18. Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля. В 4-х т. Т. 4. СПб.; М., 1912.

19. АМАЭ. No 1561. Архангельская обл., Шенкурский р-н.

20. АМАЭ. No 1618. Архангельская обл., Вельский р-н.

21. Мифологические рассказы русского ... С. 324.

22. Никитина Н.А. К вопросу о русских колдунах // Русское колдовство, ведовство, знахарство.
СПб., 1994.

23. Беляев И.С. Указ. соч. С. 146.

24.АМАЭ. No 1560. Архангельская обл., Шенкурский р-н.

25. Весин Л. Народный самосуд над колдунами // Северный вестник. 1892. No 9. Отд. 2.

26. Попов Г. Указ. соч. С. 84.

27. Мифологические рассказы и легенды Русского Севера / сост. и автор коммент. О.А. Черепанова. No 325. СПб., 1996.

28. Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы ... Т. 2. Ч. 2. С. 200.

29. Мазалова Н.Е. Этнографические аспекты изучения личности русского «знающего». СПб., 2011.

30. Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы. Материалы «Этнографического бюро» князя В.Н. Тенишева. Т. 1. Костромская и Тверская губерния. СПб., 2004.

31.Корифнский А.А. Народная Русь. Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. М., 1901.

32. Колесов В.В. Древняя Русь. Наследие в слове. Бытие и быт. СПб., 2004.

33.Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы ... Т. 1. С. 75.

34.Козина Н.О. Грех // Антология концептов. М., 2007.

35. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова. М., 1960.

(C) Теория и практика общественного развития, 2014
Среди могил унылых и безвестных
Я принесу чудовищный оброк
Тебе, о страх земной, подземный рок
И бич небесный!

Аватара пользователя
Iss
Иерарх
Сообщения: 6649
Зарегистрирован: Пн ноя 12, 2007 19:10
Пол: Мужской

Re: Вампиры, ведьмы и колдуны

Сообщение Iss » Вт апр 07, 2015 15:36

Африканское колдовство против монгольского вампиризма в Московской Руси

Очень громкое колдовское дело времен царя Федора — это отравление крымского царевича Мурат-Гирея. Летопись передает все это происшествие, очевидно, по ходячим слухам и разговорам, потому что весь рассказ о нем дышит народной верой в колдовство и вампиризм. Началось дело с того, что в 1591 году «басурмане», враги царевича, прислали из Крыма в Астрахань, где тогда жил Мурат-Гирей, ведунов, которые и испортили его. Царевич захворал и встревоженные приближенные призвали к нему лекаря-арапа. Осмотрев больного, лекарь прямо объявил, что болезнь царевича напускная, т.е. происшедшая от порчи, а потому и вылечить ее никакими лекарствами нет возможности, а надо сыскать тех колдунов, которыми порча напущена и заставить их снять порчу. За поимку колдунов взялся сам же лекарь-арап. Он просто-напросто отправился по юртам, (т.е. по калмыцким становищам), наловил там каких-то людей, которых считал колдунами, правел их в город и принялся пытать. Колдуны с пытки сказали ему, что «буде кровь их не замерзла», то им можно пособить. «Кровь не замерзла», — значит еще не свернулась. Арапский эскулап проявил себя человеком сведущим и опытным. Он устроил всеобщее кровопускание, то есть и колдунам, и всем порченным — самому царевичу и тем из его приближенных, которых постигла та же немочь, что его. Кровопускание у больных нам понятно; имелось в виду определить, у кого из них кровь замерзла, у кого не замерзла. Так, у царевича Мурат-Гирея и его жены кровь уже оказалась замерзшею и их спасти было невозможно; у других же больных она еще не замерзла и их спасли тем, что «той кровью помажут которого татарина или татарку и он жив станет». Но какой «той кровью»? Кровью колдунов? Должно быть, так, но в тексте летописи это выражено неясно. Конечно, обо всем этом дали знать в Москву и оттуда вышел приказ: ведунов пытать накрепко, по чьему умышлению царевича и царицу и татар испортили, а потом всех. их пережечь. В Астрахань командировали для производства суда и расправы боярина Пушкина. Это был очень распорядительный муж, но как он ни старался, он не добился от колдунов полезных разоблачений. На выручку ему пришел все тот же лекарь-арап. Он посоветовал вложить колдунам в зубы конские удила, подвесить их за руки и хлестать кнутьями не по телу, а по стене против них. И колдуны сейчас же стали делать признания. Потом их сожгли, притом и сжиганием заведовал опять-таки тот же арап, который, вероятно, уверил начальство, что колдунов надо сжигать с соблюдением особой сноровки. Предосторожности, им принятые, были, очевидно, не лишни, потому что сожжение сопровождалось особыми странными явлениями; так, когда костры запылали, к месту пожарища слетелось несметное множество сорок и ворон, которые тотчас исчезли, как только костры сгорели.
В этом деле немало поучительного. Прежде всего видно, что колдуны морочили начальство. Оно распорядилось хлестать их прямо по телу, а колдуны совершали отвод глаз, и удары падали мимо; по этому колдуны никакой боли не чувствовали, а потому и признаний не делали, молчали. Арап же, проникнув в их ухищрение, велел бить по стене, и тогда удары падали прямо на них, у них и развязались языки. И под пыткой колдуны признались, что портили царевича, царицу и татар и пили из них, из сонных, кровь. Таким образом эти колдуны зарекомендовали себя отчасти и вампирами.

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Hi ... _03dop.php
Среди могил унылых и безвестных
Я принесу чудовищный оброк
Тебе, о страх земной, подземный рок
И бич небесный!

Аватара пользователя
Lucifug
Близкий к Тьме
Сообщения: 1281
Зарегистрирован: Пт фев 12, 2010 23:15
Пол: Мужской
Откуда: Ингушетия

Re: Вампиры, ведьмы и колдуны

Сообщение Lucifug » Вт апр 14, 2015 01:12

Аа, читал, весело))
Ad Lucifer qui laetificat juventutem meam!
Изображение

Аватара пользователя
Iss
Иерарх
Сообщения: 6649
Зарегистрирован: Пн ноя 12, 2007 19:10
Пол: Мужской

Re: Вампиры, ведьмы и колдуны

Сообщение Iss » Вт окт 15, 2019 23:39

Изображение
Среди могил унылых и безвестных
Я принесу чудовищный оброк
Тебе, о страх земной, подземный рок
И бич небесный!

Аватара пользователя
Iss
Иерарх
Сообщения: 6649
Зарегистрирован: Пн ноя 12, 2007 19:10
Пол: Мужской

Re: Вампиры, ведьмы и колдуны

Сообщение Iss » Пт окт 18, 2019 16:47

СТРЫГА

В западно-славянской и карпато-балканской мифологиях ведьма, нежить, упырица, пьющая человеческую кровь.

Происхождение свое ведут из римо-латинского фольклора, в котором считалось, что strix (обычные совы-сипухи) высасывают кровь у детей. Потом римские стриги превратились в ведьм, потомков гарпий. Эти ведьмы ночами тоже нападали на младенцев в облике сов-сипух. Овидий в «Фастах» говорит:

Хищных порода есть птиц, не тех, что томили Финея
Голодом жутким, но тех, что походят от них:
Головы их велики, очи зорки, а клюв беспощаден,
В крыльях видна седина, крючьями когти торчат.
Ночью летают, хватают детей в пеленах колыбельных
И оскверняют тела тех младнцев грудных.
Клювами щиплют они, говорят, ребячьи утробы
И наполняют себе выпитой кровью зобы.


Впрочем, Петроний в «Сатириконе» утверждает, что стриги всего-навсего подменяют младенцев, оставляя родителям соломенные чучела.

Именно из мифа о стригах выросли многие легенды о вампирах, влившись в представления самых разных народов, живущих в Европе. От средневековой французской формы слова estrie, например, известны ведьмы-вампиры эстри в фольклоре европейских общин евреев (777: p.38). Наиболее распространены формы этого слова в карпато-балканском регионе. Собственно, strigă (strigoi) по-румынски и есть «вампир», отсюда же произошло и албанское «штрига». В албанском фольклоре штрига уже не превращается в птицу, напротив, принимает человеческую форму (предпочитая образ старой женщины, часто вселяется в тело умершей темной ведьмы). Она питается spiritus vita (жизненной силой) человека ночью, пока он спит. Предпочитает детей, потому что в них больше жизненной силы. Если в семье несколько детей, то покончив с одним, штрига обязательно придет за другими. Жертвы штриги заболевают, впадают в кому и, в конечном счете, погибают. Однако штрига (и только она) может исцелить ребенка, чью силу забрала.
Изображение
Среди могил унылых и безвестных
Я принесу чудовищный оброк
Тебе, о страх земной, подземный рок
И бич небесный!

Аватара пользователя
Iss
Иерарх
Сообщения: 6649
Зарегистрирован: Пн ноя 12, 2007 19:10
Пол: Мужской

Re: Вампиры, ведьмы и колдуны

Сообщение Iss » Ср окт 23, 2019 19:01

"The Witching Tree" by Michael Whelan
Вложения
The Witching Tree by Michael Whelan.jpg
Среди могил унылых и безвестных
Я принесу чудовищный оброк
Тебе, о страх земной, подземный рок
И бич небесный!

Аватара пользователя
Iss
Иерарх
Сообщения: 6649
Зарегистрирован: Пн ноя 12, 2007 19:10
Пол: Мужской

Re: Вампиры, ведьмы и колдуны

Сообщение Iss » Вс окт 27, 2019 01:55

"Princess of Ghouls" for Legend of the Cryptids by Livia Prima (Dopaprime).
Вложения
73210517_2513127955399539_6362295790420885504_n.jpg
Среди могил унылых и безвестных
Я принесу чудовищный оброк
Тебе, о страх земной, подземный рок
И бич небесный!

Ответить

Вернуться в «Всякий фольклор»